- повторим сведения о простых и сложных предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное
- будем развивать умение ставить запятые в сложном предложении
- научимся различать предложения с однородными членами и сложные предложения
Прочитайте предложения. Подумайте, чем они похожи и чем отличаются. В случае затруднения определите грамматическую основу каждого предложения.
Отцвели яблони в саду и усыпали дорожки сада белыми лепестками.
Отцвели яблони в саду, и дорожки сада покрылись белыми лепестками.
Вспомните!

В предложениях выше содержится одна и та же мысль. В первом предложении нет запятой, а во втором она есть. Грамматическая основа первого предложения — «отцвели яблони и усыпали». Союз и объединяет однородные члены предложения, поэтому запятая не стоит. Во втором предложении две грамматические основы: «отцвели яблони», «дорожки покрылись». В этом предложении союз и соединяет две части сложного предложения, между ними стоит запятая.
Прочитайте предложения. Определите, с помощью чего в них простые предложения объединяются в сложные.
Солнце сжигает посевы, дождь спасает урожай.
Зарябила вода, и по воде поплыли листья.
Солнце стояло уже высоко, но на лугах ещё блестела вода.
На улице шёл дождь, а Марина забыла зонтик дома.
Запомните!

Части первого предложения соединены с помощью интонации, части остальных предложений соединены с помощью интонации и союзов и, а, но.
Разбор предложения по членам
- Найти подлежащее. Для этого задать вопрос «что?» или «кто?».
- Найти сказуемое. Для этого задать вопрос: «Что говорится о подлежащем?»
- Подчеркнуть подлежащее одной чертой, а сказуемое — двумя.
- Найти второстепенные члены, поясняющие подлежащее. Поставить от подлежащего вопрос. Подчеркнуть дополнение, определение, обстоятельство.
- Найти второстепенные члены, поясняющие сказуемое. Поставить от сказуемого вопрос. Подчеркнуть дополнение, определение, обстоятельство.
- Если остались в предложении ещё второстепенные члены, то также задай вопросы к ним от других второстепенных членов. Подчеркнуть дополнение, определение, обстоятельство.

1. Пошли (куда?) в лес.
Пошли (за чем?) за ягодами.
Ягодами (какими?) ароматными.
2. Бор (какой?) сосновый.
Бежит (где?) в нём
Характеристика предложения
- Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
- Определить вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
- Определить вид предложения по наличию грамматических основ (простое или сложное).
- Если предложение простое, то определить его вид по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
- Если предложение сложное, то указать, чем соединены части: союзом, интонацией.


Упражнение 1
Прочитайте предложения. Подчеркните их грамматические основы. В кружке рядом с каждым из них запишите нужную букву: П. — простое предложение, С. — сложное предложение.

Упражнение 2
Прочитайте предложения. Спишите их в тетрадь, расставьте запятые.
Надвинулась тёмная туча пошёл сильный дождь.
Ветер не шумит листьями деревьев и птицы не поют.
В саду хрустнула ветка а в лесу закричала выпь.
Наступила весна но солнце не сразу растопило лёд.
Оцените свои знания и умения и нарисуйте в таблице нужный смайлик. Можете найти подобные смайлики в Интернете, распечатать их на принтере и наклеить в таблицу.

Упражнение 1

Упражнение 2
Надвинулась тёмная туча, пошёл сильный дождь.
Ветер не шумит листьями деревьев, и птицы не поют.
В саду хрустнула ветка, а в лесу закричала выпь.
Наступила весна, но солнце не сразу растопило лёд.
- повторим сведения о простых и сложных предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное
- будем развивать умение ставить запятые в сложном предложении
- научимся различать предложения с однородными членами и сложные предложения
Прочитайте предложения. Подумайте, чем они похожи и чем отличаются. В случае затруднения определите грамматическую основу каждого предложения.
Отцвели яблони в саду и усыпали дорожки сада белыми лепестками.
Отцвели яблони в саду, и дорожки сада покрылись белыми лепестками.
Вспомните!

В предложениях выше содержится одна и та же мысль. В первом предложении нет запятой, а во втором она есть. Грамматическая основа первого предложения — «отцвели яблони и усыпали». Союз и объединяет однородные члены предложения, поэтому запятая не стоит. Во втором предложении две грамматические основы: «отцвели яблони», «дорожки покрылись». В этом предложении союз и соединяет две части сложного предложения, между ними стоит запятая.
Прочитайте предложения. Определите, с помощью чего в них простые предложения объединяются в сложные.
Солнце сжигает посевы, дождь спасает урожай.
Зарябила вода, и по воде поплыли листья.
Солнце стояло уже высоко, но на лугах ещё блестела вода.
На улице шёл дождь, а Марина забыла зонтик дома.
Запомните!

Части первого предложения соединены с помощью интонации, части остальных предложений соединены с помощью интонации и союзов и, а, но.
Разбор предложения по членам
- Найти подлежащее. Для этого задать вопрос «что?» или «кто?».
- Найти сказуемое. Для этого задать вопрос: «Что говорится о подлежащем?»
- Подчеркнуть подлежащее одной чертой, а сказуемое — двумя.
- Найти второстепенные члены, поясняющие подлежащее. Поставить от подлежащего вопрос. Подчеркнуть дополнение, определение, обстоятельство.
- Найти второстепенные члены, поясняющие сказуемое. Поставить от сказуемого вопрос. Подчеркнуть дополнение, определение, обстоятельство.
- Если остались в предложении ещё второстепенные члены, то также задай вопросы к ним от других второстепенных членов. Подчеркнуть дополнение, определение, обстоятельство.

1. Пошли (куда?) в лес.
Пошли (за чем?) за ягодами.
Ягодами (какими?) ароматными.
2. Бор (какой?) сосновый.
Бежит (где?) в нём
Характеристика предложения
- Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
- Определить вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
- Определить вид предложения по наличию грамматических основ (простое или сложное).
- Если предложение простое, то определить его вид по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
- Если предложение сложное, то указать, чем соединены части: союзом, интонацией.


Упражнение 1
Прочитайте предложения. Подчеркните их грамматические основы. В кружке рядом с каждым из них запишите нужную букву: П. — простое предложение, С. — сложное предложение.

Упражнение 2
Прочитайте предложения. Спишите их в тетрадь, расставьте запятые.
Надвинулась тёмная туча пошёл сильный дождь.
Ветер не шумит листьями деревьев и птицы не поют.
В саду хрустнула ветка а в лесу закричала выпь.
Наступила весна но солнце не сразу растопило лёд.
Оцените свои знания и умения и нарисуйте в таблице нужный смайлик. Можете найти подобные смайлики в Интернете, распечатать их на принтере и наклеить в таблицу.

Упражнение 1

Упражнение 2
Надвинулась тёмная туча, пошёл сильный дождь.
Ветер не шумит листьями деревьев, и птицы не поют.
В саду хрустнула ветка, а в лесу закричала выпь.
Наступила весна, но солнце не сразу растопило лёд.