- Слово о В.П. Астафьеве
- Сюжет и композиция рассказа «Васюткино озеро»
- Знать биографию В. П. Астафьева, содержание рассказа «Васюткино озеро»
- Уметь анализировать композицию и образы геров в литературном произведении
Найдите соответствия между названиями произведений и их авторами.
Автор
|
Произведение
|
||
1
|
Николай Васильевич Гоголь
|
А
|
«Муму»
|
2
|
Иван Сергеевич Тургенев
|
Б
|
«Заячьи лапы»
|
3
|
Константин Георгиевич Паустовский
|
В
|
«Заколдованное место»
|
4
|
Павел Петрович Бажов
|
Г
|
«Мороз, Красный нос»
|
5
|
Николай Алексеевич Некрасов
|
Д
|
«Медной горы Хозяйка»
|
По какому признаку можно объединить все эти произведения?
Слово о В.П. Астафьеве

Виктор Петрович Астафьев (1924–2001)
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Мальчик был третьим ребёнком в семье, две его сестры умерли ещё во младенчестве. Через несколько лет после появления В.П. Астафьева на свет, отец попал в тюрьму с формулировкой «вредительство». Мать утонула в Енисее, когда писателю было 7 лет. Заботу о мальчике взяла на себя бабушка Екатерина Петровна. Светлые воспоминания о ней В.П. Астафьев расскажет в первой части автобиографии «Последний поклон».
Отец писателя, выйдя из тюрьмы, женился. Но отношения В.П. Астафьева с мачехой не сложились. Начальную школу он окончит в Играке, куда отправился с отцом на заработки. В 1936 году отец попал в больницу, а семья мачехи отказалась от мальчика. Какое-то время писатель жил в заброшенном здании парикмахерской, пока не оказался в Игарском детском доме. Здесь он встретит замечательного человека – учителя литературы и поэта Игнатия Дмитриевича Рождественского, который поддерживает мальчика, видя в нём живой огонёк. Благодаря его помощи, в 1941 году В.П. Астафьев окончил шестой класс.
После Великой Отечественной войны писатель получает специальное техническое образование и какое-то время работает на станции. Ужасы, увиденные на фронте, оставили неизгладимый след в душе писателя. Чувствуя себя виноватым перед погибшими товарищами, В.П. Астафьев твёрдо решает для себя жить в полную силу за себя и за них. Тяжёлые ранения лишили писателя рабочей профессии. Какое-то время он перебивается случайными заработками, пока не попадает на заседание литературного кружка при газете «Чусовой рабочий». С этого момента начинается путь В.П. Астафьева в литературу. В качестве литературного сотрудника газеты он много ездит по родному краю. Написанные за это время рассказы, статьи и очерки ложатся в основу первых двух книг – «До будущей весны» (1953) и «Огоньки» (1955).
- Каким было детство В.П. Астафьева?
- Как начинается творческий путь писателя?
Сюжет и композиция рассказа «Васюткино озеро»
В.П. Астафьев пишет рассказ «Васюткино озеро» в 1952 году, а публикует в 1956 году. Сюжет рассказа появился на свет, когда ещё пятиклассник Витя Астафьев, выполняя задание учителя литературы, написал сочинение о прошедшем лете. Он поведал историю о том, как потерявшись в тайге, провёл наедине с природой много тревожных дней. Он не только обнаружил неизвестное старожилам озеро, но и смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика был опубликован в школьном журнале.
В автобиографическом произведении автор описывает собственную жизнь или наделяет героя своей биографией, судьбой, характером.
В.П. Астафьев рассказывает в произведении не о себе, но наделяет своего героя биографическими чертами. Действие происходит в одной из енисейской деревень в 30-е годы XX века. Это тяжёлое время, когда детям приходилось рано взрослеть, помогать старшим, работать.
В экспозиции читатель знакомиться с героем, которому на момент повествования было 13 лет. Именно в честь этого мальчика Васютки названо озеро. Здесь же описана жизнь рыбаков, среди которых живёт герой.
Завязкой истории является поход Васютки за орехами в тайгу. Мальчик отвлёкся на погоню за глухарём и заблудился. Когда он понимает ужас своей ситуации, то также понимает, что ждать помощи неоткуда. Вспомнив всё, что слышал от стариков о том, как вести себя в подобных обстоятельства, он грамотно организует не только выживание в лесу, но и находит пропитание, находит водоём с ценной рыбой. С отчаянием Васютка справляется, вспомнив слова своего деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».
Талица 1. Черты характера Васютки, которые помогли ему выжить в тайге
Черты характера героя
|
Примеры
|
Стремление помогать старшим
|
Собирал кедровые орехи для рыбаков
|
Закалка таёжного жителя
|
Умел стрелять, пользоваться спичками и беречь их, экономить хлеб и соль
|
Умение находиться одному в лесу
|
Разжёг костер, высушил одежду, устроил ночлег, чтобы не замёрзнуть
|
Оптимизм, вера в победу над тайгой
|
Не пал духом, старался не плакать
|
Любовь к родной земле
|
Нежные, радостные чувства при встрече с Енисеем
|
Васютка обладает следующими знаниями и умениями:
- знает, как определить стороны света;
- знает, как найти по типу леса реку;
- знает, как понять проточный характер озера;
- знает, как выбрать направление выхода из тайги;
- знает, как предсказать погоду на следующий день;
- умеет добывать кедровые орехи;
- умеет пользоваться затесями;
- умеет разводить огонь;
- умеет подстрелить, разделать и запечь птицу;
- умеет подготовить ночлег;
- умеет экономить патроны.
Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливо и подробное изложение позволяет читателя оказаться на месте главного героя, сопереживать Васютке.
В рассказе две кульминации: приближение пассажирского парохода (надежда на спасение и разочарование) и спасение Васютки. Зная, что рыбаки тоскуют давно без улова, мальчик первым делом сообщает о найденном озере и показывает старожилам путь к водоёму. Это развязка рассказа, в которой Васютка чувствует себя сопричастным общему делу.
В.П. Астафьев использует разнообразные средства выразительности. Благодаря красочным описаниям природа тайги близ Енисея оживает. Образности действующим героям писатель добавляет с помощью применения местного наречия.
Средства выразительности:
- метафора: «пахучий мякиш тишины», озеро кляксочка»;
- сравнения: «как сова, прилетела ночь», «густая, как смоль, темень»;
- олицетворение: «солнце пошло на закат», «звёзды перемигивались»;
- эпитеты: «потемневшего леса», «пылающие угли».
Произведение завершает эпилог, в котором автор рассуждает о красоте своего края. В.П. Астафьев знакомит читателя с родным краем, показывает и его суровость, и сторгую красоту, и щедрость.
Контрольные вопросы
- Почему рассказ «Васюткино озеро» можно назвать автобиографичным?
- Какие качества, знания и умения помогают Васютке выжить в тайге?
- Какая основная мысль рассказа?
- Зачем автор использует в рассказе средства выразительности?