Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Д. Лондон. «Сказание о Кише»

Зарубежная литература

Д. Лондон. «Сказание о Кише»

 

План урока

  • Слово о Дж. Лондоне
  • Рассказ «Сказание о Кише»

Цели урока

  • Знать биографию Дж. Лондона, содержание рассказа «Сказание о Кише»
  • Уметь анализировать художественное произведение

Разминка

Найдите в приведённых отрывках эпитеты:

 

«Зимней полярной ночью, когда северная буря завывает над ледяными просторами, а в воздухе носятся белые хлопья и никто не смеет выглянуть наружу, хорошо послушать рассказ о том, как Киш, что вышел из самой бедной иглу, достиг почета и занял высокое место в своем поселке»;

«Но прошел день и другой, и на третий поднялась жестокая пурга, а Киша все не было. Айкига рвала на себе волосы и вымазала лицо сажей в знак скорби, а женщины горькими словами корили мужчин за том, что они плохо обошлись с мальчиком и послали его не смерть».

 

Слово о Джеке Лондоне

Рис. 1. Фотография Дж. Лондона. Год неизвестен. Рис. 1. Фотография Дж. Лондона. Год неизвестен.

Джек Лондон (1876–1916) 

 

Джек Лондон родился в 1876 году в американском городе Сан-Франциско. При рождении получил имя Джон Чейни, но через восемь месяцев мать будущего писателя вышла замуж, и тот стал Джоном Гриффитом Лондоном. Биологический отец своего сына не признал. Зато отчим, ветеран войны, очень полюбил мальчика, как и сводные сёстры Дж. Лондона.

 

Детство и юность писателя пришлись на тяжёлое для Америки время: экономический кризис, безработица. Семья Дж. Лондона жила очень бедно, поэтому уже в 10 лет писатель устроился на работу, став опорой семьи, «мужчиной среди мужчин», как он напишет потом в автобиографии. В поисках заработка писатель сменил множество профессий: работал на консервной фабрике, был «устричным пиратом», матросом, кочегаром. Весь пережитый опыт стал хорошим подспорьем для его творчества.

 

В качестве писателя Дж. Лондон предстаёт в литературном конкурсе 1893 года, в котором он участвует после восьмимесячного плаванья на промысел морских котиков. Писатель подаёт на конкурс очерк «Тайфун у берегов Японии» и получает первое место.

 

По железной дороге Дж. Лондон проехал всю Америку с запада на восток в качестве участника похода армии безработных на Вашингтон в 1894 году. За бродяжничество писатель будет заключен в тюрьму на месяц: «Я побывал в подвальном этаже общества, в тех подземельях нищеты, о которых считается неприличным говорить».

В 1896 году поступил в Калифорнийский университет, но быстро ушёл из него из-за невозможности оплатить обучение. Нищета вынуждает Дж. Лондона отправиться на Аляску в роли золотоискателя. В конце XIX века там были найдены золотоносные месторождения, кому-то повезло внезапно разбогатеть. Но в ряд этих везунчиков писатель не попал. Зато получил сюжеты для будущих произведений, вдохновлённый увиденными сценами добычи золота в лютый мороз, в невыносимую жару. Колорит и романтика Севера, сильные характеры, борьба с лишениями и трудностями – главные мотивы в творчестве Дж. Лондона после его пребывания на Аляске. Неслучайно люди, приехавшие на поиски золота, становятся героями его произведений. Там, на Севере, человек открывал свое истинное лицо, и настоящих людей, мужественных, благородных, смелых, выносливых оказывалось мало. Произведения о пережитом опыте вошли в сборники «Сын волка», «Бог его отцов», «Дети мороза». К этому циклу примыкают и талантливые повести о животных «Зов предков» и «Белый клык».

 

Писателя интересовали не только завоеватели, покорители Севера. Он писал и о коренных северянах.  С уважением и восхищением рассказывает он об индейцах, живущих вдали от цивилизации. Первые Северные рассказы писателя были опубликованы в 1899 году, а в 1903 году был издан сборник рассказов «Зов дикой природы». Эти произведения описывают напряженную ситуацию, когда человек остается наедине со своего совестью. Решающими в таком испытании становятся не физическая сила, а качества духовные – воля, ответственность, честь.

 

Вот как описывает писателя Ирвинг Стоун: «Джек был от природы добр, безрассудно щедр – воистину друг из друзей, король славных малых… Что это был за превосходный образец человеческой природы! У него было чистое, полное радости сердце… Он выглядел старше своих лет, тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос – они падали ему на лоб, и он, занятый оживленной беседой, нетерпеливо отбрасывал их назад… Не комнатный житель, а человек вольных просторов – словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды».

 

Работал писатель на износ по 15-17 часов в сутки. В последние семнадцать лет он выпускал по две и даже три книги в год. Это подорвало его здоровье, в 1916 году, в возрасте 40 лет, Дж. Лондона не стало. Его недолгая жизнь была насыщена: напряжённый и тяжёлый труд, путешествия по Америке и миру. Его писательская деятельность продлилась недолго, но оказалась невероятно плодотворной. Последний роман писателя «Сердца трех» был издан посмертно, в 1920 году.


  1. Как прошло детство и юность Дж. Лондона?
  2. Какие темы затрагивает в своем творчестве писатель?


 

Рассказ «Сказание о Кише»

 

Рассказ «Сказание о Кише» написан в 1904 году, на основе полученного Дж. Лондоном опыта после посещения Аляски. Произведение стилизованно под индейские легенды, поэтому рассказ назван сказанием. В качестве легендарного героя, который является неотъемлемой частью жанра, выступает Киш.

 

Сказание открывается зачином, характерным для этого жанра: «Давным-давно у самого Полярного моря жил Киш». Эта же фраза повторяется и в конце произведения. Здесь определено и место, и время действия, и герой. Подчеркнута давность происходящих событий: «Так много воды утекло с тех пор, что только старики помнят его имя, помнят правдивую повесть о нем». 

Рис. 2. В. Канивец. Иллюстрация к рассказу Дж. Лондона «Сказание о Кише». 2021. Рис. 2. В. Канивец. Иллюстрация к рассказу Дж. Лондона «Сказание о Кише». 2021.

Главный герой – Киш – живет в племени канадских эскимосов у самого Полярного моря. Со своей матерью он ютится в нищей хижине и получает худшее мясо, так как охотники распределяют добычу несправедливо. Возмущённый таким порядком, Киш выступает на совете старейшин, но те не воспринимают его слова всерьёз. Тогда Киш заявляет, что не будет больше говорить им ни слова, пока они сами не попросят, и охотиться отныне он будет сам. И герой становится самым умелым охотником благодаря смекалке, продолжает дело своего отца. И тогда другие охотники приходят к нему с расспросами, признавая в соплеменнике взрослого мужчину.

 

Тема рассказа – история о мальчике, достигшем почёта и уважения в своём племени благодаря смекалке. Кише не типичный герой сказаний: он не князь или полководец, он тринадцатилетний мальчик. На глазах читателя он взрослеет: не боится отстаивать свои права, споря со старейшинами, способен взять на себя заботу о своей семьей.

 

Идея произведения заключается в том, что быть взрослым – значит иметь не только права, но и нести свои обязанности, быть ответственным, верным данному тобой слову.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие факты из биографии Дж. Лондона легли в основу его рассказа?
  2. Почему писатель называет произведение «сказанием»?
  3. Какие качества помогают герою стать успешным охотником?


Предыдущий урок
У. Старк. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»
Зарубежная литература
Следующий урок
Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»
Русская литература XIX века
  • Глобус. Географическая карта

    География

  • Sportsmen. Спортсмены

    Английский язык

  • Этикетные слова

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке