Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати

История Древнего мира

12.01.2025
5699
0

Появление неравенства и знати

 

План урока

  • Развитие ремёсел
  • Изобретение плуга
  • Переход от родовой общины к соседской
  • Возникновение неравенства и появление знати

Цели занятия

Итак, земледелие и скотоводство дали дополнительные продукты питания для человека. Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях, а также и навыки изготовления орудий труда.

 

Сегодня вы узнаете:

  • о появлении и развитии ремесла;
  • как была найдена медь и началась эпоха обработки металлов;
  • как из мотыги возник плуг;
  • о соседской общине, которая пришла на смену родовой.

После изучения темы вы будете уметь:

  • характеризовать изменения в жизни и труде первобытных людей в эпоху открытия металла;
  • объяснять причины перехода от родовой общины к соседской;
  • анализировать процесс разрушения первобытного равенства и выделения знати.

Основные понятия

  • ремесло, ремесленник
  • металлы
  • плуг
  • соседская община
  • неравенство
  • знать, знатность
  • соплеменник
  • раб
  • святилище

 

***

С утверждением земледелия и скотоводства, оседлого образа жизни развитие человеческой культуры во многих областях земли пошло невиданными прежде темпами. 

 

Обмен стал играть чрезвычайно важную роль в существовании первобытного человека. Ценные предметы и сырьё переходили из рук в руки и, общаясь, люди узнавали, что где-то далеко уже не охотятся на зверей, а разводят их, выращивают растения, пекут из зёрен лепёшки, живут в постоянных деревнях.

 

Да, освоение нового требовало времени. Одно открытие порождало другие. Так, совсем не обязательно было видеть, как кто-то выплавляет металл. Простейшие приёмы изобретались самостоятельно в разных районах.


Перед тем как изучить тему, вспомните, какие материалы использовали люди для изготовления орудий труда и домашней утвари? 


***

1. Развитие ремесла

Изобретение глиняной посуды стало настоящим прорывом в развитии первобытного человека. Почему? Давайте разберёмся. Дело в том, что, обжигая глиняную посуду, люди постепенно научились получать всё более высокую температуру. Ведь сначала предметы быта обжигали на обычном костре. Но уже в IX тысячелетии до н. э. появились специальные печи с двумя ярусами: в нижнем находилась топка, а в верхнем на горизонтальной полке с отверстиями стояла посуда. Это был настоящий горн (рис. 1)!

 

Изготовление такой утвари требовало особого мастерства.  В общинах появились умельцы, которые искусно делали орудия труда из глины, украшения, изящные ткани, не отвлекаясь при этом на другие занятия. На овладение таким мастерством могли уходить годы! Людей, производивших различные изделия вручную, называют ремесленниками.

Рис. 1. Развитие гончарного ремесла. 1. Изготовление глиняной посуды вручную. 2. Ручной гончарный круг. 3. Ножной гончарный круг

Примечательно, что первые опыты по выплавке металлов из руды и обработке самородных металлов начались почти одновременно с изготовления обожжённой глиняной посуды.

 

Первым металлом, который привлёк внимание людей, была медь — наверное, самородная. Скорее всего, её кусочек попал в печь или костёр и люди увидели свойство этого металла размягчаться в огне. Так появились первые металлические иглы, шилья, а потом и рыболовные крючки. Из меди делали ножи и другие предметы, залив расплавленную медь в нужную форму.

 

Так, около 9 тысяч лет назад медь стала первым металлом, из которого люди начали делать орудия труда. Новое ремесло — обработка металлов — впервые появилось в Западной Азии.

В результате сплава меди и олова получали бронзу. Бронзовые изделия были прочнее медных. С их использованием начался бронзовый век — новый период в истории, когда основные орудия труда изготавливали из бронзы. Золото и серебро встречались в самородках, из них изготавливали украшения.

Рис. 2. Орудия и люди медного века


Подумайте: как ремесло отделилось от других видов хозяйствования? Почему первым появилось именно гончарное? Как появился новый вид ремесла — обработка металлов?


2. Изобретение плуга

Рис. 3. Первобытный плуг из дерева

Земледелие оставалось важнейшим источником пропитания первобытного человека. Как вы помните, сначала обработку земли производили с помощью простейших ручных орудий — палки-копалки, а позже мотыги. 

 

Но через какое-то время увеличилась потребность в количестве пищи, а для этого требовалось обрабатывать гораздо больше территорий. Люди начали понимать, что деревянной мотыгой твёрдую землю рыхлить очень сложно и долго. Может, взять бревно и сделать из него большую «мотыгу», чтобы тащить по полю? Да, так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для подобной пахоты. И тогда человек стал использовать быков, чтобы они тащили по полю тяжёлую «мотыгу». Так был придуман плуг (рис. 3).

Благодаря его изобретению первобытные земледельцы могли обрабатывать поля быстрее, чем раньше, что позволяло им производить больше урожая в более короткие сроки. Люди начали расселяться на территории, где мотыжное земледелие было ранее невозможным. Таким образом, с появлением медных орудий труда и плуга необходимость совместной работы на полях всей общины отпала. 


Попробуйте объяснить, почему занятие земледелием требовало коллективных усилий, а не труда отдельного человека? Как изменилась жизнь людей с изобретением плуга?


3. Переход от родовой общины к соседской

Совершенствование орудий труда привело к развитию земледелия, животноводства и ремесла. Теперь для обработки земли не требовались усилия большого коллектива людей. Из родовой общины начали выделяться большие семьи, которые селились отдельно. Рядом с ними строили жилища семьи из других родов.

 

Земли общины были разделены на участки, которые получала для обработки каждая семья. Семьи имели свой скот, орудия труда, жильё. Вместе пользовались пастбищами, лесами, водоёмами. Такая община называется соседской. В ней жили не сородичи, а соседи-общинники (см. схема 1).

Схема 1. Переход от родовой общины к соседской

Отличительные признаки соседской общины

  1. Не все члены являются кровными родственниками. Она включает несколько семей из разных родов.
  2. Каждая семья занимается своим трудом, обеспечивает себя всем необходимым практически без помощи общины.
  3. Помимо коллективной собственности (лугов, рек, лесов) в соседской общине существует имущество, принадлежащее каждой отдельно взятой семье (жилище, земельный участок, орудия труда, оружие, скот).

4. Возникновение неравенства и появление знати

Между племенами всё чаще вспыхивали войны за лучшие поля и пастбища, за скот и металлы. Во время войны или стихийного бедствия во главе племени становились отважные и умелые воины — вожди. Их избирали на собрании всех взрослых мужчин. Старейшины и вожди пользовались особым почётом и уважением. Им отдавали лучшую одежду, животных, земли.

 

Захваченных во время войны пленников они превращали в рабов и заставляли работать на себя. Вожди и старейшины формировали родовую знать, которая начала передавать своё имущество и знатность, а затем и должности по наследству. Знатные люди становились богаче других соплеменников. Так возникло неравенство внутри племени — одни были знатные и богатые, а другие незнатные и бедные. Положение человека в племени начало зависеть от происхождения и имущества. Знатные люди управляли племенем, распоряжались запасами пищи, имели право судить соплеменников. Все эти особые права обычно называют словом «власть». 

 

Появление неравенства и необходимость защищать свои земли привели к возникновению государства. 


Государство — это форма организации и управления обществом на определённой территории.


Первые государства возникли в долинах великих рек Передней Азии, Древнего Египта и Индии.

 

Подведём итоги: рост населения способствовал появлению соседской общины. Результатом выделения знати и вождей стало неравенство, что позже привело к возникновению государства. На смену первобытному обществу пришла цивилизация. Это произошло примерно на рубеже 
3–4 тыс. до н. э.


Задание 1
 

Работа с лентой времени. 

 

Начертите ленту времени. Отметьте на ней события, указанные в заданиях. Что произошло раньше и насколько: 

 

• отступление ледника или появление человека разумного; 

• появление неандертальца или кроманьонца; 

• начало века металлов или зарождение земледелия и скотоводства; 

• появление человека умелого или возникновение искусства; 

• начало похолодания или появление человека умелого?


Задание 2
 

Расставьте понятия в хронологической последовательности.


Задание 3
 

Подберите обобщающее слово или словосочетание:

  1. Бог, жертва, идол, молитва, культ, язычество.
  2. Скульптура, графика, живопись, орнамент.
  3. Первобытное человеческое стадо, племя, родовая община, союз племён, соседская община.
  4. Гончарство, прядение, ткачество, плетение.
  5. Охота, собирательство, рыбная ловля.


Задание 4
 

Ответьте на вопросы:

  1. Чем отличается современный человек от человека разумного?
  2. Какие материалы для изготовления орудий труда были доступны древним людям? Как с ними связаны периоды первобытной истории?
  3. Приведите примеры не только физического, но и духовного развития людей в первобытную эпоху.


Задание 5
 

Творческое задание

1. Используя дополнительные источники информации, составьте рассказ на выбор:

а) охота на мамонта;

б) один день из жизни неандертальца;

в) жизнь человека, изгнанного из общины.

 

2. Нарисуйте поселение первобытных земледельцев и скотоводов. Составьте небольшой рассказ по рисунку.


Предыдущий урок
Вечный город и его жители
История Древнего мира
Следующий урок
В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение
История Древнего мира
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Have got. Has got

    Английский язык

  • А.А. Фет. Лирика

    Литература

  • Обстоятельство

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке