Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.П. Чехов. «Вишнёвый сад». Основа конфликта пьесы. Проблематика произведения. Символы в пьесе «Вишнёвый сад»

Русская литература XIX века

15.01.2025
2425
0

А.П. Чехов. «Вишневый сад». Основа конфликта пьесы. Проблематика произведения. Символы в пьесе «Вишневый сад»

План урока

  • Конфликт и проблематика пьесы «Вишневый сад»
  • Символы в пьесе

Цели урока

  • Знать особенности конфликта, проблематику, символику пьесы «Вишневый сад» и смысл названия
  • Уметь анализировать драматическое произведение

Разминка

  • Какие черты новой драматургии присущи пьесе «Вишнёвый сад»?
  • Какие значения дают вишнёвому саду персонажи пьесы?

Конфликт и проблематика пьесы «Вишневый сад»

Столкновение взглядов, позиций героев не превращается в борьбу противодействующих воль. Завязка конфликта оказывается размытой, неопределённой, надвигающаяся беда не заставляет героев действовать, напротив, они как будто бегут от осознания проблемы. В конце действия Гаев, словно прозревая, пытается предложить меры для спасения вишнёвого сада, но только успокаивает Аню и Варю. Сам он сознаёт, что «средств очень много и, значит, в сущности, ни одного».

Рис. 1. С. Алимов. «Вишневый сад». Действие 4. Фирса забыли.

Сложность конфликта заключается в том, что он начинается и заканчивается за пределами пьесы. Все герои остаются при своем мнении, и от этого несчастны.

 

Центральным персонажем для раскрытия конфликта «Вишневого сада» становится Лопахин. Он пытается образумить хозяев имения, но Гаев и Раневская не слушают его, поэтому Лопахину приходится выкупать сад. 

 

Раскрыть конфликт помогает строение диалогов. Нетрадиционно, когда реплика является ответом на предыдущую и требует ответа в следующей реплике. Чаще всего писатель воспроизводит неупорядоченный разговор (взять хотя бы беспорядочный хор реплик и восклицаний сразу по приезде Раневской со станции). Персонажи как бы не слышат друг друга, а если слушают, то отвечают невпопад (Дуняше – Аня, Лопахину – Раневская и Гаев, Пете – все остальные, кроме Ани, да и та реагирует явно не на смысл, а на звучание Петиных монологов: «Как хорошо вы говорите!.. (В восторге.) Как хорошо вы сказали!»). Разобщенность, самопоглощенность, неумение встать на точку зрения другого – это видит и показывает в общении людей А.П. Чехов.

 

Ключевая проблема произведения А.П. Чехова – проблема поколений. Ничто в этой жизни не является вечным, поэтому сменность поколений стоит принимать как данность. Но герои «Вишневого сада» к этому не готовы. Они не могут слушать и слышать друг друга, потому далеки от понимания.

 

Автор транслирует в своей пьесе мысль о том, что в жизни очень важно уметь приспосабливаться (в особенности к реалиям нового времени). Гаев и Раневская оказались к этому неспособны, поэтому счастливый финал для них невозможен. Конфликт, который от этого и происходит, оказывается неразрешим.

 

Особенность изображения конфликта у А.П. Чехова заключена в использовании многоуровневой системы образов. Так как главная проблема пьесы – это проблема поколений, в произведении есть герои олицетворяющие каждую из эпох:

  • Гаев и Раневская – прошлое;
  • Лопахин – настоящее;
  • Аня и Петя – будущее.

 

Поднимая эту проблему, А.П. Чехов создает некую аллюзию, в которой намекает на увядание дворянства. «Вся Россия наш сад», – говорит Петя Трофимов, что подразумевает веру автора в молодое поколение, которое сможет построить новую страну.


  1. В чем заключается основной конфликт пьесы?
  2. Какие темы и мотивы возникают с каждым из героев пьесы?


Символы в пьесе 


Символ – многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни.

 

В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним).

 

В символе тождество или сходство с другим предметом или явлением не является очевидным, не закреплено словесно или синтаксически.


Вишневый сад – композиционный центр пьесы. Вокруг него разворачиваются все события.

 

Сад в пьесе – это:

  • символ жизни;
  • детство, потерянный рай;
  • красота, духовность, счастье;
  • прошлое России, обреченное на гибель;
  • место снов, надежд, воспоминаний и т.д.

 

Раневская и Гаев страстно любят сад. Это их прошлое, их детство, вся их жизнь. Но они предают этот потерянный рай, отдавая сад на сруб. Аня и Петя ассоциируют сад с необыкновенным, прекрасным, фантастическим будущим, но для этого будущего герои ничего не делают. Мечтая о небывалом, они отрекаются от существующего. Лопахин всю жизнь мечтает овладеть садом, спасти его, усовершенствовать, в итоге – убивают.

 

А.П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» использовал практически весь спектр символических выразительных средств: звуковую, реальную, словесную символику. Это помогает ему создать объемное художественное полотно, яркое и сценичное, со своим «подводным течением», изображающее гибель дворянских гнезд.

 

Звуковые образы

  • Крик совы – несет реальную угрозу. «Фирс. Перед несчастьем тоже так было; и сова кричала, и самовар гудел бесперечь» (действие II).
  • Звук свирели – фоновое оформление нежных чувств, испытываемых персонажем. «Далеко за садом пастух играет на свирели. … Трофимов (в умилении) Солнышко моё! Весна моя!» (действие I).
  • Звук лопнувшей струны – воплощение надвигающейся беды и неотвратимость гибели. «Вдруг …, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный» (действие II).
  • Звук топора – символизирует гибель дворянских усадьб, гибель старой России. «Слышно, как вдали стучат топором по дереву» (действие IV).

 

Цветовые образы

Из всего многообразия цветов в пьесе «Вишнёвый сад» Чехов использует только один – белый, по-разному применяя его на всем протяжении первого действия: «Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый». Цветовые пятна – детали костюма персонажей: «Лопахин. Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке» (действие I), «Шарлотта Ивановна в белом платье … проход через сцену» (действие II), «Любовь Андреевна. Посмотрите… в белом платье!» (действие I), «Фирс. Надевает белые перчатки» (действие I). Белый цвет – символ чистоты, света, мудрости.


  1. Какую роль в пьесе играют символы?
  2. Что означает фраза «Вся Россия – наш сад»?


В своей последней пьесе А.П. Чехов запечатлел то состояние русского общества, когда от всеобщего разъединения, слушания только самих себя до окончательного распада и всеобщей вражды оставался лишь шаг. Он призвал не обольщаться собственным представлением о правде, не абсолютизировать многие «правды», которые на самом деле оборачиваются «ложными представлениями», осознать вину каждого, ответственность каждого за общий ход вещей. В чеховском изображении российских исторических проблем человечество увидело проблемы, касающиеся всех людей в любое время, во всяком обществе.


Контрольные вопросы

 

  1. Почему завязка конфликта является размытой?
  2. Какой конфликт главный в произведении?
  3. Какие виды символики использует А.П. Чехов в пьесе?


Предыдущий урок
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Истоки преступления Раскольникова. Теория Раскольникова. Наказание Раскольникова
Русская литература XIX века
Следующий урок
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Путь духовных исканий Андрея Болконского
Русская литература XIX века
  • Наследственная изменчивость, наследственные болезни

    Биология

  • Правоотношения. Правомерное поведение

    Обществознание

  • Имя существительное как часть речи

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке