Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Государство на берегах Нила

История Древнего мира

28.03.2024
3421
0

Государство на берегах Нила

План урока

  • От первобытности к цивилизации
  • Страна Египет
  • Разливы Нила
  • Объединение Египта

Цели занятия

Древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила», а сами жители свою страну — Кемет, что означает «Чёрная земля». Кто же из них был прав? Какое место занимал Нил в жизни древних египтян? Об этом мы узнаем на уроке.

 

Сегодня вы узнаете:

  • о возникновении государства в Междуречье северо-восточной части Африканского континента;
  • значение понятий «цивилизация», «папирус», «оазис», «ил», «дельта Нила», «рельеф», «фараон» и применять их для раскрытия сущности исторических процессов Древнего Египта.

После изучения темы вы будете уметь:

  • выявлять и соотносить достижения древних египтян, которые мы используем в современном мире.

Основные понятия:

  • страна Египет
  • река Нил
  • папирус
  • дельта Нила
  • оазис
  • ил
  • Северный Египет
  • Южный Египет
  • Мемфис
  • фараон
  • рельеф

 

***

Рис. 1. Долина Нила в Египте. Современная фотография

Это случилось 10 тыс. лет назад или чуть раньше… Небольшой отряд охотников, пришедших из Сахары, тогда ещё цветущей равнины, подошёл к краю плоскогорья, за которым им открылась новая, неведомая страна. Охотники за антилопами, знакомые лишь с небольшими, пересыхающими летом речками родных степей, такого чуда не видели ещё никогда! Широкая, полноводная река величественно несла мимо них мутные зелёные воды…

Рис. 2. Река Нил. Вид из космоса

Охотники тогда даже не решились спуститься вниз, к самой воде, около которой кишели ядовитые змеи. На отмелях отдыхали крокодилы и бегемоты. Охотники ушли, но им, а впоследствии и их потомкам, пришлось вернуться к заманчивым и пугающим берегам. Ведь дичи в высыхающих степях Сахары становилось всё меньше, а стычки между охотничьими племенами делались всё более ожесточёнными и кровавыми. 


Перед тем как изучить тему, подумайте, почему первые государства появились у земледельцев, а не у скотоводов? 


***

1. От первобытности к цивилизации

 

Сотни тысяч лет небольшие группы первобытных людей бродили по земле, меняя места охотничьих стоянок в зависимости от времени года и изменений климата. Вооружённые дубинами и камнями, осваивали новые земли в поисках съедобных растений и материалов, необходимых для изготовления орудий труда. Постепенно человек научился использовать, а затем добывать огонь, обрабатывать камень сначала грубо, а затем всё совершеннее. Охота первобытных людей пошла успешнее, когда появился лук, ведь стрелой можно поразить зверя или птицу на значительном расстоянии.

 

Поскольку люди трудились вместе, то добытые продукты использовались сообща. Не понимая многих явлений природы, боясь и в тоже время почитая их, человек думал, что они вызываются высшими, сверхъестественными силами — богами. Так возникла религия. Со временем произошёл переход к земледелию и скотоводству. Это было событие огромной исторической важности. На смену родовой общине пришла соседская. Появились богатые и бедные, возникло неравенство. Для поддержания порядка и защиты от внешней угрозы люди создали государство. На этом закончилась история первобытности и началась эпоха цивилизаций.

 

Государства появлялись там, где земледелие становилось главным занятием. Особенно успешно люди занимались им возле больших рек, где мягкая и плодородная почва давала обильные урожаи. Одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил.

 

2. Страна Египет

 

В Северо-Восточной Африке располагаются огромные пустыни. Красные и жёлтые пески сменяет скалистая местность. По этой земле несёт свои воды одна из самых больших рек в мире Нил . Первые поселения, обнаруженные археологами на брегах этой реки, относятся к довольно позднему времени  VI–IV тыс. до н. э. Располагались они на высоких участках речной долины, далеко от воды, так как люди боялись наводнений.

Рис. 3. Дельта Нила. Вид из космоса

Нил одна из самых больших рек мира. Она начинает свой длинный путь в Центральной Африке и впадает в Средиземное море. Перед впадением в море Нил разветвляется на водные рукава и образует широкую дельту плодородную долину, напоминающую по форме треугольник (рис. 3). Изначально берега реки на сотни метров были заболочены и поросли кустарником, пальмами, душистой акацией и высоким тростником папирусом (рис. 4).

Рис. 4. Тростник папирус

В зарослях папируса водились бесчисленные стаи птиц, дикие утки и гуси, пеликаны и удоды. Река изобиловала рыбой. В воде жили крокодилы и бегемоты. Флора и фауна Нила была очень разнообразной.

 

К долине реки прилегали красные земли, пустыни и невысокие горы, богатые различными породами камня и глины. 

 

Природные богатства использовались в строительстве и для изготовления орудий труда. Из папируса вязали плоты и строили лодки, а позже получали специальный материал для письма.

По течению Нила встречались пороги каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству. Пройдя их, река текла на север. А вдали от Нила, среди песков пустыни, лишь изредка встречались островки зелени оазисы . Там росли пальмы и кустарники вокруг воды, бьющей ключом из-под земли (рис. 5). 

 

Египет так называется страна, которая расположилась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.


Перечислите основные природные условия, которые способствовали зарождению государства в долине реки Нил.


3. Разливы Нила

 

Первые поселенцы (их позже стали называть египтянами) сохранили почтительное отношение к могучей реке. Нил был для них живым существом, в молитвах и песнях они обращались к нему как к отцу. А отец в представлениях древних это тот, кто даёт еду и заботится о своих детях. Конечно, египтянам приходилось самими добывать пропитание, но отец Нил давал им самое главное: плодородные земли для своих берегов и воду для их орошения.

Рис. 5. Оазис в пустыне Сахара

Когда в начале лета в Восточной Африке, где находится исток Нила, начинают таять горные снега, уровень воды в реке повышается и начинается разлив (рис. 6 и 7). Нил замедляет и без того спокойное течение и затопляет низкие берега, превращая их на несколько месяцев в болота. Вода в Ниле мутная, потому что содержит много мельчайших частичек разного происхождения: есть в ней и крупинки горных пород, и растений, принесённых потоками из прибрежных тропических лесов. 

Рис. 6. Разлив реки Нил с июня по ноябрь. Современный рисунок

В стоячей воде взвешенные частицы постепенно оседают вниз, и, когда река в ноябре вновь возвращается в своё русло, побережье оказывается покрыто слоем плодородного ила

 

Необыкновенную землю принесла сама река, миллиметр за миллиметром укладывая плодородный слой на каменистое основание берегов. Эта почва была мягкой, тёмного цвета и жирной, её легко можно было обработать самой лёгкой мотыгой. За несколько десятилетий толщина ила в отдельных местах достигала более 10 метров! Поэтому египтяне называли свою страну Чёрной землей. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить многочисленный народ, в том числе и тех, кто сам её не обрабатывал ремесленников, воинов, слуг и приближённых правителя Египта.

Рис. 7. Плодородный ил после разлива Нила


Попробуйте объяснить, в чём проявлялась суровость природных условий в бассейне реки Нил, а также что способствовало высокой урожайности на её берегах?


4. Объединение Египта

 

Государство, которое включало весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около сорока небольших царств. Они постоянно воевали между собой: каждое стремилось покорить соседей.

 

В конце 4-го тысячелетия до н. э. в долине Нила образовались два больших царства. Одно в низовье Нила, его дельте, Северный Египет (Нижний), другое на юге страны Южный Египет (Верхний). Царь Северного Египта носил красную корону, а царь Южного Египта белую. О войнах между этими царствами рассказывает знаменитый египетский рельеф — выпуклое изображение на камне. На нём изображён царь в короне Южного царства, замахнувшийся на своего противника. Внизу видны враги, которые спасаются бегством (рис. 9). 

 

Около 3000 года до н. э. правитель Южного царства одержал победу над своим северным соседом и объединил страну в одно государство. Он стал носить двойную корону: белую, вставленную в красную. Его преемники отныне именовались царями Верхнего и Нижнего Египта. Столицей единого государства был город Мемфис («Белые стены»), расположенный недалеко от современного Каира. Повелителей всего Египта стали называть фараонами (рис. 8). 

Рис. 8. Объединение Египта в 3000 г. до н. э.

Рис. 9. Рельеф, изображающий победу Южного Египта над Северным

Подведём итоги: Египет расположен в Северо-Восточной Африке. Это страна с жарким и засушливым климатом. Река Нил и её разливы имели важное значение в жизни древних египтян. Около 3000 г. до н. э. в Египте было создано единое государство.


Задание 1  

 

Древнегреческий историк Диодор Сицилийский считал, что «Египет укреплён со всех сторон самой природой». Докажите это с помощью данной карты.


Карта 1. Древний Египет

Предыдущий урок
В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение
История Древнего мира
Следующий урок
Расцвет империи во 2 в. н.э.
История Древнего мира
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Химический состав клетки

    Биология

  • Правописание сложных имен существительных

    Русский язык

  • Стихи о Великой Отечественной войне

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке