Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»

Русская литература XX века

П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»

 

План урока

  • Слово о П.П. Бажове
  • Сказ П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»

Цели урока

  • Знать биографию П.П. Бажова, жанровые особенности сказа, значение терминов «сказ», «образ рассказчика»
  • Уметь анализировать художественный текст

Разминка

Прочитайте и вспомните название произведения, из которого взят отрывок, его автора:

 

«Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые – всякие.

 

К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козел стоит – и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются». 

 

Рис. 1. М.С. Наппельбаум. Фотография П.П. Бажова. Рис. 1. М.С. Наппельбаум. Фотография П.П. Бажова.

Слово о П. П. Бажове

 

Павел Петрович Бажов (1879–1950) 

 

Павел Петрович Бажов родился 15 января 1879 года в уральском городе Сысерти в семье простого горнорабочего. Мальчик был единственным ребёнком в семье. Детство писателя прошло тяжело: отец хоть и души не чаял в жене и сыне, но часто пил, что приводило к тому, что тот неконтролируемо оскорблял начальство. За это Бажов-старший получил прозвище «Сверло» и частые увольнения. Работы могло не быть месяцами, поэтому семья постоянно переезжала с рудника на рудник. Мать будущего писателя зарабатывала на хлеб рукоделием: вязала шали и чулки. Но заработок от это дела был маленьким, поэтому из нищеты семья так и не выбралась. Такой стиль жизни не могу не сказаться на здоровье родителей П.П. Бажова: отец его спился и умер от алкоголизма, а мать ослепла.

 

Ещё в школе у П.П. Бажова обнаружили задатки одарённого ученика, развитию которых поспособствовал его учитель литературы. Писатель поступил в духовное училище, но диплом духовной академии получить не стал. Он подал документы в Томское светское училище, но провалил экзамены. Тогда П.П. Бажов устраивается учителем русского языка в женское епархиальное училище, где знакомится со своей будущей женой.

 

Писатель активно поддерживал революцию, так как провел детство в среде рабочих, которые пили от безработицы и нищеты. После Гражданской войны он активно будет заниматься литературной и фольклорной деятельностью. Параллельно с работой редактором и журналистом, П.П. Бажов соберёт уральский фольклор в своё первое художественное произведение «Уральские были». С самого детства писатель слушал истории об уральском камне и Хозяйке Медной горы, которая охраняет сокровища земли. Эти истории П.П. Бажов слышал от своей бабушки, которая была хорошей рассказчицей. Через всю жизнь пронес он её поверья об Урале и его жителях.

Слава пришла к П.П. Бажову в 1939 году с выходом в свет сборника «Малахитовая шкатулка». Этот сборник полон романтики, красоты, народной мудрости и дивной мистики. Популярность этих историй заключается в их неполитичности, народной языковой самобытности, русской глубинной человечности. Герои П.П. Бажова – мастера и созидатели, преображающие жизнь человека. Писатель посвятил своё творчество человеку, вернул веру в труд и чудеса, в великую силу России, такой родной и такой уникальной.

 

Любимым жанром П.П. Бажова становится сказ .


Сказ  – это малый эпический (повествовательный жанр), который связан с фольклорной традицией, народными преданиями и легендами, но при этом содержит точные зарисовки народного быта.


Слово «сказ» похоже на слово «сказка», но это разные жанры.

 

Таблица 1. Сопоставление сказки и сказа

Сказка

Сказ

Эпический жанр фольклора, занимательный устный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях

Эпический жанр, который опирается на народные предания и легенды и сочетает в себе точные зарисовки народного быта и сказочно-фантастический мир фольклора

В центре – противостояние добра и зла, герои делятся соответственно на положительных и отрицательных, где первые отражают народные представления о морали и справедливости

Борьбы добра и зла нет, а герои могут обладать одновременно как положительными, так и отрицательными чертами

Существуют в устной форме, не имеют конкретного автора, автор - народ

Есть один автор, от лица которого ведётся повествование; текст является авторской стилизацией народных преданий, поверий, сказаний, легенд

Есть строгая композиция: зачин, концовка, троекратные повторения

Нет строгого композиционного канона

Место действия неопределённое: «В некотором царстве», «За тридевять земель»

Место действия включает в себя реальные географические названия

В финале побеждает добро

В финале часто изображает смерть положительного героя


  1. Откуда брал сюжеты для сказов П.П. Бажов?
  2. Чем отличается сказ от сказки?


 

Сказ П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»

 

Сказ «Медной горы Хозяйка» опубликован П.П. Бажовым в 1939 году. Повествование в нём ведётся от первого лица, простого рабочего человека, который стал случайным свидетелем описываемых событий. Поэтому язык сказа напоминает живую разговорную речь. Автор допускает использование просторечных элементов, которые не создают грубость, а придаёт тексту народный колорит: «видать» (видно),» своротить (повернуть) в сторону», «цельный» (целый) и т.д. Использует автор и слова с суффиксами, характерными для разговорной речи, например с суффиксом -ТО: «думка-то», «ящерки-то», «малахитом-то» и т.д. Так как действие разворачивается в Уральских горах, читатель сталкивается со множеством диалектных слов: «шибко» (очень), «нарядить» (отправить на ученье), «худо» (плохо), «выгораживать» (защищать) и т.д.

Рис. 2. В.С. Баюскин. Степан в забое. 1952. Рис. 2. В.С. Баюскин. Степан в забое. 1952.

Главный герой сказа – искусный мастер Степан, работающий с малахитом. Он крепостной, терпит обиды от своего барина. Так как действие происходит во времена крепостного права, встречаются и устаревшие слова, характерные для этого периода: «крепость» (крепостное право), «галились» (издевались), «урок» (работа).

 

Так как действующий герой работает с драгоценными камнями, П.П. Бажов использует множество слов из лексики горных рабочих, которые обозначают добываемые горные породы: малахит, медь, алмаз, слюдка, желтяка, змеевик, королёк, лазоревка.

 

Язык сказа – живой народный язык. Он переплетается с языком преданий и легенд, отчего приобретает устойчивые словосочетания с эпитетами: «дума горькая», «сине небушко», «пол узорчатый» и т.д.

 

Однажды герой встречает Хозяйку Медной горы. Этот образ писатель позаимствовал из историй, которые так часто рассказывала ему бабушка ещё в детстве. Образ, придуманный П.П. Бажовым на основе образов Каменной девки, девки Азовки, Малахитницы. В народе верили, что Хозяйка Медной горы охраняет сокровища Уральских гор. Это «девка небольшого росту, из себя ладная, коса сизо-черная. А одежда и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить. Хозяйка эта – малахитница». Она является только смелым и чистым душой людям, только им способна поведать тайны этих мест. В помощницах у неё змейки и ящерицы, да и сама она способна оборачиваться ящеркой. Ящерки обычно указывают на какое-нибудь месторождение, что известно из народных поверий.

Рис. 3. В.М. Назарук. Медной горы Хозяйка. 2016. Рис. 3. В.М. Назарук. Медной горы Хозяйка. 2016.

Хозяйка трижды испытывает Степана: просит поговорить с приказчиком, потом предлагает жениться на ней, и после отказа героя – не вспоминать ее больше. Это троекратное испытание сближает сказ со сказкой, для которой цифра 3 является магической. 

 

Хозяйке Медной горы нравятся поступки Степана, твердость и смелость его характера. За эти качества она щедро одаривает героя. Однако последний приказ Степан выполнить не смог. Он не в силах забыть их встречу, поэтому умирает. В конце сказа говорится, что встреча с Хозяйкой Медной горы не приносит никому счастья.

 

Переплетение реального и фантастического в сказе «Медной горы Хозяйка» придаёт достоверность повествованию. Образ рассказчика придаёт реальность истории. П.П. Бажова также поднимает и социальные вопросы, что является неотъемлемой частью сказа. Герои его сказов обладают сильным духом, способны противостоять жизненным испытаниям.


Контрольные вопросы                                      

                  

  1. Что в сказе волшебное, а что реальное? Напоминает ли сказ П.П. Бажова сказку? Если да, то чем?
  2. Как писатель создаёт народный характер произведения?
  3. Как вы можете охарактеризовать образ рассказчика сказа «Медной горы Хозяйка»? 


Предыдущий урок
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»
Русская литература XX века
Следующий урок
Русские писатели о родной природе и о себе
Русская литература XX века
  • Дроби и деление натуральных чисел. Смешанные числа

    Математика

  • Биология – наука о живой природе

    Биология

  • Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке