- Слово об Э. Сетоне-Томпсоне
- Человек и природа в рассказе «Арно»
- Знать биографию Э. Сетона-Томпсона, содержание рассказа «Арно», определение «анималистической литературы»
- Уметь составлять портретную характеристику героев-животных в художественном произведении
Найдите в приведённых отрывках метафоры:
«Моё место было у единственной открытой дверцы. Синяя стрелка просвистела мимо меня, задела мне лицо крыльями, и я едва успел спустить дверцу, как поднялся вопль…»;
«Этот также поднялся в воздух, но почти сейчас же вернулся и опустился на снасти. Он съёжился от страха. Никак нельзя было заставить его покинуть судно»;
«Для них эта надпись ничего не означала. Однако державший его моряк заметил, что сердце его не так сильно колотится, как у предыдущего гонца».
Слово об Эрнесте Сетоне-Томпсоне

Эрнест Сетон-Томпсон (1860–1946)
Эрнест Сетон-Томпсон родился 14 августа 1860 года в английском городке Саут-Шилде, в семье потомственного судовладельца. Всю жизнь писатель гордился своим отважным предком – Непобедимым Джоржи, который прославился в битвах за Шотландию. Э. Сетон-Томпсон на протяжении жизни, когда сталкивался с трудностями, всегда повторял себе: «Непобедимый Джорджи никогда не сдавался, значит, и я должен выйти победителем!»
Первые годы мальчик прошли на ферме недалеко от города Линдсей в США в окружении девяти братьев. Это время Э. Сетон-Томпсон всегда будет вспоминать как самое счастливое в его детстве. Когда ему исполнилось шесть лет, переехал с семьей в канадский город Торонто. Эти перемены привели к интересу мальчика миром природы и рисованием. В одном из укромных уголков парка будущий писатель построил себе хижину, в которой проводил всё свободное время. В книге «Моя жизнь» писатель вспоминает: «Когда мы переехали из Англии в Канаду, я очень страдал от суровой зимы. Долго-долго тянулась эта зима. В марте наконец пришел настоящий весенний день – сияло солнце, всюду таял снег, и небо было ярко-ярко синее. Маленькая птичка прилетела на тополь около нашего дома и тихо запела… Мне показалось, что я видел ее синюю спинку. Снова и снова она пела свою нежную песенку. Не знаю почему, но я вдруг разрыдался. С тех пор каждый год я ждал свою синюю птичку и с ней весну. Может быть, именно тогда во мне и родилось стремление познавать мир живой природы». Особенно сильно Э. Сетон-Томпсон интересовался орнитологией: он изучил все виды птиц, много читал их, делал зарисовки пернатых как по памяти, так и с натуры.
Родители поддерживали интерес сына к окружающей природе, а отец твёрдо решил сделать из него художника. Э. Сетон-Томпсон учился у художника в Торонто, затем продолжил брать уроки в классах художественной школы Онтарио, которую окончит с золотой медалью за выдающиеся успехи. Рисунки писателя передают не столько внешний вид животного, сколько его характер, настроение, отношение к ним самого автора. Э. Сетон-Томпсон отправляется в Лондон, где поступает в Королевскую академию и получает право бесплатно посещать зоологический сад, где содержалась лучшая коллекция диких животных. Много времени провёл он там, делая зарисовки. В 1893 году он выставил несколько картин на международной выставке в Чикаго. Увидев их, президент США Теодор Рузвельт пожелал встретиться с художником и заказал ему портрет волка-вожака.
Профессию натуралиста Э. Сетон-Томпсон ставил выше профессии художника. Он вёл насыщенную жизнь, кочуя по прерии, избегая жизни в крупных городах. За свои труды в качестве натуралиста-естествоиспытателя писатель получил медаль «Элиот». Он создал множество книг о животных, продолжая рисовать. Заботился об экологическом воспитании детей, поэтому создал для них «Лигу леса и лесной охоты». Пособиями для юных натуралистов стали книги Э. Сетон-Томпсона «Свиток березовой коры», «Маленькие дикари», «Рольф в лесах»
Произведения Э. Сетона-Томпсона поражают драматизмом, в финале его герои не редко погибают. Таков естественный ход жизни. Сам писатель говорил, что его рассказы – не выдуманные истории, не сказки. Они положили начало новому, реалистическому направлению в литературе о животных. «До сих пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди. У меня животные всегда остаются животными, со своими характерами, повадками, привычками». Писатель выводит животных из сказочной сферы, ему важна реальная географическая среда обитания, формирующая характеры братьев меньших.
Свои произведения Э. Сетон-Томпсон сопровождал выразительными и запоминающимися рисунками. Он написал около 40 книг, посвящая их животным, быту и фольклору коренных американцев и эскимосов, чья жизни проходит в неразрывной связи с дикими животными, природой. Писатель помнил, что цивилизация влияет как на природу, так и на души подрастающего поколения, которое всё дальше от окружающей среды. Главной задачей своей жизни писатель считал напоминание людям, что бережное обращение природы способно стать источников жизненных сил, радости.
- Чем увлекался Э. Сетон-Томпсон в детстве?
- Чему учил писатель в своих произведениях?
Рассказ «Арно»
Рассказ «Арно» написан в 1929 году и относится к анималистической литературе.
Анималистическая литература – это художественная литература о животных, в которых сообщаются достоверные сведения о внешнем облике, образе жизни, повадках животных, но все это облачено в художественную форму.

Э. Сетон-Томпсон вспоминал: «Я жадно наблюдал за всем, что представлялось моему детскому взору в лесу: птицами, гнездами, следами. Когда я видел новую птицу, у меня захватывало дыхание, и, казалось, волосы шевелились на голове, а когда она улетала, я горевал, словно потерял близкого друга. Вообще, птицы были моей первой любовью».
Арно – главный герой произведения. Эту кличку носит маленький возвратный голубь. Возвратными называют тех голубей, которые отовсюду найдут дорогу обратно. Они обладают привязанностью к родным местам и способностью разыскивать их из любого уголка света.
Произведение строится на антитезе двух голубей: Арно и Сизого.
Таблица 1. Сопоставление Арно и Сизого
Арно
|
Сизый
|
Маленький, коренастый
|
Большой зоб, отличается замечательной силой, красивее всех, у него длинная шея и длинные ноги, неповоротливый
|
«Он мчался все выше и выше до тех пор, пока сам не перестал видеть судно»
|
«До такой степени был испуган, что дал беспрепятственно себя изловить и постыдно сунуть в клетку»
|
«Голубок не испытывал страха»
|
«Он съежился от страха»
|
Это сопоставление выявляет отношение автора к птицам, он с любовью и уважением относится к Арно, который не испугался в тумане пролететь над открытым морем и вернуться в родную голубятню.
Э. Сетон-Томпсон использует приёмы очеловечивания (животные тоже плачут, страдают, любят и ненавидят, как и люди). Эти качества связаны с реальными чертами их поведения. Кажутся естественными «монологи» Арно, устремляющегося к родным местам: «Вперед! Вперед! Крыло моет ослабеть, глаз померкнуть, но любовь к родине все растет».
В царстве дикой природы идет неумолимая борьба за существование, где выживает только сильнейший, потому на передний план автор вывел самых незаурядных представителей этого мира, стараясь увидеть в каждом из них индивидуальные, неповторимые свойства. С сожалением, горечью и отчаяньем Э. Сетон-Томпсон говорит о тех, кто попал в беду. Взволнованно обращается к гибнущей птице: «Лети обратно, голубь! О, голубь, спасайся, обгони опасные
горы» и далее «Увы, он летел слишком низко! Какой злой дух спрятал охотника за верхушкой этого холма?.. Что за бес указал ему белое мелькающее пятнышко, выплывающее из
лазури?..»
Этот рассказ о преданности родине, идея его заключается в том, что где бы ты ни был, с какими бы трудностями не сталкивался, ты всегда должен стремиться домой, какой бы трудный путь не предстоял. Арно становится символом храбрости и мужества.
Контрольные вопросы
- Какими качествами должен обладать возвратный голубь? Присущи ли эти черты Арно?
- Можно ли назвать Арно настоящим героем? Если да, почему?