Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований

История Древнего мира

08.12.2024
3441
0

Возникновение искусства и религиозных верований

 

План урока

  • Как была открыта пещерная живопись
  • Человек «заколдовывает» зверя
  • Зарождение веры в душу

Цели занятия

Поздний период древнего каменного века был временем зарождения искусства. Возможно, какие-то простые формы танца, пения, музыки были известны и питекантропам, и неандертальцам. Но только в конце древнего каменного века у людей появилась потребность и возможность изображать, рисовать, вырезать.

 

Сегодня вы узнаете:

  • о процессе зарождения искусства у древних людей;
  • о местах, где были найдены первые наскальные рисунки;
  • о причинах появления религиозных верований древних людей.

После изучения темы вы будете уметь:

  • приводить примеры первых произведений искусства, созданных человеком;
  • характеризовать первобытные формы религии.

Основные понятия

  • пещера Альтамира
  • пещера Ласко
  • наскальный рисунок
  • охра
  • первобытная живопись
  • скульптура
  • культ
  • колдовской обряд
  • душа
  • религиозные верования

 

***

Когда нашли первые пещерные изображения животных, почти никто не верил, что так могли рисовать люди, которые жили в пещерах и пользовались орудиями из камня. И тем не менее это так. Поразительные по совершенству, меткости наблюдения изображения животных — бизонов, мамонтов, лошадей — наносили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Урале.

 

До сих пор учёные пытаются понять, зачем первобытные люди рисовали этих зверей, с какими обрядами и мифами они связаны. Одно можно сказать с уверенностью: в это время они стали создателями «второй природы» — мира, который похож на видимый, но отличается от него потому, что человек видит не только глазами, но и головой, то есть осмысливает увиденное.

Давайте и мы с вами поближе познакомимся с тем, что ещё оставил первобытный человек своим потомкам, кроме орудий труда и остатков жилищ.


Перед тем как изучить тему, подумайте, чем сложна была жизнь первобытного человека? Какие опасности его подстерегали? Что могут находить и находят археологи в захоронениях неандертальцев и кроманьонцев?


***

1. Как нашли пещерную живопись

Самые древние творения изобразительного искусства первобытных людей датируются 40-м тысячелетием до н. э. Первобытные художники изображали прежде всего животных, на которых охотились. На скалах и стенах пещер сохранились рисунки, которые выполнялись древесным углем или красками, полученными из природных веществ. 

Рис. 1.  Хосе-Мануэль Бенито. Копия техники из пещеры Альтамира, выложенная в садах Национального археологического музея Испании. 2006 год

Первое открытие наскальных рисунков произошло в 1879 году. Один испанский археолог-любитель вместе со своей девятилетней дочерью случайно открыли пещеру с рисунками. Он производил раскопки в пещере Альтамира в Северной Испании. Пока отец копал землю, девочка прошла вглубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, на потолке на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добился удивительной живости и объёмности рисунков (рис. 1).

Позже, в 1940 г., в одной из пещер на территории современной Франции (пещера Ласко) нашли целую «картинную галерею» — 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей. Рисунки сделаны охрой — глиной жёлтого или красного
цвета — и другими природными красками. Секрет некоторых не раскрыт до сих пор (рис. 2).

Рис. 2. Зубры, лошади и олени. Наскальный рисунок из пещеры Ласко.

Удивительно, но посмотрите, как древнейшим художникам удавалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились! Оленей показывали настороженными и чуткими, коней — быстрыми и стремительными, мамонтов — массивными, тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком. 

 

Люди каменного века использовали краски трёх основных цветов: белого, чёрного и красного. Два последних цвета применялись особенно часто. Рисунки первобытных людей были первыми проявлениями творческих способностей человека. Так возникла живопись — создание художественных образов красками. Пещерная живопись сохранилась до наших дней потому, что в пещерах краски не выцветали на солнце, не подвергались воздействию дождя и сильного ветра. 

 

Наскальные рисунки первобытного времени таят множество загадок. Что означают эти изображения? Что хотел сказать первобытный автор? Ответа мы не знаем.

 

Однако учёные-историки продолжают изучать рисунки и приходят к таким выводам.

 

2. Человек «заколдовывает» зверя

Как представляли себе мир охотники и собиратели того времени? Возможно, они боялись, что дикие звери, птицы и рыба могут исчезнуть. А ведь это было главное, за счёт чего выживали древние люди. Тогда они поверили, что, изобразив на стене пещеры бизона или лошадь, живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из ближних мест обитания. Люди думали, что таким образом можно влиять на поведение животных.

 

Со временем в родовой общине выделяются личности, которые обретают авторитет благодаря умению распознавать природные явления, знанию повадок животных и птиц. Их стали называть колдунами. Возможно, они проводили магические обряды с наскальными рисунками, пытаясь таким образом воздействовать на зверей.

Учёные полагают, что люди каменного века изображали раненых животных перед предстоящей охотой, чтобы сделать её удачной.


Подумайте, на какие сведения могут опираться учёные в поисках ответа на вопрос о причинах появления живописи? Кто мог заниматься росписью пещер или наскальной живописью в общине древнейших людей?


3. Зарождение веры в душу

Рис. 3. Обряд захоронения первобытного человека. Современный рисунок

Человек разумный был бессилен перед таинственными и грозными явлениями природы. Восход и заход солнца, молнию и гром, внезапно налетевший ураган или наводнение он не мог объяснить известными нам сегодня причинами. Кроме того, человека начали интересовать причины сновидений и болезни. Попытки разобраться во всём этом привели к тому, что у древних людей зародилась вера в душукоторая во время сна или смерти покидает тело.

Люди верили, что души предков переселяются в далёкую «страну мёртвых». Там они так же живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды. Поэтому при захоронении сородичей в могиле оставляли оружие, орудия труда, могли украсить цветами или положить съедобные коренья. В некоторых захоронениях археологи находили череп какого-нибудь животного, ожерелья из раковин или даже из медвежьих клыков (рис. 3). 

 

Чуть позже наши предки стали считать, что окружающий мир заселён невидимыми духами, которые способны помочь или навредить общине. Рассерженные сущности могли насылать болезни, засуху, неурожай, распугивали добычу на охоте. Чтобы их задобрить, члены родовой общины проводили различные религиозные обряды: подносили духам жертвенные дары, наносили на тело определённые рисунки и символы, танцевали специальные танцы перед охотой.

Появившиеся у первобытных людей верования в колдовство, в душу, в жизнь после смерти называются религиозными.


Как вы считаете, с чем может быть связано появление у первобытных людей таких видов деятельности, как танцы и пение? Почему колдуны пользовались большим почётом у древнейших людей?


Подведём итоги: первобытные люди внимательно изучали природу и накапливали знания. Постепенно зарождалось искусство — творческое отражение окружающего мира в художественных образах. Возникли религиозные представления — вера в сверхъестественные силы и в жизнь после смерти.

 

***

Дополнительный материал

Рис. 4. Вход в пещеру Шульган-Таш

Капова пещера (или Шульган-Таш) — одна из самых известных пещер с наскальной живописью (рис. 4).

Эта карстовая пещера расположена на территории Бурзянского района Республики Башкортостан, Россия. Находится на реке Белой в одноимённом заповеднике «Шульган-Таш». 

 

Капова пещера известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека периода палеолита (рис. 5). Рисунки нанесены на гладкую стену в дальнем конце зала Хаоса на первом этаже. Наскальные изображения открыл в 1959 году зоолог заповедника А. В. Рюмин.

 

В ноябре 2017 года в пещере обнаружили древнейшее в мире изображение верблюда. Ориентировочный возраст рисунков — от 14,5 до 40 тыс. лет до н. э.

 

Рис. 5. Наскальные рисунки первобытных людей, найденные в Каповой пещере, Республика Башкортостан, Россия

 

Предыдущий урок
Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака
История Древнего мира
Следующий урок
Взятие Рима варварами
История Древнего мира
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Угол. Обозначение углов. Виды углов. Измерение углов

    Математика

  • Subjects at school. Школьные предметы

    Английский язык

  • Рельеф дна Мирового океана

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке