Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». История создания, жанр, тематика и проблематика. Особенности композиции

Русская литература XIX века

18.01.2025
3075
0

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». История создания, жанр, тематика и проблематика. Особенности композиции

План урока

  • Слово о Ф.М. Достоевского
  • История создания романа «Преступление и наказание»
  • Особенности жанра и композиция романа
  • Тематика

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского, историю создания и своеобразие романа «Преступление и наказание»
  • Уметь определять жанровые и композиционные особенности художественного произведения

Разминка

  • Какие произведения Ф.М. Достоевского вы уже изучали?
  • Вспомните, что такое «реализм». Какие отличительные черты ему присущи?

Слово о писателе

Рис. 1. В. Перов. Ф.М. Достоевский. 1872.

Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) 

 

Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве, в семье лекаря Мариинской больницы для бедных. В 1838 году поступил в Петербургское военно-инженерное училище. Окончив его в 1843 году, был зачислен на службу в инженерный департамент, но через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание – литература.

 

В детские и юношеские годы Ф.М. Достоевский страстно любил читать Библию, произведения Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, особенно увлекался творчеством А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. По признанию писателя, смерть А.С. Пушкина потрясла его едва ли не больше, чем кончина матери весной 1837 года. Интересовала Ф.М. Достоевского и иностранная литература – пьесы Шекспира и Мольера, романы Э. Сю, Ч. Диккенса, Ж. Санд, О. Бальзака и особенно драмы Ф. Шиллера, которыми он «бредил», заучивая наизусть.

 

Вершиной творчества Ф.М. Достоевского являются пять социально-философских романов, написанные в последние пятнадцать лет его жизни: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879-1880). Именно в этих произведениях гений писателя раскрылся со всей мощью и глубиной. Их появлению предшествовали два десятилетия идейных и художественных исканий, тяжелейших жизненных испытаний.

 

В начале 1860-х годов Ф.М. Достоевский написал «Ряд статей о русской литературе», где обосновал свой взгляд на современную прозу. По его мнению, русская литература после А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя остро нуждалась в обновлении общественно-исторической проблематики и художественных принципов. Ф.М. Достоевский считал, что современные писатели должны изображать «русского человека большинства». Жизнь и душа этого человека сложны, неустроенны, хаотичны. По Ф.М. Достоевскому, актуальная задача всей литературы – открыть в человеке нечто большее, чем позволяет увидеть в нем его сословная или профессиональная принадлежность: душу, внутренний мир, круг идей и настроений. 

 

Черты этой творческой программы обнаруживаются в его произведениях, созданных еще в первый период творчества – 1840-е годы. В эти годы были написаны роман «Бедные люди» (1845), повести «Двойник» (1846), «Хозяйка» (1847), «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849, не окончена).

 

В апреле 1849 года арестом по делу Петрашевского. Дело в том, что во второй половине 1840-х годов Ф.М. Достоевский не только активно работал в литературе, но и находился в эпицентре тогдашних споров о будущем России, о путях преобразования общества. С 1847 года писатель был участником кружка М.В. Петрашевского, считавшего идеалом человеческое сообщество, устроенное на основе принципов общей собственности и общего труда, свободы от власти денег и семейных обязанностей. Ф.М. Достоевский иронически относился к утопиям Петрашевского, но искренне мечтал о «деле», о справедливом переустройстве общества. 

Рис. 2. Обряд казни петрашевцев на Семеновском плацу 22 декабря 1849.

На собрании у Петрашевского 15 апреля 1849 года Ф.М. Достоевский прочитал запрещенное цензурой письмо В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю, в котором критик дал резкую оценку «Выбранным местам из переписки с друзьями». Именно за это Ф.М. Достоевский вместе с другими петрашевцами был приговорен к расстрелу. 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге была инсценирована казнь – в последнюю минуту ожидавшему смерти Ф.М. Достоевскому объявили о царской «милости»: расстрел был заменен четырьмя годами каторги с последующей солдатчиной. Писатель пережил незабываемую душевную драму. 24 декабря его отправили на каторгу в Омский острог. С 1854 года, после окончания срока каторжных работ, писатель служил солдатом в Сибирском линейном батальоне. 

 

Время каторги и солдатчины – длительная пауза в творческом развитии писателя. Тяжелее каторжных работ стала для Ф.М. Достоевского «каторга» нравственных мучений. Уже в первый год пребывания в остроге в писателе произошел нравственный переворот: вся прошлая жизнь показалась ему лживой, неподлинной. Книги и журналы были запрещены – единственной разрешенной книгой было Евангелие, подарок жен декабристов. Оно и стало постоянным чтением Ф.М. Достоевского, углубило его представления о смысле евангельских образов, истолкованных им в контексте собственной судьбы и судьбы человечества.

 

На каторге Ф.М. Достоевский, живший среди уголовников, в атмосфере пьяного разгула и поножовщины, мучительно искал ответ на вопрос: бандит ли русский мужик, на которого он и другие петрашевцы возлагали столь большие надежды? Воскресили Ф.М. Достоевского доброта, справедливость, участие – основы народной нравственности. Они заставили, вопреки всему увиденному на каторге, поверить в народ.

 

Только в 1859 году Фёдор Михайлович получил разрешение переехать в Тверь, а затем – в Петербург. 

Рис. 3. Анна Григорьевна Достоевская и дети писателя Любовь и Федор. Фото 1880-х.

Два произведения, написанные в начале 1860-х годов, – роман «Униженные и оскорбленные» (1861) и художественно-документальные «Записки из Мертвого дома» (1860–1862) – вновь сделали его активным участником литературного процесса. Кроме того, вместе с братом М.М. Достоевским он издавал журнал «Время» (1861–1863), а затем его продолжение – «Эпоху» (1864–1865). В этих изданиях братья Ф.М. Достоевские проводили программу «почвенничества», которая стала мировоззренческой основой и публицистики, и художественных произведений Ф.М. Достоевского 1860-х– 1870-х годов. 

 

Главный пункт этой социально-философской программы – размежевание с двумя самыми авторитетными течениями русской духовной жизни: западничеством и славянофильством. Разночинскую интеллигенцию он считает оторванной от народа, от «почвы», а потому не выражающей его коренных чаяний. Они ожидали «нового слова» от самого русского народа, разбуженного крестьянской реформой 1861 года. Свою задачу «почвенники» видели в духовно-практической деятельности: просвещая народ, образованные слои общества должны сами воспринять исконные основы народного мироощущения, нравственно сблизиться с ним.

 

Последний период творчества Ф.М. Достоевского (конец 1860-х –1881 год) – пора создания шедевров. Первым из романов, которые принесли писателю мировую славу, стал роман «Преступление и наказание» – итог всего предшествующего развития Ф.М. Достоевского-


мыслителя и художника и поисковое, новаторское произведение, открывшее завершающий этап его творчества.


  1. Какое образование получил Ф.М. Достоевский?
  2. Какими писателями увлекался Ф.М. Достоевский?
  3. За что писателя отправили в ссылку?
  4. В чём заключалась суть «почвенничества»?


Художественный метод Ф.М. Достоевского 

Рис. 4. Г. Коржев-Чувелев. Ф.М. Достоевский на каторге.

Федор Михайлович стал одним из первых критиков идей индивидуализма и анархизма. Противопоставляя этим разрушительным идеям свою веру в Бога, убеждение в несокрушимости идеалов христианского человеколюбия, писатель создал оригинальную концепцию личности: в его романах «антигероям» противостоят люди, вдохновленные верой в добро, стремящиеся к справедливости, отвергающие возможность достижения всеобщей гармонии ценой страдания (Соня Мармеладова, князь Мышкин, Алеша Карамазов). 

 

Несмотря на склонность ставить «вечные» философские вопросы, Ф.М. Достоевский – писатель острозлободневный. В современных событиях и в характерах современников он стремился увидеть как обобщающий, итоговый смысл, так и пролог новой эпохи общественного и культурного развития России и Европы. Все романы Ф.М. Достоевского 1860-х – 1870-х годов могут быть названы романами-«прогнозами», романами-«пророчествами», значение которых в полном объеме раскрылось в XX веке.

 

Ф.М. Достоевский – писатель-урбанист, создавший страшный портрет большого города, города-«спрута», который подчиняет и обезличивает человека (прежде всего это, конечно, Петербург). Свой нравственный долг писатель видел в том, чтобы обнаружить «скрытый в душе человеческой» порыв к красоте и гармонии. Как и Шиллер, кумир его юности, Ф.М. Достоевский верил: именно «красота мир спасет», поможет восстановить «погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков».

 

В произведениях Ф.М. Достоевского нет пассивных и обезличенных «жертв обстоятельств», среды или воспитания. Даже самый обокраденный жизнью человек – «ветошка», «штифтик», «фортепьянная клавиша», преступник, изгой – изображается как человек с «амбицией», со своим взглядом на людей и самого себя. Личностное начало, нарушающее сословные формы поведения и мышления, возвышает даже самого «ничтожного» героя.

Рис. 5. К. Васильев. Ф.М. Достоевский. 1973.

Художественный мир Ф.М. Достоевского – мир мысли и напряженных нравственно-философских исканий. В этот сложный процесс втянуты люди из различных сословий: бывший студент; дворянин Раскольников, помещик Свидригайлов и маляр Миколка («Преступление и наказание»), «праведник» князь Мышкин, содержанка Настасья Филипповна и купеческий сын Рогожин («Идиот»), даже дети (например, подросток-«нигилист» Коля Красоткин из романа «Братья Карамазовы»).

 

Психологизм – важнейшая особенность всех произведений Ф.М. Достоевского. Он уделял больше внимания описанию внутреннего мира героев, чем его социальной характеристике. Это выделило его среди писателей «натуральной школы» и вызвало неудовольствие ее главы – В.Г. Белинского. Писатель не перекладывал на «среду» и обстоятельства ответственность за поступки людей и их результат. По мнению Федора Михайловича, к «золотому веку» «всемирный человек» (то есть все человечество) придет только тогда, когда люди поймут и преодолеют собственные несовершенства. Писатель определил свой творческий метод как «фантастический реализм», так как, по его мнению, нет ничего более фантастического, чем душа человека, переживающего свой конфликт с миром. 

 

Ф.М. Достоевский создал жанр «полифонического» романа (термин М.М. Бахтина). Начиная с «Преступления и наказания», его романы становятся грандиозными художественными «лабораториями», в которых идеи, теории, концепции испытываются практикой жизни. В них сталкиваются идеологические системы, типы поведения людей, идет борьба мнений. Каждый человек у Ф.М. Достоевского представляет какую-то жизненную позицию, взгляд на мир, становясь «героем-идеологом», живым воплощением идеи. Но ни один голос, в том числе и голос самого автора, не имеет решающего значения. Смысл напряженных «диалогов идей», ведущихся в романах, – обретение нравственной истины, которая не может принадлежать одному человеку: она является достоянием всех и раскрывается каждому человеку в опыте его страданий и мучительных духовных поисков, в его движении к нравственному совершенству, к Богу.


  1. Какие особенности присущи произведениям Ф.М. Достоевского?
  2. Какой герой присущ романам Ф.М. Достоевского?
  3. В чём проявляется «полифоничность» романов Ф.М. Достоевского?


История создания романа «Преступление и наказание»

Хотя ряд исследователей считает, что роман «Преступление и наказание» был задуман еще во время пребывания Достоевского на каторге, непосредственная творческая история романа начинается все-таки в середине 1860-х годов. Так, 8 июня 1865 года в письме редактору журнала «Отечественные записки» А.А. Краевскому Ф.М. Достоевский писал, предлагая ему свое новое произведение: «Роман мой называется «Пьяненькие» и будет в связи с теперешним вопросом о пьянстве. Разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч. и проч.». Насколько продвинулась работа над этим романом, сказать трудно. Но когда Ф.М. Достоевский в письме от 10-15 сентября того же года предлагает редактору «Русского вестника» М.Н. Каткову «повесть», которую пишет «уже 2 месяца», то речь идет о другом замысле: «Это – психологический отчет одного преступления». И пересказан сюжет, который развивается самостоятельно, вне связи с «Пьяненькими». 

 

Поначалу повесть виделась писателю в форме «рассказа преступника», от первого лица, о событиях, произошедших восемь лет назад. Но, написав значительную часть рассказа-исповеди, писатель решительно отказался от него: «Исповедью в иных пунктах будет не целомудренно и трудно себе представить, для чего писано. Объективное повествование «от автора» – «существа всесведущего и непогрешимого, выставляющего всем на вид одного из членов нового поколения». Вместе с изменением формы повествования изменился и жанр: замысел вылился в объемный роман, одну из сюжетных линий которого составила история Мармеладовых – отзвук «Пьяненьких». В окончательной редакции роман печатался на страницах «Русского вестника» в течение 1866 года.

 

В Петербурге повесть перерастает в роман. Первая часть «Преступления и наказания» уже появилась в январском номере журнала «Русский вестник» за 1866 год, однако полностью роман еще не был закончен. Работа над дальнейшим текстом романа продолжалась весь 1866 год.

Особенности жанра и композиция романа 

Как и большинство русских романов XIX века, «Преступление и наказание» является философским романом. Определение «философский роман» – условное. Им обозначают достаточно большое число романов ХІХ–ХХ веков, герои которых, решая конкретные вопросы собственной жизни, начинают осознавать их общий смысл, или авторы которых, рисуя конкретные ситуации и конкретных героев, открывают их универсальные смыслы и значения. 

 

Философский роман одновременно является и романом морально-психологическим: предметом его изображения служат внутренний мир личности, вопросы нравственности, в процессе изображения происходит глубокое постижение психологии личности, главным критерием авторской оценки являются нравственные принципы.

 

Специфика «Преступления и наказания» как философского романа во многом определяется его полифонической природой. Теорию полифонического (многоголосого) романа Ф.М. Достоевского разработал М.М. Бахтин еще в 1920-е годы. По мысли ученого, особенностью романов Ф.М. Достоевского является «множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов». Говоря о «голосе», М.М. Бахтин имеет в виду особый статус героя у Ф.М. Достоевского: герой интересует писателя не как явление действительности, с социально-типическими определенными чертами, а как «особая точка зрения на мир и на себя самого»«Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а прежде всего то, чем является для героя мир и чем является он сам для самого себя». Читая роман, мы замечаем, что мир предстает в перспективе Раскольникова: это Раскольников слушает и переживает исповедь Мармеладова, узнает из письма перипетии Дуниной судьбы, видит пьяную девочку на бульваре и т. д. Иными словами, Ф.М. Достоевский показывает, чем мир является для героя, оскорбленного этим миром, возмущенного неправедностью его, и т.д. Более того, не Ф.М. Достоевский описывает состояние Раскольникова, а Раскольников своим «словом» и «голосом» раскрывает его: не писатель о герое, а герой о себе; он не объект, а полноправный субъект изображения.

 

Но у Ф.М. Достоевского каждый герой обладает своим «сознанием и самосознанием»«своей точкой зрения на мир и на себя в мире». Она есть у Мармеладова, у Катерины Ивановны, у Лужина, у Сони, у Свидригайлова, у Разумихина, у Порфирия Петровича, у Пульхерии Александровны. И все «голоса»-«сознания» этих героев не подчинены Раскольникову, а равноправны, самостоятельны и независимы от него и друг от друга.

 

Герой Ф.М. Достоевского – герой-идеолог, то есть человек, сливающийся со своей идеей, которая становится его страстью и определяющей чертой его личности. «Образ героя неразрывно связан с образом идеи и неотделим от него. Мы видим героя в идее и через идею, а идею видим в нем и через него». Кроме того, Ф.М. Достоевский открыл «диалогическую природу идеи», которая становится идеей только в результате диалога с другой, чужой идеей или идеями. Об идее-теории Раскольникова читатель впервые узнает из пересказа Порфирием его (Раскольникова) статьи, то есть узнаем через «чужое» утрирующее и провоцирующее сознание, вызывающее Родиона на диалог. Раскольников, в свою очередь, излагает основные положения своей теории, а его все время перебивает репликами Порфирий. Раскрываясь в диалоге разными гранями, идея по-другому предстает в диалогах Раскольникова с Соней, и еще по-иному в изложении Свидригайлова во время разговора с Дуней. В итоге во всех этих диалогах вырастает сложный, противоречивый и объемный образ идеи Раскольникова. В результате роман Ф.М. Достоевского становится не романом с идеей, а романом об идее, о ее живой жизни в умах и душах людей.

 

В полифоническом романе изменяется и авторская позиция по отношению к герою. В романе монологического типа, толстовском, например, автор знает о герое больше, чем тот о себе, и может сказать о нем завершающее слово. В полифоническом романе вынести окончательное суждение о себе может только сам герой. В таком смысле герой полифонического романа как бы берет на себя часть авторских функций монологического романа. Автор в полифоническом романе рядом и вместе с героями, а не над ними. Все это не означает, однако, что авторская позиция в романе не выявлена. Выявлена, но только другими способами, нежели в монологическом романе: не в авторском слове (повествовании), а в структуре романа, в ее ходах.

 

Двухчастность названия романа – «Преступление и наказание» – отражает две неравные части, на которые он распадается: преступление и его причины – первая, а вторая и главная – действие преступления на душу преступника. Эта двухчастность проявляется и в структуре романа: из шести частей только одна, первая, посвящена преступлению, а пять остальных – духовно-психологическому наказанию и постепенному изживанию Раскольниковым своего преступления.

 

Фактически «Преступление и наказание» имеет классическую композицию – 6 частей, разбитых на главы, и эпилог. И если в первой части сюжет развивается равномерно, то начиная со второй автор добавляет динамичности – появляются новые герои, события развиваются быстрее.

Особенность авторской задумки в несоответствии дней отдельным главам. Такой рассинхронизацией Ф.М. Достоевский акцентируем внимание на внутренних переживаниях Раскольникова – он впадает в бредовое состояние, поэтому главы сменяются также беспорядочно, как дни в его сознании. Читатель вместо с героем теряет ощущение времени.

Тематика

Ф.М. Достоевский погружает читателя в ту среду, где рождаются самые свежие идеи, где напряжённо бьётся мысль молодого поколения, где все новей­шие теории обретают горячих поклонников, где скудость материальной жизни ведёт к сгущению жизни умственной. Его герои едят, пьют, спят, одеваются, работают как будто на бегу, «мельком», зато они бесконечно и с упоением спорят, развивают свои мысли, излагают убеждения, обсуждают вечные темы. Перед читателем открывается бурлящий котёл идей. Здесь всё в движении, в поиске, в становлении. Жизнь идей — их зарожде­ние, развитие, их реальные плоды.


  1. Какая композиция у романа «Преступление и наказание»?
  2. Какие темы поднимает Ф.М. Достоевский в романе?


Ф.М. Достоевский обогатил реализм великими художественными открытиями, философской и психологической глубиной. Его творчество выпало на переломные в отечественном социально-историческом процессе годы и явилось воплощением самых напряженных духовных, религиозно-нравственных и собственно эстетических исканий русской интеллигенции XIX века.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие философские взгляды Ф.М. Достоевского стали основой его творчества?
  2. В каком году было написано и опубликовано «Преступление и наказание»?
  3. К какому жанру относится произведение?
  4. Каковы особенности композиции произведения?
  5. Какие проблемы поднимаются в произведении?


Предыдущий урок
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Путь духовных исканий Андрея Болконского
Русская литература XIX века
Следующий урок
Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Вера поэта в духовную силу, богатырство народа
Русская литература XIX века
  • Основные положения теории химического строения

    Химия

  • Ф.И. Тютчев. Адресаты любовной лирики. Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой»

    Литература

  • Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке