Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: У. Старк. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»

Зарубежная литература

14.02.2025
7526
0

У. Старк. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»

 

План урока

  • Слово об У. Старке
  • Рассказ У. Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»

Цели урока

  • Знать биографию У. Старка, содержание рассказа «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»
  • Уметь анализировать художественный текст, находить и анализировать деталь в художественном произведении

Разминка

В каких прочитанных вами произведениях затронута тема милосердия и сострадания?

Слово об Ульфе Старке

Рис. 1. Фотография У. Старка.

Ульф Старк (1944–2017)

 

Ульф Старк родился в пригороде Стокгольма в 1944 году в семье дантиста. Будущий писатель рано потерял мать, что оставило неизгладимый след в его жизни, что он потом отразит в своём творчестве. У Старков была довольно большая библиотека, в которой было множество детективов и приключенческих романов. По воспоминаниям У. Старка, это была прекрасная библиотека для книжных открытий. Со временем он собрал собственную библиотеку из детских книг, которые покупал на карманные деньги или получал в подарок.

 

В школе У. Старку приходилось нелегко: он был левшой, и его долго пытались переучить. Его сочинения учителя считали странными. Но это не помешало мальчику начать печататься в журналах с 15 лет. Его первые произведения – новеллы и стихи, которые были адресованы взрослому читателю. Долгое время он изучал педагогику и психологию, а в 1984 году решил полностью посвятить себя детям. После творческого перерыва У. Старк пробует себя в детской прозе: «Мне кажется, когда я стал писать детские книги, я и сам стал лучше. И вообще, детский писатель лучше, чем взрослый». 

 

Жанровое разнообразие творчества У. Старка велико: от подростковых повестей до книжек-картинок, от сказок до легенд и притч. В них он говорит о дружбе и любви, ненависти и горе, о беспомощном положении взрослых и детской мудрости, о трудностях взросления и обретении себя. Своими произведениями писатель отстаивает необходимость уважения к детям и детству.

 

Сегодня У. Старк считается одним из самых известны и почитаемых в мире детских писателей. Его произведения не раз удостаивались престижных литературных премий. В 2000 году Международное жюри Х.К. Андерсена отметило его заслуги особым дипломом. Книги писателя переведена на 25 языков мира.

 

У. Старк не боится говорить на трудные и серьёзные темы с юными людьми. Его стиль ясен и доступен, сюжеты близки детям и подросткам всего мира, с удивительной прямотой и долей юмора он честно и прямо настаивает на диалоге поколений.


  1. Почему У. Старк писал для детей и подростков? Какой чертой они обладают, в отличие от взрослых?
  2. Что позволило У. Старку стать одним из самых известных детских писателей?


Рассказ У. Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»

Рассказ «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» написан в 1992 году. Произведение ведётся от лица мальчика Ульфа, который помогает своему другу Бере найти дедушку, о котором тот всегда мечтал. У семилетнего Ульфа есть дедушка, а у Берры нет. Мальчики решают отправиться на поиски дедушки в дом престарелых, где, по словам Ульфа, дедушек очень много. Там они находят подходящего на роль дедушки Берры Нильса.

 

Нильс, одинокий уже долгое время, живущий прошлым, получает истинное удовольствие от общения с мальчиком. Хоть изначально Берра ходит к Нильсу, чтобы получать монетки, то со временем проникается любовью к Нильсу, как к родному человеку. Берра осознает, что делает другого человека, он видит, как старичок меняется: «Я и забыл, как прекрасен мир, – говорит он. Нильс понимает, что кому-то нужен.

 

До встречи с внуком Нильс живет лишь воспоминаниями, у него нет настоящей жизни. Символом прошлого становится деталь – фотография жены – большеглазой тетеньки в шляпе. 


Деталь – выразительная подробность в произведении. 

Деталь помогает представить время, место действия, внешний облик персонажа, характер, его мысли, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.


Фотографию жены Нильс показывает мальчикам каждый раз, когда те приходят к нему в гости. Еще одна важная деталь в рассказе – шаль, которая когда-то принадлежала Йоханне, супруге старика. Из шали Нильс сделал мальчикам воздушного змея. Это показывает, что старик отпустил прошлое и готов жить настоящим.

 

Берра с другом понимают, что их посещения необходимы старику. Та цель, которую Берра преследовал в поиске дедушки (ходить в гости и пить кофе, вместе ловить рыбу и т.д.), перестала быть для него важной. Мальчики поняли, что делают жизнь Нильса счастливее, и это становится ценнее всего. 

Рис. 2. А. Журко. Иллюстрация к рассказу У. Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» 2018.

В произведении У. Старка поднимаются темы одиночества, дружбы, доброты и милосердия. Старики и дети в равной степени нуждаются в любви и заботе. Писатель показывает, какое важное значение в жизни Берры и Нильса имела эта встреча, как они нуждались друг в друге. Берре удалось скрасить последние дни жизни старика, а Нильс смог подарить мальчику последние частицы своей любви.


Контрольные вопросы

 

  1. Какую роль играет деталь в рассказе У. Старка?
  2. Чем радовали друг друга Берра и дедушка Нильс?
  3. Изменила встреча героев? Если да, то каким образом?

 


Предыдущий урок
Э. Сетон-Томпсон. «Арно»
Зарубежная литература
Следующий урок
Русские писатели о родной природе и о себе
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке