- Конфликт и проблематика пьесы «Вишневый сад»
- Символы в пьесе
- Знать особенности конфликта, проблематику, символику пьесы «Вишневый сад» и смысл названия
- Уметь анализировать драматическое произведение
- Какие черты новой драматургии присущи пьесе «Вишнёвый сад»?
- Какие значения дают вишнёвому саду персонажи пьесы?
Конфликт и проблематика пьесы «Вишневый сад»
Столкновение взглядов, позиций героев не превращается в борьбу противодействующих воль. Завязка конфликта оказывается размытой, неопределённой, надвигающаяся беда не заставляет героев действовать, напротив, они как будто бегут от осознания проблемы. В конце действия Гаев, словно прозревая, пытается предложить меры для спасения вишнёвого сада, но только успокаивает Аню и Варю. Сам он сознаёт, что «средств очень много и, значит, в сущности, ни одного».
Сложность конфликта заключается в том, что он начинается и заканчивается за пределами пьесы. Все герои остаются при своем мнении, и от этого несчастны.
Центральным персонажем для раскрытия конфликта «Вишневого сада» становится Лопахин. Он пытается образумить хозяев имения, но Гаев и Раневская не слушают его, поэтому Лопахину приходится выкупать сад.
Раскрыть конфликт помогает строение диалогов. Нетрадиционно, когда реплика является ответом на предыдущую и требует ответа в следующей реплике. Чаще всего писатель воспроизводит неупорядоченный разговор (взять хотя бы беспорядочный хор реплик и восклицаний сразу по приезде Раневской со станции). Персонажи как бы не слышат друг друга, а если слушают, то отвечают невпопад (Дуняше – Аня, Лопахину – Раневская и Гаев, Пете – все остальные, кроме Ани, да и та реагирует явно не на смысл, а на звучание Петиных монологов: «Как хорошо вы говорите!.. (В восторге.) Как хорошо вы сказали!»). Разобщенность, самопоглощенность, неумение встать на точку зрения другого – это видит и показывает в общении людей А.П. Чехов.
Ключевая проблема произведения А.П. Чехова – проблема поколений. Ничто в этой жизни не является вечным, поэтому сменность поколений стоит принимать как данность. Но герои «Вишневого сада» к этому не готовы. Они не могут слушать и слышать друг друга, потому далеки от понимания.
Автор транслирует в своей пьесе мысль о том, что в жизни очень важно уметь приспосабливаться (в особенности к реалиям нового времени). Гаев и Раневская оказались к этому неспособны, поэтому счастливый финал для них невозможен. Конфликт, который от этого и происходит, оказывается неразрешим.
Особенность изображения конфликта у А.П. Чехова заключена в использовании многоуровневой системы образов. Так как главная проблема пьесы – это проблема поколений, в произведении есть герои олицетворяющие каждую из эпох:
- Гаев и Раневская – прошлое;
- Лопахин – настоящее;
- Аня и Петя – будущее.
Поднимая эту проблему, А.П. Чехов создает некую аллюзию, в которой намекает на увядание дворянства. «Вся Россия наш сад», – говорит Петя Трофимов, что подразумевает веру автора в молодое поколение, которое сможет построить новую страну.
- В чем заключается основной конфликт пьесы?
- Какие темы и мотивы возникают с каждым из героев пьесы?
Символы в пьесе
Символ – многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни.
В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним).
В символе тождество или сходство с другим предметом или явлением не является очевидным, не закреплено словесно или синтаксически.
Вишневый сад – композиционный центр пьесы. Вокруг него разворачиваются все события.
Сад в пьесе – это:
- символ жизни;
- детство, потерянный рай;
- красота, духовность, счастье;
- прошлое России, обреченное на гибель;
- место снов, надежд, воспоминаний и т.д.
Раневская и Гаев страстно любят сад. Это их прошлое, их детство, вся их жизнь. Но они предают этот потерянный рай, отдавая сад на сруб. Аня и Петя ассоциируют сад с необыкновенным, прекрасным, фантастическим будущим, но для этого будущего герои ничего не делают. Мечтая о небывалом, они отрекаются от существующего. Лопахин всю жизнь мечтает овладеть садом, спасти его, усовершенствовать, в итоге – убивают.
А.П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» использовал практически весь спектр символических выразительных средств: звуковую, реальную, словесную символику. Это помогает ему создать объемное художественное полотно, яркое и сценичное, со своим «подводным течением», изображающее гибель дворянских гнезд.
Звуковые образы
- Крик совы – несет реальную угрозу. «Фирс. Перед несчастьем тоже так было; и сова кричала, и самовар гудел бесперечь» (действие II).
- Звук свирели – фоновое оформление нежных чувств, испытываемых персонажем. «Далеко за садом пастух играет на свирели. … Трофимов (в умилении) Солнышко моё! Весна моя!» (действие I).
- Звук лопнувшей струны – воплощение надвигающейся беды и неотвратимость гибели. «Вдруг …, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный» (действие II).
- Звук топора – символизирует гибель дворянских усадьб, гибель старой России. «Слышно, как вдали стучат топором по дереву» (действие IV).
Цветовые образы
Из всего многообразия цветов в пьесе «Вишнёвый сад» Чехов использует только один – белый, по-разному применяя его на всем протяжении первого действия: «Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый». Цветовые пятна – детали костюма персонажей: «Лопахин. Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке» (действие I), «Шарлотта Ивановна в белом платье … проход через сцену» (действие II), «Любовь Андреевна. Посмотрите… в белом платье!» (действие I), «Фирс. Надевает белые перчатки» (действие I). Белый цвет – символ чистоты, света, мудрости.
- Какую роль в пьесе играют символы?
- Что означает фраза «Вся Россия – наш сад»?
В своей последней пьесе А.П. Чехов запечатлел то состояние русского общества, когда от всеобщего разъединения, слушания только самих себя до окончательного распада и всеобщей вражды оставался лишь шаг. Он призвал не обольщаться собственным представлением о правде, не абсолютизировать многие «правды», которые на самом деле оборачиваются «ложными представлениями», осознать вину каждого, ответственность каждого за общий ход вещей. В чеховском изображении российских исторических проблем человечество увидело проблемы, касающиеся всех людей в любое время, во всяком обществе.
Контрольные вопросы
- Почему завязка конфликта является размытой?
- Какой конфликт главный в произведении?
- Какие виды символики использует А.П. Чехов в пьесе?