Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.П. Платонов. «Никита»

Русская литература XX века

А.П. Платонов. «Никита»

 

План урока

  • Слово об А.П. Платонове
  • Реальность и фантастика в рассказе А.П. Платонова «Никита»

Цели урока

  • Знать биографию А.П. Платонова, содержание рассказа «Никита»
  • Уметь сопоставлять элементы были и фантастики в произведении

Разминка

Найдите среди примеры с олицетворением? С какой целью используют этот приём в художественных произведениях?

 

Будто плачет ива у реки.

Раздался звонкий девичий смех.

От крика задрожали горы.

Ветер-растрёпа шумит по лесам.

Луна глядит на сонный город.

 

Слово об А.П. Платонове

Рис. 1. А.П. Платонов. 1947. Рис. 1. А.П. Платонов. 1947.

Андрей Платонович Платонов (1899–1951)

 

Андрей Платонович родился 16 августа 1899 года на окраине Воронежа в семье машиниста паровоза. Настоящая фамилия писателя – Клементов (псевдоним «Платонов» писатель взял в честь отца – Платона). Будучи мальчишкой, А.П. Платонов много времени проводил с отцом, помогая ему в работе. Этот опыт привил писателю любовь к труду, часто суровому и тяжкому, но необходимому человеку. От отца он также унаследовал изобретательные таланты: в 13 лет пытался сделать вечный двигатель из подручных материалов. Всю жизнь писатель что-то изобретал и внедрял свои сооружения в жизнь. «Я человек технический», – говорил о себе А.П. Платонов.

 

Учился А.П. Платонов в церковно-приходской школе. Об этом времени он вспоминал так: «Потом наступило для меня время ученья – отдали меня в церковно-приходскую школу – была там учительница – Апполинария Николаевна, я ее никогда не забуду, потому что через нее я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека…». Потом писатель посвятит ей рассказ, символически его назвав «Ещё мама».

 

Окончив школу, А.П. Платонов поступает в Воронежский политехникум на физико-математическое отделение, откуда переведётся на отделение историко-филологическое. Там он начинает и свою писательскую деятельность. С 1918 года он пишет в местные воронежские газеты рецензии, очерки, стихи. Через год А.П. Платонов перевёлся на электротехническое отделение Воронежского рабочего железнодорожного политехникума, которое сможет окончить только в 1921 году после окончания военных действий.

 

Гражданскую войну А.П. Платонов прошёл в качестве военного корреспондента. С 1923 года занимается улучшением жизни деревень. Но во время Великой Отечественной войны снова уходит на фронт, где работает военным журналистом.

 

Мастеровой, красноармеец, студент, талантливый инженер-электрик, прозаик, критик, драматург, журналист, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны – таковы жизненные и творческие роли А.П. Платонова. До самой смерти писатель пишет пьесы, киносценарии, сказки и рассказы для детей, перерабатывает народные сюжеты в литературные сказки.


  1. Чем увлекался А.П. Платонов в детстве?
  2. В какой роли писатель участвовал в военных действиях?


 

Реальность и фантастика в рассказе А.П. Платонова «Никита»

Рис. 2. Автор неизвестен. Иллюстрация к рассказу А.П. Платонова «Никита». Рис. 2. Автор неизвестен. Иллюстрация к рассказу А.П. Платонова «Никита».

Рассказ «Никита» написан А.П. Платоновы в 1945 году и опубликован на страницах журнала «Мурзилка» и журнала «Новый мир». Пройдя войну, писатель больше всего сострадал судьбам детей на войне. Герой его рассказа не видел войны, но испытывает страх пере ней: вдруг чужие займут дом. 

 

Главный герой – маленький Никита – живет в деревне. Он отличается добротой, любознательностью, мечтательностью и богатым воображением. События произведения разворачиваются в период Великой Отечественной войны, когда отец мальчика возвращается домой с фронта. Поэтому тема произведения – взросление ребёнка, который учится жить в окружающем мире, который иногда пугает его. Никита ощущает незащищённость, хоть и не понимает, что этот страх вырастает из войны. Мир детства самый уязвимый, защитит его способна только мудрость взрослых.

 

Ощущая своё одиночество, Никита ощущает мир как нечто враждебное, разделяет на «злой» и «добрый».

Таблица 1. Разделение мира в сознании Никиты

Злой мир

Добрый мир

  • Человек из бочки: «хотел встать и погнаться за Никитой», «ответил ему черным, страшным голосом»
  • Колья плетня: «каждое лицо было незнакомое и не любило его», «одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите…»
  • Водяные люди: «толстые, безволосые, мокрые и вредные», «хотели у Никиты выпить глаза»
  • Старая баня: «щербатое лицо гневно ощерилось на него»

  • Дедушка-солнце: «глядело на него в ответ теплым лицом и было похоже на умершего дедушку», «Дедушка-солнце показался из-за облака, будто дед сразу отвел от своего лица темную тень, чтобы видеть своего ослабевшего внука»
  • Гвоздь: Никита «увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки»
  • Бабушка-избушка: «это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала»; «на луне покойная бабушка снова живет»

 

Злой мир преображается, когда рядом с Никитой появляется его отец: незнакомые, злобные лица уже не пугают мальчика, никто больше не «карябался» из-под земли. Счастье наполняет дом, как только появляется там отец. Жизнь теперь станет счастливой, нестрашной. Писатель не даёт портрет отца, но описывает его эпитетом «старый», что несёт не значение возраста, а значение пережитого на войне ужаса. Но это теперь позади, так как отец обещает Никите больше не покидать его, «от солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землей». Он сразу приобщает мальчика к труду, что символично, ведь хлеб издревле ассоциируется с трудом на земле. Никита понимает, что труд делает мир добрее, ведь и «злой» мир больше не пугает его.

 

Основной приём, который лежит в основе рассказа, – олицетворение. Никита воспринимает это как чудесные и необъяснимые метаморфозы окружающего мира. Но также Никита противопоставляет миры по принципу «злой» и «добрый». Чтобы передать это А.П. Платонов использует приём антитезы.

 

А.П. Платонова мастерски демонстрирует читателю уникальный опыт: взгляд пятилетнего ребёнка на мир. Когда Никита один, то мир вокруг враждебен, но как только мальчик ощущает себя в безопасности, то предметы напоминают ему близких и родных людей. Основная мысль рассказа заключается в том, что человек – творец окружающего его мира и только от него зависит, каким этот мир будет.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие события происходят в рассказе А.П. Платонова «Никита» – реальные или фантастические?
  2. Как воспринимает окружающий мир Никита?
  3. Какие средства выразительности являются основными в рассказе «Никита»?


Предыдущий урок
Русские писатели о родной природе и о себе
Русская литература XX века
Следующий урок
К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»
Русская литература XX века
  • Countries. Страны

    Английский язык

  • Parts of speech and grammar. Части речи и грамматические термины

    Английский язык

  • A description of a place. Описание места

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке