Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Рабство в Древнем Риме

История Древнего мира

25.04.2024
2953
0

Рабство в Древнем Риме

Вступление

Помните, что сказал вождь галлов Бренн римлянам, когда те увидели, как галлы хитрят при взвешивании золота? «Горе побеждённым». И это означало только одно: воля победителя закон для завоёванных им земель и народов.

 

Римляне хорошо усвоили этот урок. В покорённых странах они вели себя так же, как когда-то галлы, захватившие Рим. Для Римской республики война стала главным источником богатств. Но не только золото и серебро соседей привлекало римлян. Одним из самых ценных и в то же время наиболее востребованных товаров стали рабы, в которых римские полководцы обращали десятки тысяч пленных и мирных жителей. В рабов превращали также и тех, кто не мог платить тяжёлые налоги римской казне. 

 

Завоевания римлян стали главным источником рабства. Оно превратилось в неотъемлемую часть жизни Древнего Рима. Теперь знатные и богатые римляне перестали самостоятельно обрабатывать землю, заниматься домашним хозяйством. Рабы обеспечивали своих хозяев провизией, занимались воспитанием детей, развлекали римлян. 

 

Каким было рабство в Древнем Риме? Какое положение занимали рабы и какой образ жизни вели, узнаем сегодня на уроке.

План урока

  • Рабы в имении землевладельца
  • Рабы в богатом доме
  • Гладиаторы на арене амфитеатра

Цели урока

  • знать значение новых понятий: имение, рабство, секретарь, гладиатор, амфитеатр — и применять их для раскрытия системы рабства, сложившейся в Древнем Риме
  • уметь формулировать и обосновывать выводы о рабском труде как основе хозяйства Римского государства
  • уметь характеризовать гладиаторские бои как особенность культурной жизни римлян, давать им нравственную оценку


Проблемный вопрос 

 

По ходу изучения темы подумайте, почему рабство в Риме приобрело самые уродливые формы по сравнению с другими государствами древности.


Рабы в имении землевладельца

 

Одним из мерил богатства в Древнем Риме было количество земли во владении. У состоятельных римлян было одно, а порой и несколько имений — обширных земельных владений — в разных частях Италии.


Имение — земельное владение богатого человека.


В имениях в основном выращивали оливки и виноград. Хлеба сеяли мало, так как дешёвое зерно для жителей Италии привозили из Сицилии и других провинций. Но для того чтобы имение приносило доход, в нём должен был кто-то работать. Дешевле всего обходились рабы. Их было много, стоили они недорого. Обычно в каждом имении трудилось 15–20 рабов. 

 

Хозяин земли редко посещал свои владения. Обычно он жил в Риме и приезжал только чтобы проверить всё ли в порядке и отдохнуть от суетливой городской жизни. За всеми работами в имении присматривал и управлял специальный раб-управляющий , которого лично назначал господин. Он следил за тем, чтобы в любую пору рабы трудились от зари до зари. В тёплую погоду — на поле, в виноградниках и оливковых рощах. Зимой — в доме. Невольники чинили орудия труда, плели корзины, вили верёвки (рис. 1).

 

«Раб должен трудиться или спать», — говорили римляне. «Раб — это вещь, которая должна приносить пользу хозяину».

Рис. 1. Рабы в имении землевладельца. Современный рисунок

На содержание рабов землевладелец старался тратить как можно меньше. Пища невольников была простой и грубой. Одежда состояла из рубахи, которую выдавали раз в год, и короткого плаща и сандалий на деревянной подошве, которые выдавались раз в два года. Жили рабы в крохотных комнатах, в которых не было даже очага. Римляне считали, что раб каждый день должен уставать до такой степени, чтобы не думать ни о чём, кроме сна, поэтому главной «мебелью» в такой комнате была кровать из досок. Но часто не было и её.

Таким образом, положение рабов было очень тяжёлым. Даже самые бедные римляне смотрели на рабов с презрением. Превратившись в раба, человек утрачивал личное имя. Отныне его называли галлом, персом, по названию местности, откуда он происходил. За малейшую провинность рабов жестоко наказывали. Их бросали в темницу, избивали, нередко могли распять на крестах вдоль больших дорог. Раб был полезен хозяину только до тех пор, пока был молод и здоров.


Вопрос 1

 

Сформулируйте причины, почему раб должен был трудиться всегда, имея свободное время только для сна.


Рабы в богатом доме

Рис. 2. Рабы в доме богатого римлянина. Современный рисунок

Престиж и богатство граждан Древнего Рима определялись по количеству принадлежащих им рабов. Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты. Даже у бедных жителей Рима часто было 1–2 раба. Что уж говорить о богачах. Их дома были переполнены невольниками. Одни убирали комнаты. Другие помогали господину одеваться, брили и причесывали его. Третьи были заняты на кухне. Актёры и музыканты развлекали хозяина и его гостей во время обеда. У хозяйки дома также было огромное количество рабынь-служанок. Современные учёные насчитали 146 функций, выполнявшихся рабами в доме богатого римлянина. Среди вполне обыденных «должностей» повара, официанта или уборщика были такие экзотические, как хранитель мебели, привратник, заменявший сторожевого пса и сидевший на цепи, купальщик и многие другие (рис. 2).

Среди обитателей богатого дома было немало образованных рабов. Чаще всего ими были греки. За здоровьем хозяина следил раб-врач. Его книгами ведал раб-библиотекарь. Раб-секретарь писал под диктовку господина письма.

Даже детей знатных римлян учили рабы. Например, в Рим из Греции пришёл обычай заводить специального раба-воспитателя для юных граждан. Такой раб всюду следовал за своим маленьким господином, следил за его безопасностью, обучал грамоте. Назывался такой воспитатель педагог .

 

Образованные рабы стоили очень дорого. Например, один знатный римлянин заплатил за греков, знавших поэмы Гомера «Илиаду» и «Одиссею», огромную сумму денег. За неё можно было купить не одно имение. Но сделано это было только ради того, чтобы хвастаться перед другими богачами.

 

Домашним рабам жилось гораздо легче, чем рабам в имениях. Но любой раб был абсолютно бесправен. Он считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.


Римские учёные о рабах

 

Варрон писал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трёх видов: говорящие — рабы, мычащие — быки, немые — повозки, лопаты, плуги».

 

Колумелла писал: «Рабы приносят полям величайший вред. Они пасут скот плохо, дурно пашут землю. Они не заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай. Они и сами крадут зерно, и от других воров плохо его оберегают. При уборке зерна в амбар раб-управляющий неправильно показывает его количество в счётной записи».


Вопрос 2

 

Выделите различия в положении рабов в богатом доме и в имении.


Гладиаторы на арене амфитеатра

Рис. 3. Амфитеатр Помпеи в Италии. Современная фотография

Самых сильных и выносливых рабов отдавали в гладиаторские школы. Здесь их обучали владению оружием и заставляли сражаться друг с другом. Гладиаторы (дословно — «меченосцы») жили в казармах, на ночь их запирали в камеры. Сражались они на специальных для этого аренах. Нередко для потехи зрителей их заставляли вступать в схватку с дикими зверями: львами, тиграми, быками (рис. 4).

Рис. 4. Римский гладиатор. Современный рисунок

Для проведения боев строили амфитеатры — специальные сооружения с круглой или овальной засыпанной песком ареной в центре и сидячими местами для зрителей, восходящими вверх и расположенными вдоль стен (рис. 3).

 

На арене можно было увидеть множество «видов» гладиаторов. Все они выглядели по-разному. Имели собственное название и особое оружие. Например, «фраки́ец» был вооружён коротким римским мечом и легионерским щитом. Его правую руку защищал особый доспех. Голову — большой шлем с полями. «Галл» вооружался копьём, шлемом и небольшим щитом.

 

Толпа всячески подбадривала гладиаторов, ожидая кровавого представления. Случалось, что раненый боец не мог дальше сражаться. Тогда он бросал оружие и поднимал левую руку, прося пощады у толпы. Если зрители считали, что гладиатор доблестно сражался и заслуживает жизни, они поднимали вверх большой палец. Тогда раненого лечили, а после снова выпускали на арену. Если же нет — опущенный вниз палец означал смерть. Несчастного добивал его противник. Гладиаторские бои были любимым зрелищем римлян.


Вопрос 3

 

Как вы думаете, кто были судьи в сражениях гладиаторов?


Подведём итоги

  • Главным источником рабов в Древнем Риме были войны.
  • Рабство являлось неотъемлемой частью римской жизни.
  • Труд рабов в имении римского землевладельца был самым тяжёлым.
  • Рабам в доме богатых римлян жилось лучше, чем в имении, но все равно они оставались вещью, с которой хозяин мог поступить как угодно.
  • Самые сильные и ловкие рабы становились гладиаторами. Они сражались в амфитеатрах на потеху римской публике.


Контрольные вопросы

 

1. Каковы причины распространения рабства в Риме?

2. Какими способами римляне принуждали невольников к тяжёлому труду? 

3. Какие обязанности были у рабов в богатом доме?

4. Как вы думаете, почему рабы, согласно наблюдениям римского учёного Колумеллы, дурно пахали землю и плохо пасли скот?


Предыдущий урок
Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье
История Древнего мира
Следующий урок
Древнегреческие полисы: Афины и Спарта
История Древнего мира
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • There is, there are

    Английский язык

  • Present Continuous for Future. Настоящее длительное для выражения событий в будущем

    Английский язык

  • Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей»

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке