Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Русская литература XX века

13.02.2025
3552
0

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

 

План урока

  • Слово о В.П. Астафьеве
  • Сюжет и композиция рассказа «Васюткино озеро»

Цели урока

  • Знать биографию В. П. Астафьева, содержание рассказа «Васюткино озеро»
  • Уметь анализировать композицию и образы геров в литературном произведении

Разминка

Найдите соответствия между названиями произведений и их авторами.

 

Автор

Произведение

1

Николай Васильевич Гоголь

А

«Муму»

2

Иван Сергеевич Тургенев

Б

«Заячьи лапы»

3

Константин Георгиевич Паустовский

В

«Заколдованное место»

4

Павел Петрович Бажов

Г

«Мороз, Красный нос»

5

Николай Алексеевич Некрасов

Д

«Медной горы Хозяйка»

 

По какому признаку можно объединить все эти произведения?

Слово о В.П. Астафьеве

Рис. 1. В.П. Астафьев

Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) 

 

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Мальчик был третьим ребёнком в семье, две его сестры умерли ещё во младенчестве. Через несколько лет после появления В.П. Астафьева на свет, отец попал в тюрьму с формулировкой «вредительство». Мать утонула в Енисее, когда писателю было 7 лет. Заботу о мальчике взяла на себя бабушка Екатерина Петровна. Светлые воспоминания о ней В.П. Астафьев расскажет в первой части автобиографии «Последний поклон».

 

Отец писателя, выйдя из тюрьмы, женился. Но отношения В.П. Астафьева с мачехой не сложились. Начальную школу он окончит в Играке, куда отправился с отцом на заработки. В 1936 году отец попал в больницу, а семья мачехи отказалась от мальчика. Какое-то время писатель жил в заброшенном здании парикмахерской, пока не оказался в Игарском детском доме. Здесь он встретит замечательного человека – учителя литературы и поэта Игнатия Дмитриевича Рождественского, который поддерживает мальчика, видя в нём живой огонёк. Благодаря его помощи, в 1941 году В.П. Астафьев окончил шестой класс.

 

После Великой Отечественной войны писатель получает специальное техническое образование и какое-то время работает на станции. Ужасы, увиденные на фронте, оставили неизгладимый след в душе писателя. Чувствуя себя виноватым перед погибшими товарищами, В.П. Астафьев твёрдо решает для себя жить в полную силу за себя и за них. Тяжёлые ранения лишили писателя рабочей профессии. Какое-то время он перебивается случайными заработками, пока не попадает на заседание литературного кружка при газете «Чусовой рабочий». С этого момента начинается путь В.П. Астафьева в литературу. В качестве литературного сотрудника газеты он много ездит по родному краю. Написанные за это время рассказы, статьи и очерки ложатся в основу первых двух книг – «До будущей весны» (1953) и «Огоньки» (1955).


  1. Каким было детство В.П. Астафьева?
  2. Как начинается творческий путь писателя?


Сюжет и композиция рассказа «Васюткино озеро»

В.П. Астафьев пишет рассказ «Васюткино озеро» в 1952 году, а публикует в 1956 году. Сюжет рассказа появился на свет, когда ещё пятиклассник Витя Астафьев, выполняя задание учителя литературы, написал сочинение о прошедшем лете. Он поведал историю о том, как потерявшись в тайге, провёл наедине с природой много тревожных дней. Он не только обнаружил неизвестное старожилам озеро, но и смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика был опубликован в школьном журнале.


В автобиографическом произведении автор описывает собственную жизнь или наделяет героя своей биографией, судьбой, характером.


В.П. Астафьев рассказывает в произведении не о себе, но наделяет своего героя биографическими чертами. Действие происходит в одной из енисейской деревень в 30-е годы XX века. Это тяжёлое время, когда детям приходилось рано взрослеть, помогать старшим, работать.

 

В экспозиции читатель знакомиться с героем, которому на момент повествования было 13 лет. Именно в честь этого мальчика Васютки названо озеро. Здесь же описана жизнь рыбаков, среди которых живёт герой.

 

Завязкой истории является поход Васютки за орехами в тайгу. Мальчик отвлёкся на погоню за глухарём и заблудился. Когда он понимает ужас своей ситуации, то также понимает, что ждать помощи неоткуда. Вспомнив всё, что слышал от стариков о том, как вести себя в подобных обстоятельства, он грамотно организует не только выживание в лесу, но и находит пропитание, находит водоём с ценной рыбой. С отчаянием Васютка справляется, вспомнив слова своего деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

 

Талица 1. Черты характера Васютки, которые помогли ему выжить в тайге

Черты характера героя

Примеры

Стремление помогать старшим

Собирал кедровые орехи для рыбаков

Закалка таёжного жителя

Умел стрелять, пользоваться спичками и беречь их, экономить хлеб и соль

Умение находиться одному в лесу

Разжёг костер, высушил одежду, устроил ночлег, чтобы не замёрзнуть

Оптимизм, вера в победу над тайгой

Не пал духом, старался не плакать

Любовь к родной земле

Нежные, радостные чувства при встрече с Енисеем

 

Васютка обладает следующими знаниями и умениями: 

  • знает, как определить стороны света;
  • знает, как найти по типу леса реку;
  • знает, как понять проточный характер озера;
  • знает, как выбрать направление выхода из тайги;
  • знает, как предсказать погоду на следующий день;
  • умеет добывать кедровые орехи;
  • умеет пользоваться затесями;
  • умеет разводить огонь;
  • умеет подстрелить, разделать и запечь птицу;
  • умеет подготовить ночлег;
  • умеет экономить патроны.

 

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливо и подробное изложение позволяет читателя оказаться на месте главного героя, сопереживать Васютке.

 

В рассказе две кульминации: приближение пассажирского парохода (надежда на спасение и разочарование) и спасение Васютки. Зная, что рыбаки тоскуют давно без улова, мальчик первым делом сообщает о найденном озере и показывает старожилам путь к водоёму. Это развязка рассказа, в которой Васютка чувствует себя сопричастным общему делу.

 

В.П. Астафьев использует разнообразные средства выразительности. Благодаря красочным описаниям природа тайги близ Енисея оживает. Образности действующим героям писатель добавляет с помощью применения местного наречия.

 

Средства выразительности:

  • метафора: «пахучий мякиш тишины», озеро кляксочка»;
  • сравнения: «как сова, прилетела ночь», «густая, как смоль, темень»;
  • олицетворение: «солнце пошло на закат», «звёзды перемигивались»;
  • эпитеты: «потемневшего леса», «пылающие угли».

 

Произведение завершает эпилог, в котором автор рассуждает о красоте своего края. В.П. Астафьев знакомит читателя с родным краем, показывает и его суровость, и сторгую красоту, и щедрость. 


Контрольные вопросы

 

  1. Почему рассказ «Васюткино озеро» можно назвать автобиографичным?
  2. Какие качества, знания и умения помогают Васютке выжить в тайге?
  3. Какая основная мысль рассказа?
  4. Зачем автор использует в рассказе средства выразительности?


Предыдущий урок
А.П. Платонов. «Никита»
Русская литература XX века
Следующий урок
К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Япония

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке