Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.А. Фет. Жизнь и творчество. Теория «чистого искусства». Пейзажная и любовная лирика

Русская литература XIX века

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Теория «чистого искусства». Пейзажная и любовная лирика

План урока

  • Слово об А.А. Фете
  • Теория «чистого искусства»
  • Пейзажная лирика поэта
  • Любовная лирика поэта

Цели урока

  • Знать своеобразие лирики А.А. Фета, теорию «чистого искусства»
  • Уметь анализировать поэтические тексты

Вступление

Впервые о теории «чистого искусства» написали русские литературные критики в первой половине XIX века. Тогда термин имел отрицательное значение. Часто он употреблялся по отношению к лирике В.А. Жуковского, хотя сам поэт был недоволен такой номинацией. 

 

  • Как вы думаете, почему теория «чистого искусства» в лирике Фета приобрела положительную трактовку?

Слово об А.А. Фете

Рис. 1. И.Е. Репин. Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета. 1882. Рис. 1. И.Е. Репин. Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета. 1882.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892)

 

Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии.

 

Будучи ребенком, он узнал, что не может носить имя отца – Афанасия Шеншина. Брак с Шарлоттой Фет был заключен уже после рождения сына. Впоследствии все свои беды он приписывал невозможности носить фамилию отца: «Если спросить, – писал он, – как называются все страдания, все горести моей жизни, то я отвечу: имя им – Фет».

 

Поэт получал образование в частном пансионе Крюммера в городе Верра и на философском факультете Московского университета.

 

В течение всей жизни А.А. Фет стремился достичь материальной независимости. Жизнь наносила поэту удар за ударом, и, кроме горьких воспоминаний, она ничего не оставила в его сердце. А.А. Фет признавался, что из детства он вынес только «интриги челяди, тупость учителей, суровость отца, беззащитность матери и тренирование в страхе изо дня в день».

 

Служил унтер-офицером, с 1853 был переведен в гвардейский полк. А.А. Фет пытался военной службой вернуть себе титул, но так и не дослужившись до него, в 1858 поэт ушел в отставку и посвятил себя хозяйству.

 

Первые стихотворения поэт написал еще в юности, а его первая публикация состоялась в 1840 году в сборнике «Лирический пантеон». Второй сборник поэта вышел в 1850 году, а третий – в 1856 году. С 1862 по 1871 создаются циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». В них входят рассказы, очерки и новеллы.

 

С 1883 по 1891 публикуется в сборниках «Вечерние огни».

Говоря о творчестве А.А. Фета, важно обратить внимание на различие в его прозаических и поэтических произведениях. В поэзии автор создает стихотворения в соответствии с принципами романтизма, а его проза реалистична.

 

В 1873 году автору было возвращено звание и фамилия отца. После этого А.А. Фет посвятил себя благотворительности и хозяйственной деятельности. Поэт скончался 21 ноября 1892 года в Москве от сердечного приступа.


  1. По какой причине А.А. Фет был лишен дворянства?
  2. Какой жизненной цели пытался достичь А.А. Фет?


Теория «чистого искусства»


«Чистое искусство» , или «искусство для искусства» , – условное наименование ряда эстетических концепций, утверждающих, что художественное творчество самоценно, не зависит от политики и требований общества.

 

Его цель – дарить красоту и пробуждать восхищение миром, воплощенным в произведении

 

Теория «искусства для искусства» зародилась во Франции в середине XIX века, а в России «чистое искусство» наиболее полно заявило о себе в 60-е годы XIX века в разгар дискуссий о роли поэзии в общественной жизни.


Рис. 2. У.М. Хартнетт. Легкость. 1887. Рис. 2. У.М. Хартнетт. Легкость. 1887.

Критики-шестидесятники – Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев – говорили о суженности художественного мира А.А. Фета, Я.П. Полонского, А.Н. Майкова, противопоставляя их творчеству «гражданскую поэзию» Н.А. Некрасова. В лирике этих поэтов не только отсутствовали гражданские мотивы – в ней не было никакой связи с общественными вопросами, волновавшими современников. При этом критики-демократы не отрицали эстетической красоты «чистой поэзии». Так, Н.Г. Чернышевский в письме Н.А. Некрасову писал о том, что «поэзия сердца имеет такие же права, как и поэзия мысли». Однако неоднократно отмечалось, что подобная лирика не соответствует духу времени, а значит, бесполезна. Сторонники «искусства для искусства» (А.В. Дружинин, В.П.  Боткин, П.В. Анненков и другие), в свою очередь, декларировали стремление создать мир красоты, противопоставленный убогой и низкой действительности, апеллируя к строкам А.С. Пушкина:

«Поэт и толпа» (1828)

 

 

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв, –
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв...

 

 

Отличительные черты «чистого искусства»:

  • Это поэзия намёков, догадок, умолчаний, которая понятна только избранным.
  • У стихов отсутствует сюжет, они представляют собой только лирический миниатюры.
  • Искусство не имеет связи с общественной жизнью. К примеру, поэт не может вмешиваться в дела бедного населения.
  • «Чистое искусство» уделяло много внимания форме, поэтическому слову, а также пластике и выразительности художественного образа, музыкальности, что должно было подчеркнуть красоту лирического произведения. Поэзия, по мысли сторонников «чистого искусства», преображает мир, а художник, творец обладает высшим даром видеть то, что скрыто от человеческих глаз, и воплощать это в слове.
  • Основное противоречие «искусства для искусства» в том, что идея независимости искусства может привести к несвободе художника в выборе темы, поскольку широкий круг проблем оказывается под запретом.
  • Основные мотивы в лирике представителей этой теории: пейзажная, любовная, тема поэта и поэзии.

 

Поэзия А.А. Фета является ярким примером «чистого искусства». Его лирика метафорична и эмоциональна. Стихотворения имеют философский смысл, раскрывают духовный мир лирического героя.

 

Однако А.А. Фет не отвергает жизнь в пользу «чистого искусства». По мнению А.А. Фета, не должно быть предметом творческого изображения: «вседневный удел», то есть бытовая сторона жизни, довлеющие над человеком жизненные тяготы и, наконец, – «битвы» – гражданская борьба всевозможных «лагерей» и «станов», те же «гражданские скорби». Именно эти жизненные сферы сковывают свободу самовыражения души, устремленной к прекрасному. Вдохновение свободно только тогда, когда оно не сковано позицией, тенденцией, обязанностью, борьбой за выживание, житейскими тяготами и т. д. А.А. Фет понимает по собственному опыту, что от этого никуда не уйдешь, все это есть в жизни. Однако считает, что эти явления не должны иметь отношения к поэзии, ибо они лишают поэта главного – истинной свободы и красоты.

 

Священная власть богини красоты должна охватывать мир, преображать и облагораживать жизнь и самого человека. Красота в понимании А.А. Фета не только абсолютна, безусловна и идеальна, она конкретна, материальна, ибо источник ее – жизнь природная и человеческая во всем ее многообразии.


Назовите черты, характерные для «чистого искусства».


Пейзажная лирика

Рис. 3. И.И. Левитан. У омута. 1892. Рис. 3. И.И. Левитан. У омута. 1892.

Тема природы является одной из центральных в творчестве поэта. Описание явлений природы у А.А. Фета особенно детальны и конкретны.

 

Для автора и его лирического героя природа представляется объектом эстетического наслаждения. Она не имеет связи с повседневной жизнью человека – его проблемами и трудом.

 

Особенности пейзажной лирики А.А. Фета:

  • Изображение конкретных явлений, отрезков времен года, определенного времени суток.
  • Точность и четкость образов (которые зачастую являются пейзажами центральной России).
  • Происходит фиксация изменений в природе, которые трактуются как феноменологические явления.

 

Пейзажная лирика А.А. Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Это утро, радость эта…», «Вечер», «Весенний дождь», «Туманное утро», «Заря прощается с землею…», «Я долго стоял неподвижно…», «Здравствуй! тысячу раз мой привет тебе, ночь!..»

«Вечер»

 

Стихотворение написано в 1855 году. «Природы праздный соглядатай» – так сам поэт полуиронически определил свое отношение к одной из главных тем своего творчества. А.А. Фет, без сомнения, один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Пейзаж стихотворения «Вечер» очень конкретен, детально выписан: «ясная река», «померкший луг», «роща немая».

 

В то же время фетовский пейзаж создает целостную картину бытия. Поэт смотрит на природу и мир как на реальное, объективно существующее явление, но такое, которое отличается крайней нестабильностью, текучестью – это мир «сопричастий», зеркальных отражений, соприкосновений и мимолетностей. Вечер у А.А. Фета не статичен. Каждую секунду этого вечера в мире происходят изменения, и череда этих изменений и есть вечер. Глаголы первого безличного предложения сразу же задают динамику: «прозвучало», «прозвенело», «прокатилось», «засветилось». Дальше – «Убегает на запад река», «Разлетелись, как дым, облака». О непостоянстве, мимолетности и переходности говорят строки:

 

 

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханьи ночном, –
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

 

 

Вечер – особое время суток, когда день становится ночью, время перехода, быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить эти преходящие моменты, «миги» бытия, видения предмета таким, каким он предстал в настоящий момент. Такое понимание цели искусства свидетельствует о точках соприкосновения лирики А.А. Фета с эстетикой и стилем импрессионизма.


Импрессионизм  (фр. impressionnisme, от impression – впечатление) – одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX – начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

 

Импрессионизм ставит во главу угла воздействие творчества на человеческие чувства. Русское слово «впечатление» (как и французское «импрессион») происходит от слов «печать», «отпечаток», здесь подразумевается некий внутренний отпечаток событий, образов. Закат и восход солнца, пение птиц, снег – это лишь констатация фактов. Кровавый закат, весенний рассвет, трели соловья, искристый снег – это уже воздействие на чувства читателей.


«Это утро, радость эта...»

 

Стихотворение написано в 1881 году. Согласно эстетическим принципам А.А. Фета, поэзия призвана изображать мир только в одном аспекте – мир как красота. Для А.А. Фета – красота разлита в мире, но ее нужно увидеть, и затем передать в поэзии.

 

Стихотворение «Это утро, радость эта...», наполненное звуками, запахами, цветами, заражает радостью от ощущения весны. Замечательно, что в стихотворении нет ни единого глагола, но оно удивительно динамично. Это объясняется воплощением музыкальных принципов в лирической поэзии А.А. Фета. В многочисленных высказываниях, и, что важнее, в творчестве поэта музыка не просто сравнивается с поэзией, ей не только отдается предпочтение перед последней – она становится мерилом и самой сутью подлинной художественности. Лирическая поэзия, где нет мелодичности стиха, для него просто невозможна: «Нет солнца – нет дня. Нет музыкального настроения – нет художественного произведения», – декларирует он.

 

Слово, метр, ритм сами по себе оказываются явно недостаточными средствами для воплощения поэтической мысли, потому что самой поэтической мысли А.А. Фет всегда стремится придать максимально чувственную выразительность, и только звук, мелодия могут помочь этому. «Дух музыки» понимается А.А. Фетом не только как романтический идеал мировой гармонии, но и вполне рационально – как материал для поэтического воплощения тончайших оттенков жизни природы и мира человеческой души. Музыка у него приближается к словесному искусству, – другими словами, она в максимальной степени становится фактором поэтического творчества, и именно в этом А.А. Фет достигает феноменальных для русской поэзии XIX века результатов. Об этом, в частности, свидетельствует высказывание такого авторитетного человека, как П.И. Чайковский: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область... это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом».

 

«Еще майская ночь»

 

Стихотворение написано в 1857 году. Как один из тончайших мастеров пейзажной лирики, А.А. Фет вошел в хрестоматии и многочисленные стихотворные сборники «поэтов природы» наряду с Ф.И. Тютчевым, Н.А. Майковым. При этом всегда подчеркивалось, что фетовские пейзажи – это почти исключительно природа среднеевропейской России. В стихотворении «Еще майская ночь» в поле зрения поэта оказываются звезды, соловьиная песня, листья березы... Это не мимолетный взгляд, а тонкая фиксация изменений в природе, связанных с наступлением весны, внимательное, любовное всматривание, которое сопровождается сильной эмоцией, вызванной близкой сердцу картиной русской весны, весенней ночи: «Благодарю, родной полночный край! / Из царства льдов, из царства вьюг и снега / Как свеж и чист твой вылетает май!». «Тревогой и любовью» поэт заражает читателя.

 

Весь мир вокруг поэта – не раздробленные детали, а именно целостный мир. Такой широкой и обобщенной содержательности «зимних» пейзажей А.А. Фет достигает благодаря тому, что эмоции и переживания лирического «я» как бы проникают в окружающий мир, разливаются в нем, они «узнаны» через природу.


  1. Какие образы распространены в пейзажной лирике А.А. Фета?
  2. В каких стихотворениях эти образы встречаются?


Любовная лирика

Рис. 4. К. Коровин. В лодке. 1888. Рис. 4. К. Коровин. В лодке. 1888.

Особое место в фетовской лирике занимает тема любви. «Любовь фетовской лирики, – писал Д.Д. Благой, – отнюдь не некое восхищенно-мечтательное, бесплотное, а самое что ни на есть естественное, порожденное природой для продолжения на земле чувство, именно в этой своей сущности бесконечно прекрасное – одно из высших проявлений «музыки» мира, подобно красоте, разлитой во вселенной».

 

Лирических герой таких стихотворений нежен, внимателен и чувственен. Любовь дарует ему новый взгляд на мир, дает ему возможность осознать тайну мироздания. Поэт с особым вниманием описывает переживания героя, вызванные его возлюбленной.

 

Особенности любовной лирики А.А. Фета:

  • Автор детально описывает изменения, к которым приводит героя его любовное чувство;
  • Часто в творчестве поэта возлюбленная лирического героя и богиня (или небесное светило) становятся тождественны.

 

Но следует отметить и другую особенность любовной лирики А.А. Фета: поэт поразительно сильно сумел передать мысль о преображении человека чувством любви: обретении им способности под влиянием переживаемого чувства открыть душу мира, его тайную прекрасную жизнь.

 

Пытаясь определить своеобразие звучания темы любви у А.А. Фета, исследователи отмечают неизменное соединение в переживаниях героя двух взаимоисключающих чувств – радости и страдания, усматривая в фетовской поэзии источник известного блоковского утверждения «Радость – Страданье – одно». Любовь, даже любовь счастливая, у А.А. Фета всегда вызывает не только свет, но и боль. Неразделимость этих двух чувств во многом и определяет переживания фетовского героя. Так, вспоминая о счастливом событии юности, герой говорит о горечи счастья («Глядя в огонь, я забывался, / Волшебный круг меня томил, / И чем-то горьким отзывался / Избыток счастия и сил»). Высшее переживание любви определяется героем с помощью оксюморона «страданье блаженства» («В страданьи блаженства стою пред тобою»).

Можно отметить еще одну особенность поэзии А.А. Фета, оказавшуюся столь необычной на фоне современной ему лирики и столь значимой для следующего поэтического поколения: героиня его стихов предстает не только идеальным воплощением земной женщины, но и богиней или небесным светилом. При этом идеальное явление обретает трепет и чувства человека, а в человеческом переживании соединяется земное чувство любви с преклонением и благоговением.

 

«Шепот, робкое дыханье…»

 

Стихотворение написано в 1850-м году и посвящено возлюбленной и музе поэта Марии Лазич. А.А. Фет состоял с девушкой в любовных отношениях, но не смог сделать ей предложение из-за финансовых проблем. В год написания этого произведения Лазич скончалась.

 

Стихотворение написано о романтическом свидании лирического героя и его возлюбленной. Чувства персонажей раскрываются вместе с описанием пейзажей.

 

Жанр произведения – элегия. Это подтверждается грустным настроением героя, отсутствием сюжета. Композиционно стихотворение делится на три катрена.


  1. Какие особенности любовной лирики А.А. Фета вы можете назвать?
  2. Какие особенности любовной лирики А.А. Фета относятся к чертам «чистого искусства»?
  3. Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад...» и сравните его со стихотворением А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). В чём сходство и различие? Чем отличается образ любви у А.А. Фета от пушкинского?


А.А. Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Из его творческого наследия современному читателю известна в основном поэзия и куда меньше – проза, публицистика, переводы, мемуары, письма.

 

Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и П.И. Чайковский, и Н.А. Римский-Корсаков, и М.А. Балакирев, и С.В. Рахманинов, и другие композиторы. «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант...» – говорил о нем П.И. Чайковский. На стихи А.А. Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широ­кую известность.


Контрольные вопросы

 

  1. Какой функцией в художественном мире А.А. Фета наделяется красота?
  2. В чем суть теории «чистого искусства»?
  3. Как проявляется импрессионизм в лирике А.А. Фета?
  4. В чем особенность пейзажной лирики Фета?
  5. Каков лирический герой любовной лирики автора?


Следующий урок
Человек и история в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Тема «маленького человека».
Русская литература XIX века
  • Закономерности наследственности, установленные Г. Менделем. Гипотеза чистоты гамет. Неполное доминирование. Дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Генофонд

    Биология

  • Геополитический образ мира

    География

  • Центр масс. Теорема о движении центра масс

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке