- узнаем правило правописания буквосочетаний с шипящими жи-ши, ча-ща, чу-щу
- научимся применять правило правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
- На этом уроке ребенок научится использовать правило написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- Важно, чтобы школьник умел находить такие буквосочетания в словах, отличать их от схожих буквосочетаний.
- Для удобства страницы учебника можно распечатать и выполнять задания на бумажном носителе.
Подумайте, почему буквы гласных разделили на две группы. Вспомните, какие роли они играют после согласных?
Прочитайте. Сравните выделенные слоги в каждой паре.
Везде ли буквы И, А, У выполняют свою роль?
В русском языке звуки [ж] и [ш] всегда твёрдые, а [ч’] и [щ’] - мягкие, гласные на них не влияют.
Из-за этого существуют особые правила написания буквосочетаний с этими буквами.
ЖИ - ШИ пиши с буквой И.
ЧА - ЩА пиши с буквой А.
ЧУ- ЩУ пиши с буквой У.
Упражнение 1
Прочитайте. Подберите к изученным буквосочетаниям подходящие слоги. Составьте и запишите получившиеся слова.
Упражнение 2
Прочитайте. В словах найдите и подчеркните буквосочетания, написание которых нужно запомнить.
Ножницы, ежи, пищу, машина, куча, череда, роща, качусь.
м а ши́на
Упражнение 3
Прочитайте. Запишите текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.
Мы приехали на нашу дач_ и пошли в лес. Там звуч_ли птичьи песенки. Вдалеке пробежали еж_. Папа на озере поймал щ_ку и трех окуней.
Какое правило вы использовали, чтобы написать слова с пропущенными буквами?
Закончите фразу: сегодня я узнал о …
Вы хорошо потрудились на уроке? Отметьте, насколько вы довольны своей работой.
Упражнение 2
Ножницы, е жи , пи щу , ма ши на, ку ча , череда, ро ща , ка чу сь.
Упражнение 3
Мы приехали на нашу дачу и пошли в лес. Там звучали птичьи песенки. Вдалеке пробежали ежи. Папа на озере поймал щуку и трех окуней.