Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Древнегреческие полисы: Афины и Спарта

История Древнего мира

Древняя Спарта

Вступление

Спарта (Лакония, Лакедемон) — один из самых известных и могущественных государств-полисов Древней Греции, славившийся армией, никогда не отступавшей перед врагом, и гражданской общиной, которая не знала смут и распрей.

 

В этой удивительной стране не было ни богатых, ни бедных, поэтому спартанцы называли себя «общиной равных». Хотя о грозной Спарте знали буквально во всех уголках Древней Греции, мало кто мог похвастаться, что бывал на земле Лакедемона и хорошо знает жизнь и обычаи этой страны. Спартанцы (спартиаты) окутали свое государство покровом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи общины. Даже купцы не привозили товары в Лаконию — спартанцы ничего не покупали и не продавали. 

 

Древнегреческий историк Фукидид считал, что «если Спарта когда-нибудь исчезнет, а затем будет раскопана будущими поколениями, то по найденным следам никто не сможет определить, насколько могущественным было это государство». В чём своеобразие спартанского государства? Как было устроено общество и управление в Спарте? Каковы особенности образа жизни населения Спарты? Обо всём этом и не только узнаем, познакомившись с темой нашего урока.

План урока

  • Возникновение Спартанского государства
  • Спартанцы и илоты
  • Спарта — военный лагерь
  • Спартанское воспитание

Цели урока

  • знать значение новых понятий: Южная Греция, Пелопонесс, река Эврот, Спарта, Лакония, спартанцы, илоты, Мессения, совет старейшин, народное собрание, царь, Тиртей, лаконичная речь — и применять их для раскрытия событий и явлений из истории Древней Спарты
  • уметь характеризовать жизнь в Спарте как подчинение военным законам, раскрывать причины такого общественно-политического устройства
  • уметь сопоставлять особенности образа жизни, воспитания детей и государственного управления в Афинах и Спарте


Проблемный вопрос 

 

По ходу изучения темы выявите главное преимущество и главную слабость Спарты как государства.


Возникновение Спартанского государства

Рис. 1. Карта Древней Спарты Рис. 1. Карта Древней Спарты

Спартанское государство возникло на юге Пелопоннесского полуострова в плодородной долине с красивым названием Лакония . В ХІ в. до н. э. местных жителей — греков-ахейцев поработили племена греков-дорийцев. Победителей было намного меньше, чем покорённых. Поэтому все они поселились в одном месте, на реке Эврот .

Лакония имела очень выгодное географическое положение: с севера, запада и востока её оберегали высокие горные хребты, а на юге располагался Лаконский залив, не приспособленный для стоянки кораблей. Таким образом, жители этой области могли не опасаться неожиданных нападений (рис. 1).  

В Х в. до н. э. здесь возникла Спарта — несколько отдельных поселений без укреплений и оборонительных стен. С этого времени завоеватели стали называть себя спартиатами. Их поселение постепенно превратилось в центр могущественного государства наравне с Афинским полисом.


Вопрос 1

 

Подумайте, как могло ли местоположение Спарты оказать влияние на её могущество?


Спартанцы и илоты

 

Государство в Спарте стало активно развиваться после захвата Пелопоннеса греческими племенами дорийцев, пришедшими с севера, и покорения ими местного, ахейского, населения. В результате этого завоевания в Лаконии сложилась особая социальная структура. Так постепенно местные жители Лаконии, которых покорили спартанцы, были превращены в ило́тов . Илот переводится как «взятый в плен». Они стали рабами, принадлежали государству, были лишены всех прав, а также им запрещалось покидать свои поселения (рис. 2).

Рис. 2. Илоты за работой. Современный рисунок Рис. 2. Илоты за работой. Современный рисунок

Вся плодородная земля Лаконии (а также завоёванной и присоединённой чуть позже плодородной страны Мессении ) принадлежала спартиатам, а её обработкой занимались илоты. Они владели для этого необходимыми средствами. Ещё илоты имели право заводить семью, строить собственное жилище, но не были обязаны жить со своим хозяином. Государство чётко регулировало отношения между спартанцами и илотами.

Для них был установлен налог, который они должны были выплачивать продуктами: зерном, маслом и вином. Поскольку илоты составляли большую часть населения Лаконии и Мессении, то спартиаты, чтобы держать их в постоянном страхе, периодически проводили карательные экспедиции против них. Они делали это для того, чтобы вселить ужас в людей, сломить их волю к сопротивлению. Илоты ненавидели своих хозяев и часто восставали против них.

 

Вот как древнегреческий писатель Плутарх описывает эти выходы: время от времени спартанские власти отправляли бродить по государству молодых людей, снабжённых короткими мечами и небольшим количеством еды. Днём они отдыхали, скрываясь в неприметных убежищах, а ночью отправлялись в путь, убивая всех илотов, встреченных ими по дороге.


Вопрос 2

 

Каково было отношение спартанцев к побеждённому населению? Как вы думаете, осуждали ли афиняне и остальные греки спартанцев за такое отношение? Ведь те, кого покорили спартанцы, тоже были греками.


Спарта — военный лагерь

Рис. 3. Спартанский воин. Современный рисунок Рис. 3. Спартанский воин. Современный рисунок

Спарта была государством воинов, в котором все полноправные граждане были обязаны нести военную службу на протяжении жизни — до 60 лет. Поселения спартанского полиса были без крепостных стен. Главными занятиями для спартанцев были упражнения в военном искусстве, гимнастика, охота, война с другими государствами. Про них говорили: «спартанский воин стоит нескольких других воинов» (рис. 3).

 

Спартанцы не могли жить так, как им захочется. Всё было определено заранее, и нарушить заведённый порядок никто не мог. Важное место в жизни спартанцев занимали совместные обеды. Считалось, что если они воюют вместе, то и пищу принимать тоже должны вместе. Каждый делал взнос из продуктов, которые шли на приготовление еды. Питались спартанцы очень скромно, они не должны были привыкать к излишествам ни в чем. Основным блюдом была похлебка, к ней подавали хлеб и вино. На десерт спартанец получал сыр и виноград. Эта еда ничем не отличалась от походной, а зал, где проходили обеды, назывался «шатёр» (рис. 4). 

Рис. 4. Обед в Древней Спарте Рис. 4. Обед в Древней Спарте

Спарта напоминала военный лагерь. Здесь нечем было любоваться: в городе не строили красивых зданий, не ставили статуй, как в Афинах. Спартанцы выступали против роскоши в повседневной жизни. Дома у всех были одинаковые и очень простые. Для постройки они могли использовать только топор и пилу — самые простые инструменты. В Спарте были свои железные деньги, которые можно использовать только в пределах государства. Соответственно спартанцы не могли себе ничего купить в соседних странах. 

 

Вспомните, как ценилось ораторское мастерство в Древних Афинах. В Спарте на это не обращали внимания, красноречию здесь не обучали. Воин не должен был много говорить, каждая его фраза должна быть чёткой и понятной. Сейчас, когда мы говорим о человеке, который использует мало слов для выражения своей мысли, мы называем его речь лакони́чной . Слово появилось от области Лакония, где жили спартанцы.


Легенда о лаконичных спартанцах

 

Существует легенда, что Филипп Македонский подвёл своё войско к Спарте и отправил её жителям послание: «Я покорил всю Грецию, у меня лучшее в мире войско. Сдавайтесь, потому что если я захвачу Спарту силой, если я сломаю её ворота, если я пробью таранами её стены, то беспощадно уничтожу всё население и сровняю город с землей!». Спартанцы отправили ему самый краткий в истории переговоров ответ: «Если».


Соседи спартанцев говорили, что понимают, почему они с таким мужеством идут в бой, ведь их жизнь ничем не лучше смерти. 

Политический строй Спарты имел значительные отличия от Афинского. Особенным здесь было управление государством. Сразу два царя правили им. В их обязанности входило:

  • командование войском;
  • проведение жертвоприношений;
  • участие в совете старейшин.

 

В совет старейшин выбирали до конца жизни из тех, кому больше 60 лет. На совете отбирались вопросы для обсуждения на народном совете, вопросы, касающиеся внешней политики, принимались решения о мере наказания за преступления. Народное собрание состояло из всех полноправных мужчин старше 30 лет. Собирались они каждое полнолуние, то есть примерно 1 раз в месяц. На народном собрании:

  • принимались важные для государства решения или законы;
  • проводились выборы в совет старейшин;
  • рассматривались вопросы объявления войны или заключения мира.

 

Голосовали очень просто: либо криком одобрения, либо, если нужно было узнать сколько «за» и «против», расходились в разные стороны.

 

В VI в. до н. э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции.


Вопрос 3

 

Назовите не менее трёх различий в управлении Афинами и Спартой. Что объединяло эти разные государства? 


Спартанское воспитание

Рис. 5. Обучение военному искусству в Спарте. Современный рисунок Рис. 5. Обучение военному искусству в Спарте. Современный рисунок

Таким образом, с самого рождения детей готовили быть настоящими воинами. Философ Плута́рх писал, что если в Спарте рождались младенцы с какими-либо физическими недостатками, их сбрасывали со скалы. Поэтому в государстве оставались только сильные и красивые дети. Хотя современные исследователи опровергают эту информацию.

 

До 7 лет спартанские мальчики жили семье, а после их отдавали в специальные дома, где разделяли на отряды. Задачей воспитания на этом этапе было научить их военной дисциплине, умению не бояться трудностей, развить силу и ловкость. Мальчики занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием копья. Занятия проходили на улице вне зависимости от погоды. Дети были без обуви и теплой одежды. Спали они не на удобных кроватях, а на сене или жёстком тростнике. Некоторые, чтобы ночью не мёрзнуть, спали на крапиве, она обжигала и согревала. Чтобы воспитать твёрдость характера, мальчиков подвергали телесным наказаниям. Их били даже за малейший проступок (рис. 5).

С 18 до 20 лет юноши занимались военными упражнениями, а после поступали на службу. Из числа лучших выбирали триста человек, которые на войне являлись свитой царей.

 

Рассмотрим некоторые спартанские обычаи. Спартанцы должны были ходить без факелов даже по неизвестным дорогам. Это должно было помочь стать бесстрашными. Был такой обычай: старшие спрашивали у младших, куда они идут и зачем. Строго наказывались попытки обмануть или не ответить вовсе. С детства спартанцев приучали уважать пожилых людей. Они должны были уступать дорогу, освобождать место, чтобы те присели, не шуметь. Юношей учили воровать еду. Это делалось для того, чтобы они могли бесшумно нападать на спящего врага. Если кого-то ловили во время кражи, жестоко наказывали. В Спарте была под запретом торговля. Каждый мог пользоваться имуществом соседа, если оно необходимо.

 

Спартанцев растили мужественными людьми: на битву они надевали одежды из красной ткани, чтобы не видна была кровь. Они не боялись выходить на бой с превосходящим противником и всегда сражались до последнего вздоха.


Вопрос 4 

 

Какое воспитание преобладало в Спарте, семейное или общественное? 


Подведём итоги:

 

  • Спарта превратилась в один из самых могущественных полисов Древней Греции.
  • Все законы и правила поведения были направлены на укрепление власти спартанцев над покорённым населением.
  • В Спарте существовала государственная система воспитания детей, которая отличалась от системы воспитания в других греческих полисах.


Контрольные вопросы

 

1. Когда и где возникло спартанское государство? 

2. Чем Спарта напоминала военный лагерь? Какими мерами была ограничена свобода спартанцев? 

3. Что в образе жизни спартанцев кажется вам правильным, а что заслуживает осуждения? Какие основные качества воспитывались у мальчиков?

4. Как вы считаете, почему спартанцы практически не оставили после себя памятников культуры?


Предыдущий урок
Римская империя при Константине
История Древнего мира
Следующий урок
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах
История Древнего мира
  • Порядок предложений в тексте. Абзац как часть текста

    Русский язык

  • И.С. Тургенев. «Муму». Часть 1

    Литература

  • A personal profile. Личный профиль

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке