Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах

История Древнего мира

24.04.2024
3813
0

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Вступление

Мы уже знаем, что дорийское завоевание обернулось бедствием для ахейской Греции. Цветущие государства разрушили, культура, ремёсла и торговля пришли в упадок. Земледельцы трудились не покладая рук, но твёрдые почвы плохо поддавались обработке деревянными и медными орудиями труда. Исчезла и письменность.

 

Перемены в хозяйственной жизни начались только в VIII в. до н. э. Они были связаны с освоением техники выплавки и обработки железа и его широким распространением. Постепенно в Греции увеличилась площадь обрабатываемых земель, стало больше зерна и домашних животных. Выросла численность населения. Земледельцы начали продавать появившиеся излишки урожая, ремесленники — свои изделия. Быстро развивались торговля и кораблестроение. В это же время зарождаются наука, философия, литература. Сложилась новая письменность, возникшая под влиянием финикийского алфавита.

 

В начале I тысячелетия до н. э. на территории материковой Греции стали формироваться небольшие независимые города-государства, называемые полисами. С появлением полиса греки обрели невиданную ранее свободу в обращении с миром богов и таинственных сил, распоряжающихся человеческой судьбой. Они впервые смогли наметить границу между разумом и мифом, между человеком и природой. 

 

Итак, давайте же узнаем, каким образом Греции удалось преодолеть упадок? Что такое полис, ареопаг и архонт? Где находится Аттика и чем же были так страшны Драконтовы законы?

План урока

  • Древняя Аттика и её население
  • Разведение оливок и винограда
  • Знать и демос в Афинском полисе
  • Законы Драконта
  • Бедственное положение земледельцев

Цели урока

  • знать значение новых понятий: Средняя Греция, Аттика, аристократы, демос, Арес, ареопаг, архонты, законы Драконта, долговой камень — и применять их для раскрытия событий архаического периода истории Греции
  • уметь характеризовать изменения в хозяйственной и культурной жизни греков после Троянской войны и завоевания дорийцев
  • уметь раскрывать понятие полиса как особой формы государственного устройства


Проблемный вопрос 

 

По ходу изучения темы подумайте, почему земледельцу одинаково важны земля и свобода?


Древняя Аттика и её население

Рис. 1. Карта древней Аттики

В начале I тысячелетия до н. э. на территории материковой Греции стали формироваться небольшие независимые города-государства нового типа, называемые полисами . В состав полиса входили город и расположенные вокруг него поселения. Зарождавшийся греческий полис был совсем не похож на города-государства Древнего Востока или ахейской Греции. Полисы возникали на месте быстрорастущих древних поселений, превращавшихся в города. Центром полиса был город. Деревни, оставшиеся за чертой города, образовывали округу. Со временем одним из могущественных стал город Афины , расположенный на территории Аттики в Средней Греции (рис. 2).

Рис. 2. Город-полис Афины. Реконструкция

Аттика представляет собой юго-восточную область Греции и является соединительным звеном между Архипелагом и Балканским полуостровом, с юга и востока омываемым водами Эгейского моря. На западе Аттики между горами и морем расположена широкая равнина, в центре которой построили город, названный в честь богини мудрости Афины (рис. 1). Жителям Аттики пришлось столкнуться с серьёзными трудностями: здесь не было крупных рек и озёр, поэтому воду приходилось брать из глубоких колодцев. Почвы каменистые, пригодных под посевы пшеницы земель очень мало. Земледельцы Аттики в основном выращивали ячмень, виноград, оливки и фрукты. Из животных афиняне держали овец и коз, дававших вкуснейшее молоко, из которого делали сыр. Чтобы вспахать землю или доставить товары на рынок, использовали быков. В VIII—VII вв. до н. э. в Афинах появилось много мастерских и лавок кузнецов, горшечников, сапожников.


Вопрос 1

 

Почему в Древней Греции появились города-государства нового типа?


Разведение оливок и винограда

Рис. 3. Оливковое дерево. Современная фотография

Природные условия Аттики позволяли грекам выращивать виноград и оливки (рис. 3). Виноград собирали в сентябре и большую часть урожая использовали для приготовления вина. Сначала виноград давили ногами в больших чанах. Из этого сока получалось вино высшего качества. Затем давленную виноградную массу помещали под пресс, отжимали и разливали сок в большие кувшины-пифосы, где он постепенно превращался в вино. Для употребления греки всегда разбавляли его водой, ведь пьянство в Греции не приветствовалось.

 

Оливки собирали вручную или стряхивали с деревьев при помощи палок. Плоды шли в пищу, но большая часть — под пресс для получения оливкового масла. Оно было одним из основных продуктов питания. Его использовали также для освещения, в косметических и лекарственных целях. В Афинском государстве считалось преступлением погубить оливковое дерево.


Вопрос 2

 

Как вы думаете, насколько эффективно греки использовали природные богатства свей страны? Можно ли их считать практичными людьми?


Знать и демос в Афинском полисе

 

В VII в. до н. э. свободное население Аттики разделялось на две группы: знать, называвшая себя аристократами , и демос , т. е. простой народ. Вся власть принадлежала знати, а демос в управлении страной не участвовал. Такую систему называли «власть лучших». Знатные люди с презрением относились к простолюдинам, потому что считали себя потомками богов и древних царей. Несмотря на это, рядовые граждане стремились участвовать в управлении полисом (рис. 4). 

 

Властные полномочия были сосредоточенны в ареопаге — совете старейшин, заседавшем на холме, посвящённом богу Аресу . Ареопаг вершил суд, а также ежегодно избирал девять архонтов , занимавшихся управлением страной.

 

На суде или народном собрании голоса аристократов нередко оказывались более весомыми, чем голоса простого народа. Аристократы стремились подчинить себе простых земледельцев, заставить их отдавать часть урожая. Демос же отчаянно сопротивлялся их натиску.

Рис. 4. Схема «Население греческого полиса»


Вопрос 3

 

Как вы думаете, существовало ли в обществе согласие, единство, если у демоса не было права на участие в управлении полисом? 


Законы Драконта

 

Рис. 5. Архонт Драконт. Древнегреческий бюст

Архонты в суде выносили решения, выгодные знати, а простые люди всегда оказывались неправы. Чтобы эта проблема исчезла, архонт Драко́нт  в 621 году до н. э. принял законы, которые вошли в историю как самые суровые (рис. 5). Законы были записаны на деревянных табличках, и каждый грамотный житель Афин мог их прочитать и узнать, что будет за тот или иной проступок. В большинстве случаев наказанием за преступления становилась смертная казнь. Одинаково каралось убийство и кража яблока. А если кто-то у тебя взял в долг деньги и находится ниже по социальному статусу, ты можешь превратить его в личного раба. Некоторые законы кажутся нелепыми. Например, бык, забодавший насмерть человека, приговаривался к изгнанию за пределы Аттики. Так же поступали с упавшей на голову прохожего и убившей его кровельной черепицей: её вышвыривали за границу полиса.

В Афинах существовало выражение «Драконтовы законы писаны не чернилами, а кровью». Умышленное убийство, осквернение святынь и даже кража карались смертью. Когда Драконта спросили, почему даже за самое незначительное преступление установлена смертная казнь, он ответил, что даже мелкий воришка заслуживает смерти, а за более тяжкие преступления он просто не сумел придумать ничего страшнее.


Вопрос 4 

 

Как вы думаете, о каких отрицательных явлениях в жизни древнегреческого общества свидетельствуют законы Драконта? 


Бедственное положение земледельцев

Рис. 6. Долговой камень на участке земледельца. Современный рисунок

Драконтовы законы ещё больше ухудшили жизнь демоса. Аристократы получали в распоряжение наиболее плодородные участки земли, сосредотачивали в своих руках всё большую власть. Простым же земледельцам оставался лишь тяжёлый труд на малоплодородных клочках. Но со временем и эти участки переходили во владение знати.

Положение земледельцев все больше ухудшалось. Когда случался на Аттике неурожай, от этого в первую очередь страдали бедные земледельцы. Ведь они сами обеспечивали себя пропитанием. В неурожайные годы бедный земледелец был вынужден брать в долг у богатого аристократа. В знак этого на участке ставился долговой камень (рис. 6). Земля переходила во владение богача, если земледелец не мог расплатиться вовремя, а сам он становился батраком, то есть за пищу, одежду и обувь пахал поле, давил виноград, собирал оливки. Или оставался работать на своём участке, но при этом большую часть урожая отдавал своему хозяину за пользование землёй.

Такая ситуация привела к разорению значительной части земледельцев. Фактически потерявший свою землю человек оказывался на положении раба, вынужденный работать на господина. Всё это было в интересах знати. Скоро весь простой народ оказался в долгу у богатых. Это вызывало всеобщее недовольство. Представители демоса часто собирались вместе и обсуждали, как им свергнуть власть аристократии. Они мечтали о праве самостоятельно управлять государством.


Вопрос 5

 

Укажите причины и последствия появления долгового камня на участке земледельца. 


Подведём итоги

 

  • Древняя Греция не была единым государством. На её территории находились полисы — города-государства.
  • В VIII веке до н. э. в Древней Греции появился алфавит, в котором были не только согласные, но и гласные буквы.
  • Афины находились в области Греции, которая называется Аттика.
  • Жители Афин делились на аристократию, демос и рабов.
  • Из числа аристократов выбирали архонтов, которые входили в совет знати — ареопаг.
  • В 621 году до н. э. архонт Дракон принял свод правил, которые получили название «Драконтовы законы».
  • С течением времени афинский демос оказывался в долгу у аристократии. Это вызывало всеобщее недовольство.


Контрольные вопросы

 

  1. Каким занятиям благоприятствовала природа Аттики? Каким нет?
  2. Из кого состоял афинский демос? Чем он был недоволен в VII веке до н. э.? Чего требовал?
  3. С помощью схемы на рис. 4 опишите устройство общества в полисе.
  4. С какой целью демос добивался участия в управлении государством?


Предыдущий урок
Древнегреческие полисы: Афины и Спарта
История Древнего мира
Следующий урок
Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии
История Древнего мира
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Географическая широта. Географическая долгота. Практика

    География

  • Past Simple negative, questions, short answers. Прошедшее время отрицательные и вопросительные предложения и краткие ответы

    Английский язык

  • Вид глагола

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке