- Правила техники безопасности и организация рабочего места при работе с вычислительными устройствами
- Истоки информатики
- Информатика как наука
- Цели изучения информатики в школе
- Информационная безопасность
- знать правила техники безопасности и организации рабочего места при работе с ПК
- знать сущность основных понятий темы: информатика, информация, информационная безопасность
- знать различные угрозы информационной безопасности
- уметь составлять план действий по предупреждению угрозы информационной безопасности
- уметь правильно организовать рабочее место при использовании ПК
Всё, что вокруг нас, несёт в себе информацию или сведения об окружающих объектах. Школьные предметы предназначены для изучения какой-либо стороны окружающего нас мира, поэтому любой урок тесно связан с процессом получения информации.
Информатика как научная дисциплина имеет огромное значение в формировании мировоззрения современного человека.
Правила техники безопасности и организации рабочего места при работе с вычислительными устройствами
Прежде чем приступить к работе за компьютером, любому человеку необходимо знать и соблюдать правила техники безопасности при работе с ПК:
- не прикасайтесь к проводам, не работайте с открытым корпусом системного блока;
- избегайте попадания влаги на устройства компьютера;
- работайте за компьютером только с чистыми и сухими руками;
- о возникших неполадках с компьютером сообщите учителю или взрослому, который находится рядом;
- если вы находитесь в кабинете информатики, не включайте и не выключайте компьютер без разрешения учителя.
Чтобы работа за компьютером была наиболее продуктивной и эффективной, следует придерживаться правил организации рабочего места:
- избежать усталости поможет правильное расположение перед компьютером — необходимо сидеть ровно, опираясь спиной на спинку стула, при этом ноги должны стоять на полу или на удобной подставке;
- расстояние между монитором и вашими глазами должно быть не менее длины вытянутой руки, то есть 50–70 см. В дальнейшем это позволяет исключить проблемы со зрением;
- делайте паузы для отдыха, выполняйте физкультминутку и упражнения для глаз после непрерывной получасовой работы за ПК;
- проветривайте помещение, где расположен компьютер.
Так работа за компьютером не окажется вредной для здоровья!
Истоки информатики
Вторая половина XX века характеризуется бурным ростом объёма информации, в связи с которым появилась необходимость в создании специальных технических устройств, предназначенных для обработки, хранения, приёма и передачи информации в новой форме.
Одним из самых значительных достижений стало создание электронно-вычислительных машин (ЭВМ), что послужило развитию новой науки — информатики.
Прародителем научной области информатики стала кибернетика, появление которой связано с книгой Норберта Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине», опубликованной в 1948 году (рис. 1).
К первоисточникам современной информатики относится теория информации (Р. Хартли, К. Шеннон, 1930-е гг.), теория алгоритмов (А. Тьюринг, Э. Пост, А. А. Марков, 1940-е гг.), работы Д. фон Неймана по архитектуре ЭВМ (рис. 2).
Это интересно! Долгое время ЭВМ были доступны лишь специалистам и применялись для решения определённого круга задач (научных, военных, производственных). Позже появились персональные компьютеры. Теперь техника стала общедоступной, а значит, появилась необходимость массового распространения компьютерной грамотности. Однако в то время под компьютерной грамотностью понимали умение программировать — умение записывать программы для управления ЭВМ.
|
Информатика как наука
Компьютер (ЭВМ) был не только инструментом для работы с информацией, но и объектом для изучения и совершенствования.
С очередным скачком в развитии вычислительной техники видоизменялось определение информатики.
В 50-е гг. XX века информатикой называли дисциплину, изучающую структуру и общие свойства научной информации, в 60-е гг. так называли науку о компьютерах и их применении, в 70-е гг. информатика определялась как фундаментальная наука, изучающая процессы передачи и обработки информации.
В настоящее время определение информатики звучит так:
Информатика — это наука, изучающая закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, методы, средства автоматизации информационных процессов.
Как и любая наука, современная информатика состоит из множества дисциплин (рис. 3).
Цели изучения информатики в школе
Школьный предмет информатика позволяет учащимся:
- сформировать систему знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира;
- применять понятия, методы и средства информатики для изучения и понимания явлений и процессов в различных областях знаний;
- продуктивно использовать свои знания при работе с различными видами информации, используя компьютерные средства обучения;
- сформировать компетентность в ИКТ, создавать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту личной значимой информации и личную информационную безопасность.
Информационная безопасность
Проблема информационной безопасности стала особенно острой при бурном развитии интернета.
Угрозы информационной безопасности:
- кража личных данных, утечка информации;
- вирусы, черви, трояны;
- спам;
- хакеры;
- авторское право, нелицензионное ПО;
- мошенничество;
- дезинформация.
Чаще всего пользователь имеет дело с вирусами — вредоносным программами.
Вредоносная программа — программа, целью которой является выполнение действий, затрудняющих работу, а также приводящих к нарушению безопасности.
Для полноценной защиты от появления на личном компьютере вредоносных программ рекомендуется:
- Установить и своевременно обновлять систему антивирусной защиты.
- Проверять все носители (карты памяти, флэшки и т. д.), которые находились за пределами вашей системы, перед использованием.
- Не открывать вложения, полученные от неизвестных адресатов с неизвестными целями.
- Регулярно проводить полную проверку системы.
Существенным условием сохранения информации является создание устойчивого пароля, а также нераспространение пароля. К мерам защиты пароля относятся такие действия:
- Не разглашать пароли (не записывать их в тетради, не оставлять записанные пароли в доступных местах).
- Не использовать простые пароли. Простыми считаются короткие пароли (до четырёх символов), пароли, состоящие только из букв или только из цифр, предсказуемые сочетания типа qwerty (кверти).
- Не использовать легко отгадываемые пароли: год рождения, своё имя, имена родственников и т. д.
- Нежелательно использовать осмысленные слова.
- Время от времени пароли нужно менять (например, раз в два месяца).
Контрольные вопросы
- Перечислите правила техники безопасности при работе с ПК и правила организации работы за ПК. Соблюдаете ли вы их?
- Назовите этапы становления информатики как науки.
- Перечислите цели изучения информатики в школе. Какая из них вам ближе?
- Что такое информационная безопасность?
- Составьте план действий по предупреждению угрозы информационной безопасности.