Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Предложение. Виды предложений. Члены предложений. Обращение

Синтаксис и пунктуация

25.07.2024
1995
0

Предложение. Виды предложений. Знаки препинания в конце предложения. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения

Цели урока

  • повторим знания о предложениях и об их видах
  • будем находить главные и второстепенные члены предложения
  • узнаем виды второстепенных членов предложения


Прочитайте записи, найдите среди них предложение.

 

Плыли по синему небу.

Облака плыть небо синий.

Облака плыли по синему небу.


Вспомните!

 

Предложение — это одно или несколько слов, которые связаны по смыслу и грамматически и выражают законченную мысль.


Найдите в этом предложении грамматическую основу. Как называются другие члены предложения?


Облака плыли по синему небу.


Вспомните!

В предложении говорится об облаках, «что?» — облака, это подлежащее . Облака «что делали?» — плыли, это сказуемое . «Облака плыли» — грамматическая основа , без неё не может быть предложения.

В предложении также бывают и второстепенные члены. Каждый из них имеет своё название, назначение и отвечает на определённые вопросы. Определение отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает чаще всего признак предмета. Оно подчёркивается волнистой линией. Дополнение так названо, потому что дополняет, уточняет сказанное. Оно отвечает на вопросы падежей, кроме именительного, и подчёркивается пунктирной линией. Обстоятельство обозначает место, время способ действия и другое. Оно отвечает на вопросы когда? почему? как? и другие, подчёркивается пунктирной линией с точками.

 

По наличию второстепенных членов выделяют два вида предложений: распространённое и нераспространённое .


Прочитайте предложения. Определите, чем они различаются. Подумайте, какие знаки препинания нужно поставить в конце этих предложений.

 

Мы часто собираем в лесу землянику

А вы любите собирать сладкую землянику

Дождик, дождик, замолчи


Вспомните!

Первое предложение содержит сообщение, произносится с невосклицательной интонацией. Оно повествовательное невосклицательное , в конце него нужно поставить точку

 

Второе предложение содержит вопрос и также произносится с невосклицательной интонацией. Оно вопросительное невосклицательное , в конце него нужно поставить вопросительный знак .

 

Третье предложение содержит приказ, произносится с восклицанием. Оно побудительное восклицательное . В конце этого предложения нужно поставить восклицательный знак .

 

Важно помнить, что любое предложение по цели высказывания может иметь и восклицательную, и невосклицательную интонацию. Тогда в вопросительных восклицательных предложениях ставятся вопросительный и восклицательный знаки (Почему ты не помыл руки?!). В побудительном невосклицательном предложении ставится точка (Возьми полотенце.).


Прочитайте предложения из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». Вспомните, как называются слова, которые называют того, к кому обращаются. Назовите эти слова или сочетания слов.

 

—  Хозяин, если вы послушаетесь моего совета, то считайте, что счастье у вас уже в руках.

—  У вас, дорогой маркиз, замечательные поля!

—  Вот кролик из лесов маркиза де Карабаса, Ваше величество.


Запомните!

 

Обращение — это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому или к чему обращаются с речью. 

 

Обращение выделяется в предложении запятыми.

В первом предложении речь обращена к хозяину. Слово «хозяин» — это обращение. Оно стоит в начале предложения и отделяется запятой. Во втором предложении обращением является сочетание слов «дорогой маркиз». Оно стоит в середине предложения и выделяется с обеих сторон запятыми. В третьем предложении обращение «Ваше величество» стоит в конце предложения, перед ним стоит запятая.



Упражнение 1

 

Составьте из слов предложения и запишите их в тетрадь. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

 

Пригорке, стоят, на, ясени.

Шуршит, листьями, ветер.

Ящерки, хвост, на, мелькнул, камне, яркий.


Упражнение 2

 

Прочитайте предложения. Определите их вид по цели высказывания и интонации. Соедините стрелками карточки с предложениями и их характеристиками. Поставьте нужные знаки препинания в конце предложений.


Упражнение 3

 

Прочитайте предложения. Поставьте пропущенные запятые.

 

Почему ты Оля не выполнила домашнее задание?

Давайте петь песни друзья!

Милый дедушка поздравляю тебя с Новым годом!


Найдите в Интернете фигурку человечка, распечатайте её на принтере, приклейте на нужной ступеньке лестницы успеха.


Ответы

Упражнение 1

 

Упражнение 2

Упражнение 3

 

Почему ты, Оля, не выполнила домашнее задание?

Давайте петь песни, друзья!

Милый дедушка, поздравляю тебя с Новым годом!


Предыдущий урок
Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться
Морфология
Следующий урок
Словосочетание. Однородные члены предложения. Знаки препинания
Синтаксис и пунктуация
Урок подготовил(а)
teacher
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Простые и сложные предложения. Знаки препинания

    Русский язык

  • Present Continuous. Утвердительная форма

    Английский язык

  • Сравнительная степень прилагательных и наречий

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке