- повторим, что такое глухие и звонкие согласные звуки
- узнаем, как проверить парные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слова
- будем учиться проверять букву парного по глухости-звонкости согласного
- На уроке ребенок узнает, как проверить букву парного по глухости-звонкости согласного на конце слова.
- Важно, чтобы школьник понимал, чем отличаются глухие согласные от звонких, умел определять звонкие и глухие согласные.
- Тренироваться в проверке парного согласного на конце слова необходимо с первого класса. Очень важно, чтобы ребенок усвоил способы проверки на этом этапе, так как данная орфограмма является широко распространённой.
- Лучшим способом формирования умения использовать правило написания слов с парными согласными будет формирование орфографической зоркости, то есть умение видеть в тексте слова с данной орфограммой. Для этого можно брать любой текст и отмечать в нём слова с парным по глухости-звонкости на конце. Таким образом ребенок тренируется находить буквы, написание которых нужно проверять.
- Для удобства страницы учебника можно распечатать и выполнять задания на бумажном носителе.
Рассмотрите схему. Как назвать, одним словом, эти звуки?
Произнесите звуки, закрыв уши руками. Сравните их звучание, чем они отличаются?
Вспомните!
Согласные делят не только на твёрдые и мягкие, но и на глухие и звонкие, в зависимости от их звучания.
Чтобы определить глухость или звонкость согласного, нужно закрыть уши руками и произнести звук правильно. Дальше надо наблюдать за звуком:
- если голос слышно, значит звук звонкий;
- если голос не используется, значит звук глухой.
Упражнение 1
Прочитайте слова. Подчеркните только те, где первый согласный звук звонкий.
Лук, мяч, книга, люстра, меч, зонт, земля, пила.
Прочитайте слова. Понаблюдайте, где согласный слышится чётко, а где нет?
Соедините слова с теми звуками, которые обозначаются выделенными буквами.
Некоторые глухие и звонкие согласные объединяют в пары.
Звонкие и глухие парные согласные
|
|
[б][п]
|
[б’][п’]
|
[в][ф]
|
[в’][ф’]
|
[г][к]
|
[г’][к’]
|
[д][т]
|
[д’][т’]
|
[ж][ш]
|
-
|
[з][с]
|
[з’][с’]
|
Остальные согласные звуки называются непарными по глухости-звонкости.
Непарные звонкие
|
Непарные глухие
|
[л] [л’]
|
[х] [х’]
|
[м] [м’]
|
[ц]
|
[н] [н’]
|
[ч’]
|
[р] [р’]
|
[щ’]
|
[й’]
|
|
Упражнение 2
Обведите в кружок только те рисунки, наименование которых оканчивается парным согласным по глухости-звонкости.
Запомните!
Буква парного по глухости-звонкости согласного на конце слова нуждается в проверке.
Чтобы проверить, какую букву писать на месте парного по звонкости-глухости согласного звука на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный (флаг – флаги).
Упражнение 3
Прочитайте. Запиши слова парами, подбирая проверочные.
Образец: флаги – флаг
________ - сугро[п], ________ - кло[п], ________ - остро[ф], ________ - шар[ф], ________ - рюкза[к], ________ - сапо[к].
Упражнение 4
Прочитайте. Запишите текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.
Хорош наш ле…(с,з). Там много сочных тра…(ф,в). Вот ду…(п,б). Под дубом рос белый гри…(п,б). Рядом частый ельни…(к,г). В кустах пел дроз…(д,т).
Расскажите родителям, как вы выполняли задание. Как проверили написание парного по глухости-звонкости согласного?
Вы хорошо потрудились на уроке? Отметьте, насколько вы довольны своей работой.
Упражнение 1
Лук, мяч, книга, люстра, меч, зонт, земля, пила.
Сугробы- сугроб, клопы - клоп, острова - остров, шарфы-шарф, рюкзаки-рюкзак, сапоги-сапог.
Упражнение 4
Хорош наш лес. Там много сочных трав. Вот дуб. Под дубом рос белый гриб. Рядом частый ельник. В кустах пел дрозд.