- будем тренироваться выделять словосочетания из предложения
- узнаем об особенностях однородных членов предложения
- узнаем о видах связи однородных членов предложения
- изучим правило постановки запятой между однородными членами
Прочитайте предложение и определите, сколько в нём словосочетаний.
Летучие мыши живут в пещерах.
Вспомните!

Грамматическая основа данного предложения — «мыши живут». Второстепенный член «летучие» поясняет подлежащее. Мыши (какие?) летучие. Это словосочетание, главное слово в нём «мыши», зависимое — «летучие». Второстепенный член «в пещерах» поясняет сказуемое. Живут (где?) в пещерах. В этом словосочетании главное слово «живут», зависимое слово «в пещерах». В этом предложении два словосочетания.
Прочитайте предложение. Подумайте, как его изменить, чтобы речь звучала красиво.
Дети вошли в класс, дети сели за парты, дети приготовились к уроку.
Вспомните!
В этом предложении подлежащее «дети» повторяется три раза. Кроме того, есть три сказуемых «вошли», «сели», «приготовились». Предложение можно изменить так: «Дети вошли в класс, сели за парты, приготовились к уроку». Теперь к подлежащему «дети» относится три сказуемых. Такие сказуемые называются однородными членами предложения.

Прочитайте предложения и определите, с помощью чего могут быть связаны однородные члены предложения между собой.
На этом заводе изготавливают тракторы, комбайны, грузовые автомобили.
Мы взяли свой багаж и вышли из электрички.
Вчера ребята посетили выставку, а сегодня пойдут на прогулку в лес.
Этот календарь был точным, но неудобным.
В первом предложении однородные члены связаны между собой перечислительной интонацией, во втором — союзом и, в последних предложениях — союзами а и но.
Обратите внимание на то, что в каждом из этих предложений есть однородные члены, но где-то между ними ставится запятая, а где-то её нет. Как вы думаете, почему? В качестве подсказки обратитесь к схеме.
Запомните!
В первом предложении ставится запятая, так как однородные члены соединены интонацией перечисления. Во втором предложении запятая между однородными членами не ставится, потому что они соединены союзом и. В третьем и четвёртом предложении однородные члены соединены союзами а, но, поэтому между ними стоит запятая.


Упражнение 1
Прочитайте предложение. Выпишите из него все словосочетания с вопросом.
Ребята в кустах поймали колючего ёжика.
Упражнение 2
Прочитайте предложения. Выберите предложения с однородными членами, закрасьте карточки, на которых они записаны. Укажите, с помощью чего однородные члены связаны между собой.

Упражнение 3
Прочитайте предложения. Запишите их в тетрадь, ставя где нужно запятые.
Мост через речку был очень старый но ещё крепкий.
Весь двор был завален досками осколками кирпичей обрезками труб.
Мальчики и девочки рисуют в альбомах красками.
Закончите предложения.

Упражнение 1
поймали (где?) в кустах, поймали (кого?) ёжика, ёжика (какого?) колючего.
Упражнение 2

Упражнение 3
Мост через речку был очень старый, но ещё крепкий.
Весь двор был завален досками, осколками кирпичей, обрезками труб.
Мальчики и девочки рисуют в альбомах красками.