Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Человечество — мозаика рас и народов

Население Земли и мира

18.01.2025
256
0

Человечество — мозаика рас и народов

План урока

  1. Дать определение понятия «раса»
  2. Изучить типологию рас и их численность
  3. Дать определение понятия «этнос»
  4. Охарактеризовать этнические процессы
  5. Изучить типы стран по национальному составу
  6. Выявить самые распространённые языки мира и языки международного общения

Цели урока

  1. Знать определение понятий: сепаратизм, раса, этнос, консолидация, ассимиляция
  2. Знать классификацию рас
  3. Знать типологию стран по национальному составу
  4. Знать характеристику языков
  5. Уметь анализировать карту народов мира


Существует библейское предание о Вавилонской башне, описанное в 11-й главе книги Бытие — первой книге Библии, которое объясняет возникновение разных языков и народов. Согласно легенде после Потопа, который разрушил мир, выжившее человеческое общество говорило на одном языке и имело общую культуру. В центре города Вавилон, что располагался в Месопотамии, люди начали строить огромную башню, желая, чтобы она достигла небес. Масштабное строительство так и не было завершено, потому что, согласно писанию, Бог из-за гордыни людей заставил говорить их на разных языках и они перестали понимать друг друга. После этого люди разбрелись по всей Земле.

 

В настоящее время вопрос межнациональных отношений не потерял своей актуальности. Во многих регионах мира и в многонациональных странах вспыхивают межэтнические конфликты, возникают движения сепаратистов на этнической основе.


Сепаратизм — стремление к отделению какой-либо территории от государства.


Для экономической жизни страны (эффективное размещение хозяйственных объектов и отдельных производств, рациональное и грамотное использование трудовых ресурсов) очень важно учитывать национальные особенности проживающих на её территории народов. 

 

В отечественной антропологии принято следующее определение понятия «раса»:


Раса — система популяций человека, характеризующаяся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющих внешнее фенотипическое проявление и сформировавшихся в определённом географическом регионе.


Существуют основные и переходные расы. По условной классификации выделяются 4 основные расы:

  • европеоидная (около 43 % населения мира, преимущественно в Европе, Америке, Австралии и Океании);
  • монголоидная (34 % населения, проживающая в основном в Азии);
  • негроидная (7 % населения, преимущественно Африка);
  • австралоидная (0,3 % населения, в Австралии и Океании).

Представители смешанных и переходных рас составляют приблизительно 16 % мирового населения.

 

Рис. 1. География современных человеческих рас

 

 


Народ  (этнос) — исторически  сложившаяся большая  общность людей,  обладающих  общей культурой  (в  том числе языком)  и  единым самосознанием  (т. е.  ощущением принадлежности  к этой  группе людей).


 

 

В мире  насчитывается  около 3  тыс.  народов, численность которых колеблется в широких пределах — от многих миллионов до нескольких сотен человек. С течением  времени происходит трансформация этносов, ранее существовавшие этносы  либо сливаются  в  более крупную  общность (консолидация этносов),  либо делятся на ряд новых этносов. 


Ассимиляция — растворение одного или нескольких народов в другом.


Примером консолидации этносов может служить формирование швейцарской нации, объединившей представителей немецкого, романского, французского, итальянского этносов. Примером этнической ассимиляции служат иммигранты США, которые со временем теряют свою этническую идентичность и культурное наследие, полностью перенимая культуру новой страны.

 

Деление этносов происходит реже и связано чаще всего с политическими разногласиями внутри страны и сепарацией отдельных её территорий.

 

 

 

В основу классификации народов положен языковой признак, поскольку язык является отличительной чертой этноса. Языки объединяются в языковые группы по происхождению (степени родства), которые, в свою очередь, объединяются в языковые семьи. Языки одной группы довольно близки друг к другу и имеют больше сходства. Яркий пример: русский и украинский языки.

 

В настоящее время учёные выделяют порядка 5,5 тысяч языков, из которых 4 тысячи признаны самостоятельными, а 1,5 тысячи — не оформившимися либо вымирающими. Так же порядка ¾ языков не имеют своей письменности и являются исключительно разговорными. Существуют ещё так называемые «мёртвые языки» — языки, не существующие в живом употреблении и, как правило, известные лишь по письменным памятникам или находящиеся в искусственном регламентированном употреблении. Самым известным примером является латынь.


Языки международного общения — те языки, на которых общается наибольшее количество людей по всему миру. Кроме того, так можно назвать официальные языки ООН: английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский


Крупнейшие народы, наиболее распространённые языки и самые многонаселённые страны мира (на 2017 год):

 


Вывод

Формирование основных и переходных рас связано с особенностями природных условий и миграцией населения. Внутри рас постоянно происходят различные этнические процессы: разделение и объединение этносов. Существуют разные типы стран по национальному составу, но большинство относятся к многонациональным государствам. Во многих регионах мира остро стоит проблема межэтнических конфликтов.



Контрольные вопросы
 

1. Приведите 2–3 примера современных межэтнических конфликтов.

2. Объясните распространённость китайского, английского, испанского и арабского языков.

3. На основе анализа карты народов мира в атласе сделайте вывод, какие языковые семьи являются наиболее распространенными и где они преобладают.


Предыдущий урок
Современная география религий
Население Земли и мира
Следующий урок
Географический рисунок мирового расселения
Население Земли и мира
Урок подготовил(а)
Татьяна Юрьевна
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
  • Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия

    Алгебра

  • Sport. Спорт

    Английский язык

  • Электрический ток в электролитах. Электролиз и его применение

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке