Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Простые и сложные предложения. Знаки препинания

Синтаксис и пунктуация

07.05.2025
3584
0

Простые и сложные предложения. Сложные предложения и предложения с однородными членами. Знаки препинания в сложном предложении

Цели урока

  • повторим сведения о простых и сложных предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное
  • будем развивать умение ставить запятые в сложном предложении
  • научимся различать предложения с однородными членами и сложные предложения


Прочитайте предложения. Подумайте, чем они похожи и чем отличаются. В случае затруднения определите грамматическую основу каждого предложения.

 

Отцвели яблони в саду и усыпали дорожки сада белыми лепестками.

Отцвели яблони в саду, и дорожки сада покрылись белыми лепестками.


Вспомните!

схема

В предложениях выше содержится одна и та же мысль. В первом предложении нет запятой, а во втором она есть. Грамматическая основа первого предложения — «отцвели яблони и усыпали». Союз и объединяет однородные члены предложения, поэтому запятая не стоит. Во втором предложении две грамматические основы: «отцвели яблони», «дорожки покрылись». В этом предложении союз и соединяет две части сложного предложения, между ними стоит запятая.


Прочитайте предложения. Определите, с помощью чего в них простые предложения объединяются в сложные.

 

Солнце сжигает посевы, дождь спасает урожай.

Зарябила вода, и по воде поплыли листья.

Солнце стояло уже высоко, но на лугах ещё блестела вода.

На улице шёл дождь, а Марина забыла зонтик дома.


Запомните!

схема

Части первого предложения соединены с помощью интонации, части остальных предложений соединены с помощью интонации и союзов и, а, но.


Разбор предложения по членам

 

  1. Найти подлежащее. Для этого задать вопрос «что?» или «кто?».
  2. Найти сказуемое. Для этого задать вопрос: «Что говорится о подлежащем?»
  3. Подчеркнуть подлежащее одной чертой, а сказуемое — двумя.
  4. Найти второстепенные члены, поясняющие подлежащее. Поставить от подлежащего вопрос. Подчеркнуть дополнение, определение, обстоятельство.
  5. Найти второстепенные члены, поясняющие сказуемое. Поставить от сказуемого вопрос. Подчеркнуть дополнение, определение, обстоятельство.
  6. Если остались в предложении ещё второстепенные члены, то также задай вопросы к ним от других второстепенных членов. Подчеркнуть дополнение, определение, обстоятельство.

схема

1. Пошли (куда?) в лес. 

   Пошли (за чем?) за ягодами.

   Ягодами (какими?) ароматными.

 

2. Бор (какой?) сосновый.

    Бежит (где?) в нём


Характеристика предложения

 

  1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
  2. Определить вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
  3. Определить вид предложения по наличию грамматических основ (простое или сложное).
  4. Если предложение простое, то определить его вид по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
  5. Если предложение сложное, то указать, чем соединены части: союзом, интонацией.

схема


схема


Упражнение 1

 

Прочитайте предложения. Подчеркните их грамматические основы. В кружке рядом с каждым из них запишите нужную букву: П. — простое предложение, С. — сложное предложение.

схема


Упражнение 2

 

Прочитайте предложения. Спишите их в тетрадь, расставьте запятые.

 

Надвинулась тёмная туча пошёл сильный дождь.

Ветер не шумит листьями деревьев и птицы не поют.

В саду хрустнула ветка а в лесу закричала выпь.

Наступила весна но солнце не сразу растопило лёд.


Оцените свои знания и умения и нарисуйте в таблице нужный смайлик. Можете найти подобные смайлики в Интернете, распечатать их на принтере и наклеить в таблицу.

картинка

 

 


Ответы

Упражнение 1

схема

Упражнение 2

 

Надвинулась тёмная туча, пошёл сильный дождь.

Ветер не шумит листьями деревьев, и птицы не поют.

В саду хрустнула ветка, а в лесу закричала выпь.

Наступила весна, но солнце не сразу растопило лёд.


