- повторим знания о предложениях и об их видах
- будем находить главные и второстепенные члены предложения
- узнаем виды второстепенных членов предложения
Прочитайте записи, найдите среди них предложение.
Плыли по синему небу.
Облака плыть небо синий.
Облака плыли по синему небу.
Вспомните!
Предложение — это одно или несколько слов, которые связаны по смыслу и грамматически и выражают законченную мысль.
Найдите в этом предложении грамматическую основу. Как называются другие члены предложения?
Облака плыли по синему небу.
Вспомните!

В предложении говорится об облаках, «что?» — облака, это подлежащее. Облака «что делали?» — плыли, это сказуемое. «Облака плыли» — грамматическая основа, без неё не может быть предложения.

В предложении также бывают и второстепенные члены. Каждый из них имеет своё название, назначение и отвечает на определённые вопросы. Определение отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает чаще всего признак предмета. Оно подчёркивается волнистой линией. Дополнение так названо, потому что дополняет, уточняет сказанное. Оно отвечает на вопросы всех падежей, кроме именительного, и подчёркивается пунктирной линией. Обстоятельство обозначает место, время способ действия и другое. Оно отвечает на вопросы когда? почему? как? и другие, подчёркивается пунктирной линией с точками.
По наличию второстепенных членов выделяют два вида предложений: распространённое и нераспространённое.

Прочитайте предложения. Определите, чем они различаются. Подумайте, какие знаки препинания нужно поставить в конце этих предложений.
Мы часто собираем в лесу землянику
А вы любите собирать сладкую землянику
Дождик, дождик, замолчи
Вспомните!

Первое предложение содержит сообщение, произносится с невосклицательной интонацией. Оно повествовательное невосклицательное, в конце него нужно поставить точку.
Второе предложение содержит вопрос и также произносится с невосклицательной интонацией. Оно вопросительное невосклицательное, в конце него нужно поставить вопросительный знак.
Третье предложение содержит приказ, произносится с восклицанием. Оно побудительное восклицательное. В конце этого предложения нужно поставить восклицательный знак.
Важно помнить, что любое предложение по цели высказывания может иметь и восклицательную, и невосклицательную интонацию. Тогда в вопросительных восклицательных предложениях ставятся вопросительный и восклицательный знаки (Почему ты не помыл руки?!). В побудительном невосклицательном предложении ставится точка (Возьми полотенце.).
Прочитайте предложения из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». Вспомните, как называются слова, которые называют того, к кому обращаются. Назовите эти слова или сочетания слов.
— Хозяин, если вы послушаетесь моего совета, то считайте, что счастье у вас уже в руках.
— У вас, дорогой маркиз, замечательные поля!
— Вот кролик из лесов маркиза де Карабаса, Ваше величество.
Запомните!
Обращение — это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому или к чему обращаются с речью.
Обращение выделяется в предложении запятыми. Оно не является членом предложения.

В первом предложении речь обращена к хозяину. Слово «хозяин» — это обращение. Оно стоит в начале предложения и отделяется запятой. Во втором предложении обращением является сочетание слов «дорогой маркиз». Оно стоит в середине предложения и выделяется с обеих сторон запятыми. В третьем предложении обращение «Ваше величество» стоит в конце предложения, перед ним стоит запятая.

Упражнение 1
Составьте из слов предложения и запишите их в тетрадь. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
Пригорке, стоят, на, ясени.
Шуршит, листьями, ветер.
Ящерки, хвост, на, мелькнул, камне, яркий.
Упражнение 2
Прочитайте предложения. Определите их вид по цели высказывания и интонации. Соедините стрелками карточки с предложениями и их характеристиками. Поставьте нужные знаки препинания в конце предложений.

Упражнение 3
Прочитайте предложения. Поставьте пропущенные запятые.
Почему ты Оля не выполнила домашнее задание?
Давайте петь песни друзья!
Милый дедушка поздравляю тебя с Новым годом!
Найдите в Интернете фигурку человечка, распечатайте её на принтере, приклейте на нужной ступеньке лестницы успеха.

Упражнение 1

Упражнение 2

Упражнение 3
Почему ты, Оля, не выполнила домашнее задание?
Давайте петь песни, друзья!
Милый дедушка, поздравляю тебя с Новым годом!