Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Олимпийские игры в древности

История Древнего мира

20.04.2024
4220
0

Греческие колонии на берегах Чёрного и Средиземного морей

Разминка

Найдите ошибки в тексте.

 

  1. Благодаря плодородным почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.
  2. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов. Отныне рабов в Афинах больше не стало.
  3. Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди.
  4. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались её мощными крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.
  5. Спартанские юноши обычно славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили остальных греков.

План урока

  • Почему греки покидали родину
  • В каких местах греки основывали колонии
  • Греки и скифы на северных берегах Чёрного моря

Цели урока

  • знать значение новых понятий: колонии греков, пираты, мрамор, скифы, Ольвия, Скил, хитон, Дионис, Эллада — и применять их для раскрытия особенностей греческой колонизации в VIII–VI вв. до н. э.
  • уметь характеризовать направления греческой колонизации
  • уметь выявлять причины греческой колонизации, описывать жизнь греков в образованных колониях


Проблемный вопрос 

 

По ходу изучения темы определите, что нового появилось в жизни греков с переселением их в другие колонии.


Почему греки стали покидать родину

 

В VIII–VI вв. до н. э. древние греки расселились по берегам Средиземного и Чёрного морей. Переселение греков и создание поселений ( колоний ) на чужих землях историки назвали Великой греческой колонизацией (рис. 1).

Рис. 1. Карта греческой колонизации

Причины переселения греков различны. Главной причиной стало резкое увеличение числа жителей. Часть греков уже не могла прокормиться на родине. Условия жизни становились всё хуже и хуже. А свободных земель в гористой Греции и на островах не было. Выходом мог быть только поиск подходящих земель на чужбине (рис. 2).

 

Другой причиной стало ухудшение отношений между демосом и аристократией. Вы уже знаете, что демос в Афинах хотел участвовать в управлении государством и добился этого права. Постепенно подобное стало происходить и в других полисах. Если в результате восстаний побеждали аристократы, то простые люди могли покинуть полис. Иногда случалось и наоборот. 

Рис. 2. Греки заселяют новые территории. Современный рисунок

Ещё одной причиной стала торговля. Жители полисов стремились продавать свои товары на большей территории. Им было нужно налаживать связи с новыми городами, чтобы там заниматься торговлей. Поэтому многие колонии были на достаточно большом расстоянии от Древней Греции. Туда вывозили для продажи вино, оливковое масло, ткани, различное оружие, керамику и статуи из мрамора . В Грецию из колоний торговцы привозили пшеницу, шкуры, мёд.


Мрамор — твёрдый блестящий камень обычно с красивым узором.


И наконец — грекам были необходимы новые рабы и источники сырья. Ведь Балканский полуостров не мог долго давать им материал для изготовления всего необходимого. Поэтому они уезжали искать новые места.


Вопрос 1

 

Составьте схему «Причины греческой колонизации».


В каких местах греки основывали колонии

Рис. 3. Греческий корабль подплывает к колонии на берегу Чёрного моря. Современный рисунок

Переселение носило организованный характер. Власти полиса устраивали разведывательные экспедиции, назначали ответственных лиц за организацию отъезда переселенцев и освоение новых земель. Колонисты, обычно жители из одного города, переселялись группами по 100–200 человек. Они везли с собой скот, оружие, семена, горсть земли своей отчизны и огонь, который старательно охраняли (рис. 3). На пути к новой родине их ждало много опасностей: бури, болезни, голод и холод, нападения морских разбойников — пиратов .

Но вот все тяготы путешествия позади. Переселенцы выбирали удобное место возле гавани или в устье реки, на возвышении. Высыпали под ноги землю, привезённую с родины. На ней раскладывали костёр. После этого приносили жертву богам в знак благодарности и с надеждой на будущее. Затем делили землю на равные участки — под пашню и для выпаса скота. Строили храмы и жилища. Город окружали стенами. Устроившись, перевозили женщин, детей и стариков. Так начиналась новая жизнь на новом месте.

 

Как правило, новые территории уже были заселены местным населением, поэтому колонистам приходилось иногда задабривать их, выменивая земельные участки на необходимые продукты. Жители колоний стремились наладить мирные отношения с местным населением, что удавалось не всегда. Неудивительно, что, собираясь построить город, сначала выбранное место обносили стеной, а затем уже строили дома и храм.


Вопрос 2

 

Чем руководствовались греки, когда выбирали место для новой колонии?


Греки и скифы на северных берегах Чёрного моря

Рис. 4. Древний скиф. Худ. Е. Край

Узнаем о жизни в греческих колониях на примере Ольвии . Перед тем как основать город, греки обратились к оракулу. Он предсказал, что новое поселение будет процветать, и назвал его «Город изобилия», или Ольвия. Располагалось оно на реке Борисфе́н, сейчас мы её знаем как Днепр. Порт Ольвии был разделён на две части. Одна — для торговых кораблей, вторая — для военных. Отсюда открывался прекрасный вид на город, находящийся на холме. Вокруг были сельские поселения, где выращивалось всё необходимое для питания жителей Ольвии. Сам город был окружён высокими стенами, за которыми проживало около 20 тысяч человек.

Ближайшими соседями греков стали племена ски́фов , которые проживали на территории Северного Причерноморья. Древнегреческий историк Геродот писал, что скифы не сеют и не пашут, у них нет городов и укреплений, а свои дома они возят с собой. На начальном этапе греки и скифы жили мирно. Если бы у них происходили военные столкновения, то грекам бы просто не удалось им противостоять. Скифы были заинтересованы в торговле, а жители колоний не претендовали на большие территории (рис. 4).

 

Однако, несмотря на долгое соседство, скифы не принимали греческую культуру, обычаи и веру. Всякого, кто почитал чужих богов, ожидала смертная казнь. У скифов не было храмов, посвящённых богам, жрецов. Больше всего они почитали бога войны, а его олицетворением был железный меч, воткнутый в землю.

 

Скифы отличались особой жестокостью не только по отношению к врагам, но даже и к своим соплеменникам. Они не щадили никого. Вот история царя Ски́ла , которую рассказал Геродот.


История о царе Скиле

 

Скифский царь Скил очень любил культуру греков. Эту любовь ему привила мать, которая была гречанкой, захваченной в плен. Скил хорошо говорил и писал по-гречески. Образ жизни скифов он не принимал.

 

Скилу нравилось посещать Ольвию. Он оставлял сопровождавших воинов за воротами города, которые запирались, когда Скил туда входил. В Ольвии царь переодевался в греческую одежду хитон и спокойно гулял по улицам без сопровождения. А жители Ольвии следили, чтобы никто из скифов не проник в город и не увидел своего царя.

 

Скил мог оставаться в городе на протяжении месяца, ему нравились дома эллинов, их разговоры, обряды. Вскоре царь женился на гречанке и построил для неё дом в Ольвии, украшенный сфинксами и грифонами, о котором сам всегда мечтал. Но каждый раз Скил был вынужден возвращаться к прежней жизни.

 

Однако долго нельзя скрывать правду. Однажды Скил решил принять участие в празднике, посвящённом богу виноделия — Дионису . Тогда послали ему боги знак, что не нужно отправляться на праздник. Дом Скила в Ольвии был разрушен ударом молнии. Но царь не обратил на это внимания. Он участвовал в процессии, танцевал вместе со всеми эллинами. А в это время кто-то из жителей Ольвии подошёл к скифским воинам за воротами и рассказал про поступок царя. Не поверили скифы, и тогда нескольких из них провели в город. Увидели они Скила своими глазами. Царь плясал вместе со всеми, подбрасывая ноги и бессвязно выкрикивая слова. Скифы пришли в ярость: «Царь Скил попрал обычаи предков, он поклоняется чужим богам!» Воины рассказали об этом остальным, началось восстание, а Скил был убит.


Ряд городов, основанных греками в Северном Причерноморье, находится на территории нашей страны. Это знаменитые города Феодосия, Херсонес и Пантикапей (ныне называемый Керчь). Теперь они являются знаменитыми курортами, куда люди приезжают не только отдохнуть, но и насладиться красотами древних построек.

 

Но где бы ни жили греки — в Афинах, в Спарте или в колониях, они говорили на одном языке, пользовались одними и теми же буквами, поклонялись олимпийским богам. Самих себя, свой народ греки называли эллинами, а Грецию — Элладой.


Вопрос 3

 

Что, на ваш взгляд, удивило Геродота в стране скифов?


Подведём итоги

 

  • В VIII–VI вв. до н. э. проходила так называемая Великая греческая колонизация.
  • Колонизация была вызвана перенаселением Греции, развитием ремесла и торговли, а также политической борьбой демоса и аристократии.
  • В результате колонизации греки заселили значительную часть побережья Средиземного и Чёрного морей.
  • Жителям колоний приходилось уживаться с местным населением, наиболее воинственными были скифы.
  • Колонизация способствовала подъёму хозяйственной жизни, торговли и кораблестроения, формированию у греков чувства принадлежности к единому народу.


Контрольные вопросы

 

  1. Какими особенностями отличались те места, где греки основывали колонии?
  2. Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?
  3. Как вы думаете, почему у греков возник интерес к скифам?


Ответы

  1. Благодаря плодородным почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.

    В Аттике каменистые почвы, хлеба не хватало. Зато такие природные условия позволяли выращивать виноград для вина и оливки для оливкового масла.
     
  2. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов. Отныне рабов в Афинах больше не стало.

    Солон отменил долги рабов, но не рабство. Теперь за долги нельзя было стать рабом.
     
  3. Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди.

    Солон установил, что теперь судьи должны были выбираться по жребию из числа всех граждан независимо от их знатности и богатства. Даже бедняк мог стать судьей.
     
  4. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались её мощными крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.

    Чужеземцы редко приезжали в Спарту. Здесь ничего не продавали и нечем было любоваться: в городе не строили красивых зданий, не ставили статуй.
     
  5. Спартанские юноши обычно славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили остальных греков.

    Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало.


Предыдущий урок
Счёт лет в истории. Древнейшие люди.
История Древнего мира
Следующий урок
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая
История Древнего мира
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Изменение имен существительных, прилагательных, глаголов

    Русский язык

  • Глобус. Географическая карта

    География

  • Сложение и вычитание десятичных дробей

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке