Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Афинская демократия при Перикле

История Древнего мира

Афинская демократия при Перикле

Вступление

Сегодня нам уже известно, как велась торговля в афинском порте Пирей, какие храмы находились на Акрополе, чему учились афинские дети и как был устроен театр Диониса. Это был золотой век Афин. Здесь не было ни богатых и знатных правителей, ни всемогущих чиновников-вельмож: все люди, независимо от своего материального положения, были равны. Эта эпоха символизировала истинный расцвет Афин. Процветала и афинская демократия, простые свободные граждане участвовали в управлении государством, и их власть была неоспорима. 

 

Многое происходило благодаря действиям талантливого стратега — Перикла. Он не был великим реформатором. Он только довершил то, что было сделано его предшественниками — Солоном и Клисфеном. Перикл добивался того, чтобы Афины стали идеальным государством, превратились в процветающую демократию, которая главным образом могла бы защитить народ от внешних врагов и охраняла бы своими законами права всех свободных граждан. Ведь недаром этот период называют «век Перикла» — век, уместившийся в 15 лет, но значительный, как целое столетие.

 

Как это удавалось Периклу? Какой он был личностью и каковы были особенности управления Афинами, когда он был первым стратегом, узнаем сегодня на уроке.

План урока

  • Чем занималось Народное собрание
  • За государственную службу платили налоги из казны
  • Перикл, его друзья и враги

Цели урока

  • знать значение новых понятий: Перикл, первый стратег, оратор, тайное голосование, казна, Анаксагор, Фукидид, Аспасия, Италия, Сократ — и применять их для раскрытия и уточнения смысла событий, которые происходили в период правления Перикла
  • уметь характеризовать особенности устройства афинской демократии после победы в греко-персидских войнах
  • уметь составлять исторический портрет Перикла как личности и политического деятеля


Проблемный вопрос 

 

По ходу изучения темы докажите, что во времена Перикла Афины стали могущественным полисом и культурным центром Эллады.


Чем занималось Народное собрание

Рис. 1. Первый стратег Перикл. Бюст Рис. 1. Первый стратег Перикл. Бюст

Главным органом управления было Народное собрание . Оно обладало верховной властью в Афинах. В нём могли участвовать все свободные граждане от 20 лет, независимо от их имущественного положения, проживавшие на территориях, входивших в состав Афинского государства. Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

 

Народное собрание собиралось 3–4 раза в месяц на пологом холме, называемом Пникс , в западной части города. Многие афиняне не ходили на собрание, так как в это время они работали и зарабатывали деньги. Поэтому Перикл ввёл небольшую плату за участие. Таким образом, в управлении государством были задействованы и самые бедные граждане. 

Чем же занималось Народное собрание? Во-первых, с помощью поднятия рук (один из способов голосования) Народное собрание избирало людей на разные должности, в первую очередь стратегов (рис. 2). Так, например, десять стратегов выбирались сроком на год. Начиная с 443 года до н. э., первым стратегом (самая важная должность в Афинах) в течение 15 лет выбирался Перикл. Он руководил армией и флотом, следил за отношением Афин с другими государствами (рис. 1).

Рис. 2. Народное собрание в Афинах. Современный рисунок Рис. 2. Народное собрание в Афинах. Современный рисунок

Во-вторых, иным способом — тайным голосованием, — когда бросали в урну чёрные или белые камешки, Народное собрание объявляло войны и заключало мирные договоры, обсуждало и принимало новые законы, распоряжалось казной и утверждало расходы, а также рассматривало другие важнейшие вопросы государственной жизни.

Существовало правило, что если гражданин предложил какой-либо закон, а он привёл к плохим последствиям, то отвечать за это должен был тот, кто предложил. Вины Народного собрания не было.

 

Прежде чем выносить какое-либо предложение или закон на голосование, его должен был обсудить Совет пятисот . В Совет пятисот входили те, кому больше 30 лет. Членом совета можно было стать только раз в жизни и нужно быть выбранным на Народном собрании. Независимо от одобрения Совета, закон или предложение всё равно выносились на голосование.


Интересный факт!

 

Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные афиняне, подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором и умел говорить с демосом. 

 

«Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем необходимо?» — спросил Перикл.

 «Да, да! Слишком много!» — раздались голоса. 

«Раз так, — продолжал Перикл, — то я верну в казну всё до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: «Воздвигнуто Периклом на его собственные средства». 

 

Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек. 

«Нет, не хотим! Для украшения Афин не жалко ничего!» — зашумели граждане и утвердили отчёт Перикла.


Оратор — человек, обладающий даром красноречия. Речи умелого оратора могут переубеждать людей.


Вопрос 1

 

Как вы думаете, в чём состояла причина широких полномочий Народного собрания в Афинах?


За государственную службу платили деньги из казны

 

Народное собрание также выбирало других должностных лиц, которые имели иные обязанности, нежели стратеги. Например, судьи следили за выполнением законов, сборщики пошлин собирали налоги. Занимать такие должности было почётно, поэтому изначально никакая плата за это не полагалась. Вследствие этого многие бедные граждане не стремились занимать государственные посты.

 

Однако Перикл заботился о том, чтобы все граждане в равной мере могли пользоваться своими правами и занимать государственные должности. Поэтому одним из своих законов он установил небольшую плату тем, кого избрали на ту или иную должность. Теперь даже бедняки не терпели убытков и не отвлекались от своего ремесла, как это было раньше, когда должности не оплачивались и их могли занимать только состоятельные люди.

 

Таким образом, впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.


Вопрос 2

 

Объясните, почему в демократических Афинах уделялось большое внимание обеспечению максимально широкого участия граждан в управлении государством?


Перикл, его друзья и враги

Рис. 3. Аспасия, жена Перикла. Бюст Рис. 3. Аспасия, жена Перикла. Бюст

Почти всё время Перикл посвящал государственным делам. Единственным развлечением для него служила беседа в домашнем кругу, среди друзей, лучших умов и талантов Греции. В его доме сходились философы и учёные Анаксагор , Зенон, Профагор, молодой философ Сократ , поэт Софокл, создатель «Антигоны», художник и скульптор Фидий , архитектор-философ Гипподам, историк Геродот . Они были частыми гостями в доме стратега (см. рис. 3 и 4). 

 

Душой этого необыкновенного общества становилась красивая и образованная жена Перикла Аспасия , на которой он женился вопреки неодобрительным пересудам афинян и сплетням недоброжелателей.

 

С помощью своих друзей Перикл преображал Афины. Совместно с Фидием Акрополь украсили новыми величественными храмами. 

Рис. 4. Фидий, древнегреческий скульптор. Бюст Рис. 4. Фидий, древнегреческий скульптор. Бюст

Были возведены Парфенон — храм Афины Парфенос (рис. 5); Пропилеи — монументальное сооружение, обрамляющее вход на Акрополь; храмы Ники и Афины Парфенос. Софокл не как поэт, но как воин участвовал в морских походах. Историк Геродот плавал в Италию вместе с другими афинянами, чтобы основать там колонию. 

 

В короткий срок Афины превратились в политический и культурный центр Эллады. Сюда стекались мастера и философы, зная, что найдут учеников и слушателей.

 

Но не бывает так, чтобы правитель нравился всем жителям государства. Со временем простые афиняне выразили недовольство, что Перикл стал выделять им меньше денег. В это время шла война со Спартой и все средства шли на неё. 

Рис. 5. Статуя Афины Парфенос, скульптор Фидий Рис. 5. Статуя Афины Парфенос, скульптор Фидий

Представители аристократии начали гонения на друзей Перикла. Они обвинили скульптора Фидия в том, что он взял себе часть золота, которое было предназначено для одежды статуи Афины в Парфеноне. 

 

Тогда Фидий снял эти золотые одежды и взвесил их — он был невиновен. Учитель Перикла Анаксагор был вынужден покинуть Афины из-за обвинения в выступлении против богов. А он всего лишь занимался изучением небесных тел.

Заслугами Перикла были могущество Афинской державы и бессмертная красота великого города. Его победой была окрепшая афинская демократия — господство полноправных граждан.


Вопрос 3

 

Как вы считаете, почему у афинян периодически возникало недоверие к своему первому стратегу и его знаменитым друзьям?


Из речи Перикла

(по рассказу древнегреческого историка Фукидида) 

 

Афинами управляет не горсть людей, а большинство народа.

 

Бедность или низкое общественное положение не мешает у нас человеку занять почётную должность, если он способен принести пользу государству.

 

Бедность ни для кого не является позором, но позорно, если человек сам не стремится избавиться от бедности трудом.

 

Мы не питаем неприязни к соседу, не возмущаемся им, если он поступает так, как ему нравится. Мы проявляем терпимость.

Мы всем разрешаем посещать наш город и осматривать его.

 

Наше государство является школой всей Эллады, и каждый из нас может с лёгкостью проявить свою личность.


Подведём итоги

  • V в. до н. э. стал расцветом демократии в афинском государстве.
  • Этот период во внутренней истории Афин связан с именем выдающегося государственного деятеля Перикла.
  • Благодаря его деятельности высшие государственные должности стали занимать бедные граждане, а в Афинах началось широкомасштабное строительство, развивались искусства и науки.


Контрольные вопросы

 

1. Какую государственную должность занимал Перикл много лет и почему? В чём состояли его должностные обязанности?

2. Как Периклу удалось избежать суда и отчитаться в трате громадных денег?

3. Что нового внёс Перикл в систему управления полисом? Дайте определение понятия «демократия».

4. Кому из граждан было выгодно введение платы за исполнение выборных должностей?

5. В чём состояли достоинства и недостатки афинской демократии?

6. Кто такие Анаксагор, Софокл, Фидий? Чем, помимо дружбы с Периклом, прославился каждый?


Предыдущий урок
Греко-персидские войны
История Древнего мира
Следующий урок
Афинское образование и театр
История Древнего мира
  • Правописание глаголов. НЕ с глаголами. Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ

    Русский язык

  • Синтаксический разбор простого предложения

    Русский язык

  • Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке