Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати

История Древнего мира

28.03.2024
4146
0

Возникновение земледелия и скотоводства

 

План урока

  • Мотыжное земледелие
  • Приручение животных
  • Глиняная посуда и одежда из ткани
  • Родовые общины и племя
  • Духи, идолы и жертвы

Цели занятия

Длительное время первобытный человек занимался охотой и собирательством, то есть присваивал все то, что давала ему природа. Но со временем его отношения с окружающей средой стали другими.

 

Сегодня вы узнаете:

  • об изменениях в труде и образе жизни человека после ухода ледника;
  • о переходе родовой общины в соседскую;
  • о том, как разрушилось первобытное равенство и выделилась знать, племенные вожди и их дружины;
  • о вере первобытных людей в сверхъестественные силы.

После изучения темы вы будете уметь:

  • характеризовать понятие «неолитическая революция» как переворот в жизни человека;
  • объяснять причины перехода от родовой общины к соседской;
  • анализировать процесс перехода от одного типа хозяйства к другому.

Основные понятия

  • земледелие
  • каменный топор, мотыга, зернотерка, серп
  • Западная Азия
  • скотоводство
  • неолитическая революция
  • ткачество
  • племя
  • совет старейшин
  • духи, боги, молитва, идол

 

***

Около 12 тысяч лет назад ледник стал отступать и таять, а на его месте вырастали новые леса. Мамонты почти вымерли, а мелких зверей стало сложно загонять в ямы-ловушки. Люди усовершенствовали свои орудия труда, изобрели лук и стрелы и уделяли больше внимания сбору съедобных растений, причём не всех подряд, а тех, которые давали больше плодов и было легче собирать.

 

Наступает период среднего каменного века. В жизни человека разумного случаются важные перемены. И произошли они не за один день, а за сотни лет. Давайте узнаем, как это было.


Перед тем как изучить тему, разгадайте кроссворд «Первобытные охотники и собиратели». Это поможет вам вспомнить основные события и понятия, которые происходили в древнем каменном веке. 


По горизонтали: 1. Материк, где, по предположениям учёных, жили древнейшие люди.  2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии. 3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди. 4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу. 
5. В это сверхъестественное существо, будто бы обитающее в каждом человеке, верили первобытные люди. 6. Самое крупное из животных, на которых охотились первобытные люди. 7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники в пещерах. 8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам. 
9. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу.

По вертикали: 1. Название пещеры, где впервые были найдены рисунки первобытных людей.

 

Ответы в конце параграфа.

 

***

1. Мотыжное земледелие

 

Древние люди, занимаясь собирательством, постепенно поняли, что можно не ходить далеко к полям дикой пшеницы или ячменя. Их зёрна прорастали и в земле возле селения. Слегка разрыхлив её, можно самим выращивать посевы, защищая их от диких птиц и зверей. Так люди стали специально возделывать землю и сеять зерно в почву, а из собирательства постепенно возникло земледелие

 

Для разрыхления почвы сначала использовали орудия, которыми выкапывали корни и рыли ямы, но со временем палки-копалки преобразовали в деревянные мотыги . Конечно, перед рыхлением требовалось подготовить участок земли. Деревья вырубались каменными топорами , кустарники выжигали, а пни выкорчёвывали (рис. 1).

Рис. 1.  1 — каменная мотыга на деревянной ручке. 2 — каменный топор. 3 — серп из кости с каменными вкладышами. 4 — женщина с мотыгой. Современный рисунок

Наиболее древними культурами были пшеница, просо, ячмень. Когда злаки созревали, колосья срезались серпом из кости, дерева и камня. Зёрна можно было дробить, их растирали между двумя плоскими камнями в зернотёрке  и получали муку. На раскалённом огне женщины выпекали из неё самые простые лепёшки. Причём люди поняли, что зёрна можно собирать впрок и делать из них запасы, что очень важно. Ведь не всегда охота оказывалась удачной, а дикие плоды растений можно было собирать в определённое время года.

Дикорастущие пшеница, ячмень, рис произрастали на больших площадях в некоторых районах Западной Азии поэтому здесь раньше всего возникло земледелие, а позже распространилось и на соседние страны.

 

Таким образом, земледелие постепенно возникло из собирательства около 
10 тыс. лет назад.

 

2. Приручение животных

 

Одновременно люди стали приручать диких животных. Первой из них была собака помощник на охоте и защитник от хищников и врагов (рис. 2). Дикие предки овец, коз, свиней, крупного скота обитали в Азии. 

 

Возможно, первые попытки приручения безобидных травоядных животных делались и раньше, когда в руки охотников попадались симпатичные ягнята и козлята. Сначала с ними играли дети, но потом, когда эти животные подрастали, их выкармливали и строили для них загоны. Это стало возможным потому, что люди долгое время могли проживать на одном месте, а не кочевать, как раньше. Постепенно козы и овцы становились всё более ручными, переставали бояться людей и даже шли за ними, потому что получали корм. Так из охоты возникло скотоводство , и появилось оно примерно в одно время с земледелием. Теперь мясо и шкуры не только добывали на охоте, но и получали благодаря приручению животных.

Рис. 2. Приручение собаки человеком. Современный рисунок

Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству сыграл огромную роль в жизни человека. Это событие было настолько значительным, что учёные называют его неолитической революцией . Новые формы жизни начали складываться в среднем каменном веке, но на более обширные территории распространились позднее, в новом каменном веке неолите (от греч. «новый камень»). Неолитическая революция заняла не десятки и даже не сотни лет, а тысячелетия. 

 

И если раньше древнейшие люди брали только то, что даёт им природа (с помощью охоты и собирательства), то теперь они сами могли создавать и производить всё необходимое для жизни. Такой вид хозяйства стал называться производящим. Более наглядно этот процесс отображён на схеме.

Схема 1. Производящий тип хозяйства


С помощью схемы попробуйте объяснить, как произошёл переход от присваивающего к производящему хозяйству.


Первым обширным регионом, где люди начали выращивать растения, разводить домашних животных и переходить к оседлому образу жизни, стал Ближний Восток. Зачатки земледелия и животноводства, обнаруженные здесь археологами, насчитывают 10–12 тыс. лет.

Рис. 3. Древнейшие районы земледелия и скотоводства

3. Глиняная посуда и одежда из ткани

 

Первобытные люди изобрели первый искусственный материал огнеупорную глину. Как это произошло? Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа камень, дерево, кость. Посуду тоже изготавливали из дерева, раковин, скорлупы больших орехов. Из гибких ветвей плели корзины и обмазывали их глиной. В таких корзинах можно было хранить зерно или даже муку. Из шкур животных делали мешки. 

 

Однако в такой посуде было трудно приготовить горячую еду и хранить воду. И однажды корзина, обмазанная глиной, смогла попасть в огонь. Ветви сгорели, а глина осталась, более того, она стала прочной и больше не пропускала воду. Так, смешивая глину с водой, песком, толчёным камнем или рубленой соломой, люди научились лепить горшки и сосуды и обжигать посуду в огне очага. А такие добавки были необходимы, чтобы при обжиге глина не потрескалась.  

Рис. 4. Древняя посуда из огнеупорной глины эпохи неолита

 

Рис. 5. Древний ткацкий станок

Посуду лепили женщины. Они делали не просто удобные, но и красивые вещи (см. рис. 4). Также женщины освоили ткачество . Волокна шерсти и льна стали скручивать с помощью примитивной прялки в длинные нити (рис. 5). Ровными рядами нити натягивались на деревянную раму сначала вертикально, а затем пропускались поперечно. Из полученной ткани шили одежду, которая пришла на смену одежде из шкур.

 

С изобретением прядения и ткачества у людей появилась одежда из льняного полотна и шерстяной ткани.


Попробуйте доказать, что глиняная посуда и изобретение ткачества улучшило качество жизни первобытного человека.


4. Родовые общины и племя

 

Постепенно родовые общины охотников и собирателей превращались в родовые общины земледельцев и животноводов (рис. 6). Для решения общих дел сородичи собирались вместе и выбирали старейшин. Они следили за тем, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранный урожай и продукты животноводства. Общины разрастались до нескольких сотен человек, а потом делились. Земля не могла прокормить всех, надо было искать новое место. Часть людей уходила на соседние поля и холмы и создавала там свои поселения. Но люди по-прежнему не мыслили постоянного существования вне семьи и сородичей, рассчитывая на их поддержку. Вся жизнь первобытного человека проходила на глазах большого коллектива, без которого он был никем, одиночкой, неспособным выжить. Встретив чужака, человек называл имя своей родственной группы, имя предка. Такими предками были животные, фантастические существа, явления природы.

Рис. 6. Родовая община древних людей. Современный рисунок

Несколько братских общин, живших в одной местности, составляли единый 
союз племя . 


Племенем можно назвать исторически сложившуюся общность первобытных людей, состоящую из нескольких родов, объединённых происхождением, общим языком и обычаями. 


Во главе племени стоял совет старейшин . Они обсуждали вопросы хозяйственной жизни, разбирали споры между людьми, определяли наказания. Наиболее важные дела, например, переселение на новые земли, решались на совместном собрании взрослых соплеменников. Самым страшным считалось изгнание из племени, ведь человек не мог прожить в одиночку.

 

5. Духи, идолы и жертвы

 

Для нас, современных людей, есть живые существа и неодушевлённые предметы. Для первобытных людей всё в природе оставалось живым и одушевлённым. В чём это проявлялось? Например, они верили, что если зимой зажечь в определённый, самый короткий день, много огней, то солнце станет дольше освещать землю. Солнце для них было живым существом, которое рождается по утрам и умирает к ночи. 

 

Они также верили в духов , которые населяют окрестности поселений, горы, леса и имеют вид реальных животных, рыб или растений, камней или явлений природы, как бы обитая в них. Эти духи вели себя как люди, только имели другое обличье. Образы таких существ известны по сохранившимся до наших дней сказкам и легендам. Самых всемогущих духов люди называли богами .

 

Чтобы заручиться поддержкой сил природы, духов, люди пытались связаться с ними во время религиозных обрядов совокупности определённых действий, с помощью которых люди пытались установить связь со сверхъестественными силами, богом или духом. Например, чтобы договориться с солнцем, дождём, задобрить духа огня или попросить о здоровье, люди обращались к ним с просьбой молитвой , а вкусную еду приносили или в дар, или в жертву (рис. 7).

Рис. 7. Колдовской обряд перед охотой. Современный рисунок

В совершении религиозных обрядов люди часто использовали идолов фигурки из дерева, глины или камня, изображавшие богов и духов. Им подносили жертвенные дары: самые вкусные ягоды и коренья, принесённых с охоты животных. В обмен на дар предки просили удачи на охоте, обильного дождя, прекращения холодов, исцеления от болезни.

Первобытные люди верили, что их жизнью управляют сверхъестественные силы, на которые можно воздействовать молитвами, принесением жертв и другими религиозными обрядами.


Как вы считаете, почему у первобытных людей возникла вера в духов? 


Подведём итоги: в жизни человека разумного произошли важные события, а именно переход от присваивающего хозяйства к производящему и к оседлому образу жизни — постоянному проживанию на одной территории. Люди научились изготавливать орудия труда и посуду, различные изделия ручным способом. Родовые общины разрастались, делились — в результате образовывались племена.


Ответы на кроссворд 

 

Следующий урок
Искусство, письменность и знания Древнего Египта
История Древнего мира
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Органы растений

    Биология

  • Среды обитания живых организмов

    Биология

  • Морфологические признаки имени существительного. Имена собственные и нарицательные. Одушевленность и неодушевленность

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке