Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

История Древнего мира

26.04.2024
3285
0

Древнее Двуречье

Вступление

К северо-востоку от Египетского царства, в обширной долине между реками Тигр и Евфрат, располагалось Древнее Междуречье (или Двуречье). Это государство возникло около 4 тысяч лет до н. э. Оно стало родиной нескольких древневосточных цивилизаций: шумерской, ассирийской, вавилонской.

 

Начало истории Двуречья таит в себе много загадок. Историки и археологи приложили немало усилий, стараясь разгадать их. Хотя по мере накопления знаний возникают новые вопросы, но уже сейчас известно, как выглядели жители Междуречья, чем они занимались, каким богам поклонялись. Об этом вы и узнаете из этого урока.

План урока

  • Страна двух рек
  • Города из глиняных кирпичей
  • Башни от земли до неба
  • Письмена на глиняных табличках

Цели урока

  • знать значение новых понятий: реки Евфрат и Тигр, Двуречье и Междуречье, шумеры, Ур и Урук, Шамаш, Син, Эа, Иштар, рисунчатое письмо, клинопись и применять их для раскрытия особенностей цивилизации Древнего Двуречья
  • уметь понимать необходимость появления письменности в древнем государстве
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями, занятиями населения и религиозными верованиями


Вопрос 

 

Внимательно изучив карту (рис. 2), определите, почему в долинах рек Тигр и Евфрат образовались древнейшие государства?


Страна двух рек

 

К северо-востоку от Египта расположена Передняя Азия. Так называют её западную часть, которая ограничена Чёрным морем на севере, Средиземным на западе и Индийским океаном на юге. Здесь несут свои воды реки Тигр и Евфрат , которые берут начало в горах южнее Кавказа и впадают в Персидский залив 
(рис. 1). Между этими реками более 5 тысяч лет назад возникло государство Месопотамия, что в переводе означает Междуречье  или Двуречье (рис. 2).

Рис. 1. Река Евфрат. Современный вид

Небольшие деревни располагались довольно далеко от воды, так как эти реки разливались летом очень бурно и неожиданно и наводнения здесь всегда были опасны. Под бескрайними тростниковыми зарослями скрывались очень плодородные земли, которые образовались из ила, оседавшего во время наводнений. И также, как Нил в Египте, эти земли дарили жизнь и процветание Двуречью.

 

Понадобилось немало времени и труда, чтобы люди с помощью каналов и дамб научились осушать болотистые места и орошать пустыню, делая её пригодной для земледелия. Можно сказать, что людской труд сделал низовья Тигра и Евфрата удобными для жизни и плодородными.

Рис. 2. Карта Древней Месопотамии (Междуречья)


Вопрос 1

 

Поясните, что общего в природных условиях Египта и Двуречья? В чём различия?


Города из глиняных кирпичей

 

Всё изменилось, когда в конце 4 тысячелетия до н. э. в стране рек и болот появились шумеры . До сих пор доподлинно неизвестно, откуда они пришли в низовья Евфрата (рис. 3). 

 

Очень важными для шумеров были орошение земель и защита поселений от наводнения. Только специальные знания и усилия многих людей помогали справляться со стихийными разливами. Развитие земледелия, ремесла и торговли привело к возникновению городов, и каждый являлся отдельным государством. Крупнейшими городами-государствами были Ур и Урук.

Рис. 3. Посёлок шумеров. Современный рисунок

Кроме плодородных земель новая родина шумеров могла похвастаться только обширным количеством глины и тростника. Ни высоких деревьев, ни пригодного для строительства камня, ни руд, из которых можно выплавлять металлы, здесь не было. Шумеры научились строить дома и храмы из глиняных кирпичей; крыши этих сооружений настилались из тростника. Позже заброшенные дома постепенно превращались в бесформенные холмы, так как кирпичи производились из необожжённой глины. Топлива, чтобы обжечь материалы, было очень мало и их просто сушили на солнце.


Вопрос 2

 

Предположите, почему мифы о всемирном потопе и о том, что боги создали первого человека из глины, зародились именно в Двуречье.


Башни от неба до земли

 

В центре каждого шумерского города стоял величественный храм, посвящённый божеству-покровителю этого поселения. В одном месте богом-покровителем мог быть бог Солнца Шамаш , в другом бог Луны Син . Особо почитали бога воды Эа , ведь он питал влагой поля, дарил людям хлеб и жизнь. В честь богини любви Иштар святилища построили во многих городах. 

 

Шумеры поклонялись сотням богов, но у каждого города-государства был свой, а его земным обиталищем считался зиккурат (рис. 4). Его строили на земляной платформе в виде высокой ступенчатой башни. Террасы-ступени образовывали огромную лестницу к святилищу, устремлённую в небо.


Зиккурат многоступенчатое массивное архитектурное сооружение, храм, культовое здание, широко распространённое в Древней Месопотамии.


Рис. 4. Храм-зиккурат. Современный рисунок

На вершину башни, к святилищу, могли подниматься только жрецы. Они являлись служителями богов и хранителями их таинств. Жрецы ухаживали за статуями божеств, возносили им молитвы, по звёздам толковали волю высших сил, проводили религиозные церемонии.

 

Жрецы-учёные умели определять вместимость корзины и бочки, подсчитывали массу груза, который может везти судно. Особо почиталось число 60 оно считалось священным.

Благодаря наблюдениям за звёздами, планетами и изменениями в природе жрецы создали календарь. Месяцем в нём считался оборот Луны вокруг Земли. Его продолжительность составляла приблизительно 28 дней. Каждый месяц делили на четыре части, или недели. Таким образом, в неделе было семь дней. С тех пор многие народы мира, в том числе и мы, пользуются семидневной неделей.


 

Вопрос 3

 

Как вы думаете, связана ли религия древних шумеров с особенностями природно-климатических условий и образом жизни?


Письмена на глиняных табличках

 

Рис. 5. Глиняная табличка с клинописью

Шумеры считаются изобретателями письменности. Археологи при раскопках до сих пор находят сохранившиеся до наших дней глиняные таблички (рис. 5). 

 

Писец работал так: из сырой глины изготавливалась небольшая плоская табличка, на которой острой палочкой наносились письмена. На вязкой глине трудно проводить линии одинаковой толщины, поэтому они получались похожими на треугольники или клинышки. Историки называют шумерское письмо клинописью (рис. 6). 

 

Не очень нужные записи потом можно было стереть, а таблички с важными документами обжигали на огне, и они становились твёрдыми, как камень. 

Рис. 6. Превращение рисунков в клинописные знаки

Самые ранние записи принадлежат чиновникам: они должны были считать, сколько зерна, масла и мяса произведено в хозяйстве, сколько выдано работникам на пропитание, сколько осталось в распоряжении храма.

 

Чтобы обучиться письму, требовалось много лет посещать школу писцов. Учились в них только мальчики, девочкам давали домашнее воспитание. Школы организовывали при храмах, а учителями выступали жрецы. Занятия продолжались целый день. Выучиться писать клинописью, считать, рассказывать легенды о богах и героях было нелегко. Тот, кто успешно оканчивал школу, мог получить место чиновника, писца или даже стать жрецом.


Вопрос 4

 

Что способствовало возникновению письменности у шумеров? Как она называлась? Почему? 


Подведём итоги: жизнь в Междуречье сосредоточилась в плодородных долинах рек Тигр и Евфрат. Древняя Месопотамия была бедна полезными ископаемыми. Основными занятиями населения являлись орошаемое земледелие, садоводство и животноводство. Жители Месопотамии создали древнейшую в мире письменность (клинопись) и солнечно-лунный календарь. Шумеры открывали многочисленные школы, обладали знаниями в области математики, астрономии, медицины. Народы Междуречья верили во множество богов.


Контрольные вопросы

 

  1. Сравните природные условия Египта и Месопотамии по плану: 
    а) климат, б) почва, в) реки.
  2. Выделите разницу в устройстве городов и храмов в Двуречье и Древнем Египте.


Предыдущий урок
Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство
История Древнего мира
Следующий урок
Греко-персидские войны
История Древнего мира
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Прямоугольник. Ось симметрии фигуры

    Математика

  • Daily routine. Ежедневные дела

    Английский язык

  • Методы исследования в биологии

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке