Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Афинское образование и театр

История Древнего мира

Афинское образование и театр

Разминка

Рассмотрите рисунок и заполните пропуски в тексте. Представьте, что вы совершаете прогулку по Древним Афинам.

  1. Лишь одна дорога ведёт на холм с крутыми, обрывистыми склонами. Холм называется _______________________________.
  2. При входе на холм справа на уступе скалы стоит небольшой храм богини _________________________. Обычно её изображали __________________________. Желая удержать богиню в своем городе, афиняне воздвигли храм в честь __________________________.
  3. Вершину холма украшает бронзовая статуя _________________________. Статую создал скульптор ________________. Моряки, подплывая к порту_______________, могли заметить, как блестят на солнце позолоченные ______________________________.
  4. Самым прекрасным творением греческих строителей был храм богини _____________________. Его название __________________________.
  5. На том месте, где, согласно мифу, спорили между собой Афина и Посейдон, находится храм. В одном из его портиков вместо обычных колонн стоят __________________.

План урока

  • Рабы-педагоги
  • Занятия в школе
  • Посещение палестры
  • В афинских гимнасиях
  • Театр возник в Древней Греции
  • Здание театра, актёры и хор
  • На представлении трагедии
  • В афинском театре играют комедию Аристофана «Птицы»

Цели урока

  • знать значение новых понятий: педагог, палестра, стилос, кифарист, лира, кифара, гимнасий, Академия, Ликей, риторика, красноречие — и применять их для раскрытия особенностей устройства афинских школ и гимнасиев
  • знать значение новых понятий: театр, сатиры, театральное представление, орхестра, скене, трагедия, комедия, Великие Дионисии, Софокол, Антигона, Фивы, Аристофан, Ирида — и применять их для формирования образа древнегреческого театра
  • уметь характеризовать особенности афинского образования
  • уметь систематизировать информацию об обучении детей в греческих школах
  • уметь объяснять социальный смысл трагедии и комедии, формулировать выводы


Проблемный вопрос 

 

По ходу изучения темы подумайте, что могут позаимствовать наши современники у греков из их опыта воспитания и обучения детей. Почему театральные представления воспринимались греками как праздник?


Рабы-педагоги

 

Афины были интеллектуальным и культурным центром Древней Греции. Большое внимание здесь уделялось образованию граждан. Его главной целью было воспитание человека, который разбирается в искусстве, а также готов жить не только в условиях мира, но и войны. Именно здесь появился девиз: «В здоровом теле — здоровый дух».

 

До 7 лет и мальчики, и девочки воспитывались дома матерями. Затем их жизнь становилась абсолютно разной.

 

Девочки не ходили в школу. Они воспитывались дома и жили там до замужества. Образованием девочек занималась мама, задачей которой было вырастить хорошую хозяйку. В богатых домах девочек учили чтению и письму, а также игре на музыкальных инструментах и танцам. В бедных семьях на это не было времени. Основным занятием девочек была помощь матери по хозяйству. Они учились шить, ткать, готовить и присматривать за детьми. Главным для афинской женщины было не образование, а умение обустроить домашний быт.

Рис. 1. Раб-педагог ведет в школу детей. Современный рисунок Рис. 1. Раб-педагог ведет в школу детей. Современный рисунок

Совсем другой была жизнь мальчиков.  Они воспитывались дома до наступления 7 лет. Затем мальчики должны были пойти в школу, чтобы там получить необходимые для каждого гражданина знания и умения. Теперь ответственным за воспитание и безопасность ребенка становился раб-педагог . Само слово «педагог» переводится как «сопровождающий ребёнка». Он должен был отводить мальчика в школу, следить за тем, чтобы ребёнок получал необходимые знания. Дело в том, что обучение было очень дорогим, позволить его себе могли только богатые люди. Поэтому учителя в школах должны были хорошо учить детей. Педагогом мог стать только тот раб, который пользовался доверием семьи. Часто это были те, кто долгое время работал в доме и, когда состарился, не мог выполнять физическую работу. Часто именно педагог становился лучшим другом мальчика, ведь он проводил с ребёнком большее количество времени, чем отец или мать (рис. 1).


Вопрос 1

 

Как вы думаете, почему воспитание мальчиков считалось государственным делом, а девочек — семейным?


Занятия в школе

Рис. 2. Древнегреческая школа. Роспись на вазе Рис. 2. Древнегреческая школа. Роспись на вазе

Школа в Афинах — это небольшое помещение, где могло находиться от 10 до 20 учеников и только один учитель. Дети сидели на деревянных скамейках, а учитель на стуле. В хорошую погоду занятия проходили на улице, учитель и ученики могли провести урок в тени под деревом (рис. 2).

 

На протяжении первых лет с детьми занимался учитель, который обучал чтению, письму, счёту и грамматике. Не всем удавалось быстро выучить алфавит и научиться читать. Вместо учебников в школе пользовались произведениями Гомера — «Илиада» и «Одиссея». По ним учились читать. Ученикам было необходимо запоминать и рассказывать наизусть отрывки из Гомера, ведь знание этих поэм наизусть считалось признаком высокого образования. 

Рис. 3 Дощечки, покрытые воском и стилос Рис. 3 Дощечки, покрытые воском и стилос

Писали в школе на двух дощечках, покрытых воском и скреплённых между собой. Их можно было раскрыть как книгу. На внутренней стороне делались записи с помощью сти́лоса — металлической или костяной палочки, у которой одна сторона была заострённой — ею и делали запись. Другая сторона была похожа на лопаточку, ею стирали написанное (рис. 3).

Музыке юных афинян учил кифари́ст . Здесь мальчики осваивали игру на таких музыкальных инструментах, как ли́ра и кифа́ра . Под звуки этих инструментов ученики пели гимны. Афиняне считали, что без любви к этому искусству невозможно стать настоящим человеком.

Время от времени в учёбе наступали перерывы. Весной проходили каникулы. Кроме того, занятия отменялись в дни священных празднеств, посвящённых богам. В Афинах занятия не проводились в годовщины Марафонской битвы и Саламинского сражения. Школу, как правило, оканчивали все мальчики из семей свободных граждан несмотря на то, что обучение было платным.


Вопрос 2

 

С какого возраста, кто и на каких условиях мог учиться в афинской школе?


Посещение палестры

Рис. 4. В греческой палестре. Современный рисунок Рис. 4. В греческой палестре. Современный рисунок

Каждый мужчина, считали греки, должен быть сильным, ловким и мужественным. Поэтому с двенадцатилетнего возраста мальчики начинали посещать ещё одно учебное заведение — палестру . Название школы произошло от греческого слова «пале» — борьба. Там их обучали спортивным дисциплинам: бегу, борьбе, прыжкам, метанию диска и копья. Занятия в палестре проходили в любую погоду. Также мальчиков учили манерам и правильной красивой походке. Главной целью обучения в палестре было не воспитание атлета или сильного воина, как, например, в Спарте, а стремление сделать афинян сильными, красивыми и умеющими заботиться о своём здоровье (рис. 4). 

Солнечным днём ученики выходили на улицу, в ненастную погоду уходили под крыши портиков — небольших полуоткрытых помещений, окружавших двор палестры. Чтобы вдохновить учащихся, в палестрах устанавливали статуи прославленных атлетов, победителей Олимпийских игр. Эти изображения являлись эталоном, к которому должен был стремиться каждый юноша.


Вопрос 3

 

Как вы считаете, почему посещение палестры было обязательным для мальчиков?


В афинских гимнасиях

Рис. 5. Оратор выступает в гимнасии. Гравюра Рис. 5. Оратор выступает в гимнасии. Гравюра

С шестнадцати лет юноши начинали посещать гимна́сии . Изначально это были помещения для физических упражнений. Со временем в гимнасии стали приходить афиняне, чтобы пообщаться. Здесь можно было пойти в зал для борьбы или кулачного боя, поиграть в мяч, устроить соревнования по бегу или прыжкам в длину.

 

После занятий афиняне шли в комнаты отдыха, которые также находились в гимнасии. Прогуляться и отдохнуть можно было в садах среди деревьев и прекрасных статуй. Афинский гражданин должен был уметь общаться и высказывать свои мысли. С юношами занимались учителя рито́рики — науки, которая изучает красоту речи. Частыми были выступления ораторов. Афиняне в гимнасии учились красноречию , правильно вести спор и убеждать собеседника в том, что он не прав. Вскоре при гимнасиях философы стали открывать свои школы (рис. 5). Самые известные из них — Акаде́мия Плато́на и Лике́й Аристо́теля.

Платон собирал своих учеников в гимнасии, который находился в местности Академ, неподалеку от Афин. Здесь существовало строгое расписание, по которому проводились встречи с философом и занятия.

 

Другой философ — Аристотель — в гимнасии неподалёку от храма Аполлона Лике́йского основал свою школу и назвал её Ликей. Занятия Аристотель проводил во время прогулок, так ему было легче объяснять и рассуждать.

 

Знакомы ли вам слова Академия и Ликей? Академией сейчас называют высшее учебное заведение или общество учёных. А от слова Ликей произошло «лицей» — это общеобразовательное учебное заведение.

 

Таким образом, воспитание и образование в Афинах было направлено на то, чтобы вырастить из юных жителей полиса образованных, умеющих красиво говорить и доказывать свою правоту граждан. При этом не забывали и о том, что каждый афинянин должен быть здоровым и физически развитым. Этим афинское воспитание отличалось от спартанского, где главное внимание уделялось физической подготовке и развитию воинских умений.


Вопрос 4

 

Чему учили в гимнасии? Подумайте, с какой целью мальчиков учили ораторскому мастерству?


Театр возник в Древней Греции

 

Одним из любимейших видов искусств древних греков являлся театр. Посещение театров считалось почётной обязанностью любого свободного человека. Известно, что в Афинах даже существовал специальный закон, принятый по предложению известного политика Перикла, согласно которому беднейшие жители города получали специальные «театральные деньги» для посещения зрелищ. 

Рис. 6. Театр Диониса в Греции, сохранившийся до наших дней Рис. 6. Театр Диониса в Греции, сохранившийся до наших дней

Первые театры в Греции стали появляться в VI в. до н. э. Их возникновение связано с культом бога виноградарства и виноделия Диониса . В дни проведения празднеств, посвящённых этому веселому богу, греки устраивали шествия по улицам городов и деревень, во время которых пели дифирамбы — гимны в честь Диониса, пересказывали предания о нём, в лицах изображали сцены из мифов. Это и были первые театральные представления. Проходили они в марте или апреле и знаменовали собой окончание зимы. Посмотреть на эти представления собирались все жители полиса. Участники шествий, стремясь уподобиться беззаботным спутникам божества — сатирам , мазали лицо винной гущей и надевали на себя козлиные шкуры. Вокруг ликующей толпы ряженых собиралась публика, которая с интересом наблюдала за разворачивающимся действием. Со временем для удобства зрителей шествия стали проводиться в специальном месте, которое получило название театр , что в переводе с греческого означает «место для зрелищ». Театры располагались у подножия холма, на котором могли разместиться все желающие.


Вопрос 5

 

Назовите причины увлечения греков театром.


Здание театра, актёры и хор

 

Заглянем в один из самых крупных театров — афинский театр Диони́са. Находился он на склоне холма Акрополь, неподалёку от храма Диониса (рис. 6). Крыши у театра не было, так как он был слишком большим. Афинский театр вмещал почти 17 тысяч зрителей. Зрительные места назывались театро́н , с древнегреческого это слово переводится как «смотреть».

Рис. 7. Древнегреческие театральные билеты Рис. 7. Древнегреческие театральные билеты

Первые ряды были предназначены для самых почётных граждан — знати и жрецов. Это мраморные кресла со спинками. Всего их было 67 и на каждом высечено имя владельца. Зрители на последних рядах могли увидеть только фигуры актёров и их движения. Рассмотреть маски и детали костюмов с такого расстояния было практически невозможно. Однако благодаря отличной аку́стике — слышимости — зрители могли разобрать даже те слова актеров, которые они произносили шепотом. 

Желающие посмотреть представление покупали специальные билеты, на которых была указана секция в театроне. В Афинах всем жителям выделялись деньги, чтобы они могли приобрести билет, который изготавливали из обожжённой глины или свинца. На билете была выбита буква, обозначающая номер секции, куда должен проследовать зритель, а место он мог выбрать самостоятельно (рис. 7).

 

Театрон располагался полукругом вокруг орхе́стры — места, где выступали актёры. В театре Диониса диаметр орхестры был 24 метра. Это достаточно большая площадка. В центре орхестры находился алтарь, посвящённый Дионису.

За орхестрой находилась ске́на. Это небольшая пристройка, где актёры могли переодеться. Она могла быть оформлена в виде дворца, храма или дома, в зависимости от того, где происходили события представления. В центре скены была дверь, через которую персонажи выходили на орхестру. В современном театре сценой мы называем место, где выступают актёры (рис. 8).

Рис. 8. Схема-план древнегреческого театра Рис. 8. Схема-план древнегреческого театра

Рис. 9. Обувь на высокой подошве, используемая актёрами древнегреческого театра Рис. 9. Обувь на высокой подошве, используемая актёрами древнегреческого театра

Театральные представления устраивались 2–3 раза в год. Проходили они в течение трёх дней и продолжались с утра до вечера. Ежедневно разыгрывалось по несколько пьес. Все роли исполняли исключительно мужчины. Во время представления они пели, танцевали и декламировали тексты. На лица актёры надевали маски, выражавшие веселье или горечь, гнев или радость, мольбу или покорность. Маски были мужскими и женскими, меняя их, актёры играли по несколько ролей (рис. 10). Чтобы их было лучше видно с дальних мест, они надевали на ноги специальную обувь на очень толстой подошве (рис. 9).

Кроме актёров на орхестре располагался хор . Участники хора также надевали маски. Как правило, хор был необходим для выражения общего настроения пьесы. Он выражал одобрение или порицание действиям героев пьесы, выражал сочувствие или скорбь, если того требовало представление. Такого настроя удавалось добиться благодаря согласованному пению, декламации или совместному движению участников хора.

 

На представлении трагедии

Рис. 10. Трагическая и комическая маски для древнегреческого театра Рис. 10. Трагическая и комическая маски для древнегреческого театра

В качестве основного материала для написания пьес являлись греческие мифы и сказания, а также реальные случаи из общественной жизни. В греческих театрах существовало лишь два вида представлений. Первое из них — трагедия . Она возникла на основе мифов. Слово «трагедия» в переводе с древнегреческого означает «песнь козлов». Действующими лицами представления являлись герои древности, чьи судьбы и подвиги были прославлены в мифах.

Подлинными основоположниками трагедии были Эсхил , написавший трагедию «Прикованный Прометей», где повествуется о страданиях героя, и Софокл , автор трагедии «Антигона» , который на основе древних мифов раскрывает историю юной девушки, дочери царя Эдипа, похоронившей вопреки запрету тело своего брата.

Давайте познакомимся с небольшим отрывком из этой трагедии. 


Трагедия Софокла «Антигона»

 

Рис. 11. Антигону приводят к царю Фив. Греческая роспись на вазе Рис. 11. Антигону приводят к царю Фив. Греческая роспись на вазе

Место действия произведения — древние Фивы. К царю этого города стражи приводят юную девушку Антигону (рис. 11). 

В чем же её вина? Её брат пошёл войной на родной город, чтобы захватить в нём власть, но его войско было побеждено, а сам он убит. Царь повелел бросить тело юноши диким зверям и птицам на съедение, строго запретив его хоронить по греческим обычаям. Антигона очень чтила богов и нарушила запрет, засыпав тело брата землёй, ведь она верила, что только после погребения душа умершего обретет покой. За это Антигона жестоко поплатилась: ее ждёт казнь.

Хор фиванских старцев осуждает суровый приговор. За Антигону вступается её жених, сын царя.

 — Все граждане и весь народ фиванский её вины не признают! — убеждает он отца. Но что царю до народа?!..

 — В моей земле я царствую один! 

 — Принадлежать не может одному свободная земля! — восклицает смелый юноша. Гордому ответу рукоплещут афинские зрители. К милосердию призывает царя и слепой старик-провидец: «Помилуй же убитого врага! Погибшему не мсти!» Однако царь неумолим.

 

Антигона погибает. В отчаянии кончает жизнь самоубийством её жених. Узнав об этом, пронзает свою грудь мечом царица-мать. Царя терзает, увы, позднее раскаяние: «Горе, о горе мне! Смерть, я зову тебя!»


В афинском театре играют комедию Аристофана «Птицы»

 

Вторым жанром греческого театра была комедия , появившаяся из насмешливых сценок. Слово «комедия» переводится как «песнь весёлых поселян». Комедии носили развлекательный характер. Как правило, сюжеты таких пьес писались на злободневные темы. Вопросы, связанные с продолжением войны или заключением мира, с введением новых налогов, наказанием провинившихся граждан, ещё недавно обсуждавшиеся в Народном собрании, выносились на подмостки сцены. Зрители без труда узнавали своих современников, потешались над их ошибками. Наибольшей популярностью среди авторов комедий пользовался афинский писатель Аристофан , отличавшийся остроумием и злой насмешливостью.


Комедия Аристофана «Птицы»

 

Рис. 12. Афинянин в городе птиц. Греческая роспись на вазе Рис. 12. Афинянин в городе птиц. Греческая роспись на вазе

На орхестре появляются два афинянина Писфетер и Эвельпид. Они вместе покинули свой город — Афины, который был для них родным, ведь они жили там с детства. Теперь они стали посещать другие города, которые им попадались по дороге. Вместе эти люди искали место, которое стало для них более спокойным и мирным: «Вот отчего в дорогу мы отправились. Скитаясь, ищем тихого пристанища».

 

Вот так скитаясь, они вдруг видят город один, в котором царствует царь по имени Удод. И это царь имеет много подданных. Этот царь — птица, а не человек. И его подданные тоже птицы. И люди, попавшие к ним, были весьма удивлены.

Тот из афинян, кто похитрее, предлагает Удоду построить город меж небом и землёй: «Людьми, как мошкарой, вы править станете!» 

 

«Я замысла не слышал остроумнее!» — отвечает Удод. Тут под музыку с криками и пением на орхестру вбегает хор, переодетый птицами: «Ай, ай, ай, без счёта птиц! Ай, ай, ай, сорок, синиц! Верещат, пищат, стрекочут, скачут, прыгают, свистят». Хор и актёры изображают строительство города и поют: «Грузили глину гусаки прилежные, в зобу носили камни для фундамента. А воду в воздух поднимали чибисы». 

 

В птичий город сбегаются из Афин всякие проходимцы и жулики, не желающие честно трудиться. Среди них бездарные поэты, доносчик, клевещущий на невиновных, обманщик, будто бы умеющий предсказывать судьбу. Всех их нещадно лупят и гонят вон. 

 

Чу! Летит вестница богов — богиня Ирида. (Актёр, исполняющий её роль, спускается на канатах.) Птицы не пускают её: «Ни с места! Стой спокойно! Где пропуск твой за подписью Вороны? Долой отсюда!.. Из Зевсовых детей никто к нам не пройдёт, курений сладкий дым и мяса жирный чад отныне никогда до них не долетят!»

 

Вот оно в чём дело! Птицы перехватывают дым от жертв, приносимых людьми. Терзаемый голодом Зевс отправляет на переговоры Геракла, Посейдона и чужеземного бога Трибалла. Один их вид вызывает смех у зрителей: Геракл изображён толстяком и обжорой, Посейдон — глуповатым, а Трибалл — уродом. К тому же по-гречески он ничего не знает и только невпопад лопочет: «Аб-ра-ка-даб-ры!» Таких послов легко перехитрить!» 

 

Комедия заканчивается тем, что птичий хор восхваляет афинянина: «Тебе мы славу пропоём, богов победил ты!» (рис. 12).


Подведём итоги

 

  • После победы демократии в Афинах особой ценностью стало считаться образование.
  • С семи лет греки посещали школы, где учились писать и считать, учили наизусть произведения великих поэтов, обучались музыке.
  • Большое значение греки придавали занятию спортом, поэтому с двенадцати лет мальчики посещали палестру, где тренировались в беге и прыжках, а также в метании копья и диска.
  • Высшую ступень образования греки получали в гимнасиях, где изучали различные науки.
  • В VI в. до н. э. в Древней Греции появился первый театр, возникший из традиционных праздничных шествий, посвящённых богу Дионису.
  • Для театральных постановок возводились специальные сооружения, включавшие в себя скене, где переодевались актёры, орхестру, где разыгрывалось действо, и зрительные места.
  • Существовало два основных жанра: трагедия, в которой повествовались деяния героев древности, и комедия, описывающая злободневные события.


Контрольные вопросы

 

1. Кого в Древней Греции называли педагогами? В чём состояли их обязанности? 

2. Чем и на чём писали школьники? 

3. Чему учили в афинских школах? 

4. Где мальчиков обучали гимнастике? 

5. Где взрослые афиняне могли пополнить свои знания и заниматься гимнастикой?

6. Почему посещение театра в Афинах было доступно даже беднейшим гражданам? 

7. Чем участники представлений отличались от актёров нашего времени?

8. Кому принадлежат имена Эсхил, Софокл, Аристофан? Чем прославились эти греки?


Ответы

Рассмотрите рисунок и заполните пропуски в тексте. Представьте, что вы совершаете прогулку по Древним Афинам.

 

1. Лишь одна дорога ведёт на холм с крутыми, обрывистыми склонами. Холм называется Акрополь.

2. При входе на холм справа на уступе скалы стоит небольшой храм богини победы Ники. Обычно её изображали девушкой с крыльями. Желая удержать богиню в своём городе, афиняне воздвигли храм в честь Ники Бескрылой.

3. Вершину холма украшает бронзовая статуя Афины. Статую создал скульптор Фидий. Моряки, подплывая к порту Пирей, могли заметить, как блестят на солнце позолоченные шлем и наконечник копья.

4. Самым прекрасным творением греческих строителей был храм богини Афины. Его название Парфенон.

5. На том месте, где, согласно мифу, спорили между собой Афина и Посейдон, находится храм. В одном из его портиков вместо обычных колонн стоят девушки — кариатиды.


Предыдущий урок
В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение
История Древнего мира
Следующий урок
Греко-персидские войны
История Древнего мира
  • Глобус. Географическая карта

    География

  • НЕ с именами существительными и прилагательными

    Русский язык

  • Строение клетки

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке