Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность

Общие понятия и основы информатики

21.07.2024
1414
0

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность

План урока

  • Правила техники безопасности и организация рабочего места при работе с вычислительными устройствами
  • Истоки информатики
  • Информатика как наука
  • Цели изучения информатики в школе
  • Информационная безопасность

Цели урока

  • знать правила техники безопасности и организации рабочего места при работе с ПК
  • знать сущность основных понятий темы: информатика, информация, информационная безопасность
  • знать различные угрозы информационной безопасности
  • уметь составлять план действий по предупреждению угрозы информационной безопасности
  • уметь правильно организовать рабочее место при использовании ПК

Вступление

Всё, что вокруг нас, несёт в себе информацию или сведения об окружающих объектах. Школьные предметы предназначены для изучения какой-либо стороны окружающего нас мира, поэтому любой урок тесно связан с процессом получения информации. 

 

Информатика как научная дисциплина имеет огромное значение в формировании мировоззрения современного человека.

 

Правила техники безопасности и организации рабочего места при работе с вычислительными устройствами

 

Прежде чем приступить к работе за компьютером, любому человеку необходимо знать и соблюдать правила техники безопасности при работе с ПК:

  • не прикасайтесь к проводам, не работайте с открытым корпусом системного блока;
  • избегайте попадания влаги на устройства компьютера;
  • работайте за компьютером только с чистыми и сухими руками;
  • о возникших неполадках с компьютером сообщите учителю или взрослому, который находится рядом;
  • если вы находитесь в кабинете информатики, не включайте и не выключайте компьютер без разрешения учителя.

 

Чтобы работа за компьютером была наиболее продуктивной и эффективной, следует придерживаться правил организации рабочего места:

  • избежать усталости поможет правильное расположение перед компьютером — необходимо сидеть ровно, опираясь спиной на спинку стула, при этом ноги должны стоять на полу или на удобной подставке;
  • расстояние между монитором и вашими глазами должно быть не менее длины вытянутой руки, то есть 50–70 см. В дальнейшем это позволяет исключить проблемы со зрением;
  • делайте паузы для отдыха, выполняйте физкультминутку и упражнения для глаз после непрерывной получасовой работы за ПК;
  • проветривайте помещение, где расположен компьютер.

Так работа за компьютером не окажется вредной для здоровья!

 

Истоки информатики

Рис. 1. Норберт и Маргарет Винер на Международном математическом конгрессе, Цюрих, 1932 год. Автор Johannes Meiner. Источник E-Pics Bildarchiv online

Вторая половина XX века характеризуется бурным ростом объёма информации, в связи с которым появилась необходимость в создании специальных технических устройств, предназначенных для обработки, хранения, приёма и передачи информации в новой форме.

 

Одним из самых значительных достижений стало создание электронно-вычислительных машин (ЭВМ), что послужило развитию новой науки — информатики.

 

Прародителем научной области информатики стала кибернетика, появление которой связано с книгой Норберта Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине», опубликованной в 1948 году (рис. 1).

 

К первоисточникам современной информатики относится теория информации (Р. Хартли, К. Шеннон, 1930-е гг.), теория алгоритмов (А. Тьюринг, Э. Пост, А. А. Марков, 1940-е гг.), работы Д. фон Неймана по архитектуре ЭВМ (рис. 2).

Рис. 2. Дж. Роберт Оппенгеймер (слева) и Джон фон Нейман на церемонии открытия компьютера, созданного для Института перспективных исследований, в октябре 1952 года. Автор неизвестен


Это интересно!

Долгое время ЭВМ были доступны лишь специалистам и применялись для решения определённого круга задач (научных, военных, производственных). Позже появились персональные компьютеры. Теперь техника стала общедоступной, а значит, появилась необходимость массового распространения компьютерной грамотности. Однако в то время под компьютерной грамотностью понимали умение программировать — умение записывать программы для управления ЭВМ.


Информатика как наука

 

Компьютер (ЭВМ) был не только инструментом для работы с информацией, но и объектом для изучения и совершенствования. 

 

С очередным скачком в развитии вычислительной техники видоизменялось определение информатики.

 

В 50-е гг. XX века информатикой называли дисциплину, изучающую структуру и общие свойства научной информации, в 60-е гг. так называли науку о компьютерах и их применении, в 70-е гг. информатика определялась как фундаментальная наука, изучающая процессы передачи и обработки информации. 

 

В настоящее время определение информатики звучит так:


Информатика — это наука, изучающая закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, методы, средства автоматизации информационных процессов.


Как и любая наука, современная информатика состоит из множества дисциплин (рис. 3).

Рис. 3. Составляющие информатики

 

Цели изучения информатики в школе

 

Школьный предмет информатика позволяет учащимся:

  • сформировать систему знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира;
  • применять понятия, методы и средства информатики для изучения и понимания явлений и процессов в различных областях знаний;
  • продуктивно использовать свои знания при работе с различными видами информации, используя компьютерные средства обучения;
  • сформировать компетентность в ИКТ, создавать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту личной значимой информации и личную информационную безопасность.

Информационная безопасность

 

Проблема информационной безопасности стала особенно острой при бурном развитии интернета. 


Информационная безопасность  — это защищённость информации от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации или её владельцам.

Угрозы информационной безопасности:

  • кража личных данных, утечка информации;
  • вирусы, черви, трояны;
  • спам;
  • хакеры;
  • авторское право, нелицензионное ПО;
  • мошенничество;
  • дезинформация.

Чаще всего пользователь имеет дело с вирусами — вредоносным программами.


Вредоносная программа  — программа, целью которой является выполнение действий, затрудняющих работу, а также приводящих к нарушению безопасности.


Для полноценной защиты от появления на личном компьютере вредоносных программ рекомендуется:

  1. Установить и своевременно обновлять систему антивирусной защиты.
  2. Проверять все носители (карты памяти, флэшки и т. д.), которые находились за пределами вашей системы, перед использованием.
  3. Не открывать вложения, полученные от неизвестных адресатов с неизвестными целями.
  4. Регулярно проводить полную проверку системы.

Существенным условием сохранения информации является создание устойчивого пароля, а также нераспространение пароля. К мерам защиты пароля относятся такие действия:

  1. Не разглашать пароли (не записывать их в тетради, не оставлять записанные пароли в доступных местах).
  2. Не использовать простые пароли. Простыми считаются короткие пароли (до четырёх символов), пароли, состоящие только из букв или только из цифр, предсказуемые сочетания типа qwerty (кверти).
  3. Не использовать легко отгадываемые пароли: год рождения, своё имя, имена родственников и т. д.
  4. Нежелательно использовать осмысленные слова.
  5. Время от времени пароли нужно менять (например, раз в два месяца).


Контрольные вопросы

  1. Перечислите правила техники безопасности при работе с ПК и правила организации работы за ПК. Соблюдаете ли вы их?
  2. Назовите этапы становления информатики как науки.
  3. Перечислите цели изучения информатики в школе. Какая из них вам ближе?
  4. Что такое информационная безопасность?
  5. Составьте план действий по предупреждению угрозы информационной безопасности.


Предыдущий урок
Основные понятия курса информатики за 7 класс
Общие понятия и основы информатики
Следующий урок
Основные понятия курса информатики за 7 класс
Общие понятия и основы информатики
Урок подготовил(а)
teacher
Иван Андреевич
Учитель информатики
Опыт работы: 7 лет
Поделиться:
  • Деепричастие как особая форма глагола

    Русский язык

  • Прямой и обратный порядок слов

    Русский язык

  • Климат. Внутренние воды

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке