Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Словосочетание. Однородные члены предложения. Знаки препинания

Синтаксис и пунктуация

23.02.2024
2148
0

Словосочетание. Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Цели урока

  • поупражняемся в умении выделять словосочетания из предложения
  • узнаем об особенностях однородных членов предложения
  • получим представление о видах связи однородных членов предложения
  • познакомимся с правилом постановки запятой между однородными членами


Прочитайте предложение и определите, сколько в нём словосочетаний.

 

Летучие мыши живут в пещерах.


Вспомните!

Грамматическая основа данного предложения — «мыши живут». Второстепенный член «летучие» поясняет подлежащее. Мыши (какие?) летучие. Это словосочетание , главное слово в нём «мыши», 

зависимое — «летучие». Второстепенный член «в пещерах» поясняет сказуемое. Живут (где?) в пещерах. В этом словосочетании главное слово «живут», зависимое слово «в пещерах». В этом предложении два словосочетания.


Прочитайте предложение. Подумайте, как его изменить, чтобы речь звучала красиво.

 

Дети вошли в класс, дети сели за парты, дети приготовились к уроку.


Вспомните!

 

В этом предложении подлежащее «дети», оно повторяется три раза и три сказуемых «вошли», «сели», «приготовились». Предложение можно изменить так: «Дети вошли в класс, сели за парты, приготовились к уроку». Теперь к подлежащему «дети» относится три сказуемых. Такие сказуемые называются однородными, однородными членами предложения .


Прочитайте предложения и определите, с помощью чего могут быть связаны однородные члены предложения между собой.

 

На этом заводе изготавливают тракторы, комбайны, грузовые автомобили.

Мы взяли свой багаж и вышли из электрички.

Вчера ребята посетили выставку, а сегодня пойдут на прогулку в лес.

Этот календарь был точным, но неудобным.


В первом предложении однородные члены связаны между собой перечислительной интонацией , во втором — союзом «и», в последних предложениях — союзами а и но .


Обратите внимание на то, что в каждом из этих предложений есть однородные члены, но где-то между ними ставится запятая, а где-то её нет. Как вы думаете, почему? В качестве подсказки обратитесь к схеме.


Запомните!

 

В первом предложении ставится запятая, так как однородные члены соединены интонацией перечисления . Во втором предложении запятая между однородными членами не ставится, потому что они соединены союзом и . В третьем и четвёртом предложении однородные члены соединены союзами а, но , поэтому между ними стоит запятая.



Упражнение 1

 

Прочитайте предложение. Выпишите из него все словосочетания с вопросом.

 

Ребята в кустах поймали колючего ёжика.


Упражнение 2

 

Прочитайте предложения. Выберите предложения с однородными членами, закрасьте карточки, на которых они записаны. Укажите, с помощью чего однородные члены связаны между собой.


Упражнение 3

 

Прочитайте предложения. Запишите их в тетрадь, ставя где нужно запятые.

 

Мост через речку был очень старый но ещё крепкий.

Весь двор был завален досками осколками кирпичей обрезками труб.

Мальчики и девочки рисуют в альбомах красками.


Закончите предложения.

 

 


Ответы

Упражнение 1

 

поймали (где?) в кустах, поймали (кого?) ёжика, ёжика (какого?) колючего

 

Упражнение 2

Упражнение 3

 

Мост через речку был очень старый, но ещё крепкий.

Весь двор был завален досками, осколками кирпичей, обрезками труб.

Мальчики и девочки рисуют в альбомах красками.


Предыдущий урок
Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы
Лексика и фразеология
Следующий урок
Предложение. Виды предложений. Члены предложений. Обращение
Синтаксис и пунктуация
Урок подготовил(а)
teacher
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Food. Meals

    Английский язык

  • «Museum». Читаем и рассказываем о музее

    Английский язык

  • Future Simple. Отрицания

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке