Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Численность, воспроизводство, половой и возрастной состав населения

Население Земли и мира

29.03.2024
3015
0

Численность, воспроизводство, половой и возрастной состав населения

План урока

  1. Дать характеристику изменению численности населения мира
  2. Дать определение понятий «естественный прирост» и «воспроизводство населения»
  3. Охарактеризовать типы воспроизводства населения
  4. Изучить концепцию демографического перехода
  5. Охарактеризовать население мира по полу и возрасту

Цели урока

  1. Знать численность населения мира и каким образом происходило его изменение
  2. Знать определение понятий: естественный прирост, воспроизводство населения, демографическая политика, демографический переход, депопуляция, ожидаемая продолжительность жизни
  3. Знать основные характеристики каждого типа воспроизводства и уметь их различать
  4. Знать сущность концепции демографического перехода
  5. Уметь анализировать половозрастные пирамиды и делать прогнозы об изменении демографической ситуации

Разминка

  1. Какие события повлияли на сокращение численности населения России в XX веке?
  2. Какие страны являются лидерами по численности населения в мире?


 

Одно из отличий человека от остальных биологических видов заключается в способности создавать духовные и материальные блага. Но кроме производства благ человек является их активным потребителем. 

В настоящее время численность населения Земли составляет около 7,8 млрд человек (данные по состоянию на февраль 2021 года). Но если проследить динамику численности населения на протяжении истории, то становится видно, что резкий скачок произошёл в XX в. До этого момента рост народонаселения мира происходил достаточно медленно.

 

 

 

Рост численности населения по регионам мира неравномерен (рис. 2). Европейский регион характеризуется снижением численности, при том наибольшие показатели у Азии. Хотя учёные отмечают увеличение темпов прироста и в Африке. Эти два региона характеризуются высокими значениями естественного прироста (ЕП) –– разностью между числом родившихся и числом умерших.


Воспроизводство населения смена поколений в результате естественного движения населения. Воспроизводство населения определяется рождаемостью, смертностью и естественным приростом. В зависимости от величины этих показателей выделяется несколько типов воспроизводства населения .


 

 

В зависимости от демографической ситуации, которая складывается в результате того или иного типа воспроизводства, государства проводят определённую демографическую политику — систему мероприятий,  воздействующих  на показатели  рождаемости и смертности. Демографическая политика может быть направлена на снижение рождаемости (Индия, Китай, Бангладеш, Пакистан) либо на её повышение (Франция, Германия, Швеция, Россия). 

 

В 1945 году американский демограф Фрэнк Ноутстейн ввёл понятие «демографический переход». Сама концепция оформилась немного позднее.


Демографический переход — исторически быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений, а на заключительном этапе, вследствие падения рождаемости ниже уровня воспроизводства населения, из-за старения населения и, как следствие, постепенно растущей смертности, рождаемость падает ниже уровня смертности, возникает депопуляция (стабильное снижение численности населения).


Рис. 3. Фазы демографического перехода

 

Возрастной состав населения является одним из ключевых показателей для оценки уровня экономического развития стран. Большое значение имеет численность трудоспособного населения — трудовых ресурсов, а также численность детей как потенциальных трудовых ресурсов. Оценка численности людей пожилого возраста необходима для расчёта нагрузки, которая ляжет на плечи трудоспособного населения, которое будет обеспечивать возможность снабжения всем необходимым эту категорию людей.

 

Для развитых стран характерно преобладание лиц пожилого возраста, происходит старение населения . В то время как в развивающихся странах большая доля детей и подростков. Различия в возрастной структуре стран с разным уровнем экономического развития связано с различиями в продолжительности жизни. Для современной мировой демографической ситуации характерно увеличение ожидаемой продолжительности жизни — число лет, которое предстоит прожить родившимся в этом году. Сейчас этот показатель равен 70 годам.

 

Рис. 4. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (2016 г.)

 

 

Для каждой возрастной группы характерно определённое соотношение между полами. Известно, что по статистике мальчиков рождается больше, чем девочек. Приблизительно к 5 годам их соотношение выравнивается за счёт более высокой смертности у мальчиков. В старших возрастах преобладают обычно женщины, поскольку их продолжительность жизни выше в среднем на 5–8 лет.

 

Состав населения по полу и возрасту можно наглядно представить в виде половозрастных пирамид, в которых по вертикали указаны группы возрастов, а по горизонтали численность женского и мужского населения (в абсолютных или относительных показателях). Анализ половозрастных пирамид даёт возможность увидеть демографическую историю страны, а также и прогнозировать демографическую ситуацию.

 

 

 


Вывод

Современный этап демографического перехода характеризуется снижением темпов прироста населения, но за счёт ряда стран, которые всё ещё находятся на предыдущем этапе, численность населения мира продолжает расти. В возрастной структуре населения наблюдается преобладание старших возрастов за счёт увеличения продолжительности жизни. Происходит обострение демографических проблем, поскольку развивающиеся страны имеют высокий прирост населения, а развитые страны сталкиваются с проблемой сокращения населения. 



Контрольные вопросы
 

1. Проанализируйте рисунок 6 и сделайте прогноз изменения половозрастной структуры Малави через 30 лет и как это может отразиться на уровне её экономического развития.

2. Какие меры по увеличению рождаемости проводятся в России? Насколько они эффективны?

3. Как регионы различаются по половому составу? Почему?


Предыдущий урок
Современная география религий
Население Земли и мира
Следующий урок
Географический рисунок мирового расселения
Население Земли и мира
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • Решение задач о движении тела под действием нескольких сил

    Физика

  • Формулы сложения

    Алгебра

  • Взаимодействие общества и природной среды

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке