Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Счёт лет в истории. Древнейшие люди.

История Древнего мира

Счёт лет в истории

 

План урока

  • Измерение времени по годам
  • Как в древности считали года
  • Счёт лет, которым мы пользуемся

Цели занятия

Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие (основание города, извержение вулкана, война или подписание мирного договора), какое из нескольких событий было раньше, а какое позже, когда отмечается юбилейная дата рождения знаменитого исторического деятеля.

 

Сегодня вы узнаете:

  • кто первым в истории определил продолжительность года;
  • как древние народы считали время;
  • что такое лента времени, прямой и обратный счёт лет.

После изучения темы вы будете уметь:

  • определять по году век, тысячелетие;
  • решать задачи на счёт лет в истории с использованием понятий «наша эра» и «до нашей эры»;
  • определять длительность события, его отдалённость от наших дней.

 

Основные понятия

  • история
  • столетие (век)
  • летосчисление
  • лента (линия) времени
  • историческая хронология
  • периоды истории
  • точка отсчёта
  • эра

 

***

Какие образы представляются вам при слове «история»? Старинные толстые книги в кожаных переплётах? Выцветшие от времени документы, хранящиеся в архивах? Тихие музейные залы, где доживают свой век оружие, одежда, посуда, которые археологи нашли на раскопках древних городов? У каждого человека свое представление об истории как о случайно сохранившихся до нашего времени следах давно ушедших людей и минувших событий. 

Но история — это прежде всего наука, изучающая прошлое людей, человечества. Вы приступаете к изучению истории всего мира, иначе говоря, к изучению всемирной истории. Ученые делят её на части — периоды . История Древнего мира, которую вы будете изучать в этом году, — первый период всемирной (всеобщей) истории. Позже, в следующих классах, вы познакомитесь и с другими периодами: историей Средних веков, историей Нового времени и Новейшей историей. 


Подумайте, почему для изучения истории необходимо знать хронологию? Что помогает людям не запутаться во всем многообразии событий?


 

     ***

1. Измерение времени по годам

<i>Рис. 1. Древнеегипетский солнечный календарь</i> Рис. 1. Древнеегипетский солнечный календарь

Именно у древних земледельцев сложились первые представления о продолжительности года. Так как им необходимо было собирать урожай примерно в одно и то же время года, они поняли, что происходит это через равное количество времени.

Так, первыми в истории человечества определили продолжительность года (365 суток) жители Древнего Египта — страны, где земледелие уже пять тысяч лет назад было главным занятием. Египтяне изобрели и стали использовать первый древний календарь, который просуществовал вместе с египетской цивилизацией около 4 тысячелетий (рис. 1).

С тех пор люди научились считать по годам. Так они стали запоминать важные события, а потом и записывать, в каком году началась война, родился фараон, начался сбор урожая. 


Как вы думаете, почему представление о временах года (сезонах) и их продолжительности сложилось только у первобытных земледельцев, а не раньше? 


 

2. Как в древности считали года

 

Издревле в каждом государстве было свое летосчисление — система отсчёта времени (в днях, неделях, месяцах, годах). В Древнем Египте было принято считать за точку отсчёта год правления фараона. Когда тот умирал и начинал править другой фараон, то именно с даты начала его правления и шёл отсчёт времени.

Счёт лет в истории в Древнем Риме начинался с 753 года — даты основания древнего города Рима. Это был первый год, далее шёл второй и так далее. В Израиле же именно от сотворения мира вёлся отсчёт времени. В древности на Руси историческое летосчисление претерпевало значительные изменения: до Крещения Руси люди вели счёт времени по 4 сезонам. 


Подумайте, какой существовавший в древности счёт лет — у египтян или у римлян — удобнее? Чем?


 

3. Счёт лет, которым мы пользуемся

 

В современном летосчислении, по-другому — христианском, дата рождения Иисуса Христа считается нулевым годом. Для большинства людей этот человек был Спасителем, Сыном Божьим, перенесшим многочисленные страдания во имя спасения человечества. Поэтому год его рождения для христиан был настолько важным, что они решили с него отсчитывать время. До этой даты происходили иные события, поэтому период до Рождества Христова стали называть до нашей эры (сокращенно до н. э.), а период от Рождества Христова — наша эра (сокращенно н. э.).

В нашем летосчислении Рождество Христово является   точкой отсчёта для всех исторических дат.

 

Давайте посмотрим на рисунке, как можно наглядно изобразить временные промежутки на линии времени — упрощенной модели исторической хронологии (вы также можете встретить название лента времени ). Линию времени представляют в виде прямой, на которой обозначаются различные события, подкрепленные датами: год, век, период, эра. Все события на ней изображают по хронологии слева направо.

 

<i>Рис. 2. Лента времени с исторической периодизацией</i> Рис. 2. Лента времени с исторической периодизацией

Отрезки времени, изображаемые на ленте времени (см. рис. 2), представляют 5 крупных периодов в прошлом человечества. Самым длительным из них считается Первобытный мир, в эпоху которого люди ещё только пытались осознать временное пространство.

Необходимо правильно обозначать даты: начиная с 0 года даты идут в строгой последовательности — от более раннего события к более позднему. До рождения Иисуса Христа время идёт в противоположную сторону. Например, следующим годом к границе нашей эры будет I век, за ним II век, потом III в. и так далее (рис. 3).

<i>Рис. 3. Лента времени по векам</i> Рис. 3. Лента времени по векам

Таким образом, историческая линия времени необходима историкам, чтобы знать, когда случилось какое-либо событие, ведь без этих знаний историю как науку невозможно себе представить.

 

А теперь давайте потренируемся: чтобы узнать, как пользоваться линией времени, необходимо разобрать несколько исторических задач. Для начала нарисуйте линию времени, затем отметьте на ней необходимые временные промежутки.


Задание 1
 

Посчитайте, сколько лет назад произошло Крещение Руси?


Решение: необходимо отметить 988 г. на ленте времени, затем текущий год. Обе даты относятся к нашей эре — чтобы узнать, сколько лет прошло с 988 до 2022 г., необходимо из второго числа вычесть первое: 2022 – 988 = 1034.

 

Ответ: 1034 года назад состоялось Крещение Руси.


Задание 2
 

Санкт-Петербург был заложен в 1703 г., а Рим — в 753 г. до н. э. Какой город был основан раньше? На сколько лет?


Решение: события на исторической линии отмечаются последовательно, начиная слева. Поэтому все даты, расположенные правее от выбранной точки, случались позже и наоборот. Соответственно, 753 г. до н. э. был раньше, чем 1703 г. н. э. Год основания Рима относится к периоду до нашей эры, а дата основания Санкт-Петербурга — к периоду нашей эры. Оба события находятся в разных периодах, поэтому эти два числа нужно прибавить друг к другу: 1703 + 753 = 2456.

 

Ответ: Рим был основан на 2456 лет раньше, чем Санкт-Петербург.


Задание 3
 

Определите век: 

а) 1875 г. н. э.; 

б) 1700 г. н. э.; 

в) 56 г. до н. э. 


Решение: для определения века необходимо посмотреть на 2 последние цифры данного числа.

а) 1875 г. н. э. — здесь 2 последние цифры не являются нулями, поэтому к оставшемуся числу (18) мы прибавляем 1, то есть 18 + 1 = 19. Получается, к 1875 г. прошло 18 веков и 75 лет, поэтому идёт XIX в. 

б) здесь две последние цифры являются нулями — 1700 г., соответственно, не нужно к оставшимся цифрам прибавлять 1. В 1700 г. прошло 17 веков, а первый год нового века ещё не наступил, следовательно, идёт XVII в. 

в) здесь мы должны вспомнить, что один век составляет 100 лет, поэтому 56 г. до н. э. относится к I веку, ведь он ещё идёт. 

 

Ответ: а) 1875 г. — XIX в.; 

              б) 1700 г. — XVII в.;

              в) 56 г. до н. э. — I в. до н. э.   


Задание 4
 

В 1240 году произошла Невская битва. В каком веке будет отмечаться 1000-летие этого события? 


Решение: 1240 + 1000 = 2240. 

 

Ответ: 1000-летие Невской битвы будет праздноваться в XXIII в.

 

***

Подведём итоги: решение исторических задач помогает лучше ориентироваться во времени, так как происходит объединение двух великих наук — математики и истории. Благодаря первой мы имеем более точное представление об исторической хронологии, а без ее познания невозможно понять историческую науку.

Предыдущий урок
Искусство, письменность и знания Древнего Египта
История Древнего мира
Следующий урок
Греко-персидские войны
История Древнего мира
  • Demonstrative pronouns this, that, these, those. Указательные местоимения

    Английский язык

  • Cardinal numbers. Количественные числительные

    Английский язык

  • Роль бактерий в природе и жизни человека

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке