- Слово о К.Г. Паустовском
- Нравственные уроки рассказа «Теплый хлеб»
- Человек и природа в рассказе «Заячьи лапы»
- Знать биографию К.Г. Паустовского, содержание рассказов «Теплый хлеб», «Заячьи лапы», значение литературоведческих терминов
- Уметь анализировать художественный текст
Распределите эпизоды из произведения А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в соответствии с их местом в композиции:
Эпизод
|
Элемент композиции
|
||
1
|
Алёша знакомится с королем Подземного царства, получает награду за спасение Чернушки
|
А
|
Экспозиция
|
2
|
Предательство Алёши
|
Б
|
Завязка
|
3
|
Алёша заступается за любимую курицу
|
В
|
Развитие
|
4
|
Прощание Чернушки с Алёшей
|
Г
|
Кульминация
|
5
|
Знакомство читателя с местом и временем действия, главным героем – Алёшей
|
Д
|
Развязка
|
Слово о К.Г. Паустовском
Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968)
Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве. Он был третьим из четырёх детей. Его отец работал на железной дороге и отличался увлекающимся характером, который перенял будущий писатель: К.Г. Паустовский будет много путешествовать, что станет плодотворной почвой для сюжетов его произведений. Следует сказать, что семья К.Г. Паустовского отличалась многонациональным богатством: в его родословной есть и польские, и казацкие, и турецкие корни.
Детство и школьные годы будущего писателя прошли в Киеве, где он обучался в Киевской гимназии. Именно в это время он пробует себя в литературном творчестве. Подростком К.Г. Паустовский много читал, как и его сверстники. Особенно сильно его впечатляли романтические произведения, среди которых с особой нежностью он выделял произведение Александра Грина «Алые паруса».
После выпуска К.Г. Паустовский поступил в Киевский университет, из которого довольно быстро перевёлся в Московский. Но и там он бросил учёбу, предпочитая работать. За свою жизнь К.Г. Паустовский пробовал себя и в роли кондуктора трамвая, и в качестве учителя, работал корректором и репортером. В Первую мировую войну отправился на фронт санитаром. После это начался период, который впоследствии писатель ознаменовал, как годы странствий. К.Г. Паустовский много путешествует и собирает впечатления, истории, встречи, чтобы затем перенести их на бумагу.
В литературу К.Г. Паустовский входит через журналистику. Первые рассказы он издаёт в сборнике «Встречные кораблики» в 1928 году. Писатель занимается не только литературным творчеством, он пишет сценарии к кинофильмам, много пишет для театра. Неизменным во всех его произведениях остаётся одно – воспевание русской природы. К.Г. Паустовский своими сюжетами пытается найти гармонию между миром людей и миром природы.
- Откуда К.Г. Паустовский брал сюжеты для своих произведений?
- Какой теме писатель посвятил свои произведения?
Нравственные уроки рассказа «Теплый хлеб»
Рассказ «Тёплый хлеб» написан в 1954 году. Эта история о противостоянии добра и зла впервые была опубликована на страницах знаменитого детского журнала «Мурзилка».
Сюжет произведения разворачивается в простой деревне Бережки, жители которой как могут выживают в суровую зиму военного времени. Из экспозиции читатель также узнаёт о том, как старый мельник Панкрат решил приютить у себя брошенное солдатами раненое животное – коня.
Конь становится всеобщим любимцем: каждый житель деревни считает своим долгом как-то ему помочь, кроме главного героя рассказа – Фильки. Мальчик выделяется на фоне других, так как демонстрирует грубость по отношению к другим. Его недоверчивость и замкнутость послужили основой для прозвища «Ну тебя!» от фразы, которую мальчик постоянно произносит. Именно такое поведение и характер Фильки приводят к тому, что тот обижает коня: вместо того, чтобы поделиться с животным хлебом, мальчик бьёт его по губам и бросает хлеб под ноги коню. Такое поведение немедленно приводит к катастрофической кульминации: деревня оказывается скованна лютыми морозами, что предвещает голодную смерть для жителей. Этот фантастический элемент сближает рассказ со сказкой. Создаёт притчевый характер истории и воспоминания бабушки Фильки о таком же морозе, произошедшем по вине жителя деревни, который также обидел солдата. Причина природного катаклизма – злоба человека.
Беседа с бабушкой заставляет мальчика осознать свою вину, жестокость своего поступка. Он решает признать свою ошибку и понести за неё ответственность. Обращение Фильки к коню с просьбой простить того, подводит сюжет к поучительной развязке: мельница снова начинает работать, а стужа и холод отступают от деревни.
В рассказе соединены реальность и фантастика, поэтому он напоминает сказку. К фантастическому относится внезапная метель сразу после того, как Филька обидел коня. В этом не было бы ничего волшебного, если бы бабка мальчика не рассказала историю о том, что много лет назад была такая же непогода после того, как один житель деревни обидел солдата. Причина мороза – людская злоба.
Действия рассказа идут в хронологическом порядке, что позволяет писателю постепенно раскрыть характеры героев, объяснить мотивацию их поступив. Повествование К.Г. Паустовского своеобразно, так как в нём органично переплетаются реальное и сказочное, используются устаревшие речевые обороты и фольклорные выражения. Так автор придаёт рассказу поучительный тон: добрые поступки возвращаются добром, а равнодушие и злоба ведут к беде. Этот урок писатель вынес в название рассказа, которое не следует воспринимать буквально. Хлеб ассоциируется с достатком и домашним очагом. А эпитет «тёплый» говорит о чём-то добром, сделанном с заботой.
- Что в рассказе сказочного, а что реального?
- Как можно объяснить название рассказа?
Человек и природа в рассказе «Заячьи лапы»
Рассказ «Заячьи лапы» К.Г. Паустовский пишет в 1937 году, будучи уже признанным писателем. Основой для сюжета послужили наблюдения писателя за торфяными озёрами в Мещёрском крае. Природа является одновременно спасительной и губительной для человека. Её стихийное начало неподвластно никому и зачастую губительно. Огонь – наиболее опасная природная стихия, уничтожающая жизни животных, растений и людей.
Повествование начинается с загадки, что сближает рассказ со сказкой, сюжет в которой иногда предваряет присказка. Герой-повествователь узнаёт от деда Лариона и его внука Вани историю чудесного спасения. Дед и внук в начале истории пытаются вылечить обожженные лапы зайца, который почему-то является для них особенным. Характерной деталью зайца является «рваное левое ухо». Только в финале рассказа читатель узнает, что заяц вывел деда Лариона из лесного пожара. Оттого и чувствует свою вину дед перед животным, так как стрелял в него. Промах спас жизнь не только зайцу, но и герою.
События рассказа расположены не в хронологическом порядке. Намеренно нарушая порядок, К.Г. Паустовский создаёт особое эмоциональное напряжение, которое достигает наивысшей точки в финале рассказа, когда повествователь понимает, что заяц, избежавший смерти от охотничьего ружья, и заяц-спаситель – одно и то же животное. Дед Ларион не может смириться с недугом зайца, он его выхаживает, содержит в своем доме, ощущая злость на самого себя.
Злость героя объясняется автором в рассказе. Жизнь справедлива в своих проявлениях, а вина человека в неблагодарности и непонимании. Всякое существо на свете живое, обладающее душой: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле…»
Реалистичность повествования в рассказе создаётся с помощью живой русской речи: «оголец» (мальчишка), «не лайтесь» (не ругайтесь), «онучи» (обмотка на ногу, поверх которой надевают сапоги или лапти), «суховей» (название ветра) и т.д.
Богатство речи создаётся также и средствами художественной выразительности:
- сравнения: «Созвездия, как холодные крупинки льда, плавали в воде», «Леса стояли сухие, как порох»;
- эпитет: «По всем дорогам кололи звонкие березовые дрова»;
- олицетворение: «Облака стремительно рвались вверх»;
- метафора: «Смерть настигала деда, хватала за плечи».
Темой рассказа «Заячьи лапы» является роль справедливости и благодарности в жизни человека, отношения человека и природы, которые зачастую не равны. Это произведение вызывает отклик у читателя, учит его сочувствовать и сопереживать не только людям, но и животным, природе в целом.
- В каких отношениях человек и природа по мнению К.Г. Паустовского?
- Как объясняет отказ продавать зайца дед Ларион?
Любовь к родному краю выражена в каждом произведении К.Г. Паустовского. Писатель высоко ценил доброе отношение к людям, животным, природе. В рассказах «Теплый хлеб» и «Заячьи лапы» он учит жить в мире, содружестве и уважении.
Контрольные вопросы
- Чему учат рассказы К.Г. Паустовского?
- Какие языковые и художественные средства использует писатель в своих произведениях?