Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Единовластие Цезаря. Установление империи

История Древнего мира

Единовластие Цезаря

Вступление

В январе 49 года до н. э. в Риме царила паника. Сенаторы, бросая своё добро, стремились к портам, чтобы как можно скорее убраться из Италии: «Республика пала! Цезарь движется на Рим!». Сенат вслед за своим «защитником» Помпеем почти в полном составе бежал в Грецию, спасаясь от нового диктатора. 

 

Однако волнения сенаторов были напрасны. Тот, кто шёл на Рим, — победитель галлов, знаменитый полководец Гай Цезарь из рода Юлиев, — не собирался никого карать.

 

Долог был путь Цезаря к вершинам власти. Несмотря на неудачи, он упорно шёл 

к своей цели — стать первым в Риме. И наконец древний город после 30 лет тяжёлой политической борьбы признал власть 50-летнего полководца. Началась новая глава в истории Рима.

План урока

  • Римская армия стала наёмной
  • Возвышение Цезаря
  • Цезарь завоевывает огромную страну
  • Захват Цезарем власти — 49 год до н. э.
  • Гибель Цезаря

Цели урока

  • знать значение новых понятий: Гай Юлий Цезарь, триумвират, Предальпийская и Заальпийская Галлия, Красс, Парфянское царство, Рубикон, ветеран, диктатор, Брут — и применять их для раскрытия причин установления единовластия Цезаря в Риме
  • уметь характеризовать сущность диктатуры Цезаря как утверждения единоличного правления в Риме
  • уметь составлять исторический портрет Юлия Цезаря
  • уметь выявлять мотивы поступков исторических лиц на примере деятельности Гая Юлия Цезаря


Проблемный вопрос 

 

По ходу изучения темы докажите, что смена республиканского правления на диктатуру в Риме была закономерна.


Начало падения республики 

 

В середине I века до н. э. Римская республика (не само государство, а его республиканское устройство) оказалась на краю гибели. Почему это случилось? Было несколько причин. 

 

Постоянные войны, которые вёл Рим (за пределами Италии, гражданские, подавление мятежей рабов и покорённых народов) вели к тому, что вся власть переходила в одни руки — к консулам (по римским законам в военное время они получали неограниченные полномочия) (рис. 1). Но кого выбирали консулами? Самых лучших и способных? Далеко не всегда.

Рис. 1. Гражданские войны в Риме в I веке до н. э. Рис. 1. Гражданские войны в Риме в I веке до н. э.

К I веку до нашей эры Народное собрание перестало выражать интересы всего римского народа. Богачи подкупали бедных избирателей, чтобы стать консулами, а после войти в сенат. Там можно было получить в управление какую-либо провинцию и разбогатеть ещё больше.

 

Ещё одним важным моментом было то, что в это же время бедные римляне получили право служить в войске. 

За службу им платили деньги. Теперь каждый свободный римлянин мог добровольно вступить в войско, получая при этом определённое жалование. Государство вооружало добровольцев, а после войны давало земельный участок. Поэтому легионеры были готовы поддержать любого щедрого полководца и помочь ему в чём угодно. В том числе и в захвате власти. Армия стала наёмной и теперь играла решающую роль в судьбе Рима.

В итоге получилось так, что самые богатые римляне непрерывно боролись за власть. Часто они ничего не смыслили как в управлении, так и в военном деле. Своими действиями они вредили Риму.

 

После восстания Спартака вышло, что главными соперниками стали полководцы Марк Красс и Гней Помпе́й (рис. 3). Они постоянно враждовали и ненавидели друг друга. Красс был богатейшим человеком своего времени. Кроме того, ему принадлежала слава победителя Спартака. Помпей завоевал для Рима обширные земли на Востоке. Домой он вернулся с огромной добычей и громкой славой.


Вопрос 1

 

Как вы думаете, почему комплектование римского войска осуществлялось за счёт людей нуждающихся, зависимых, а не свободных земледельцев, как раньше?


Возвышение Цезаря

Рис. 2. Гай Юлий Цезарь. Статуя, XVII век Рис. 2. Гай Юлий Цезарь. Статуя, XVII век

Эти противоречия привели к непримиримым и жестоким гражданским войнам, то есть к вооружённой борьбе за власть в государстве между различными группами населения. В ходе одной из таких войн к власти пришёл выдающийся полководец и государственный деятель Юлий Цезарь (рис. 2).

 

Он происходил из знатного патрицианского рода. Был умён, образован и красноречив. Цезарь отличался честолюбием. Он везде хотел быть первым.

 

Однажды, проезжая через небольшую деревушку, он заявил своим спутникам, что «предпочёл бы быть первым здесь, чем вторым в Риме». Но Гай не обладал ни большим состоянием, ни военной славой, ни верным войском для борьбы за власть. Зато он сумел завоевать любовь простых римлян. Цезарь всегда был приветлив и доброжелателен к людям. Все свои деньги он потратил на еду и увеселения для римских бедняков.

Рис. 3. Гней Помпей. Бюст Рис. 3. Гней Помпей. Бюст

С другой стороны, Цезарь не выступал открыто против сената и поддерживал его решения. За это не раз занимал высокие должности. Но на самом деле он одинаково презирал как бедняков, так и богачей-сенаторов. Цезарь лишь использовал ненависть одних к другим и ждал удобного момента. Обещая бедноте улучшить их положение, если придёт к власти. Знатным римлянам — усмирить толпу.

 

И такой момент настал. Помпей, вернувшись с победой из очередного похода на Восток, потребовал от сената одобрить его указы в завоёванных странах. А также наделить его легионеров землей. Но сенаторы отказали Помпею. Тогда Цезарь помирил Помпея и Красса. Вместе они создали «союз трёх» — триумвират для борьбы с сенатом. Целью триумвиров было господство над Римом.

 

Заручившись поддержкой обоих полководцев, в 59 году до н. э. Цезарь был избран консулом. Красс и Помпей не считали его серьёзным соперником. А популярность Цезаря среди простых римлян хотели использовать в своих целях.


Вопрос 2

 

Перечислите основные качества Цезаря, которые выделяли его среди других полководцев.


Цезарь завоевывает огромную страну

 

Через год Цезарь получил в управление провинцию Га́ллия . Галлией римляне называли обширные земли от гор Альп и реки Рейн до Атлантического океана. Делилась Галлия на Предальпийскую (земли, находившиеся перед Альпами) и Заальпийскую .

 

Но Предальпийская Галлия уже была давно подчинена римлянами, а в Заальпийской им принадлежала лишь небольшая область. Цезарь поставил перед собой цель: подчинить всю Заальпийскую Галлию Риму.

Рис. 4. Сдача в плен Цезарю галльского вождя. Худ. Л. Ройер Рис. 4. Сдача в плен Цезарю галльского вождя. Худ. Л. Ройер

Почти десять лет он воевал с галльскими племенами и в итоге добился своего. Заальпийская Галлия, обширная и плодородная страна, богатая железом, золотом, лесом, стала римской провинцией. Галльские завоевания принесли Цезарю славу великого полководца, огромное богатство и преданное войско. Своим легионерам он платил двойное жалованье, обещал землю и рабов (рис. 4).

Успехам Цезаря завидовал Красс. Стремясь превзойти славу покорителя Галлии, он развязал войну против могущественного Парфянского царства . Но его поход обернулся катастрофой. Римское войско было разбито. Согласно легенде, самого Красса захватили в плен и предали жестокой казни. За его алчность правитель Парфии велел «напоить» полководца расплавленным золотом. Триумвират распался.

 

Помпей также завидовал славе Цезаря. К тому же очень боялся усиления его могущества. Он подговорил сенат отдать Цезарю приказ распустить свои легионы. После безоружным явиться в Рим и отчитаться о действиях в Галлии. В противном случае Цезарь объявлялся «врагом народа» — человеком вне закона, которого надлежит уничтожить.


Вопрос 3

 

Перечислите поступки Цезаря, которые сделали его известным и популярным среди разных слоев населения Римской республики.


Захват Цезарем власти — 49 год до н. э.

Рис. 5. Цезарь переходит Рубикон. Гравюра Рис. 5. Цезарь переходит Рубикон. Гравюра

Но Цезарь отказался выполнить эти требования. 

 

В 49 году до н. э. он двинул свои войска на Рим. Провинцию Галлия от Италии отделяла река Рубико́н (рис. 5). Подойдя к ней, Цезарь глубоко задумался: «Перейти с войсками через границу значит объявить войну республике, остановиться — значит потерять всё». Наконец он скомандовал своим воинам: «Вперёд! Жребий брошен!». Со временем выражение «перейти Рубикон»  стало крылатым. Его значение: совершить решительный поступок.

Рим был занят без боя. Толпы горожан восторженно встречали Цезаря. Помпей бежал на Балканы. Там его ждало преданное войско. Но Цезарь отправился вслед за Помпеем и в решающей битве разбил его армию. Сам Помпей направился 

в Египет, где вскоре погиб.

 

После возвращения в Рим Цезарь исполнил часть своих обещаний народу:

  • он наделил землёй десятки тысяч ветеранов — старых солдат, закончивших службу;
  • по предложению Цезаря были отстроены Коринф и Карфаген, куда переселились многие бедняки;
  • населению провинций щедро раздавались права римского гражданства;
  • Цезарь заботился о благоустройстве городов страны и, прежде всего, Рима.

Рис. 6. Серебряная монета с изображением Юлия Цезаря и богини Венеры — прародительницы рода Юлиев Рис. 6. Серебряная монета с изображением Юлия Цезаря и богини Венеры — прародительницы рода Юлиев

Опорой Цезаря были его легионы, поэтому никто не смел ему перечить. Сенат назначил Цезаря пожизненным диктатором — правителем с неограниченной властью. Он ни перед кем не отчитывался в своих действиях. 

В Народном собрании на должности трибунов и консулов выбирали только тех, кого Цезарь считал преданными себе. Цезарь ввёл в сенат большое количество своих сторонников.

Изображения нового властителя Рима чеканились на монетах. Повсюду возводились его статуи, увенчанные коронами. Сам Цезарь постоянно носил одежду триумфатора (пурпурную тогу) и лавровый венок — награду победителю. Он всё больше стал походить на прежних римских царей (рис. 6).


Вопрос 4

 

Как вы думаете, как удалось Цезарю оказаться на вершине власти в период поздней Римской республики?


Гибель Цезаря

Рис. 7. Убийство Цезаря. Худ. К. Пилоти Рис. 7. Убийство Цезаря. Худ. К. Пилоти

Часть сенаторов была недовольна полководцем, который не скрывал своего стремления к царской власти. Сторонники республики организовали заговор, опасаясь слухов о наречении Цезаря царём Рима. Возглавил заговорщиков молодой сенатор Марк Брут . Цезарь считал его своим другом и относился к нему как к сыну.

Осуществить задуманное было решено 15 марта 44 года до н. э. Утром этого дня, как и всегда, без охраны, Цезарь направился в сенат. По пути он получил записку от своих друзей. В ней говорилось, что враги готовят на него покушение. Но Цезарь ответил: «Лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти».

 

В сенате заговорщики окружили Цезаря. Для вида один из них обратился 

к правителю с личной просьбой. В это же время другой сзади нанёс Цезарю удар кинжалом. Это послужило сигналом участникам заговора. Безоружный Цезарь отбивался, но, когда увидел, что к нему с мечом в руках направляется Брут, произнёс: «Даже ты, дитя моё?». После чего перестал сопротивляться и был убит.

 

Цезаря похоронили с большими почестями. По римской традиции его тело было предано огню. На месте сожжения в честь Цезаря римляне возвели храм. Однако убийство диктатора не привело к восстановлению прежнего правления. В Риме вновь вспыхнула борьба за верховную власть (рис. 7).


Вопрос 5

 

Назовите причины убийства Цезаря сенаторами.


Подведём итоги

 

  • Противоречия между сенаторами и богатыми римлянами привели 
    к длительным гражданским войнам.
  • Была проведена реформа армии, в результате которой войско стало наёмным и подчинялось лишь своим командирам.
  • Гай Юлий Цезарь был выдающимся политиком и полководцем. Являлся одной из самых знаменитых исторических личностей древности.
  • Цезарь смог захватить власть, так как Рим находился в опасном положении 
    и нуждался в сильном правителе.
  • Цезарь обладал неограниченной властью. При нём Народное собрание 
    и сенат практически утратили своё значение.
  • Единовластие Цезаря настроило против него многих сенаторов. Боясь утратить своё положение, они убили его.


Контрольные вопросы

 

1. Кого в I веке до н. э. стали брать на службу в римскую армию?

2. Как Цезарю удалось завоевать любовь простонародья? Как он намеревался использовать эту любовь?

3. Какую роль сыграло завоевание Галлии в возвышении Цезаря?

4. Какой властью стал обладать Цезарь после победы над своими врагами?

5. В нашей речи существуют крылатые выражения «перейти Рубикон», «и ты, Брут!». С какими событиями они связаны?

6. Подумайте, почему приход к власти Цезаря, переворот и предательство Брута историки рассматривают как признаки гражданской войны?


Предыдущий урок
Вечный город и его жители
История Древнего мира
Следующий урок
Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей»
История Древнего мира
  • Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака

    История

  • Х.К. Андерсен. «Снежная королева»

    Литература

  • Устройство Римской республики

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке