Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»

Русская литература XX века

К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»

 

План урока

  • Слово о К.Г. Паустовском
  • Нравственные уроки рассказа «Теплый хлеб»
  • Человек и природа в рассказе «Заячьи лапы»

Цели урока

  • Знать биографию К.Г. Паустовского, содержание рассказов «Теплый хлеб», «Заячьи лапы», значение литературоведческих терминов  
  • Уметь анализировать художественный текст

Разминка

Распределите эпизоды из произведения А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в соответствии с их местом в композиции:

 

Эпизод

Элемент композиции

1

Алёша знакомится с королем Подземного царства, получает награду за спасение Чернушки

А

Экспозиция

2

Предательство Алёши

Б

Завязка

3

Алёша заступается за любимую курицу

В

Развитие

4

Прощание Чернушки с Алёшей

Г

Кульминация

5

Знакомство читателя с местом и временем действия, главным героем – Алёшей 

Д

Развязка

 

 

Рис. 1. Автор неизвестен. К.Г. Паустовский. Рис. 1. Автор неизвестен. К.Г. Паустовский.

Слово о К. Г. Паустовском

 

Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968)

 

Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве. Он был третьим из четырёх детей. Его отец работал на железной дороге и отличался увлекающимся характером, который перенял будущий писатель: К.Г. Паустовский будет много путешествовать, что станет плодотворной почвой для сюжетов его произведений. Следует сказать, что семья К.Г. Паустовского отличалась многонациональным богатством: в его родословной есть и польские, и казацкие, и турецкие корни.

 

Детство и школьные года будущего писателя прошли в Киеве, где он обучался в Киевской гимназии. Именно в это время он пробует себя в литературном творчестве. Подростком К.Г. Паустовский много читал, как и его сверстники. Особенно сильно его впечатляли романтические произведения, среди которых с особой нежностью он выделял произведение Александра Грина «Алые паруса».

 

После выпуска К.Г. Паустовский поступил в Киевский университет, из которого довольно быстро перевёлся в Московский. Но и там он бросил учёбу, предпочитая работать. За свою жизнь К.Г. Паустовский пробовал себя и в роли кондуктора трамвая, и в качестве учителя, работал корректором и репортером. В Первую мировую войну отправился на фронт санитаром. После это начался период, который впоследствии писатель ознаменовал, как годы странствий. К.Г. Паустовский много путешествует и собирает впечатления, истории, встречи, чтобы затем перенести их на бумагу.

 

В литературу К.Г. Паустовский входит через журналистику. Первые рассказы он издаёт в сборнике «Встречные кораблики» в 1928 году. Писатель занимается не только литературным творчеством, он пишет сценарии к кинофильмам, много пишет для театра. Неизменным во всех его произведениях остаётся одно – воспевание русской природы. К.Г. Паустовский своими сюжетами пытается найти гармонию между миром людей и миром природы.


  1. Откуда К.Г. Паустовский брал сюжеты для своих произведений?
  2. Какой теме писатель посвятил свои произведения?


 

Нравственные уроки рассказа «Теплый хлеб» 

 

Рассказ «Тёплый хлеб» написан в 1954 году. Эта история о противостоянии добра им зла впервые была опубликована на страницах знаменитого детского журнала «Мурзилка».

 

Сюжет произведения разворачивается в простой деревне Бережки, жители которой как могут выживает в суровую зиму военного времени. Из экспозиции читатель также узнаёт о том, как старый мельник Панкрат решил приютить у себя брошенное солдатами раненное животное – коня.

Рис. 2. Е.А. Мешков. Иллюстрация к рассказу К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». 1971. Рис. 2. Е.А. Мешков. Иллюстрация к рассказу К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». 1971.

Конь становится всеобщим любимцем: каждый житель деревни считает своим долгом как-то ему помочь, кроме главного героя рассказа – Фильки. Мальчик выделяется на фоне других, так как демонстрирует грубость по отношению к другим. Его недоверчивость и замкнутость послужили основой для прозвища «Ну тебя!», фраза, которую мальчик постоянно произносит. Именно такое поведение и характер Фильки приводят к тому, что тот обижает коня: вместо того, чтобы поделиться с животным хлебом, мальчик бьёт его по губам и бросает хлеб под ноги коню. Такое поведение немедленно приводит к катастрофической кульминации: деревня оказывается скована лютыми морозами, что предвещает голодную смерть для жителей. Этот фантастический элемент сближает рассказ со сказкой. Создаёт притчевый характер истории и воспоминания бабушки Фильки о таком же морозе, произошедшем по вине жителя деревни, который также обидел солдата. Причина природного катаклизма – злоба человека. 

 

Беседа с бабушкой заставляет мальчика осознать свою вину, жестокость своего поступка. Он решает признать свою ошибку и понести за неё ответственность. Обращение Фильки к коню с просьбой простить того, подводит сюжет к поучительной развязке: мельница снова начинает работать, а стужа и холод отступают от деревни.

 

В рассказе соединены реальность и фантастика, поэтому он напоминает сказку. К фантастическому относится внезапная метель сразу после того, как Филька обидел коня. В этом не было бы ничего волшебного, если бы бабка мальчика не рассказала историю о том, что много лет назад была такая же непогода после того, как один житель деревни обидел солдата. Причина мороза – людская злоба. 

 

Действия рассказа идут в хронологическом порядке, что позволяет писателю постепенно раскрыть характеры героев, объяснить мотивацию их поступив. Повествование К.Г. Паустовского своеобразно, так как в нём органично переплетаются реальное и сказочное, используются устаревшие речевые обороты и фольклорные выражения. Так автор придаёт рассказу поучительный тон: добрые поступки возвращаются добром, а равнодушие и злоба ведут к беде. Этот урок писатель вынес в название рассказа, которое не следует воспринимать буквально. Хлеб ассоциируется с достатком и домашним очагом. А эпитет «тёплый» говорит о чём-то добром, сделанном с заботой.


  1. Что в рассказе сказочного, а что реального?
  2. Как можно объяснить название рассказа?


 

Человек и природа в рассказе «Заячьи лапы» 

 

Рассказ «Заячьи лапы» К.Г. Паустовский пишет в 1937 году, будучи уже признанным писателем. Основой для сюжет послужили наблюдения писателя за торфяными озёрами в Мещёрском крае. Природа является одновременно спасительной и губительной для человека. Её стихийное начало неподвластно никому и зачастую губительно. Огонь – наиболее опасная природная стихия, уничтожающая жизни животных, растений и людей.

 

Повествование начинается с загадки, что сближает рассказ со сказкой, сюжет в которой иногда предваряет присказка. Герой-повествователь узнаёт от деда Лариона и его внука Вани историю чудесного спасения. Дед и внук в начале истории пытаются вылечить обожженные лапы зайца, который почему-то является для них особенным. Характерной деталью зайца является «рваное левое ухо». Только в финале рассказа читатель узнает, что заяц вывел деда Лариона из лесного пожара. Оттого и чувствует свою вину перед животным дед, так как стрелял в него. Промах спас жизнь не только зайцу, но и герою. 

Рис. 3.Г.И. Епишин. Иллюстрации к рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». 1960. Рис. 3.Г.И. Епишин. Иллюстрации к рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». 1960.

События рассказа расположены не в хронологическом порядке. Намеренно нарушая порядок, К.Г. Паустовский создаёт особое эмоциональное напряжение, которое достигает наивысшей точки в финале рассказа, когда повествователь понимает, что заяц, избежавший смерти от охотничьего ружья, и заяц-спаситель – одно и то же животное. Дед Ларион не может смириться с недугом зайца, он его выхаживает, содержит у себя, ощущая злость на самого себя.

 

Злость героя объясняется автором в рассказе. Жизнь справедлива в своих проявлениях, а вина человека в неблагодарности и непонимании. Всякое существо на свете живое, обладающее душой: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле…»

 

Реалистичность повествования в рассказе создаётся с помощью живой русской речи: «оголец» (мальчишка), «не лайтесь» (не ругайтесь), «онучи» (обмотка на ногу, поверх которой надевают сапоги или лапти), «суховей» (название ветра) и т.д.

 

Богатство речи создаётся также и средствами художественной выразительности:

  • сравнения: «Созвездия, как холодные крупинки льда, плавали в воде», «Леса стояли сухие, как порох»;
  • эпитет: «По всем дорогам кололи звонкие березовые дрова»;
  • олицетворение: «Облака стремительно рвались вверх»;
  • метафора«Смерть настигала деда, хватала за плечи».

 

Темой рассказа «Заячьи лапы» является роль справедливости и благодарности в жизни человека, отношения человека и природы, которые зачастую не равные. Это произведение вызывает отклик у читателя, учит его сочувствовать и сопереживать не только людям, но и животным, природе в целом.


  1. В каких отношениях человек и природа по мнению К.Г. Паустовского?
  2. Как объясняет отказ продавать зайца дед Ларион?


 

Любовь к родному краю выражена в каждом произведении К.Г. Паустовского. Писатель высоко ценил доброе отношение к людям, животным, природе. В рассказах «Теплый хлеб» и «Заячьи лапы» он учит жить в мире, содружестве и уважении.


Контрольные вопросы

 

  1. Чему учат рассказы К.Г. Паустовского?
  2. Какие языковые и художественные средства использует писатель в своих произведениях?


Предыдущий урок
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»
Русская литература XX века
Следующий урок
С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»
Русская литература XX века
  • Язык. Что мы знаем о русском языке

    Русский язык

  • Prepositions of time. Предлоги времени

    Английский язык

  • Сравнение натуральных чисел

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке