Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Способы проверки буквы, обозначающей безударный гласный звук

Орфография

25.04.2024
2073
0

Способы проверки и написания буквы, обозначающей безударный гласный звук

Цели урока

  • узнаем правило написания безударного проверяемого и непроверяемого гласного звука
  • узнаем, как проверить написание безударных гласных

Советы для наставников

  • На уроке ребенок познакомится со способами проверки безударных гласных.
  • Важно, чтобы школьник понимал, как можно проверить безударный проверяемый и непроверяемый гласные звуки.
  • Тренироваться в проверке безударных гласных необходимо с первого класса. Очень важно, чтобы ребенок усвоил способы проверки на этом этапе, так как данная орфограмма является самой распространённой из всего курса начальной школы.
  • Лучшим способом формирования умения использовать правило написания слов с безударными гласными будет формирование орфографической зоркости, то есть умение видеть в тексте слова с данной орфограммой. Для этого можно брать любой текст и отмечать в нём буквы гласных безударных и ударных звуков (например, ударные подчёркиваем одной чертой, а безударные – двумя). Таким образом, ребенок не только тренируется правильно определять ударение в слове, но и находить буквы, написание которых нужно проверять.
  • Работу с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить дополнительно с самого начала обучения. Заведите словарик, в который будете вписывать такие слова. Написание слова с непроверяемыми орфограммами закрепляйте визуально. Выполняйте вместе с ребенком к каждому из них рисунок, схему, вклеивайте картинки. И, конечно, старайтесь при удобном случае вспоминать написание таких слов.
  • Для удобства страницы учебника можно распечатать и выполнять задания на бумажном носителе.


Упражнение 1

 

Прочитайте слова. Подумайте, какие буквы можно вставить?

Попробуйте изменить слова, чтобы пропущенный звук стал ударным. Какой звук появился на месте пропущенного? Соедините стрелками слова и буквы.


При изменении слова ударный и безударный гласные звуки в одной и той же части слова обозначены

одинаковой буквой.

гр о за́- гр о́ зы

с о ва́ – с о́ вы


Упражнение 2

 

Прочитайте слова. Измените каждое так, чтобы оно обозначало много предметов. Поставьте в словах ударение. Например: змея́   - зме́и.
 

гора –

река –

трава –

глазок –

сосна –


Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный  гласный звук стал ударным : сосна́ – со́сны.
 

Так появляются два вида слов: проверяемое и проверочное.

 

Проверяемое слово – это слово, в котором надо проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук (река, трава).
 

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук (ре́ки, тра́́вы).


Упражнение 3

 

Вставьте пропущенные буквы. К выделенным словам подберите проверочные. 

 

Мы гуляли в л…су. Катя собирала цв…ты. А Вася нашел гр…бы. В л…су мы видели л…сёнка с л…сихой.


Прочитайте. Проверьте написание выделенных букв?

 

                     заяц                        грачи     

 

Как вы думаете, почему не получилось проверить первое слово? Как правильно выбирать в таких словах букву для написания?


В русском языке есть слова с непроверяемым безударным гласным звуком. Это значит, что проверить такие слова нельзя. Поэтому написание этих слов надо запоминать.

Если слово вызывает сильное затруднение, то его написание можно посмотреть в орфографическом словаре. 


Упражнение 4

 

Прочитайте. Разделите слова на 2 группы.

 

М…сты, в…лна, м…локо, к…рова, г…ра, п…тух.
 

На какие две группы разделили слова?



Упражнение 5

 

Расшифруйте скороговорку. В ней 7 слов. Запишите скороговорку правильно. Подчеркните в словах буквы, написание которых  надо проверять.
 

ДВЕОСЫВЗВЕШИВАЮТНАВЕСАХКАПЛИРОСЫ


Упражнение 6

 

Рассмотрите рисунки. Запишите словами и подберите проверочные слова.


Вы хорошо потрудились на уроке? Отметьте, насколько вы довольны своей работой.

 

 

 

 

 


Ответы

Упражнение 1

 

Упражнение 2

 

гора́ – го́ры

река́ – ре́ки

трава́ – тра́вы

глазо́к – гла́зки

сосна́ – со́сны

 

Упражнение 3

 

Мы гуляли в л е су. Катя собирала цв е ты. А Вася нашел гр и бы. В л е су мы видели 
л о сёнка с л о сихой.

 

Упражнение 4

 

м о сты (Можно подобрать проверочные слова)

в о лна     

г о ра     
 

м о локо (Нужно запомнить написание слов)

к о рова  

п е тух

 

Упражнение 5

 

ДВЕ О СЫ ВЗВЕШИВАЮТ НА В Е САХ КАПЛИ Р О СЫ.
 

Упражнение 6


 

Пчела – пчёлы, цветок – цвет, гнездо – гнёзда.
 


 

Предыдущий урок
Письмо букв Щщ, Фф
Прописи
Следующий урок
Правило правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Орфография
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • Письмо букв Нн, Сс

    Русский язык

  • Письмо наклонных линий с закруглениями. Письмо овалов, полуовалов, коротких и длинных наклонных линий

    Русский язык

  • Сложение и вычитание. Случаи сложения: + 2, + 3

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке