- Слово об А.П. Платонове
- Реальность и фантастика в рассказе А.П. Платонова «Никита»
- Знать биографию А.П. Платонова, содержание рассказа «Никита»
- Уметь сопоставлять элементы были и фантастики в произведении
Найдите в приведенном отрывке примеры с олицетворением? С какой целью используют этот приём в художественных произведениях?
Будто плачет ива у реки.
Раздался звонкий девичий смех.
От крика задрожали горы.
Ветер-растрёпа шумит по лесам.
Луна глядит на сонный город.
Слово об А.П. Платонове
Андрей Платонович Платонов (1899–1951)
Андрей Платонович родился 16 августа 1899 года на окраине Воронежа в семье машиниста паровоза. Настоящая фамилия писателя – Клементов (псевдоним «Платонов» писатель взял в честь отца – Платона). Будучи мальчишкой, А.П. Платонов много времени проводил с отцом, помогая ему в работе. Этот опыт привил писателю любовь к труду, часто суровому и тяжкому, но необходимому человеку. От отца он также унаследовал изобретательные таланты: в 13 лет пытался сделать вечный двигатель из подручных материалов. Всю жизнь писатель что-то изобретал и внедрял свои сооружения в жизнь. «Я человек технический», – говорил о себе А.П. Платонов.
Учился А.П. Платонов в церковно-приходской школе. Об этом времени он вспоминал так: «Потом наступило для меня время ученья – отдали меня в церковно-приходскую школу – была там учительница – Апполинария Николаевна, я ее никогда не забуду, потому что через нее я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека…». Потом писатель посвятит ей рассказ, символически его назвав «Ещё мама».
Окончив школу, А.П. Платонов поступает в Воронежский политехникум на физико-математическое отделение, откуда переведётся на отделение историко-филологическое. Там он начинает и свою писательскую деятельность. С 1918 года он пишет в местные воронежские газеты рецензии, очерки, стихи. Через год А.П. Платонов перевёлся на электротехническое отделение Воронежского рабочего железнодорожного политехникума, которое сможет окончить только в 1921 году после окончания военных действий.
Гражданскую войну А.П. Платонов прошёл в качестве военного корреспондента. С 1923 года занимается улучшением жизни деревень. Но во время Великой Отечественной войны снова уходит на фронт, где работает военным журналистом.
Мастеровой, красноармеец, студент, талантливый инженер-электрик, прозаик, критик, драматург, журналист, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны – таковы жизненные и творческие роли А.П. Платонова. До самой смерти писатель пишет пьесы, киносценарии, сказки и рассказы для детей, перерабатывает народные сюжеты в литературные сказки.
- Чем увлекался А.П. Платонов в детстве?
- В какой роли писатель участвовал в военных действиях?
Реальность и фантастика в рассказе А.П. Платонова «Никита»
Рассказ «Никита» написан А.П. Платоновы в 1945 году и опубликован на страницах журнала «Мурзилка» и журнала «Новый мир». Пройдя войну, писатель больше всего сострадал судьбам детей на войне. Герой его рассказа не видел войны, но испытывает страх пере ней: вдруг чужие займут дом.
Главный герой – маленький Никита – живет в деревне. Он отличается добротой, любознательностью, мечтательностью и богатым воображением. События произведения разворачиваются в период Великой Отечественной войны, когда отец мальчика возвращается домой с фронта. Поэтому тема произведения – взросление ребёнка, который учится жить в окружающем мире, иногда пугающем его. Никита ощущает незащищённость, хоть и не понимает, что этот страх вырастает из войны. Мир детства самый уязвимый, защитит его способна только мудрость взрослых.
Ощущая своё одиночество, Никита ощущает мир как нечто враждебное, разделяет на «злой» и «добрый».
Таблица 1. Разделение мира в сознании Никиты
Злой мир
|
Добрый мир
|
|
|
Злой мир преображается, когда рядом с Никитой появляется его отец: незнакомые, злобные лица уже не пугают мальчика, никто больше не «карябался» из-под земли. Счастье наполняет дом, как только появляется там отец. Жизнь теперь станет счастливой, нестрашной. Писатель не даёт портрет отца, но описывает его эпитетом «старый», что несёт не значение возраста, а значение пережитого на войне ужаса. Но это теперь позади, так как отец обещает Никите больше не покидать его, «от солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землей». Он сразу приобщает мальчика к труду, что символично, ведь хлеб издревле ассоциируется с трудом на земле. Никита понимает, что труд делает мир добрее, ведь и «злой» мир больше не пугает его.
Основной приём, который лежит в основе рассказа, – олицетворение. Никита воспринимает это как чудесные и необъяснимые метаморфозы окружающего мира. Но также Никита противопоставляет миры по принципу «злой» и «добрый». Чтобы передать это А.П. Платонов использует приём антитезы.
А.П. Платонова мастерски демонстрирует читателю уникальный опыт: взгляд пятилетнего ребёнка на мир. Когда Никита один, то мир вокруг враждебен, но как только мальчик ощущает себя в безопасности, то предметы напоминают ему близких и родных людей. Основная мысль рассказа заключается в том, что человек – творец окружающего его мира и только от него зависит, каким этот мир будет.
Контрольные вопросы
- Какие события происходят в рассказе А.П. Платонова «Никита» – реальные или фантастические?
- Как воспринимает окружающий мир Никита?
- Какие средства выразительности являются основными в рассказе «Никита»?