Простые и сложные предложения. Сложные предложения и предложения с однородными членами. Знаки препинания в сложном предложении

Цели урока

  • повторим сведения о простых и сложных предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное
  • будем развивать умение ставить запятые в сложном предложении
  • научимся различать предложения с однородными членами и сложные предложения


Прочитайте предложения. Подумайте, чем они похожи и чем отличаются. В случае затруднения определите грамматическую основу каждого предложения.

 

Отцвели яблони в саду и усыпали дорожки сада белыми лепестками.

Отцвели яблони в саду, и дорожки сада покрылись белыми лепестками.


Вспомните!

схема

В предложениях выше содержится одна и та же мысль. В первом предложении нет запятой, а во втором она есть. Грамматическая основа первого предложения — «отцвели яблони и усыпали». Союз и объединяет однородные члены предложения, поэтому запятая не стоит. Во втором предложении две грамматические основы: «отцвели яблони», «дорожки покрылись». В этом предложении союз и соединяет две части сложного предложения, между ними стоит запятая.


Прочитайте предложения. Определите, с помощью чего в них простые предложения объединяются в сложные.

 

Солнце сжигает посевы, дождь спасает урожай.

Зарябила вода, и по воде поплыли листья.

Солнце стояло уже высоко, но на лугах ещё блестела вода.

На улице шёл дождь, а Марина забыла зонтик дома.


Запомните!

схема

Части первого предложения соединены с помощью интонации, части остальных предложений соединены с помощью интонации и союзов и, а, но.


Разбор предложения по членам

 

  1. Найти подлежащее. Для этого задать вопрос «что?» или «кто?».
  2. Найти сказуемое. Для этого задать вопрос: «Что говорится о подлежащем?»
  3. Подчеркнуть подлежащее одной чертой, а сказуемое — двумя.
  4. Найти второстепенные члены, поясняющие подлежащее. Поставить от подлежащего вопрос. Подчеркнуть дополнение, определение, обстоятельство.
  5. Найти второстепенные члены, поясняющие сказуемое. Поставить от сказуемого вопрос. Подчеркнуть дополнение, определение, обстоятельство.
  6. Если остались в предложении ещё второстепенные члены, то также задай вопросы к ним от других второстепенных членов. Подчеркнуть дополнение, определение, обстоятельство.

схема

1. Пошли (куда?) в лес. 

   Пошли (за чем?) за ягодами.

   Ягодами (какими?) ароматными.

 

2. Бор (какой?) сосновый.

    Бежит (где?) в нём


Характеристика предложения

 

  1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
  2. Определить вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
  3. Определить вид предложения по наличию грамматических основ (простое или сложное).
  4. Если предложение простое, то определить его вид по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
  5. Если предложение сложное, то указать, чем соединены части: союзом, интонацией.

схема


схема


Упражнение 1

 

Прочитайте предложения. Подчеркните их грамматические основы. В кружке рядом с каждым из них запишите нужную букву: П. — простое предложение, С. — сложное предложение.

схема


Упражнение 2

 

Прочитайте предложения. Спишите их в тетрадь, расставьте запятые.

 

Надвинулась тёмная туча пошёл сильный дождь.

Ветер не шумит листьями деревьев и птицы не поют.

В саду хрустнула ветка а в лесу закричала выпь.

Наступила весна но солнце не сразу растопило лёд.


Оцените свои знания и умения и нарисуйте в таблице нужный смайлик. Можете найти подобные смайлики в Интернете, распечатать их на принтере и наклеить в таблицу.

картинка

 

 


Ответы

Упражнение 1

схема

Упражнение 2

 

Надвинулась тёмная туча, пошёл сильный дождь.

Ветер не шумит листьями деревьев, и птицы не поют.

В саду хрустнула ветка, а в лесу закричала выпь.

Наступила весна, но солнце не сразу растопило лёд.


Предыдущий урок
Предложение. Виды предложений. Члены предложений. Обращение
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Правописание слов с мягким и твердым знаками
Орфография
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
  • Функции y=x^2, y=x^3 и их графики

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке