- узнаем правило правописания буквосочетаний с шипящими чк, чн, чт
- научимся применять правило правописания буквосочетаний чк, чн, чт
- На этом уроке ребенок научится использовать правило написания буквосочетаний чк, чн, чт.
- Важно, чтобы школьник умел находить такие буквосочетания в словах, отличать их от схожих буквосочетаний.
- Для удобства страницы учебника можно распечатать и выполнять задания на бумажном носителе.
Назовите предметы. Соедините предмет с тем звуком, с которого начинается его название.
Как называются такие звуки?
На какие две группы их можно разделить?
Вспомните!
В русском языке есть особая группа звуков, которую называют шипящими.
Это название они получили из-за своего звучания, которое напоминает звуки масла на горячей сковороде, раскаленного утюга или шипение змеи.
Шипящие являются непарными согласными по твёрдости-мягкости.
Упражнение 1
Прочитайте слова. Спишите. Подчеркните шипящие: твёрдые одной чертой, мягкие двумя чертами.
Карандаш, жало, меч, щётка, щипцы, чашка, чайка, час.
Прочитайте. Что общего у этих слов? Какие буквосочетания повторяются?
Ласточка, спички, удочка.
Подумайте, почему в этих словах мягкий знак не пишется, но буква Ч всё равно читается мягко?
Запомните!
В русском языке есть особые правила написания слов с шипящими.
Так, в буквосочетаниях чк, чн, чт мягкий знак (ь) не пишется.
Например, дочка, ночной, мечта.
Это связано с тем, что буква Ч и так будет читаться мягко, так как не обозначает твёрдый звук. Ей не нужен Ь как показатель мягкости!
Упражнение 2
Измените выделенные слова так, чтобы они отвечали на вопрос «какой?» Запишите в тетрадь получившиеся словосочетания.
Солнце день, цветок аромат, почта индекс.
Упражнение 3
Прочитайте. Напишите в тетрадь только те слова, в которых не нужно писать мягкий знак. Подчеркните в словах буквосочетания чк.
ма[л’]чик
вну[ч’]ка
дево[ч’]ка
де[н’]ки
кры[л’]цо
ре[ч’]ка
бо[л’]ница
до[ч’]ка
ту[ч’]ка
Слова с сочетаниями чн, чт иногда произносятся по-другому. Вместо звука [ч’] произносят звук [ш]. Такие случаи надо запоминать или проверять себя по орфоэпическому словарю.
Упражнение 4
Прочитайте. Подчёркнутые слова устно измените так, чтобы в них появилось сочетание чк.
Кормить белку, выпить молока, доброе сердце, красивая свеча, нарисовать собаку, поймать щуку.
Расскажите своим родителям, в каких буквосочетаниях вы никогда не будете писать Ь.
Вы хорошо потрудились на уроке? Отметьте, насколько вы довольны своей работой.
Упражнение 1
Упражнение 2
Солнечный день, цветочный аромат, почтовый индекс.
Упражнение 3
Внучка, девочка, речка, дочка, тучка.
Упражнение 4
Кормить белочку, выпить молочка, доброе сердечко, красивая свечка, нарисовать собачку, поймать щучку.