- Слово об У. Старке
- Рассказ У. Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»
- Знать биографию У. Старка, содержание рассказа «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»
- Уметь анализировать художественный текст, находить и анализировать деталь в художественном произведении
В каких прочитанных вами произведениях затронута тема милосердия и сострадания?
Слово об Ульфе Старке

Ульф Старк (1944–2017)
Ульф Старк родился в пригороде Стокгольма в 1944 году в семье дантиста. Будущий писатель рано потерял мать, что оставило неизгладимый след в его жизни, что он потом отразит в своём творчестве. У Старков была довольно большая библиотека, в которой было множество детективов и приключенческих романов. По воспоминаниям У. Старка, это была прекрасная библиотека для книжных открытий. Со временем он собрал собственную библиотеку из детских книг, которые покупал на карманные деньги или получал в подарок.
В школе У. Старку приходилось нелегко: он был левшой, и его долго пытались переучить. Его сочинения учителя считали странными. Но это не помешало мальчику начать печататься в журналах с 15 лет. Его первые произведения – новеллы и стихи, которые были адресованы взрослому читателю. Долгое время он изучал педагогику и психологию, а в 1984 году решил полностью посвятить себя детям. После творческого перерыва У. Старк пробует себя в детской прозе: «Мне кажется, когда я стал писать детские книги, я и сам стал лучше. И вообще, детский писатель лучше, чем взрослый».
Жанровое разнообразие творчества У. Старка велико: от подростковых повестей до книжек-картинок, от сказок до легенд и притч. В них он говорит о дружбе и любви, ненависти и горе, о беспомощном положении взрослых и детской мудрости, о трудностях взросления и обретении себя. Своими произведениями писатель отстаивает необходимость уважения к детям и детству.
Сегодня У. Старк считается одним из самых известны и почитаемых в мире детских писателей. Его произведения не раз удостаивались престижных литературных премий. В 2000 году Международное жюри Х.К. Андерсена отметило его заслуги особым дипломом. Книги писателя переведена на 25 языков мира.
У. Старк не боится говорить на трудные и серьёзные темы с юными людьми. Его стиль ясен и доступен, сюжеты близки детям и подросткам всего мира, с удивительной прямотой и долей юмора он честно и прямо настаивает на диалоге поколений.
- Почему У. Старк писал для детей и подростков? Какой чертой они обладают, в отличие от взрослых?
- Что позволило У. Старку стать одним из самых известных детских писателей?
Рассказ У. Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»
Рассказ «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» написан в 1992 году. Произведение ведётся от лица мальчика Ульфа, который помогает своему другу Бере найти дедушку, о котором тот всегда мечтал. У семилетнего Ульфа есть дедушка, а у Берры нет. Мальчики решают отправиться на поиски дедушки в дом престарелых, где, по словам Ульфа, дедушек очень много. Там они находят подходящего на роль дедушки Берры Нильса.
Нильс, одинокий уже долгое время, живущий прошлым, получает истинное удовольствие от общения с мальчиком. Хоть изначально Берра ходит к Нильсу, чтобы получать монетки, то со временем проникается любовью к Нильсу, как к родному человеку. Берра осознает, что делает другого человека, он видит, как старичок меняется: «Я и забыл, как прекрасен мир, – говорит он. Нильс понимает, что кому-то нужен.
До встречи с внуком Нильс живет лишь воспоминаниями, у него нет настоящей жизни. Символом прошлого становится деталь – фотография жены – большеглазой тетеньки в шляпе.
Деталь – выразительная подробность в произведении.
Деталь помогает представить время, место действия, внешний облик персонажа, характер, его мысли, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.
Фотографию жены Нильс показывает мальчикам каждый раз, когда те приходят к нему в гости. Еще одна важная деталь в рассказе – шаль, которая когда-то принадлежала Йоханне, супруге старика. Из шали Нильс сделал мальчикам воздушного змея. Это показывает, что старик отпустил прошлое и готов жить настоящим.
Берра с другом понимают, что их посещения необходимы старику. Та цель, которую Берра преследовал в поиске дедушки (ходить в гости и пить кофе, вместе ловить рыбу и т.д.), перестала быть для него важной. Мальчики поняли, что делают жизнь Нильса счастливее, и это становится ценнее всего.

В произведении У. Старка поднимаются темы одиночества, дружбы, доброты и милосердия. Старики и дети в равной степени нуждаются в любви и заботе. Писатель показывает, какое важное значение в жизни Берры и Нильса имела эта встреча, как они нуждались друг в друге. Берре удалось скрасить последние дни жизни старика, а Нильс смог подарить мальчику последние частицы своей любви.
Контрольные вопросы
- Какую роль играет деталь в рассказе У. Старка?
- Чем радовали друг друга Берра и дедушка Нильс?
- Изменила встреча героев? Если да, то каким образом?