Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»

Русская литература XX века

С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»

 

План урока

  • Слово о C.Я. Маршаке
  • Пьеса «Двенадцать месяцев»

Цели урока

  • Знать биографию С.Я. Маршака, основные признаки драмы как рода литературы, содержание пьесы «Двенадцать месяцев»
  • Уметь анализировать драматическое произведение

Разминка

Какие произведения С.Я. Маршака вам известны? 

 

Рис. 1. С.Я. Маршак. 1934. Рис. 1. С.Я. Маршак. 1934.

Слово о С.Я. Маршаке

 

Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964) 

 

Самуил Яковлевич Маршак родился в бедной воронежской семье в 1887 году. Там он, будучи гимназистом, получает от своего учителя латыни Владимира Ивановича Теплых в качестве заданий переводить древнеримских поэтов. Эти упражнения помогают будущему поэту быстро освоить основы стихосложения. Когда С.Я. Маршак гостил в Петербурге, он познакомился с известным тогда критиком-искусствоведом Владимиром Васильевичем Стасовым. Вот как вспоминал об этом знакомстве поэт: «Познакомившись с моими стихами, Владимир Васильевич подарил мне целую библиотечку классиков, а во время наших встреч много рассказывал о своем знакомстве с Глинкой, Тургеневым, Герценом, Гончаровым, Львом Толстым, Мусоргским. Стасов был для меня как бы мостом чуть ли не в пушкинскую эпоху». Тот разглядел в мальчике талант, отметил его юношеские стихи и помог перевестись ему в одну из лучших петербургских гимназий. Эта возможность позволила С.Я. Маршаку получить хорошее и разностороннее образование, которое позволило ему в последствии обучаться в Лондонском университете в 1912 году.

 

Находясь в Англии, поэт много времени уделяет путешествиям по стране и сбору фольклорных произведений. Собранные песни, стихи, истории поэт переводит на русский язык, что позволяет ему получить полное и глубокое понимание английского языка, быта, среды английского народа. Это делает его искусным переводчиком.

 

В 1914 году С.Я. Маршак возвращается в Россию, где встречает Первую мировую войну. В это время он много переводит и помогает детям беженцев. После войны поэт вместе с группой педагогов, артистов, художников создаёт театр для детей, где ставит пьесы собственного сочинения, сюжеты для которых берёт из русской народной поэзии. Этот театр быстро превращается в «Детский городок» с садиком, школой, библиотекой и кружками.

 

С.Я. Маршак печатается в петербургских журналах с 1907 года и известен современным читателям как автор стихотворений, сказок, песен, баллад. Многие литературные памятники английской культуры стали известны русскому читателю благодаря переводам С.Я. Маршака, которые и по сей день являются образцовыми.


  1. Какое образование получил С.Я. Маршак?
  2. С чего началась литературная деятельность поэта?


 

Пьеса «Двенадцать месяцев»

 

Новогодняя пьеса «Двенадцать месяцев» вдохновлена славянским фольклором. Именно в древних сказаниях возникли человеческие образы времен года. 

 

Известно, что западнославянская легенда подсказала только завязку пьесы, а не весь сюжет. Еще в самом начале работы над сказкой в письме к родным Маршак замечал: «Тема углублена тем, что героиня пьесы "12 месяцев” живет в природе и в труде. Все месяцы ее знают: один видел ее у проруби, когда она ходила по воду, другой в лесу, когда она рубила дрова, третий на огороде, где она поливала рассаду…» 

 

Маршак создал пьесу для МХАТа. Она была поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году, во МХАТе – в 1948 году.


Пьеса  – литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене.


В пьесе должны обязательно присутствовать следующие элементы:

  • афиша (список действующих лиц)
  • диалоги и монологи
  • ремарки


Ремарка  – пояснения, которыми автор определяет внешние особенности персонажей, их состояние, поведение, жесты, интонации.


Пример

 

Обратимся к конкретной сцене из пьесы С.Я. Маршака:

 

«На поляну выскакивает Заяц.

 

На ветвях рядом с прежней белкой появляется еще одна.

 

Заяц (хлопая лапкой о лапку). Холодно, холодно, холодно! От мороза дух захватывает, лапы на бегу к снегу примерзают. Белки, а белки, давайте играть в горелки. Солнце окликать, весну зазывать!

 

Первая Белка. Давай, заяц. Кому первому гореть?»

 

Заяц не только говорит, но и сопровождает свою реплику определенным действием – «(хлопает лапкой о лапку)». Это уточнение и есть  ремарка .


Состоит пьеса из действий (актов). Обычно в произведении 3-5 действий, каждое из которых разделено на сцены (картины). В пьесе-сказке С.Я. Маршака 4 действия. В третьем действии только одна картина, а в остальных две или три.

 

«Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака – это пьеса-сказка, в которой сочетаются реальность и фантастика. В произведении есть черты волшебной сказки:

  • Герои, совершающие чудеса.
  • Животные, которые разговаривают.
  • Волшебные превращения.

Рис. 2. Т.А. Ерёмина. Иллюстрация к сказке-пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 1974. Рис. 2. Т.А. Ерёмина. Иллюстрация к сказке-пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 1974.

Традиционное построение сюжета волшебной сказки выглядит следующим образом: зачин, завязка и развитие действия, кульминация, развязка. По такому же принципу строится композиция сказки-пьесы С.Я. Маршака. Фантастично существование и участие в действии братьев-месяцев, предстающих в человеческом обличии, встреча с ними Падчерицы, быстрая смена времён года за короткое время.

 

Традиционно и деление персонажей на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Примечательно, что у героев нет имён. Главная героиня – Падчерица, девушка скромна и трудолюбивая, беззлобная, несмотря на то, как с ней обращается Королева, Старуха с Дочкой. Её чистое и всепрощающее сердце трогает братьев-месяцев, поэтому они одаривают героиню в финале произведения.

 

Старуха и её Дочь выступают на в противоположном лагере персонажей. Они не любят Падчерицу, строят ей всяческие козни. Что бы ни делала Падчерица Старуха всегда была недовольна. Она не требовала работать свою Дочь, лишь баловала её. Пика жестокого обращение Старуха достигает, когда отправляет Падчерицу в январский лес за подснежниками, зная, что обрекает ту на гибель. Дочь лишь поддакивает матери, провожая несчастную девушку следующими словами: «Если пропадешь, никто плакать о тебе не станет. Без подснежников не возвращайся». Жестокость этих героинь прослеживается не только в отношениях с Падчерицей и другими героями, но и между собой они постоянно ругаются. Их наказание в финале символично и закономерно: Старуха и Дочка превращаются в собак, продолжая лаять друг на друга. 

Рис. 3. Иллюстрация к сказке-пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Рис. 3. Иллюстрация к сказке-пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Интересен и другой женский персонаж пьесы-сказки – Королева. Изначально она предстаёт как героиня отрицательная: она ленива, избалованна, капризна, глупа, жестока, способна причинить боль (например, срывает накидку с Падчерицы в лесу, так как та отказывается ей отвечать). Но в финале читатель наблюдает рост Королевы: она работает наравне со всеми, учится просить, а не приказывать. Это сложный персонаж, нетипичный для волшебной сказки. 

 

Нельзя не сказать и об образе братьев-месяцев 12 месяцев – персонажи положительные, они добрые и щедрые, ценят в людях трудолюбие и сострадание и не терпят злобы и жестокости. Они представлены в виде людей разного возраста: старые Декабрь, Январь и Февраль, пожилые Сентябрь, Октябрь и Ноябрь, молодые Июнь, Июль и Август и совсем мальчики Март, Апрель, Май.

 

Сказка-пьеса «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршак многое берёт из русской народной сказки.

Таблица 1. Сопоставление народной сказки и литературной (на примере сказки-пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»)

Народная сказка

Литературная сказка

Сходства

  • Повествование о вымышленных событиях;
  • Противостояние добра и зла;
  • Деление героев на положительных и отрицательных;
  • Положительные герои воплощают народное представление о добре, справедливости: отрицательные герои – воплощение тёмных сил, враждебных человеку;
  • Традиционная форма: сказочный зачин, поэтические формулы, постоянные эпитеты;
  • Волшебные помощники;
  • Говорящие животные;
  • Наличие фантастических элементов, волшебных превращений;
  • Победа добра в финале

Различия

Устная форма

Письменная форма

Автор – народ

Автор неизвестен

Вариативность

Только одна форма, вариантов нет

Персонажи или положительные, или отрицательные

Есть противоречивые и сложные характеры, например Королева

Зло повержено

В финале нет поверженного зла, отрицательные персонажи получают шанс исправиться

 

 

Сказка «Двенадцать месяцев» учит читателей добру и состраданию. Поведение отрицательных героев читатель вместе с автором осуждает, одновременно беря пример с Падчерицы и Учителя.


Контрольные вопросы

 

  1. Что такое «пьеса»? Какими обязательными элементами она должна обладать?
  2. К какому роду и жанру относится произведение С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»?
  3. Какие персонажи данного произведения положительные, а какие отрицательные?  


Предыдущий урок
П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»
Русская литература XX века
Следующий урок
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»
Русская литература XX века
  • Present Continuous. Настоящее продолженное время

    Английский язык

  • География в эпоху Средневековья

    География

  • Искусство, письменность и знания Древнего Египта

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке