- поупражняемся в умении выделять словосочетания из предложения
- узнаем об особенностях однородных членов предложения
- получим представление о видах связи однородных членов предложения
- познакомимся с правилом постановки запятой между однородными членами
Прочитайте предложение и определите, сколько в нём словосочетаний.
Летучие мыши живут в пещерах.
Вспомните!
![](/upload/P1Jisz6jZ8xZ_%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581.%25D1%258F%25D0%25B7-19%2520%281%29.png)
Грамматическая основа данного предложения — «мыши живут». Второстепенный член «летучие» поясняет подлежащее. Мыши (какие?) летучие. Это словосочетание , главное слово в нём «мыши»,
зависимое — «летучие». Второстепенный член «в пещерах» поясняет сказуемое. Живут (где?) в пещерах. В этом словосочетании главное слово «живут», зависимое слово «в пещерах». В этом предложении два словосочетания.
Прочитайте предложение. Подумайте, как его изменить, чтобы речь звучала красиво.
Дети вошли в класс, дети сели за парты, дети приготовились к уроку.
Вспомните!
В этом предложении подлежащее «дети», оно повторяется три раза и три сказуемых «вошли», «сели», «приготовились». Предложение можно изменить так: «Дети вошли в класс, сели за парты, приготовились к уроку». Теперь к подлежащему «дети» относится три сказуемых. Такие сказуемые называются однородными, однородными членами предложения .
![](/upload/bs3Ml6X5N5LS_%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581.%25D1%258F%25D0%25B7-20.png)
Прочитайте предложения и определите, с помощью чего могут быть связаны однородные члены предложения между собой.
На этом заводе изготавливают тракторы, комбайны, грузовые автомобили.
Мы взяли свой багаж и вышли из электрички.
Вчера ребята посетили выставку, а сегодня пойдут на прогулку в лес.
Этот календарь был точным, но неудобным.
В первом предложении однородные члены связаны между собой перечислительной интонацией , во втором — союзом «и», в последних предложениях — союзами а и но .
Обратите внимание на то, что в каждом из этих предложений есть однородные члены, но где-то между ними ставится запятая, а где-то её нет. Как вы думаете, почему? В качестве подсказки обратитесь к схеме.
Запомните!
В первом предложении ставится запятая, так как однородные члены соединены интонацией перечисления . Во втором предложении запятая между однородными членами не ставится, потому что они соединены союзом и . В третьем и четвёртом предложении однородные члены соединены союзами а, но , поэтому между ними стоит запятая.
![](/upload/S4QBJxiReheX_%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581.%25D1%258F%25D0%25B7-21.png)
![](/upload/InGQZaPU0Tgz_%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581.%25D1%258F%25D0%25B7-22.png)
Упражнение 1
Прочитайте предложение. Выпишите из него все словосочетания с вопросом.
Ребята в кустах поймали колючего ёжика.
Упражнение 2
Прочитайте предложения. Выберите предложения с однородными членами, закрасьте карточки, на которых они записаны. Укажите, с помощью чего однородные члены связаны между собой.
![](/upload/ShtoO5b3SVCD_%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581.%25D1%258F%25D0%25B7-23%2520%281%29.png)
Упражнение 3
Прочитайте предложения. Запишите их в тетрадь, ставя где нужно запятые.
Мост через речку был очень старый но ещё крепкий.
Весь двор был завален досками осколками кирпичей обрезками труб.
Мальчики и девочки рисуют в альбомах красками.
Закончите предложения.
![](/upload/mdihJoJI7m5s_%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581.%25D1%258F%25D0%25B7-24.png)
Упражнение 1
поймали (где?) в кустах, поймали (кого?) ёжика, ёжика (какого?) колючего
Упражнение 2
![](/upload/h7HJeQLBeTWF_%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581.%25D1%258F%25D0%25B7-30.png)
Упражнение 3
Мост через речку был очень старый, но ещё крепкий.
Весь двор был завален досками, осколками кирпичей, обрезками труб.
Мальчики и девочки рисуют в альбомах красками.