Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Шипящие согласные звуки

Орфография

Шипящие согласные звуки. Правило правописания чк, чн, чт

Цель урока

  • узнаем правило правописания буквосочетаний с шипящими чк, чн, чт
  • научимся применять правило правописания буквосочетаний чк, чн, чт

Советы для наставников

  • На этом уроке ребенок научится использовать правило написания буквосочетаний чк, чн, чт.
  • Важно, чтобы школьник умел находить такие буквосочетания в словах, отличать их от схожих буквосочетаний.
  • Для удобства страницы учебника можно распечатать и выполнять задания на бумажном носителе.

 


Назовите предметы. Соедините предмет с тем звуком, с которого начинается его название.

 

Как называются такие звуки?

На какие две группы их можно разделить?


Вспомните!

 

В русском языке есть особая группа звуков, которую называют шипящими.  

Это название они получили из-за своего звучания, которое напоминает звуки масла на горячей сковороде, раскаленного утюга или шипение змеи.

Шипящие являются непарными согласными по твёрдости-мягкости.


Упражнение 1

 

Прочитайте слова. Спишите. Подчеркните шипящие: твёрдые одной чертой, мягкие двумя чертами.

 

Карандаш, жало, меч, щётка, щипцы, чашка, чайка, час.


Прочитайте. Что общего у этих слов? Какие буквосочетания повторяются?

 

Ласточка, спички, удочка.

 

Подумайте, почему в этих словах мягкий знак не пишется, но буква Ч всё равно читается мягко?


Запомните!

 

В русском языке есть особые правила написания слов с шипящими.

 

Так, в буквосочетаниях чк, чн, чт мягкий знак (ь) не пишется.

 

Например, дочка, ночной, мечта. 

 

Это связано с тем, что буква Ч и так будет читаться мягко, так как не обозначает твёрдый звук. Ей не нужен Ь как показатель мягкости!


Упражнение 2

 

Измените, выделенные слова так, чтобы они отвечали на вопрос «какой?» Запишите в тетрадь получившиеся словосочетания.

 

Солнце день, овощи суп, почта индекс.


Упражнение 3

 

Прочитайте.  Напишите в тетрадь только те слова, в которых не нужно писать мягкий знак. Подчеркните в словах буквосочетания чк.

 

ма[л’]чик

вну[ч’]ка

дево[ч’]ка

де[н’]ки

кры[л’]цо

ре[ч’]ка

бо[л’]ница

до[ч’]ка

ту[ч’]ка



Слова с сочетаниями чн, чт иногда произносятся по-другому. Вместо звука [ч‘] произносят звук [ш]. Такие случаи надо запоминать или проверять себя по орфоэпическому словарю.               


Упражнение 4

 

Прочитайте. Подчёркнутые слова устно измените так, чтобы в них появилось сочетание чк.

 

Кормить белку, выпить молока, доброе сердце, красивая свеча, нарисовать собаку, поймать щуку.

 

Расскажите своим родителям, в каких буквосочетаниях вы никогда не будете писать Ь.


Вы хорошо потрудились на уроке? Отметьте, насколько вы довольны своей работой.

 

 

 

 


Ответы

Упражнение 1

 

 

Упражнение 2

 

Солнечный день, овощной суп, почтовый индекс.

 

Упражнение 3

 

Внучка, девочка, речка, дочка, тучка.

 

Упражнение 4

 

Кормить белочку, выпить молочка, доброе сердечко, красивая свечка, нарисовать собачку, поймать щучку.


 

Предыдущий урок
Правило правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Орфография
Следующий урок
Глухие и звонкие согласные звуки
Орфография
  • Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

    Окружающий мир

  • Кто такие насекомые? Кто такие рыбы?

    Окружающий мир

  • Что такое Родина?

    Окружающий мир

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке