Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С. Пушкин. Периоды жизни и творчества. Основные темы лирики. Тема свободы.

Русская литература XIX века

23.04.2024
3140
0

А.С. Пушкин. Периоды жизни и творчества. Основные темы лирики. Тема свободы. «Вольность», «Деревня», «Во глубине сибирских руд…», «Свободы сеятель пустынный…»

План урока

  • Слово об А.С. Пушкине
  • Периодизация творчества А.С. Пушкина
  • Ода «Вольность»
  • Стихотворение «Деревня»
  • Стихотворение «Во глубине сибирских руд…»
  • Стихотворение «Свободы сеятель пустынный…»

Цели урока

  • Знать биографию А.С. Пушкина, периодизацию его творчества, основные темы его творчества и тема свободы в лирике А.С. Пушкине
  • Уметь анализировать поэтические тексты

Разминка

  • Каких поэтов-друзей А.С. Пушкина ты знаешь?
  • Знакомы ли вм стихотворения автора, посвященные им?

 

Слово об А.С. Пушкине

Рис. 1. О. Кипренский. А.С. Пушкин. 1827.

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)

 

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.

 

Получал образование в Царскосельском лицее.

 

В 1817 после окончания лицея был зачислен в Коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря.

 

В 1819 становится членом литературного объединения «Зелёная лампа».

 

С 1823 служил у графа Воронцова. Но уже в 1824 из-за ссор с графом, его направляют к отцу в Михайловское.

 

8 сентября 1826 – был на аудиенции у Николая I.

 

Погиб поэт 8 февраля 1837 года из-за тяжелого ранения, полученного в дуэли с Дантесом.

Периодизация творчества А.С. Пушкина

Лицейский период поэта обозначается 1811-1817 годами. А.С. Пушкин окончил лицей и был назначен на должность мелкого чиновника в Петербурге. 

 

19 октября 1811 года – день открытия царскосельского лицея. С ним будет связана судьба А.С. Пушкина в течение без малого шести лет.

 

В лицее формировалось мировоззрение поэта. Вместе с Пушкиным в лицее учились такие известные в будущем поэты, как Дельвиг и Кюхельбекер. Первые же стихотворения Пушкина сделали его признанным главой лицейской литературы, постоянным автором журнала «Лицейский мудрец».

 

Полнее всего в раннем творчестве Пушкина представлена анакреонтическая лирика . Юный поэт славит радости жизни – веселье, вино, дружбу, любовь («К Наталье», «Пирующие студенты», «К Пущину» и др.)

Рис. 2. Б. Щербаков. Пушкин в Петербурге. 1949.

Петербургский период поэта обозначается 1817-1820 годами. А.С. Пушкин окончил лицей и был назначен на должность мелкого чиновника в Петербурге. 

 

В это время автор попадает в высший петербургский свет – постоянно бывает на балах, заводит новые знакомства. Среди новых приятелей поэта было немало из тех, кого через несколько лет будут звать декабристами.

 

Идеи об общественном переустройстве и гражданской свободе в то время были на слуху в обществе, поэтому неудивительно, что А.С. Пушкин, как голос своего народа, транслировал их в творчестве.

 

В это время создаются такие произведения как ода «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву».

Рис. 3. Л. Пастернак. Пушкин на берегу моря. 1896.

Южный период в творчестве А.С. Пушкина приходится на 1820-1824 годы. В это время поэт был направлен в ссылку на Кавказ за написание эпиграмм, которыми был недоволен император Александр I.

 

В ссылке А.С. Пушкин знакомится с более радикальными представителями декабристского движения – южным обществом. Общение с этими людьми производит сильное впечатление на автора.

 

Этот период считается пиком романтизма в творчестве А.С. Пушкина. Вдали от шума петербургской жизни он создает нового лирического героя – рефлексирующего, жаждущего свободы.

 

В лирике автора возникает тема вольнолюбивых надежд, которая реализуется в стихотворениях «Узник», «Птичка».

Михайловский период – это 1824-1826 годы, когда поэт был направлен в имение своего отца. Он прибывает сюда с Кавказа и пишет произведения, которые навеяны воспоминаниями о море и южной жизни («К морю», «Виноград» и др.).

 

Создаются философские стихотворения. К примеру «Разговор с книготорговцем», в котором поэт в диалогической форме размышляет о поэтическом и прозаическом мировосприятии.

 

В Михайловском в творчестве автора появляется и любовная лирика. Здесь были созданы «Соженное письмо», «К К***».

 

Во время нахождения в Михайловском поэт узнает о подавлении восстания декабристов. А.С. Пушкин переживает его как личную трагедию.

Рис. 4. П. Кончаловский. Пушкин в Михайловском. 1932-1951.

После ссылки – это 1826-1830 годы, когда поэта помиловал Николай I. Император знал о влиянии поэта на русское общество и решил использовать его в своих целях. Он поручил ему составить записку «О народном воспитании» и сообщил, что отныне сам будет цензором его стихов.

 

А.С. Пушкин остался верен своим идеалам свободолюбия. «Я гимны прежние пою», – так завершалось стихотворение «Арион», в котором в аллегорической форме рассказывалось о недавних трагических событиях. Когда декабристки Волконская и Муравьева отправились к мужьям в сибирскую ссылку, Пушкин передал с ними свое знаменитое послание «Во глубине сибирских руд…».

 

Лирика А.С. Пушкина необыкновенно богата и разнообразна. В 1820-1830-е годы в ней обращают на себя внимание стихотворения о поэте и поэзии, отличающиеся актуальностью и остротой проблематики.

Болдинская осень 1830 года . После долгого ожидания А.С. Пушкин получил наконец согласие на брак с Натальей Николаевной Гончаровой. Для устройства материальных дел он выехал в село Болдино, подаренное ему отцом к свадьбе. Здесь подстерегла его неожиданность. В России разразилась эпидемия холеры, и все дороги были перекрыты карантинными постами. Поэт был вынужден провести в Болдино почти три месяца.

Рис. 5. Н. Пискарев. Пушкин в Болдине. 1936.

Здесь им были написаны «Повести Белкина», последние главы «Евгения Онегина», четыре драматические сцены, поэма «Домик в Коломне», свыше тридцати лирических стихотворений и много критических статей. Подобного взлета поэтического гения, подобной интенсивности творческого труда не знает более история мировой литературы. Но дело не только в количестве и многообразии написанного. Болдинская осень – это время, когда совершился переворот в творческом сознании А.С. Пушкина, когда открылась принципиально новая страница его творчества. Гуманизм выдвигается на ведущие, определяющие позиции в творчестве поэта.

 

А.С. Пушкин никогда не выезжал за пределы России. Тем удивительнее его способность глубоко проникать в дух, обычаи, нравы, историю других народов и воссоздавать их в своем творчестве. В драматических сценах «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» поэт обнаружил поистине изумительные знания и чутье в обрисовке французских, испанских, немецких, английских характеров и быта из давно прошедших эпох.

Творчество 30-х годов  поражает своим многообразием и глубиной. Продолжая писать гениальные стихи, он создал русскую прозу. Итогом его научных исследований в области русской истории стали «История Пугачевского бунта» и неоконченная «История Петра Великого». 

 

Лирика 1830-х годов представлена рядом актуальных политических стихотворений – «Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой», «Полководец», «На выздоровление Лукулла» и др. 

 

Начиная с 1830 годов А.С. Пушкин пишет сказки: «Сказку о попе и работнике его Балде» (1830), «Сказку о медведихе» (1830), «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831), «Сказку о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833), «Сказку о золотом петушке» (1834).

 

Поэт много путешествует по России. В сентябре 1833 году он предпринимает большую поездку в Казань, Симбирск и Оренбург с целью сбора материала для работы над «Историей Пугачевского бунта».


  • Что послужило причиной ссылки поэта в Михайловское?
  • Какой период стал самым плодотворным в творчестве А.С. Пушкина?


Ода «Вольность»

Ода «Вольность» была написана А.С. Пушкиным в 1817 году, а опубликована А.И. Герценом в сборнике «Полярная Звезда» (при жизни А.С. Пушкина издана не была). Также стоит отметить то, что весной 1820 года она дошла до правительства и явилась одной из причин ссылки поэта.

 

Центральная тема – протест против абсолютной монархической власти в России, почитание закона, утверждение вечных идеалов свободы, гуманности, равенства.

 

Композиционно произведение делится на три условных части – в первой лирический герой повествует о своей миссии, во второй он прославляет закон и порядок, а в третьей призывает монархов открыто предстать перед лицом закона.

 

Поэт заявляет о неравенстве, господствующим в обществе. Он разочарован в действующей власти, душащей свободу. А.С. Пушкин вскрывает главную проблему общества образца первой половины XIX века – беззаконие, тиранию и вседозволенность правящих монархов. Он смело выражает свою гражданскую позицию, поскольку остро чувствует беззащитность простого русского человека перед властью:

 

Решение государственных проблем А.С. Пушкин видит в установлении общего для всех закона.

 

Ода наполнена глубокими переживаниями автора, и является мощным призывом к самым решительным действиям. Это произведение – гимн, призывающий к преобразованиям. Неслучайно в 1917 году «Вольность» вдохновляла революционеров.


Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт в своей оде?


Стихотворения «Деревня»

Поэт работал над произведением во время михайловского периода в творчестве. Его изначальная версия была удостоена высокой оценку у императора Александра I в 1819 году. Для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с К.Ф. Рылеевым, М.С. Луниным, П.Я. Чаадаевым.

Рис. 6. П. Кончаловский. Пушкин. Осень. 1899.

Однако текст стихотворения был опубликован лишь после его смерти в 1826 году. Из-за цензурного контроля «Деревню» пришлось редактировать и сокращать. 

 

Изначальное название этого стихотворения – «Уединение». Стихотворение «Деревня» посвящено чрезвычайно актуальной для того времени теме крепостного права. Оно имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов «...но мысль ужасная...») представляет собой идиллию, а вторая – политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего.

 

Жанрово оно определяется как послание с элементами элегии.

 

Тема послания – крестьянский вопрос. Произведение строится на некой антитезе, которая заключена в противопоставлении деревенской атмосферы гнету и ущемлению крестьян.

 

Примечательно, что в этом стихотворении А.С. Пушкин использует все существующие виды рифмовок (перекрестная, параллельная, кольцевая).


Какие эпитеты использует А.С. Пушкин в стихотворении «Деревня»?


Стихотворение «Во глубине сибирских руд…»

Рис. 7. М. Добужинский. А.С. Пушкин в Каменке среди декабристов. 1924.

Стихотворение «Во глубине сибирских руд...» датируется концом декабря 1826 года – началом января 1827 года. А.С. Пушкин передал его сосланным декабристам через А.Г. Муравьеву, уезжавшую из Москвы к мужу на каторгу в начале января 1827 года. Жанр – дружеское послание. 

 

Основными темами этого стихотворения являются память о тех, кого отправили в ссылку; тема дружбы; вера в освобождение декабристов; стремление к свободе и верность своим идеалам. Жанрово произведение относится к посланию.

 

Поскольку послание адресовано декабристам, есть основания полагать, что речь идет не только о свободе вообще, но и о свободе от деспотии царской власти. Совершенно очевидно, что в этом стихотворении декабристы получают у А.С. Пушкина полное нравственное признание: у них «дум высокое стремленье», их «скорбный труд» «не пропадет»:


В какой строфе стихотворения используется развёрнутое сравнение?


Стихотворение «Свободы сеятель пустынный…»

Стихотворение написано в 1823 году, когда он находится в южной ссылке. Его создание связано с западноевропейской революцией, а также с личными переживаниями поэта о полном контроле в его жизни и творчестве. Произведение было впервые опубликовано лишь посмертно.

 

А.С. Пушкин использует сюжет евангельской притчи о сеятеле. Эту притчу произносит Христос в присутствии двенадцати учеников при стечении народа: «Вышел сеятель сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и птицы небесныя поклевали его. А иное упало на каменье и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. И иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный». Если в евангельской притче хотя бы часть «семян» принесла «плод», то вывод пушкинского лирического героя гораздо менее утешителен

 

В этом произведении А.С. Пушкин поднимает такие темы как гнет литературной цензуры, разочарование в государственном устройстве, страдание целого народа.

 

Композиционное оно разделяется на две условных части – монолог лирического героя о своей жизни, своем труде и его обращение к народу, который он сам считает порабощенным.

 

Поэт дополняет это стихотворение множеством символичных образов (к примеру, сам термин «сеятель» у А.С. Пушкина приобретает особое значение).

 

С помощью знаменитой притчи А.С. Пушкин по-новому разрешает традиционную для романтизма тему поэта-пророка в столкновении с толпой. «Свободы сеятель пустынный» – поэт (причем не только сам А.С. Пушкин, но поэт как таковой), «живительное семя», которое сеет лирический герой, символизирует слово, поэзию вообще и политические стихотворения и радикальные высказывания, ознаменовавшие жизнь поэта в Петербурге и Кишиневе, в частности. В результате лирический герой приходит к мысли, что все его труды напрасны: никакие призывы к свободе не в состоянии пробудить «мирные народы».


В чем особенность языка стихотворения А.С. Пушкина?


А.С. Пушкин сделал русскую литературу зеркалом общественной жизни. В его произведениях нашли отражение все основные проблемы русской действительности первой трети XIX века.


Контрольные вопросы

 

  1. Как вы думаете, почему такое большое место в лирике А.С. Пушкина занимают стихотворения, посвященные дружбе и друзьям?
  2. Назовите пушкинские произведения на исторические сюжеты.
  3. Становление какого литературного направления находит отражение в творчестве А.С. Пушкина?
  4. Какие общественные идеалы раскрываются в вольнолюбивых стихотворениях А.С. Пушкина?


Следующий урок
Л.Н. Толстой «Война и мир». История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа. Композиция. Система персонажей. «Мысль семейная»
Русская литература XIX века
Поделиться:
  • СССР и мировое сообщество 1929-1939 гг.

    История

  • Расчёт сопротивления системы, состоящей из нескольких проводников, соединённых между собой. Измерение силы тока и напряжения

    Физика

  • Синтетические полимеры

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке