Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Э. Сетон-Томпсон. «Арно»

Зарубежная литература

14.02.2025
12591
0

Э. Сетон-Томпсон. «Арно»

 

План урока

  • Слово об Э. Сетоне-Томпсоне
  • Человек и природа в рассказе «Арно»

Цели урока

  • Знать биографию Э. Сетона-Томпсона, содержание рассказа «Арно», определение «анималистической литературы»
  • Уметь составлять портретную характеристику героев-животных в художественном произведении 

Разминка

Найдите в приведённых отрывках метафоры:

 

«Моё место было у единственной открытой дверцы. Синяя стрелка просвистела мимо меня, задела мне лицо крыльями, и я едва успел спустить дверцу, как поднялся вопль…»;

«Этот также поднялся в воздух, но почти сейчас же вернулся и опустился на снасти. Он съёжился от страха. Никак нельзя было заставить его покинуть судно»;

«Для них эта надпись ничего не означала. Однако державший его моряк заметил, что сердце его не так сильно колотится, как у предыдущего гонца».

Слово об Эрнесте Сетоне-Томпсоне

Рис. 1. Фотография Э. Сетон-Томпсона. Год неизвестен.

Эрнест Сетон-Томпсон (1860–1946) 

 

Эрнест Сетон-Томпсон родился 14 августа 1860 года в английском городке Саут-Шилде, в семье потомственного судовладельца. Всю жизнь писатель гордился своим отважным предком – Непобедимым Джоржи, который прославился в битвах за Шотландию. Э. Сетон-Томпсон на протяжении жизни, когда сталкивался с трудностями, всегда повторял себе: «Непобедимый Джорджи никогда не сдавался, значит, и я должен выйти победителем!»

 

Первые годы мальчик прошли на ферме недалеко от города Линдсей в США в окружении девяти братьев. Это время Э. Сетон-Томпсон всегда будет вспоминать как самое счастливое в его детстве. Когда ему исполнилось шесть лет, переехал с семьей в канадский город Торонто. Эти перемены привели к интересу мальчика миром природы и рисованием. В одном из укромных уголков парка будущий писатель построил себе хижину, в которой проводил всё свободное время. В книге «Моя жизнь» писатель вспоминает: «Когда мы переехали из Англии в Канаду, я очень страдал от суровой зимы. Долго-долго тянулась эта зима. В марте наконец пришел настоящий весенний день – сияло солнце, всюду таял снег, и небо было ярко-ярко синее. Маленькая птичка прилетела на тополь около нашего дома и тихо запела… Мне показалось, что я видел ее синюю спинку. Снова и снова она пела свою нежную песенку. Не знаю почему, но я вдруг разрыдался. С тех пор каждый год я ждал свою синюю птичку и с ней весну. Может быть, именно тогда во мне и родилось стремление познавать мир живой природы». Особенно сильно Э. Сетон-Томпсон интересовался орнитологией: он изучил все виды птиц, много читал их, делал зарисовки пернатых как по памяти, так и с натуры. 

Родители поддерживали интерес сына к окружающей природе, а отец твёрдо решил сделать из него художника. Э. Сетон-Томпсон учился у художника в Торонто, затем продолжил брать уроки в классах художественной школы Онтарио, которую окончит с золотой медалью за выдающиеся успехи. Рисунки писателя передают не столько внешний вид животного, сколько его характер, настроение, отношение к ним самого автора. Э. Сетон-Томпсон отправляется в Лондон, где поступает в Королевскую академию и получает право бесплатно посещать зоологический сад, где содержалась лучшая коллекция диких животных. Много времени провёл он там, делая зарисовки. В 1893 году он выставил несколько картин на международной выставке в Чикаго. Увидев их, президент США Теодор Рузвельт пожелал встретиться с художником и заказал ему портрет волка-вожака.

 

Профессию натуралиста Э. Сетон-Томпсон ставил выше профессии художника. Он вёл насыщенную жизнь, кочуя по прерии, избегая жизни в крупных городах. За свои труды в качестве натуралиста-естествоиспытателя писатель получил медаль «Элиот». Он создал множество книг о животных, продолжая рисовать. Заботился об экологическом воспитании детей, поэтому создал для них «Лигу леса и лесной охоты». Пособиями для юных натуралистов стали книги Э. Сетон-Томпсона «Свиток березовой коры», «Маленькие дикари», «Рольф в лесах»

 

Произведения Э. Сетона-Томпсона поражают драматизмом, в финале его герои не редко погибают. Таков естественный ход жизни. Сам писатель говорил, что его рассказы – не выдуманные истории, не сказки. Они положили начало новому, реалистическому направлению в литературе о животных. «До сих пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди. У меня животные всегда остаются животными, со своими характерами, повадками, привычками». Писатель выводит животных из сказочной сферы, ему важна реальная географическая среда обитания, формирующая характеры братьев меньших.

 

Свои произведения Э. Сетон-Томпсон сопровождал выразительными и запоминающимися рисунками. Он написал около 40 книг, посвящая их животным, быту и фольклору коренных американцев и эскимосов, чья жизни проходит в неразрывной связи с дикими животными, природой. Писатель помнил, что цивилизация влияет как на природу, так и на души подрастающего поколения, которое всё дальше от окружающей среды. Главной задачей своей жизни писатель считал напоминание людям, что бережное обращение природы способно стать источников жизненных сил, радости.


  1. Чем увлекался Э. Сетон-Томпсон в детстве?
  2. Чему учил писатель в своих произведениях?


Рассказ «Арно»

Рассказ «Арно» написан в 1929 году и относится к анималистической литературе.


Анималистическая литература – это художественная литература о животных, в которых сообщаются достоверные сведения о внешнем облике, образе жизни, повадках животных, но все это облачено в художественную форму. 


Рис. 2. В. Горбатов. Иллюстрация к рассказу Э. Сетон-Томпсона «Арно». 2013.

Э. Сетон-Томпсон вспоминал: «Я жадно наблюдал за всем, что представлялось моему детскому взору в лесу: птицами, гнездами, следами. Когда я видел новую птицу, у меня захватывало дыхание, и, казалось, волосы шевелились на голове, а когда она улетала, я горевал, словно потерял близкого друга. Вообще, птицы были моей первой любовью».

 

Арно – главный герой произведения. Эту кличку носит маленький возвратный голубь. Возвратными называют тех голубей, которые отовсюду найдут дорогу обратно. Они обладают привязанностью к родным местам и способностью разыскивать их из любого уголка света. 

 

Произведение строится на антитезе двух голубей: Арно и Сизого.

Таблица 1. Сопоставление Арно и Сизого

Арно

Сизый

Маленький, коренастый

Большой зоб, отличается замечательной силой, красивее всех, у него длинная шея и длинные ноги, неповоротливый

«Он мчался все выше и выше до тех пор, пока сам не перестал видеть судно»

«До такой степени был испуган, что дал беспрепятственно себя изловить и постыдно сунуть в клетку»

«Голубок не испытывал страха»

«Он съежился от страха»

 

Это сопоставление выявляет отношение автора к птицам, он с любовью и уважением относится к Арно, который не испугался в тумане пролететь над открытым морем и вернуться в родную голубятню.

 

Э. Сетон-Томпсон использует приёмы очеловечивания (животные тоже плачут, страдают, любят и ненавидят, как и люди). Эти качества связаны с реальными чертами их поведения. Кажутся естественными «монологи» Арно, устремляющегося к родным местам: «Вперед! Вперед! Крыло моет ослабеть, глаз померкнуть, но любовь к родине все растет».

 

В царстве дикой природы идет неумолимая борьба за существование, где выживает только сильнейший, потому на передний план автор вывел самых незаурядных представителей этого мира, стараясь увидеть в каждом из них индивидуальные, неповторимые свойства. С сожалением, горечью и отчаяньем Э. Сетон-Томпсон говорит о тех, кто попал в беду. Взволнованно обращается к гибнущей птице: «Лети обратно, голубь! О, голубь, спасайся, обгони опасные

горы» и далее «Увы, он летел слишком низко! Какой злой дух спрятал охотника за верхушкой этого холма?.. Что за бес указал ему белое мелькающее пятнышко, выплывающее из

лазури?..»

 

Этот рассказ о преданности родине, идея его заключается в том, что где бы ты ни был, с какими бы трудностями не сталкивался, ты всегда должен стремиться домой, какой бы трудный путь не предстоял. Арно становится символом храбрости и мужества. 


Контрольные вопросы

 

  1. Какими качествами должен обладать возвратный голубь? Присущи ли эти черты Арно?
  2. Можно ли назвать Арно настоящим героем? Если да, почему?


Предыдущий урок
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»
Зарубежная литература
Следующий урок
У. Старк. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»
Зарубежная литература
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Present Continuous. Утвердительная форма

    Английский язык

  • Функции y=x^2, y=x^3 и их графики

    Алгебра

  • Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке