Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Предложение. Виды предложений. Члены предложений. Обращение

Синтаксис и пунктуация

07.09.2024
2141
0

[header]Предложение. Виды предложений. Знаки препинания в конце предложения. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения[/header]

[flex column='true'][row title='Цели урока' final]

  • повторим знания о предложениях и об их видах
  • будем находить главные и второстепенные члены предложения
  • узнаем виды второстепенных членов предложения

[/row][/flex]

[line][/line]

[section icon='questionPrimary']

Прочитайте записи, найдите среди них предложение.

 

Плыли по синему небу.

Облака плыть небо синий.

Облака плыли по синему небу.

[/section]

[line][/line]

[section icon='theory']

Вспомните!

 

Предложение — это одно или несколько слов, которые связаны по смыслу и грамматически и выражают законченную мысль.

[/section]

[line][/line]

[section icon='questionPrimary']

Найдите в этом предложении грамматическую основу. Как называются другие члены предложения?


Облака плыли по синему небу.

[/section]

[line][/line]

[section icon='theory']

Вспомните!

[img url='/upload/gNiI4peNZjEP_%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581.%25D1%258F%25D0%25B7-13.png' width='100'][/img]

В предложении говорится об облаках, «что?» — облака, это подлежащее. Облака «что делали?» — плыли, это сказуемое. «Облака плыли» — грамматическая основа, без неё не может быть предложения.

[img url='/upload/IKSNjf1OO6c5_%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581.%25D1%258F%25D0%25B7-14.png' width='100'][/img]

В предложении также бывают и второстепенные члены. Каждый из них имеет своё название, назначение и отвечает на определённые вопросы. Определение отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает чаще всего признак предмета. Оно подчёркивается волнистой линией. Дополнение так названо, потому что дополняет, уточняет сказанное. Оно отвечает на вопросы падежей, кроме именительного, и подчёркивается пунктирной линией. Обстоятельство обозначает место, время способ действия и другое. Оно отвечает на вопросы когда? почему? как? и другие, подчёркивается пунктирной линией с точками.

 

По наличию второстепенных членов выделяют два вида предложений: распространённое и нераспространённое.

[img url='/upload/EAOJpxHbKiPH_%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581.%25D1%258F%25D0%25B7-15.png' width='100'][/img]

[/section]

[line][/line]

[section icon='questionPrimary']

Прочитайте предложения. Определите, чем они различаются. Подумайте, какие знаки препинания нужно поставить в конце этих предложений.

 

Мы часто собираем в лесу землянику

А вы любите собирать сладкую землянику

Дождик, дождик, замолчи

[/section]

[line][/line]

[section icon='theory']

Вспомните!

[img url='/upload/iYJ8ep61aVUQ_%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581.%25D1%258F%25D0%25B7-16.png' width='100'][/img]

Первое предложение содержит сообщение, произносится с невосклицательной интонацией. Оно повествовательное невосклицательное, в конце него нужно поставить точку

 

Второе предложение содержит вопрос и также произносится с невосклицательной интонацией. Оно вопросительное невосклицательное, в конце него нужно поставить вопросительный знак.

 

Третье предложение содержит приказ, произносится с восклицанием. Оно побудительное восклицательное. В конце этого предложения нужно поставить восклицательный знак.

 

Важно помнить, что любое предложение по цели высказывания может иметь и восклицательную, и невосклицательную интонацию. Тогда в вопросительных восклицательных предложениях ставятся вопросительный и восклицательный знаки (Почему ты не помыл руки?!). В побудительном невосклицательном предложении ставится точка (Возьми полотенце.).

[/section]

[line][/line]

[section icon='questionPrimary']

Прочитайте предложения из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». Вспомните, как называются слова, которые называют того, к кому обращаются. Назовите эти слова или сочетания слов.

 

—  Хозяин, если вы послушаетесь моего совета, то считайте, что счастье у вас уже в руках.

—  У вас, дорогой маркиз, замечательные поля!

—  Вот кролик из лесов маркиза де Карабаса, Ваше величество.

[/section]

[line][/line]

[section icon='theory']

Запомните!

 

Обращение — это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому или к чему обращаются с речью. 

 

Обращение выделяется в предложении запятыми.

[img url='/upload/cuRuuUlPcmw5_%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581.%25D1%258F%25D0%25B7-17.png' float='left' width='85'][/img]

В первом предложении речь обращена к хозяину. Слово «хозяин» — это обращение. Оно стоит в начале предложения и отделяется запятой. Во втором предложении обращением является сочетание слов «дорогой маркиз». Оно стоит в середине предложения и выделяется с обеих сторон запятыми. В третьем предложении обращение «Ваше величество» стоит в конце предложения, перед ним стоит запятая.

[/section]

[line][/line]

[center]

[img url='/upload/uuvwaFx3L65c_%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581.%25D1%258F%25D0%25B7-18.png' width='80'][/img]

[/center]

[line][/line]

[section icon='exercisePrimary']

Упражнение 1

 

Составьте из слов предложения и запишите их в тетрадь. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

 

Пригорке, стоят, на, ясени.

Шуршит, листьями, ветер.

Ящерки, хвост, на, мелькнул, камне, яркий.

[/section]

[line][/line]

[section icon='exercisePrimary']

Упражнение 2

 

Прочитайте предложения. Определите их вид по цели высказывания и интонации. Соедините стрелками карточки с предложениями и их характеристиками. Поставьте нужные знаки препинания в конце предложений.

[/section]

[img url='/upload/pTn6yzYnJ7di_%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581.%25D1%258F%25D0%25B7-26.png' width='100'][/img]

[line][/line]

[section icon='exercisePrimary']

Упражнение 3

 

Прочитайте предложения. Поставьте пропущенные запятые.

 

Почему ты Оля не выполнила домашнее задание?

Давайте петь песни друзья!

Милый дедушка поздравляю тебя с Новым годом!

[/section]

[line][/line]

[section icon='reflection']

Найдите в Интернете фигурку человечка, распечатайте её на принтере, приклейте на нужной ступеньке лестницы успеха.

[img url='/upload/ZeCGMp1bym5v_%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581.%25D1%258F%25D0%25B7-27.png' width='100'][/img]

[/section]

[line][/line]

[flex column='true'][row title='Ответы' final]

Упражнение 1

[img url='/upload/taJnwwENUi6n_%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581.%25D1%258F%25D0%25B7-28.png' width='80' float='left'][/img]

 

Упражнение 2

[/row][/flex]

[img url='/upload/IUxjGnP8UVSD_%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581.%25D1%258F%25D0%25B7-29.png' width='100'][/img]

Упражнение 3

 

Почему ты, Оля, не выполнила домашнее задание?

Давайте петь песни, друзья!

Милый дедушка, поздравляю тебя с Новым годом!

[line][/line]

Предыдущий урок
Неопределённая форма глагола. Правописание глагольных суффиксов в неопределенной форме
Орфография
Следующий урок
Словосочетание. Однородные члены предложения. Знаки препинания
Синтаксис и пунктуация
Урок подготовил(а)
teacher
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Вопросительные местоимения

    Английский язык

  • Present Continuous. Настоящее продолженное время

    Английский язык

  • Который час

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке