Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Устройство Римской республики

История Древнего мира

22.02.2024
3479
0

Устройство Римской республики

Вступление

Превращение Рима из маленькой, никому не известной крестьянской общины во властелина всей Италии не только поразило его современников, но и заставило самих римлян задуматься над причинами своих побед. Римляне объясняли их идеальным политическим и общественным строем своего государства и превосходством нравов и обычаев над обычаями других народов. Они были уверены, что их город специально создан богами для того, чтобы, завоевав другие народы, установить во всём мире римский порядок.

 

Каким было управление Римской республикой? Кто обладал наивысшей властью и принимал важнейшие решения? Чем завершилось почти двухсотлетнее противостояние патрициев и плебеев, узнаем сегодня на уроке.

План урока

  • Выборы консулов и принятие законов
  • Сенат и его роль в Риме
  • Римское войско

Цели урока

  • знать значение новых понятий: Марсово поле, римское право, консул, Форум, магистраты, легионер, легион, тога, кандида, триара — и применять их для раскрытия особенностей обустройства Римской республики в эпоху античности
  • уметь характеризовать признаки устройства управления республикой
  • уметь характеризовать систему функционирования римской республиканской власти
  • уметь сопоставлять цели и результаты деятельности основных социальных групп римской республики


Проблемный вопрос 

 

Плебеи почти два века отстаивали своё право управлять государством. По ходу изучения темы подумайте, была ли возможна подобная ситуация в Египте или Месопотамии?


Выборы консулов и принятие законов

 

Как и при царях, в республиканском Риме не утихала борьба патрициев и плебеев. Первые не желали делиться своими особыми правами, особенно на управление и землю. Вторые хотели получить эти права, так как считали, что своей добросовестной службой на благо страны заслуживают этого. Завершилась эта борьба лишь в III веке до н. э. Только к этому времени плебеи стали полноправными гражданами Рима:

  • они получили право занимать высокие должности в управлении и армии;
  • плебеи вместе с патрициями принимали общие для всех законы;
  • стали законными браки между патрициями и плебеями;
  • большое значение для бедняков из числа плебеев имел закон, принятый в 326 г. до н. э., запрещавший обращать их в рабов за долги;
  • плебеи получили право пользоваться государственной землёй (ранее это дозволялось только патрициям).

Рис. 1. Выборы консулов в Древнем Риме. Современный рисунок

Важным событием в истории борьбы плебеев за свои права стало принятие «Законов двенадцати таблиц». Такое название объясняется тем, что законы были записаны на 12 медных досках. Это произошло в 451–450 годах до н. э. «Законы двенадцати таблиц» стали первыми записанными законами Древнего Рима. Они ограничивали произвол патрициев.

Управляли государством и командовали армией два консула . Они обладали равной властью, причём один из них мог отменить распоряжения другого. Для выборов консулов существовала специальная процедура тайного голосования. Ежегодно на Марсовом поле — широкой равнине, расположенной к северо-западу от Рима, — собирались все свободные граждане, каждый получал специальную табличку, на которую записывал имена тех кандидатов, которым он отдаёт свой голос, затем голосующему предлагалось пройти по узкому мостику и бросить табличку в специальную урну. После подсчёта всех голосов раздавался торжественный звук трубы и объявлялись имена двух новых консулов (рис. 1).


Вопрос 1

 

Как вы считаете, какова причина выбора двух консулов в Риме?


Рис. 2. Форум в Древнем Риме. Реконструкция

По закону стать консулом мог как богатый, так и бедный гражданин. Но за управление в Древнем Риме не платили денег. Поэтому государственные должности занимали только самые богатые патриции и плебеи. Консулы могли созывать сенат и Народное собрание, разрабатывать и предлагать новые законы, набирать воинов в армию и руководить ей, следить за работой всех должностных лиц. Каждый из консулов имел право отменить распоряжение другого. Поэтому перед тем, как что-либо решить, консулы договаривались между собой. Искали решение, которое устроило бы всех.

В случае войны один консул оставался в Риме, другой командовал войском. Если же опасность была велика, то оба консула отправлялись на войну. В таком случае они руководили армией поочерёдно.

Рис. 3. Патриций в древнеримской тоге кандиде. Современный рисунок

Для выборов народных трибунов римляне чаще всего собирались на Фо́руме — главной площади города. Здесь же консулы могли выступить с предложением нового закона. Граждане должны были без обсуждения голосовать «за» или «против». Народные трибуны также могли выступать на собрании и предлагать новые законы. Кроме того, были вправе запретить голосование, посчитав закон несправедливым (рис. 2).

 

Интересно, что выборы в Древнем Риме были очень похожи на современные. Например, желавший быть избранным гражданин начинал борьбу задолго до выборов. Согласно традициям, он надевал белоснежную тогу — символ его чистой совести (к слову, такая тога назвалась канди́да — отсюда слово «кандидат»). После отправлялся в людные места (в основном на площади и базары), где убеждал людей голосовать за него (рис. 3).


Вопрос 2

 

Каков был порядок выбора консулов?


Сенат и его роль в Риме

Схема 1. Общественное устройство и органы управления ранней Римской республики

Во времена республики сильно возросла роль римского сената. В ходе борьбы патрициев и плебеев изменился порядок его пополнения. Теперь членами сената без выборов и пожизненно становились бывшие консулы, народные трибуны и другие должностные лица ( магистраты ). Всего к III веку до нашей эры в нём заседало триста человек.

 

Сенат обладал огромной властью:

  • утверждал законы и результаты выборов;
  • мог принимать новые законы;
  • ведал казной;
  • разрабатывал планы ведения войн;
  • вёл переговоры с другими странами;
  • контролировал деятельность магистратов.

Влияние сената было столь велико по нескольким причинам. Во-первых, обычно его заседания вёл консул. Но при обсуждении вопросов он очень редко выступал против решения сенаторов. Ведь через год ему самому предстояло попасть в сенат и оставаться там до конца жизни. Во-вторых, в сенат входили бывшие магистраты (должностные лица), которые имели большой опыт в решении всех государственных дел. Но, с другой стороны, сенат ни перед кем не отчитывался за свои действия и не нёс ответственности за ошибочные решения (схема 1).


Вопрос 3

 

Рассмотрите схему на рис. 4 и подумайте, какие изменения произошли в управлении государством после изгнания царя из Рима.


Римское войско

Рис. 4. Построение римского легиона перед боем. Реконструкция

В ходе покорения Италии римляне создали многочисленную и боеспособную армию. Она делилась на легионы (от латинского слова «ле́гере» — «собирать», «набирать») (рис. 4).

 

Служба в армии была одной из основных обязанностей гражданина. Основную массу воинов-легионеров  составляли землевладельцы. Безземельных жителей долгое время не набирали в армию. Римляне считали, что бедняки не знают, что такое собственность, а значит, и сражаться им не за что (рис. 5).

 

В обычное время римляне набирали четыре легиона. В каждом легионе было около 4,5 тысяч человек: 300 из них — всадники, остальные — пешие воины. Также к легионам приписывались отряды «союзников» (из покорённых Римом земель Италии). 

В таком отряде было около 5 тысяч воинов.

Рис. 5. Обмундирование римского легионера. Современный рисунок

Во время боя легион строился в три линии. В первой — молодые воины, во второй — воины среднего возраста, являвшейся главной силой легиона, в третьей находились наиболее опытные воины, ветераны многих битв. Как правило, битва происходила следующим образом: в атаку шли воины первого ряда, но если им не удавалось добиться победы, следовал приказ к отступлению, и вперед выдвигалась вторая линия. Если же и ей не удавалось добиться желаемого результата, вперёд, сомкнув щиты, единым строем наступала третья линия. Они вступали в бой, только если первые две линии не могли одолеть врага. У римлян даже существовала пословица: «Дело дошло до триариев» ( триа́рии — это и есть воины третьей линии). Она означала, что дело доведено до крайности. Как сообщают нам древние авторы, такое построение римских войск всегда приводило к успеху, поскольку враг, преследующий отступающих, раз за разом встречал всё более грозное сопротивление. 

Римская конница во время боя защищала пехоту с флангов. При победе преследовала разбитого противника.

 

Основное вооружение римского легионера состояло из короткого меча, копья, большого изогнутого щита. На тело надевалась кольчуга без рукавов или металлический доспех. Голову воина защищал шлем.

 

В военных походах, даже останавливаясь на одну ночь, римляне строили укреплённый лагерь. В самом простом исполнении место ночёвки легиона окружалось рвом и валом, изгородью из подручных материалов. В том случае, если в лагере было нужно провести некоторое время, римляне возводили настоящую крепость, ограждённую, помимо рва и вала, частоколом со смотровыми башнями. Внутри устанавливалась палатка командующего и палатки воинов. Такой лагерь был надёжной защитой для отдыхающего войска.

Рис. 6. Военный лагерь римских легионеров. Реконструкция

В римской армии была железная дисциплина. Порядок и повиновение в ней ставились превыше всего. Так, за невыполнение приказа и бегство с поля боя полагалась смертная казнь. За менее серьёзные проступки секли розгами. Тех же, кто пытался уклониться от службы, обращали в рабство. Отличившимся воинам увеличивали долю военной добычи. Могли наградить почётным оружием или знаками отличия. Например, первому взобравшемуся на стены вражеской крепости давали венок с изображением зубчатой стены (рис. 6).


Вопрос 4

 

Сравните правила и традиции римского и греческого войска. Укажите различия в вооружении.


Подведём итоги

 

  • Основными органами управления Римской республикой были Народное собрание и сенат.
  • Ежегодно Народное собрание избирало двух консулов, которые руководили республикой.
  • Долгое время республикой управляли патриции. Плебеи не допускались на государственные должности.
  • В результате многолетней борьбы плебеи стали полноправными гражданами Рима.
  • Могущество Рима заключалось также в его дисциплинированной и непобедимой армии.


Контрольные вопросы

 

1. В чём состояли служебные обязанности консулов? Чем они занимались?

2. Как пополнялся сенат? Какими государственными делами ведали сенаторы?

3. Почему при обсуждении дел в сенате консул редко выступал против мнения большинства?

4. Объясните, почему римские консулы всегда были «послушны» сенату?

5. Какие меры наказания и поощрения применялись в римском войске?


Предыдущий урок
Древнегреческие полисы: Афины и Спарта
История Древнего мира
Следующий урок
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах
История Древнего мира
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Русские поэты о родной земле. Часть 2. А.Н. Майков, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев

    Литература

  • A lot of, much, many

    Английский язык

  • География в эпоху Средневековья

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке