Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Природа и люди Древней Индии. Индийские варны

История Древнего мира

26.04.2024
2489
0

Природа и люди Древней Индии

Разминка

Повторение и обобщение по темам «Древний Египет» и «Западная Азия в древности»

 

Задание 1. Работа с лентой времени. 

 

Начертите ленту времени. Отметьте на ней события, указанные в заданиях. Выполните расчёты.

 

1. Сколько лет назад пала Ниневия?

2. Чье правление было более продолжительным: Хаммурапи или царя Давида? На сколько лет?

3. Сколько веков прошло между правлением вавилонского царя Давида и ассирийского царя Ашшурбанапала? 

4. Сколько лет прошло между захватом города Ниневия ассирийцами и вступлением Кира Великого в Вавилон?

 

Задание 2. Классификация понятий. Распределите термины и понятия в соответствующих столбцах таблицы.

 

Египет

Вавилон

Ассирия

Финикия

Персия

Палестина

 

Сатрап, фараон, филистимляне, алфавит, древнейшие письменные законы, Библия, таран, папирус, Врата бога, пирамиды, колонии, Ветхий Завет, сфинкс, пурпурная краска, ворота богини Иштар, львиные ворота, иероглифы, «царь царей», скрижали, стекло, оливковое масло, водяные часы, железные мечи, первые колесницы, конница, зиккурат.

 

Задание 3. Ответьте на вопросы.

 

  1. Назовите две страны, в которых возникли первые в мире государства. Какие реки текут в этих странах?
  2. Почему созданное в Двуречье письмо называют клинописью? Какими особенностями оно обладало?
  3. Как выглядели книги в Древнем Двуречье?
  4. Где возник древнейший алфавит? Почему в нём знаков гораздо меньше, чем в клинописи и письме древних египтян?
  5. Как называется и где была создана первая часть Библии? Какие из десяти заповедей, данных Моисею согласно библейскому рассказу, вам кажутся наиболее важными?
  6. В какой стране впервые стали чеканить монету? Какие преимущества давало использование монет в торговле?
  7. Какие древние страны входили в состав Персидской державы при Дарии I?

 

Задание 4. Заполните сравнительную таблицу.

 

Вопросы для сравнения

Нововавилонская держава

Ассирийская держава

Персидская держава

Египетская держава

Когда существовала?

Какие страны и народы покорила?

Как была устроена армия?

Почему распалась?

Чем прославилась?

 

Сегодня вы приступаете к изучению истории древних Индии и Китая. Эти государства возникли позже, чем Египет и Двуречье. Иноземцы, побывавшие в Индии, рассказывали, что люди там собирают с кустов белые комки и потом одеваются в них; мёд такой твёрдый, что хрустит на зубах; коровы заходят в любой дом и никто их не гонит. Что же это за удивительная страна? Кто её населял и чем занимались жители? Когда и кто создал древнейшие государства?

План урока

  • Страна между Гималаями и океаном
  • Джунгли на берегах Ганга
  • Деревни среди джунглей
  • Животные и боги
  • Вера в переселение душ

Цели урока

  • знать значение новых понятий: Южная Азия, Гималаи, Инд, джунгли, рис, хлопчатник, сахарный тростник, Ганеша — и применять их для раскрытия особенностей истории Древней Индии
  • уметь характеризовать особенности природных условий долин Инда и Ганга
  • уметь определять влияние природно-климатических условий на образ жизни древних индийцев


Вопрос 

 

По ходу изучения темы подумайте, в чём проявилось влияние природы и климата на образ жизни индийцев?


Страна между Гималаями и океаном

Рис. 1. Долина реки Инд. Современный вид

Индия расположена на юге Азии , на полуострове Индостан. Климат в Индии жаркий и влажный. На севере её защищают от холодных ветров самые высокие горы в мире — Гималаи . Берега полуострова омываются водами Индийского океана. Крупнейшие реки — Инд и Ганг (рис. 2). С древних времён из-за обильных дождей в июле и августе эти полноводные реки выходили из берегов, заливая всё вокруг. Древние индийцы верили, что Инд и Ганг, берущие начало в горах Гималаях, являются священными реками, которые снизошли по воле богов с небес на землю (рис. 1).

Рис. 2. Карта Древней Индии


Вопрос 1

 

Сравните географическое положение первых поселений Египта, Двуречья и Индии. Как вы думаете, почему древние цивилизации возникали в долинах рек?


Джунгли на берегах Ганга

Рис. 3. Джунгли. Современный вид

Несмотря на благоприятный индийский климат, далеко не все территории полуострова Индостан были пригодны для земледелия. Большую часть долины Ганга покрывали густые тропические леса — джунгли (рис. 3). Высокие деревья, вечнозелёные кустарники, яркие душистые цветы часто сплетались друг с другом, создавая труднопроходимые заросли. В джунглях было очень темно, ведь солнечный свет не мог пробиться сквозь листья. Здесь можно было встретить хищных животных, таких как тигр, лев или леопард. Также в джунглях было много обезьян. На каждом углу неосторожного путника подстерегали ядовитые змеи и насекомые, многочисленные хищники. Люди пытались всячески их задобрить. Они оставляли угощение в виде риса, чтобы змеи не нападали. Со временем в Индии сложился культ змеи. Даже сейчас, если в дом индийца заползла змея, он не станет выгонять её палкой, а вежливо попросит уползти обратно.

Лес давал жителям Индии очень многое. Это была древесина, из которой изготавливали различные поделки, оружие, строили дома и отапливали их. В джунглях собирали лекарственные растения. К тому же там можно было собрать много вкусной еды: бананов, манго, кокосовых орехов, сладких корешков. А ещё нарвать растений, из которых получались вкуснейшие приправы. Уже тогда индийцы обильно посыпали ими пищу.


Вопрос 2

 

Что представляли джунгли на берегах Ганга? Какую пользу они приносили людям? Какие опасности подстерегали там человека?


Деревни среди джунглей

Рис. 4. Индийская деревня

Однако люди в древней Индии жили не в лесу. Они строили деревни. Для этого вырубалась или выжигалась часть джунглей. Это был очень сложный процесс, ведь железные орудия у индийцев появились только 
в I тысячелетии до н. э. На расчищенных участках строились дома.

 

Жители Древней Индии занимались земледелием. Они выращивали пшеницу, ячмень, рис, хлопчатник , сахарный тростник. Ткань, которую делали индийцы из хлопчатника, была лёгкой и красивой. Они верили, что хлопок — это дар небес, и часто прославляли его в песнях. Индийцы первыми научились выращивать сахарный тростник и выпаривать из него сок. Даже привычное нам слово «сахар» произошло от санскритского слова «са́ркара» (рис. 4). 

Древние индийцы также охотились на лесных животных и одомашнивали некоторые из них. Археологические раскопки позволили установить, что почти в каждом крестьянском хозяйстве имелись коровы, козы, овцы и домашняя птица. Из всех домашних животных больше всего ценились коровы, считавшиеся главным богатством семьи.


Вопрос 3

 

В каких условиях возникала индийская деревня? 


Рис. 5. Бог мудрости Ганеша

Животные и боги

 

В Древней Индии многих животных обожествляли. Это было связано как со страхом перед ними, так и с благодарностью за то, какую пользу они приносят. Священным животным была и остаётся до сих пор корова. Она считалась прародительницей всего человечества, ведь корова даёт молоко и кормит им людей. Её убийство в древности каралось смертной казнью. В современной Индии коровы находятся под защитой государства и свободно гуляют по улицам городов. Индийцы сумели приручить слонов. Они поклонялись им как богу мудрости и благополучия. 

Рис. 6. Индийский бог Хануман

Это был бог по имени Ганеша с головой слона и в красочных одеждах. Его призывали, когда было необходимо устранить какие-либо препятствия (рис. 5).

 

Царь птиц Гару́да изображался в образе орла. В мифах он охотился на змей, которые могут поселиться в голове человека и убедить его не верить в богов. Такой образ объяснялся страхом индийцев перед змеями и попытками с ними бороться. В образе обезьяны индийцам представлялся Ханума́н — божество, которое защищает от всякого зла (рис. 6). В городах Индии и сейчас считается хорошей приметой угостить чем-нибудь вкусным маленькую обезьяну.


Вопрос 4

 

Подумайте, каким было отношение индийцев к некоторым животным? Почему корова приравнивалась к священному животному? 


Вера в переселение душ

 

Жители Древней Индии часто задумывались, почему кто-то живёт хуже, а кто-то лучше; кто-то страдает, а кто-то не знает никаких проблем. Со временем они нашли ответ на эти вопросы. В Индии появилось учение о перерождении души.

 

Индийцы верили: кем станет человек после смерти зависит от его поведения. Если он на протяжении жизни совершает только хорошие поступки, заботится о животных, не наносит никому и ничему вреда, то при следующем рождении его душа окажется в теле человека, которому будет сопутствовать удача и богатство. Если же человек причиняет вред живому, злословит, имеет вредные привычки, то его душа переродится в каком-нибудь животном, насекомом или растении. Например человек, который при жизни много ругался или злословил, может переродиться в лягушку, которая квакает на болоте. А если человек был ленивым и не хотел работать, то в следующей жизни он окажется ослом, перевозящим тяжести. Некоторые индийцы даже брали с собой небольшую метёлку, чтобы смахнуть со своего пути жучка или гусеницу и случайно не раздавить их. Цепь перерождений будет продолжаться, пока душа не искупит свои плохие поступки. Такая теория приводила к тому, что индийцы старались вести как можно более правильный образ жизни и не совершать плохих поступков. 


Вопрос 5

 

Подумайте, в чём главный смысл веры в переселение душ? 


Подведём итоги

 

  • Естественными границами Древней Индии служили Гималайские горы, реки Инд и Ганг, Индийский океан.
  • Большую часть территории занимали джунгли, в которых водились хищные животные и змеи.
  • Жители Древней Индии занимались скотоводством и земледелием.
  • Многих животных в Древней Индии обожествляли. Корова до сих пор является священным животным.
  • Индийцы верили в перерождение души и старались совершать только хорошие поступки, чтобы следующая жизнь была лучше.


Контрольные вопросы

 

1. Сравните занятия земледелием и скотоводством египтян, жителей Двуречья и индийцев. Найдите общее и различия.

2. Объясните, в чём состояла гуманность культуры индийцев.

3. Изучите текст «Сказание о Раме» из древнеиндийской поэмы «Рамаяна», приведённый ниже, и объясните, в связи с чем ткань их хлопка названа индийцами «ситец», а также определите, на кого походит главный герой индийского эпоса Рама.


Сказание о Раме 

(изложено по древнеиндийской поэме «Рамаяна»)

 

Прекрасную царевну Ситу отец обещал выдать замуж за того, кто натянет тетиву огромного лука. Собралось много женихов, но никто не смог даже сдвинуть его с места. Лишь царевич Рама легко поднял его одной рукой и так сильно натянул тетиву, что лук сломался. Сита увенчала его как победителя гирляндой цветов, и он стал её мужем. Но коварный десятиголовый и двадцатирукий царь злых чудовищ-ракшасов Равана похитил Ситу и унёс её далеко на юг, на остров Ланку. Он держал её в заточении, уговаривая стать его женою. Рама тотчас отправился на поиски Ситы. Верных помощников и друзей Рама нашёл в царстве обезьян. Среди них был и мудрый Хануман. Он сумел разузнать, где находится Сита, перепрыгнул через море на Ланку, проник во дворец и сказал плачущей женщине слова утешения. Слуги Раваны поймали Ханумана и в насмешку над ним подожгли ему хвост. Хануман вырвался от них и, прыгая по крышам деревянных домов, превратил в костёр весь дворец и город Раваны. После возвращения Ханумана был построен мост через океан, и Рама с обезьяньим войском вступил на остров. Навстречу ему на колеснице мчался сам Равана, выпускавший одну за другой огненные стрелы. Но после длительной битвы он был сражён могучим Рамой. В честь этой победы индийцы до сих пор устраивают весёлый праздник. В этот день из бамбука, соломы и цветной бумаги сооружается огромное чучело многоголового Раваны. Потом, к общей радости, его поджигают, а люди танцуют — некоторые в масках обезьян. Они как богов прославляют великого Раму, его верную жену Ситу и храброго Ханумана, одолевших в трудной борьбе силы зла.


Предыдущий урок
Военные походы фараонов. Религия Древних Египтян
История Древнего мира
Следующий урок
Афинское образование и театр
История Древнего мира
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Правописание Ы, И в корне слова после приставки

    Русский язык

  • Умножение десятичных дробей

    Математика

  • Means of transport. Виды транспорта

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке