- узнаем правило написания безударного проверяемого и непроверяемого гласного звука
- узнаем, как проверить написание безударных гласных
- На уроке ребенок познакомится со способами проверки безударных гласных.
- Важно, чтобы школьник понимал, как можно проверить безударный проверяемый и непроверяемый гласные звуки.
- Тренироваться в проверке безударных гласных необходимо с первого класса. Очень важно, чтобы ребенок усвоил способы проверки на этом этапе, так как данная орфограмма является самой распространённой из всего курса начальной школы.
- Лучшим способом формирования умения использовать правило написания слов с безударными гласными будет формирование орфографической зоркости, то есть умение видеть в тексте слова с данной орфограммой. Для этого можно брать любой текст и отмечать в нём буквы гласных безударных и ударных звуков (например, ударные подчёркиваем одной чертой, а безударные – двумя). Таким образом, ребенок не только тренируется правильно определять ударение в слове, но и находить буквы, написание которых нужно проверять.
- Работу с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить дополнительно с самого начала обучения. Заведите словарик, в который будете вписывать такие слова. Написание слова с непроверяемыми орфограммами закрепляйте визуально. Выполняйте вместе с ребенком к каждому из них рисунок, схему, вклеивайте картинки. И, конечно, старайтесь при удобном случае вспоминать написание таких слов.
- Для удобства страницы учебника можно распечатать и выполнять задания на бумажном носителе.
Упражнение 1
Прочитайте слова. Подумайте, какие буквы можно вставить?
Попробуйте изменить слова, чтобы пропущенный звук стал ударным. Какой звук появился на месте пропущенного? Соедините стрелками слова и буквы.
При изменении слова ударный и безударный гласные звуки в одной и той же части слова обозначены
одинаковой буквой.
гр о за́- гр о́ зы
с о ва́ – с о́ вы
Упражнение 2
Прочитайте слова. Измените каждое так, чтобы оно обозначало много предметов. Поставьте в словах ударение. Например: змея́ - зме́и.
гора –
река –
трава –
глазок –
сосна –
Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: сосна́ – со́сны.
Так появляются два вида слов: проверяемое и проверочное.
Проверяемое слово – это слово, в котором надо проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук (река, трава).
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук (ре́ки, тра́́вы).
Упражнение 3
Вставьте пропущенные буквы. К выделенным словам подберите проверочные.
Мы гуляли в л…су. Катя собирала цв…ты. А Вася нашел гр…бы. В л…су мы видели л…сёнка с л…сихой.
Прочитайте. Проверьте написание выделенных букв?
заяц грачи
Как вы думаете, почему не получилось проверить первое слово? Как правильно выбирать в таких словах букву для написания?
В русском языке есть слова с непроверяемым безударным гласным звуком. Это значит, что проверить такие слова нельзя. Поэтому написание этих слов надо запоминать.
Если слово вызывает сильное затруднение, то его написание можно посмотреть в орфографическом словаре.
Упражнение 4
Прочитайте. Разделите слова на 2 группы.
М…сты, в…лна, м…локо, к…рова, г…ра, п…тух.
На какие две группы разделили слова?
Упражнение 5
Расшифруйте скороговорку. В ней 7 слов. Запишите скороговорку правильно. Подчеркните в словах буквы, написание которых надо проверять.
ДВЕОСЫВЗВЕШИВАЮТНАВЕСАХКАПЛИРОСЫ
Упражнение 6
Рассмотрите рисунки. Запишите словами и подберите проверочные слова.
Вы хорошо потрудились на уроке? Отметьте, насколько вы довольны своей работой.
Упражнение 1
Упражнение 2
гора́ – го́ры
река́ – ре́ки
трава́ – тра́вы
глазо́к – гла́зки
сосна́ – со́сны
Упражнение 3
Мы гуляли в л
е
су. Катя собирала цв
е
ты. А Вася нашел гр
и
бы. В л
е
су мы видели
л
о
сёнка с л
о
сихой.
Упражнение 4
м о сты (Можно подобрать проверочные слова)
в о лна
г
о
ра
м о локо (Нужно запомнить написание слов)
к о рова
п е тух
Упражнение 5
ДВЕ
О
СЫ ВЗВЕШИВАЮТ НА В
Е
САХ КАПЛИ Р
О
СЫ.
Упражнение 6
Пчела – пчёлы, цветок – цвет, гнездо – гнёзда.