- Слово об А.А. Фете
- Теория «чистого искусства»
- Пейзажная лирика поэта
- Любовная лирика поэта
- Знать своеобразие лирики А.А. Фета, теорию «чистого искусства»
- Уметь анализировать поэтические тексты
Впервые о теории «чистого искусства» написали русские литературные критики в первой половине XIX века. Тогда термин имел отрицательное значение. Часто он употреблялся по отношению к лирике В.А. Жуковского, хотя сам поэт был недоволен такой номинацией.
- Как вы думаете, почему теория «чистого искусства» в лирике Фета приобрела положительную трактовку?
Слово об А.А. Фете

Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892)
Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии.
Будучи ребенком, он узнал, что не может носить имя отца – Афанасия Шеншина. Брак с Шарлоттой Фет был заключен уже после рождения сына. Впоследствии все свои беды он приписывал невозможности носить фамилию отца: «Если спросить, – писал он, – как называются все страдания, все горести моей жизни, то я отвечу: имя им – Фет».
Поэт получал образование в частном пансионе Крюммера в городе Верра и на философском факультете Московского университета.
В течение всей жизни А.А. Фет стремился достичь материальной независимости. Жизнь наносила поэту удар за ударом, и, кроме горьких воспоминаний, она ничего не оставила в его сердце. А.А. Фет признавался, что из детства он вынес только «интриги челяди, тупость учителей, суровость отца, беззащитность матери и тренирование в страхе изо дня в день».
Служил унтер-офицером, с 1853 был переведен в гвардейский полк. А.А. Фет пытался военной службой вернуть себе титул, но так и не дослужившись до него, в 1858 поэт ушел в отставку и посвятил себя хозяйству.
Первые стихотворения поэт написал еще в юности, а его первая публикация состоялась в 1840 году в сборнике «Лирический пантеон». Второй сборник поэта вышел в 1850 году, а третий – в 1856 году. С 1862 по 1871 создаются циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». В них входят рассказы, очерки и новеллы.
С 1883 по 1891 публикуется в сборниках «Вечерние огни».
Говоря о творчестве А.А. Фета, важно обратить внимание на различие в его прозаических и поэтических произведениях. В поэзии автор создает стихотворения в соответствии с принципами романтизма, а его проза реалистична.
В 1873 году автору было возвращено звание и фамилия отца. После этого А.А. Фет посвятил себя благотворительности и хозяйственной деятельности. Поэт скончался 21 ноября 1892 года в Москве от сердечного приступа.
- По какой причине А.А. Фет был лишен дворянства?
- Какой жизненной цели пытался достичь А.А. Фет?
Теория «чистого искусства»
«Чистое искусство», или «искусство для искусства», – условное наименование ряда эстетических концепций, утверждающих, что художественное творчество самоценно, не зависит от политики и требований общества.
Его цель – дарить красоту и пробуждать восхищение миром, воплощенным в произведении
Теория «искусства для искусства» зародилась во Франции в середине XIX века, а в России «чистое искусство» наиболее полно заявило о себе в 60-е годы XIX века в разгар дискуссий о роли поэзии в общественной жизни.

Критики-шестидесятники – Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев – говорили о суженности художественного мира А.А. Фета, Я.П. Полонского, А.Н. Майкова, противопоставляя их творчеству «гражданскую поэзию» Н.А. Некрасова. В лирике этих поэтов не только отсутствовали гражданские мотивы – в ней не было никакой связи с общественными вопросами, волновавшими современников. При этом критики-демократы не отрицали эстетической красоты «чистой поэзии». Так, Н.Г. Чернышевский в письме Н.А. Некрасову писал о том, что «поэзия сердца имеет такие же права, как и поэзия мысли». Однако неоднократно отмечалось, что подобная лирика не соответствует духу времени, а значит, бесполезна. Сторонники «искусства для искусства» (А.В. Дружинин, В.П. Боткин, П.В. Анненков и другие), в свою очередь, декларировали стремление создать мир красоты, противопоставленный убогой и низкой действительности, апеллируя к строкам А.С. Пушкина:
«Поэт и толпа» (1828)
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв, –
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв...
Отличительные черты «чистого искусства»:
- Это поэзия намёков, догадок, умолчаний, которая понятна только избранным.
- У стихов отсутствует сюжет, они представляют собой только лирический миниатюры.
- Искусство не имеет связи с общественной жизнью. К примеру, поэт не может вмешиваться в дела бедного населения.
- «Чистое искусство» уделяло много внимания форме, поэтическому слову, а также пластике и выразительности художественного образа, музыкальности, что должно было подчеркнуть красоту лирического произведения. Поэзия, по мысли сторонников «чистого искусства», преображает мир, а художник, творец обладает высшим даром видеть то, что скрыто от человеческих глаз, и воплощать это в слове.
- Основное противоречие «искусства для искусства» в том, что идея независимости искусства может привести к несвободе художника в выборе темы, поскольку широкий круг проблем оказывается под запретом.
- Основные мотивы в лирике представителей этой теории: пейзажная, любовная, тема поэта и поэзии.
Поэзия А.А. Фета является ярким примером «чистого искусства». Его лирика метафорична и эмоциональна. Стихотворения имеют философский смысл, раскрывают духовный мир лирического героя.
Однако А.А. Фет не отвергает жизнь в пользу «чистого искусства». По мнению А.А. Фета, не должно быть предметом творческого изображения: «вседневный удел», то есть бытовая сторона жизни, довлеющие над человеком жизненные тяготы и, наконец, – «битвы» – гражданская борьба всевозможных «лагерей» и «станов», те же «гражданские скорби». Именно эти жизненные сферы сковывают свободу самовыражения души, устремленной к прекрасному. Вдохновение свободно только тогда, когда оно не сковано позицией, тенденцией, обязанностью, борьбой за выживание, житейскими тяготами и т. д. А.А. Фет понимает по собственному опыту, что от этого никуда не уйдешь, все это есть в жизни. Однако считает, что эти явления не должны иметь отношения к поэзии, ибо они лишают поэта главного – истинной свободы и красоты.
Священная власть богини красоты должна охватывать мир, преображать и облагораживать жизнь и самого человека. Красота в понимании А.А. Фета не только абсолютна, безусловна и идеальна, она конкретна, материальна, ибо источник ее – жизнь природная и человеческая во всем ее многообразии.
Назовите черты, характерные для «чистого искусства».
Пейзажная лирика

Тема природы является одной из центральных в творчестве поэта. Описание явлений природы у А.А. Фета особенно детальны и конкретны.
Для автора и его лирического героя природа представляется объектом эстетического наслаждения. Она не имеет связи с повседневной жизнью человека – его проблемами и трудом.
Особенности пейзажной лирики А.А. Фета:
- Изображение конкретных явлений, отрезков времен года, определенного времени суток.
- Точность и четкость образов (которые зачастую являются пейзажами центральной России).
- Происходит фиксация изменений в природе, которые трактуются как феноменологические явления.
Пейзажная лирика А.А. Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Это утро, радость эта…», «Вечер», «Весенний дождь», «Туманное утро», «Заря прощается с землею…», «Я долго стоял неподвижно…», «Здравствуй! тысячу раз мой привет тебе, ночь!..»
«Вечер»
Стихотворение написано в 1855 году. «Природы праздный соглядатай» – так сам поэт полуиронически определил свое отношение к одной из главных тем своего творчества. А.А. Фет, без сомнения, один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Пейзаж стихотворения «Вечер» очень конкретен, детально выписан: «ясная река», «померкший луг», «роща немая».
В то же время фетовский пейзаж создает целостную картину бытия. Поэт смотрит на природу и мир как на реальное, объективно существующее явление, но такое, которое отличается крайней нестабильностью, текучестью – это мир «сопричастий», зеркальных отражений, соприкосновений и мимолетностей. Вечер у А.А. Фета не статичен. Каждую секунду этого вечера в мире происходят изменения, и череда этих изменений и есть вечер. Глаголы первого безличного предложения сразу же задают динамику: «прозвучало», «прозвенело», «прокатилось», «засветилось». Дальше – «Убегает на запад река», «Разлетелись, как дым, облака». О непостоянстве, мимолетности и переходности говорят строки:
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханьи ночном, –
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
Вечер – особое время суток, когда день становится ночью, время перехода, быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить эти преходящие моменты, «миги» бытия, видения предмета таким, каким он предстал в настоящий момент. Такое понимание цели искусства свидетельствует о точках соприкосновения лирики А.А. Фета с эстетикой и стилем импрессионизма.
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression – впечатление) – одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX – начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Импрессионизм ставит во главу угла воздействие творчества на человеческие чувства. Русское слово «впечатление» (как и французское «импрессион») происходит от слов «печать», «отпечаток», здесь подразумевается некий внутренний отпечаток событий, образов. Закат и восход солнца, пение птиц, снег – это лишь констатация фактов. Кровавый закат, весенний рассвет, трели соловья, искристый снег – это уже воздействие на чувства читателей.
«Это утро, радость эта...»
Стихотворение написано в 1881 году. Согласно эстетическим принципам А.А. Фета, поэзия призвана изображать мир только в одном аспекте – мир как красота. Для А.А. Фета – красота разлита в мире, но ее нужно увидеть, и затем передать в поэзии.
Стихотворение «Это утро, радость эта...», наполненное звуками, запахами, цветами, заражает радостью от ощущения весны. Замечательно, что в стихотворении нет ни единого глагола, но оно удивительно динамично. Это объясняется воплощением музыкальных принципов в лирической поэзии А.А. Фета. В многочисленных высказываниях, и, что важнее, в творчестве поэта музыка не просто сравнивается с поэзией, ей не только отдается предпочтение перед последней – она становится мерилом и самой сутью подлинной художественности. Лирическая поэзия, где нет мелодичности стиха, для него просто невозможна: «Нет солнца – нет дня. Нет музыкального настроения – нет художественного произведения», – декларирует он.
Слово, метр, ритм сами по себе оказываются явно недостаточными средствами для воплощения поэтической мысли, потому что самой поэтической мысли А.А. Фет всегда стремится придать максимально чувственную выразительность, и только звук, мелодия могут помочь этому. «Дух музыки» понимается А.А. Фетом не только как романтический идеал мировой гармонии, но и вполне рационально – как материал для поэтического воплощения тончайших оттенков жизни природы и мира человеческой души. Музыка у него приближается к словесному искусству, – другими словами, она в максимальной степени становится фактором поэтического творчества, и именно в этом А.А. Фет достигает феноменальных для русской поэзии XIX века результатов. Об этом, в частности, свидетельствует высказывание такого авторитетного человека, как П.И. Чайковский: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область... это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом».
«Еще майская ночь»
Стихотворение написано в 1857 году. Как один из тончайших мастеров пейзажной лирики, А.А. Фет вошел в хрестоматии и многочисленные стихотворные сборники «поэтов природы» наряду с Ф.И. Тютчевым, Н.А. Майковым. При этом всегда подчеркивалось, что фетовские пейзажи – это почти исключительно природа среднеевропейской России. В стихотворении «Еще майская ночь» в поле зрения поэта оказываются звезды, соловьиная песня, листья березы... Это не мимолетный взгляд, а тонкая фиксация изменений в природе, связанных с наступлением весны, внимательное, любовное всматривание, которое сопровождается сильной эмоцией, вызванной близкой сердцу картиной русской весны, весенней ночи: «Благодарю, родной полночный край! / Из царства льдов, из царства вьюг и снега / Как свеж и чист твой вылетает май!». «Тревогой и любовью» поэт заражает читателя.
Весь мир вокруг поэта – не раздробленные детали, а именно целостный мир. Такой широкой и обобщенной содержательности «зимних» пейзажей А.А. Фет достигает благодаря тому, что эмоции и переживания лирического «я» как бы проникают в окружающий мир, разливаются в нем, они «узнаны» через природу.
- Какие образы распространены в пейзажной лирике А.А. Фета?
- В каких стихотворениях эти образы встречаются?
Любовная лирика

Особое место в фетовской лирике занимает тема любви. «Любовь фетовской лирики, – писал Д.Д. Благой, – отнюдь не некое восхищенно-мечтательное, бесплотное, а самое что ни на есть естественное, порожденное природой для продолжения на земле чувство, именно в этой своей сущности бесконечно прекрасное – одно из высших проявлений «музыки» мира, подобно красоте, разлитой во вселенной».
Лирических герой таких стихотворений нежен, внимателен и чувственен. Любовь дарует ему новый взгляд на мир, дает ему возможность осознать тайну мироздания. Поэт с особым вниманием описывает переживания героя, вызванные его возлюбленной.
Особенности любовной лирики А.А. Фета:
- Автор детально описывает изменения, к которым приводит героя его любовное чувство;
- Часто в творчестве поэта возлюбленная лирического героя и богиня (или небесное светило) становятся тождественны.
Но следует отметить и другую особенность любовной лирики А.А. Фета: поэт поразительно сильно сумел передать мысль о преображении человека чувством любви: обретении им способности под влиянием переживаемого чувства открыть душу мира, его тайную прекрасную жизнь.
Пытаясь определить своеобразие звучания темы любви у А.А. Фета, исследователи отмечают неизменное соединение в переживаниях героя двух взаимоисключающих чувств – радости и страдания, усматривая в фетовской поэзии источник известного блоковского утверждения «Радость – Страданье – одно». Любовь, даже любовь счастливая, у А.А. Фета всегда вызывает не только свет, но и боль. Неразделимость этих двух чувств во многом и определяет переживания фетовского героя. Так, вспоминая о счастливом событии юности, герой говорит о горечи счастья («Глядя в огонь, я забывался, / Волшебный круг меня томил, / И чем-то горьким отзывался / Избыток счастия и сил»). Высшее переживание любви определяется героем с помощью оксюморона «страданье блаженства» («В страданьи блаженства стою пред тобою»).
Можно отметить еще одну особенность поэзии А.А. Фета, оказавшуюся столь необычной на фоне современной ему лирики и столь значимой для следующего поэтического поколения: героиня его стихов предстает не только идеальным воплощением земной женщины, но и богиней или небесным светилом. При этом идеальное явление обретает трепет и чувства человека, а в человеческом переживании соединяется земное чувство любви с преклонением и благоговением.
«Шепот, робкое дыханье…»
Стихотворение написано в 1850-м году и посвящено возлюбленной и музе поэта Марии Лазич. А.А. Фет состоял с девушкой в любовных отношениях, но не смог сделать ей предложение из-за финансовых проблем. В год написания этого произведения Лазич скончалась.
Стихотворение написано о романтическом свидании лирического героя и его возлюбленной. Чувства персонажей раскрываются вместе с описанием пейзажей.
Жанр произведения – элегия. Это подтверждается грустным настроением героя, отсутствием сюжета. Композиционно стихотворение делится на три катрена.
- Какие особенности любовной лирики А.А. Фета вы можете назвать?
- Какие особенности любовной лирики А.А. Фета относятся к чертам «чистого искусства»?
- Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад...» и сравните его со стихотворением А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). В чём сходство и различие? Чем отличается образ любви у А.А. Фета от пушкинского?
А.А. Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Из его творческого наследия современному читателю известна в основном поэзия и куда меньше – проза, публицистика, переводы, мемуары, письма.
Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и П.И. Чайковский, и Н.А. Римский-Корсаков, и М.А. Балакирев, и С.В. Рахманинов, и другие композиторы. «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант...» – говорил о нем П.И. Чайковский. На стихи А.А. Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность.
Контрольные вопросы
- Какой функцией в художественном мире А.А. Фета наделяется красота?
- В чем суть теории «чистого искусства»?
- Как проявляется импрессионизм в лирике А.А. Фета?
- В чем особенность пейзажной лирики Фета?
- Каков лирический герой любовной лирики автора?