Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований

История Древнего мира

Родовые общины охотников и собирателей

 

План урока

  • Расселение первобытных людей по Европе и Азии
  • Появление родовой общины
  • Изобретение лука и стрел

Цели занятия

Чтобы выжить, уцелеть и оставить после себя потомство, первобытный человек не просто приспосабливался к окружающей его природе, а, напротив, активно её осваивал. Охота на крупных животных, переселение на новые территории — всё это требовало объединения людских усилий. Их группы становились всё более многочисленными и сплочёнными. 

 

Сегодня вы узнаете:

  • как изменилась жизнь первобытных людей в условиях похолодания;
  • почему охота стала важнейшим занятием для них;
  • какими преимуществами обладают лук и стрелы по сравнению с копьём и дубиной.

После изучения темы вы будете уметь:

  • называть характерные признаки родовой общины;
  • выделять направления дальнейшего развития человека как вида;
  • различать расовые признаки человека.

Основные понятия

  • рубило
  • каменный наконечник
  • неандерталец
  • человек разумный
  • кроманьонец
  • родовая община
  • сородичи
  • расы
  • охотничий лук и стрелы
  • костяной гарпун

 

***

В истории древнейших людей важным этапом было становление прямохождения и развитие человеческого мозга. Усложнение образа жизни первобытного человека привело к тому, что старшие стали обучать младших, а подростки дольше, чем прежде, оставались с родителями. Эти люди уже умели говорить. И всё же их физическое развитие и культурное шло очень медленно: человек прямоходящий (питекантроп), следующий в развитии за человеком умелым (австралопитеком), почти не изменяясь, просуществовал около 1 млн лет.

 

Но с севера наступал ледник, климат становился холоднее, а в южных районах — более влажным. Природа ставила перед людьми новые задачи, которые они могли решить только развивая свою ещё очень простую культуру, накапливая и осваивая новый опыт.

 

Перед тем как познакомиться с темой, давайте вспомним некоторые важные моменты предыдущего занятия. 


Задание 1
 

Заполните пропуски в тексте.


Древнейшие люди жили на Земле более _______________ лет назад. Древнейший человек напоминал по внешнему виду _______________, потому что у него были (какое лицо? нижняя челюсть? лоб? тело?) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Главным отличием древнейших людей от животных было ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Первыми орудиями труда, которые смог изготовить первобытный человек, были ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

У древнейших людей было два главных способа добычи пищи:  _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

Ответы см. в конце параграфа.


***

1. Расселение первобытных людей по Европе и Азии

 

Около 100 тыс. лет назад северная часть Европы, Азии и Америки покрылась ледником — огромной, многометровой толщей льда. Теплолюбивые животные погибли или ушли далеко на юг. Но человек выжил, потому что к этому времени он овладел огнём, научился шить одежду и строить жилища.

 

Примерно полмиллиона лет назад первобытные люди стали расселяться, искать более тёплые места проживания, богатые съедобными растениями и дикими животными. Так они появились и на юге нашей России. Давайте посмотрим на карту и понаблюдаем, какой путь проделали древние люди, чтобы выжить в суровых условиях первобытной природы.

 

<i>Рис. 1. Карта расселения первых людей по Европе, Азии и Америке</i> Рис. 1. Карта расселения первых людей по Европе, Азии и Америке

Около 250 тыс. лет назад появился новый вид первобытного человека — неандерталец (по названию германской долины Неандерталь, где впервые обнаружили его останки). Эти люди обладали более живым умом и лучше приспосабливались к тяжелым условиям ледниковой эпохи. Также они были полностью прямоходящими. Неандертальцы сумели выжить благодаря умелому использованию огня, изобретению новых орудий труда, жилищ и одежды (рис. 2).

<i>Рис. 2. Этапы развития человека. Реконструкция</i> Рис. 2. Этапы развития человека. Реконструкция

 

<i>Рис. 3. Неандертальцы и пещерный медведь. Современный рисунок</i> Рис. 3. Неандертальцы и пещерный медведь. Современный рисунок

Неандертальцы стали заселять прежде безлюдные области юга Европы, Азии, Африки. Смелые и отважные, они забирались в пещеры, куда уходили на спячку огромные пещерные медведи (рис. 3). Если пещера не подходила, то жилищем становилась землянка или шалаш из веток деревьев или костей крупных животных.

 

Одежду шили из шкур, а орудия труда, которые изобрели их предки, питекантропы, были усовершенствованы: их форма стала более правильной и разнообразной. Материалом теперь служили не только камни, но и кости, дерево.

Теперь охота стала главным занятием первобытных людей. Со временем неандертальцы-охотники начали использовать новые орудия — острые каменные и костяные наконечники , которые пришли на смену заострённым деревянным палкам — копьям, и гарпун для ловли рыбы. 

 

Изменились и способы охоты. С помощью огня мужчины-охотники загоняли крупных и тяжёлых животных — оленей, мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей и других животных — в ямы-ловушки или в болото, овраг, откуда им было трудно выбраться. Самой крупной и желанной добычей был мамонт — древний слон с длинной густой шерстью и огромными бивнями. Это животное достигало 5,5 метров в высоту и весило около 14 тонн, поэтому охотиться на него могли только сильные и сплочённые группы охотников (рис. 4).

<i>Рис. 4. Охота на мамонта. Современный рисунок</i> Рис. 4. Охота на мамонта. Современный рисунок

 

2. Появление родовой общины

Сейчас ещё не совсем ясно, как происходила смена неандертальца человеком современного типа. Однако примерно 40 тыс. лет назад в Европе появился новый тип людей, которых учёные назвали человек разумный , или кроманьонец (по названию пещеры Кро-Маньон во Франции, где впервые нашли останки этого человека). Некоторое время они жили одновременно с неандертальцами, но постепенно вытеснили их. Этот тип людей уже более приближен к современному человеку: руки стали менее мощными, лоб — более высоким. Кроманьонцы были выше, с совершенно прямой фигурой. 

 

Люди разумные стали жить родовыми общинами — группами людей, где родственные связи были главными, а все близкие и дальние родственники считались сородичами . Они считали, что происходят от одного предка — человека, животного или растения (рис. 5).

 

Мужчины сообща охотились, ловили рыбу, изготавливали оружие и орудия труда. Женщины занимались собирательством, шили одежду из шкур, готовили пищу, растили детей. В каждом роде насчитывалось по несколько десятков человек. Общими были жилище, запасы еды и домашний очаг.

<i>Рис. 5. Родовая община. Современный рисунок</i> Рис. 5. Родовая община. Современный рисунок

Со временем люди расселились по всей Земле. Они осваивали новые территории, приспосабливались к окружающей среде. И вместе с этим менялись их условия жизни, появлялись новые орудия труда — костяные рыболовные крючки, иглы, новые виды жилищ — землянки и полуземлянки, для охоты стали применять гарпуны и силки для ловли птиц. Так возникли и человеческие расы — исторически сложившиеся группы людей, объединённых общностью происхождения, а именно — общими наследственными признаками строения тела (схема 1). 

Схема 1. Человеческие расы Схема 1. Человеческие расы


Подумайте, что помогло человеку разумному вытеснить своих предшественников и расселиться по планете?


3. Изобретение лука и стрел

<i>Рис. 6. Лук и стрелы первобытного охотника. Наконечники гарпунов и копий</i> Рис. 6. Лук и стрелы первобытного охотника. Наконечники гарпунов и копий

Большую часть времени мужчины родовой общины проводили на охоте. Ведь она давала людям пропитание, шкуры для одежды и жилища, кости животных для орудий труда. Не всегда удавалось поймать крупное животное, но рядом было множество птиц и быстрых маленьких зверей. Именно в эту эпоху появляется охотничий лук , а к нему — стрелы с костяными наконечниками. Люди догадались, что гибкие ветви деревьев хорошо гнутся и распрямляются с силой. Тогда они и сделали из них первые луки. Охотиться на птиц и мелких зверей теперь получалось намного проще. Это стало величайшим изобретением, которое говорит о развитии мыслительных способностей и накоплении большого опыта первобытными людьми (рис. 6). 

Подведём итоги: более 40 тыс. лет назад в Европе появился кроманьонец — человек разумный, человек современного вида. Люди стали жить родовой общиной — это группа родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих одно родовое имя и вместе пользующихся результатами своего труда. Только сообща и благодаря совместному труду люди могли выжить в условиях холодного и сурового климата. 

 

***

Дополнительный материал:

<i>Рис. 7. Мамонты — древние обитатели Русской равнины и Сибири</i> Рис. 7. Мамонты — древние обитатели Русской равнины и Сибири

Мамонты — древние обитатели Русской равнины и Сибири (рис. 7).

Сотни тысяч лет назад северную часть территории Евразии заселяли гигантские исполины — мамонты. В древние времена они обитали в том числе и в Сибири. 

 

На основе исследования древних останков установлено, что мамонты вымерли 10 тысяч лет назад. Хотя есть отдельные участки, где уже немногочисленные стада прожили ещё какое-то время и исчезли с лица Земли примерно 3,5–5 тысяч лет назад. Кости мамонтов такого возраста находили на острове Врангеля. По оценкам учёных, им около 4 тысяч лет. То есть последние мамонты были ровесниками египетских фараонов.

 

Ещё двести лет назад некоторые жители Сибири даже верили, что мамонты всю свою жизнь проводят под землей, а умирают будто бы от того, что случайно глотнут губительного для них воздуха. Теперь учёные знают, что чаще всего мамонты погибали при переходах по непрочному льду водоёмов или же во время разливов рек, пытаясь спастись на островках.

 

Археологи исследовали стоянки первобытных охотников на Русской равнине и в Сибири. Найдено множество изделий из бивня мамонта: иголки и шилья, браслеты, фигурки зверей и людей, наконечники копий и даже целые копья двухметровой длины.


Ответы к заданию 1

 

  1. Двух миллионов.
  2. Обезьяну.
  3. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти со скошенным подбородком, уходящий назад лоб, сильно развитые надбровные дуги. Он передвигался на двух ногах, тело было не прямое, а сутулое.
  4. Они умели создавать орудия труда.
  5. Палка-копалка, дубина, скребки, рубила, каменные топоры, позднее стали изготавливать наконечники для копий.
  6. Собирательство и охота.
Предыдущий урок
В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины
История Древнего мира
Следующий урок
Рабство в Древнем Риме
История Древнего мира
  • Древнегреческие полисы: Афины и Спарта

    История

  • Изображение на плане неровностей земной поверхности

    География

  • И.А. Бунин. «В деревне». «Лапти»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке