Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение

История Древнего мира

06.12.2024
3254
0

Первые христиане и их учение

Вступление

Вспомните, когда был основан Рим? Правильно, в 753 году до нашей эры. Именно от этой даты римляне вели отсчёт своей истории. Если посчитать, какой год по римскому календарю был бы сейчас, получается внушительная дата — 2768 год.

 

Но мы с вами пользуемся другим счётом лет. Как вы уже знаете, в нём всю историю человечества принято делить на два больших периода: «до нашей эры» и «нашей эры». Разделяет историю на эти периоды очень важное событие — Рождество Христово — дата появления на свет Иисуса Христа, основателя нового религиозного учения — христианства.

 

Оно зародилось в I в. н. э. на территории Палестины и провозглашало единобожие (веру в единого бога), равенство перед богом, братство всех народов. Эта религия впоследствии превратилась в одну из самых распространённых на земле.

 

Каким же образом, несмотря на жестокое преследование властями, христианство не только уцелело, но и стало официальной религией, узнаем сегодня на уроке.

План урока

  • Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса
  • Кем были первые христиане
  • Вера в различные судьбы людей после смерти

Цели урока

  • знать значение новых понятий: христианство, Мария, Иосиф, Назарет, Вифлеем, Пещера Рождества, Яхве, Мессия, Царство Божие на земле, Иуда, апостол, Нагорная проповедь, Голгофа, воскресение, верующий, Евангелие, священник, Второе пришествие, Лазарь — и применять их для раскрытия идей христианского учения
  • уметь анализировать историческую карту и соотносить с современной для описания Палестины во времена Христа и Палестины сейчас
  • уметь характеризовать явления и процессы, отражающие религиозные верования и образ жизни палестинцев
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи между разными сведениями о возникновении христианства и делать умозаключения 
    о причинах его быстрого распространения на территории империи


Проблемный вопрос 

 

По ходу изучения темы объясните, почему в одной из далёких восточных провинций Римской империи появилась вера в Царство Божие? 


Рис. 1. Палестина во времена Иисуса Христа

Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

 

Основателем христианства был проповедник по имени Иисус. Он родился в Палестине. О нём сохранились рассказы его учеников — Евангелие, — в которых переплелись правда и вымысел.

 

Узнаем некоторые из них.


Евангелие — по-гречески означает «благая весть» — рассказы об Иисусе, записанные первыми христианами.


Рис. 2. “Поклонение пастухов” Джерарда ван Хонтхорста

Более 2000 лет назад, во времена Октавиана Августа, к бедной жительнице палестинского города Назаре́т Марии явился ангел. Он возвестил Марию о том, что у неё родится сын от бога, который станет спасителем всего человечества. В это же время римские власти объявили перепись населения. Каждый был обязан записаться по месту проживания своего рода. Мария и её муж Иосиф отправились из Назарета в Вифлее́м.

Но когда они прибыли в город, случилось так, что в гостинице не оказалось свободных мест. Марии и Иосифу пришлось заночевать в пещере, которая служила хлевом для скота. Там и родился Иисус. Вместо колыбели его положили в ясли — кормушку для зверей. Место рождения Иисуса — Пещера Рождества — величайшая святыня всех христиан. На её месте был воздвигнут храм. Внутри храма то место, где Иисус появился на свет, отмечено серебряной звездой. Это не случайность. В момент рождения Иисуса на небе зажглась яркая звезда (рис. 2).

Рис. 3. Отче наш. Джеймс Тиссо

Согласно древнему иудейскому пророчеству, появление этой звезды возвещало о пришествии на землю Месси́и — спасителя народа Израиля и всех добрых людей. По этой звезде мудрецы из далёких стран, знавшие о пророчестве, пришли поклониться Спасителю мира.

 

Когда Иисус вырос, он, как и Иосиф, овладел ремеслом плотника. До тридцати лет он жил в Назарете. Но после собрал вокруг себя 12 учеников и стал ходить с ними по Палестине, проповедуя своё учение.

 

Иисус говорил, что он — Сын Божий — пришёл в мир, чтобы дать людям новые законы, научить их любви и прощению. Что близится конец мира, погрязшего во зле и пороке. Что скоро наступит день Божьего суда над всеми людьми (рис. 3). 

Рис. 4. Эль Греко. Христос, исцеляющий слепого. 1570-е годы. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Это будет Судный день: солнце померкнет, луна не даст света и звёзды упадут с неба. Начнётся великое землетрясение и польются реки огня. Все, кто не раскаялся в своих грехах, все поклоняющиеся другим богам, все злодеи будут наказаны. Но для тех, кто уверовал в Иисуса, кто страдал и был унижен, наступит Царство Божие на земле — царство добра и справедливости.

Своё учение Иисус подкреплял различными чудесами. Он воскрешал мёртвых и исцелял больных, укрощал бурю, превращал воду в вино, пятью хлебами насытил 5 000 человек, ходил по воде и делал многое другое (рис. 4).

Рис. 5. Иисус и двенадцать апостолов. Худ. Леонардо Да Винчи, XV век

У Иисуса были не только ученики и последователи, но и враги. Жрецы храма бога Яхвев Иерусалиме хотели избавиться от Иисуса. Они возмущались тем, что какого-то нищего называют Сыном Божьим. Для римлян Иисус был просто смутьяном, который своими речами подрывает власть императора. В его речах они видели оскорбление власти императора. Один из двенадцати учеников по имени Иуда, ослеплённый жаждой богатства, согласился предать Иисуса за тридцать серебряных монет.

Ночью Иуда привёл воинов в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками. Иуда подошёл к учителю и будто из любви поцеловал его. 

 

Но на самом деле это был условный знак. Воины опознали в ночной темноте Иисуса. Его арестовали и подвергли истязаниям. После римские власти осудили Иисуса на казнь. Он, как самый опасный преступник, был распят на кресте на горе Голго́фа. Друзья Иисуса сняли его тело с креста и похоронили. Но на третий день гробница оказалась пуста. Тогда же пришедшим явился ангел и возвестил о воскрешении Иисуса (то есть он ожил). После этого, сам воскресший Иисус явился своим ученикам — апостолам. Он послал их разнести его учение во все земли (рис. 5).


Нагорная проповедь Иисуса Христа

 

Однажды у подножия горы собралось множество народа. Все эти люди пришли, чтобы послушать проповедь Иисуса. Позднее эти поучения стали называть «Наго́рной проповедью».

 

Иисус говорил: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». То есть те люди, которые принимают чужую беду, как и свою, получат от бога только добро, как на земле, так и на небесах.

 

«Просящему у тебя дай и от хотящего занять не отвращайся». Имелось 

в виду, что нужно помогать всем нуждающимся, делиться с ними тем, что 

у тебя есть. При этом не хвалиться своими добрыми делами.

 

«Не противься злому». Это означало, что на зло нельзя отвечать злом. Если тебя кто-то обидел, нужно простить этого человека.

 

«Не судите, да не судимы будете». То есть в первую очередь нужно следить за своими поступками, а не за чьими-то ещё.

 

«Ищите и найдёте; стучите, и вам отворят». Это значит, что как бы ни было трудно достичь цели, нужно стараться и не опускать руки.

 

«И так во всём поступайте, как хотели бы, чтобы с вами поступали». То есть человеку нельзя обижать других людей ни словом, ни делом. А если ты желаешь себе счастья и здоровья, то желай это и другим.

 

«Нагорная проповедь» Иисуса вместе с «Десятью заповедями», которые бог дал людям через Моисея (вспомните тему «Библейские сказания»), стали основой всего христианского учения.


Вопрос 1

 

Как вы думаете, можно ли смерть Иисуса расценивать как сознательный подвиг во имя людей?

 

Прочитайте «Нагорную проповедь» Иисуса. Что в ней понятно и близко вам по духу? Что в ней было откровенным вызовом римлянам?


Кем были первые христиане?

 

Иисуса стали называть Христос, что в переводе означает «спаситель», его последователей — христианами, а религию — христианством.

 

Начали появляться проповедники, которые путешествовали по городам 

и распространяли христианское учение среди людей. Первыми христианами становились рабы и бедняки, калеки, вдовы и сироты, те, чья жизнь была наиболее суровой. Верующие христиане объединялись в общины, члены которых совместно молились, слушали чтение Евангелий, отмечали праздники.

 

Количество христиан в Римской империи стало быстро расти. Это произошло потому, что, например, римские боги помогали исключительно «своим»: римлянину помогал Юпитер, греку — Зевс, египтянину — Ра. Христиане же провозгласили, что перед Богом все равны: эллины и евреи, рабы и свободные, мужчины и женщины.

 

Римские боги были жестоки. Они ради забавы могли карать и миловать людей. При этом не было разницы, как человек себя вёл: хорошо или плохо. Христианский бог был добрым. Он говорил, что каждый верующий может войти в Царство Божие, если будет творить добрые дела.

 

В Древнем Риме царили суровые нравы. Простым людям было неоткуда ждать помощи. Христианство же учило людей помогать друг другу. Бедняк или богач — разницы не было. Помогая ближнему, человек творил добро, и, следовательно, был угоден богу.

 

Неудивительно, что римские власти враждебно относились к христианам. Ведь они выступали против всех устоев империи, отказывались чтить императоров. Христиан изгоняли из городов, избивали, бросали в тюрьмы, приговаривали к смертной казни. Но они не хотели отрекаться от своей веры. Христиане стали тайно собираться в домах единоверцев, на кладбищах, на заброшенных каменоломнях. Там они читали и обсуждали Евангелия. Выбирали священников, которые руководили их молитвами.


Вопрос 2

 

Какие группы населения стали исповедовать учение Христа и почему?


Вера в различные судьбы людей после смерти

 

Христине верили, что Иисус вознёсся на небо и что настанет день, когда он вернётся для свершения Страшного суда. Но Второго пришествия всё не было. Постепенно люди прониклись верой в то, что ещё до Страшного суда будут вознаграждены за свои страдания на земле и их души обретут рай на небе. Христиане вспоминали назидательную историю о Лазаре и богаче, когда-то рассказанную Иисусом.

Рис. 6. Лазарь. Фёдор Бронников

«Жил один богатый человек. Он одевался в великолепные одежды и каждый день устраивал роскошные пиры. A у его ворот лежал нищий по имени Лазарь. Он был весь покрыт язвами и обрадовался бы даже объедкам, падающим со стола богача. Бездомные собаки лизали его раны и язвы (рис. 6).

 

Но вот нищий умер и попал на небо. Умер и богач, его похоронили. В аду, где богач терпел мучения, он как-то поднял глаза и увидел вдали праотца Авраама и Лазаря. Он позвал: «Отец мой Авраам, сжалься надо мной и пошли Лазаря, чтобы тот обмакнул в воду кончик пальца и охладил мой язык, потому что я мучаюсь в этом огне». Но Авраам ответил: «Дитя, вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь получал только злое. Сейчас же он здесь получает утешение, а ты страдаешь».

Христиане верили, что души людей, которые в жизни переживали тяготы 

и невзгоды, страдали или болели, попадут после смерти на небо, где будут блаженствовать.


Вопрос 3

 

Как вы полагаете, откуда в христианских легендах появилась вера в загробную жизнь?


Подведём итоги

 

  • Иисус Христос был основателем христианства. Христиане считают его Сыном Божьим, который пришёл в мир, чтобы научить людей любви и прощению.
  • Христианство появилось в Палестине в I веке нашей эры.
  • Главные положения христианского учения заключены в Нагорной проповеди Иисуса и десяти заповедях, данных людям богом.
  • Христианство привлекало жителей Римской империи, так как учило равенству, давало надежду на лучшую жизнь.


Контрольные вопросы

 

1. В какой средиземноморской стране возникла вера в Иисуса Христа? Под властью какого государства находилась эта страна?

2. Чему учил Иисус Христос?

3. Какие надежды порождала у христиан назидательная история о Лазаре и богаче?

4. Почему римские власти враждебно относились к христианам? Почему христиане отказывались поклоняться римскому императору как богу?

5. Как возникли крылатые выражения «Иуда-предатель» и «тридцать сребреников»? В каких случаях их употребляют сегодня?


Предыдущий урок
Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте. Жизнь египетского вельможи
История Древнего мира
Следующий урок
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая
История Древнего мира
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • An article. Статья

    Английский язык

  • Days of the week. Дни недели

    Английский язык

  • A lot of, much, many

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке