Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Расцвет империи во 2 в. н.э.

История Древнего мира

15.04.2024
2098
0

Расцвет империи во II веке н. э.

Разминка

1. Установите соответствие между названиями и их значениями. 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

НАЗВАНИЕ                ЗНАЧЕНИЕ

А) Евангелие             1) город, где жила Мария, мать Иисуса

Б) апостол                  2) ученик Христа

В) Назарет                  3) записи рассказов о жизни и учении Иисуса Христа

 

 

А

Б

В

 

 

2. Каков смысл библейского выражения «поцелуй Иуды»?
1) знак искренней привязанности
2) знак измены, предательства
3) знак уважения

 

Ответ:

 

3. Установите соответствие между названиями и их значениями. 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

НАЗВАНИЕ                                    ЗНАЧЕНИЕ

А) Христос                                     1) «поцелуй Иуды»

Б) Евангелие                                2) «благая весть»

В) знак предательства              3) «избранный Богом»

 

 

А

Б

В

 

 

 

4. Каков смысл библейского выражения «тридцать сребреников»?

1) очень большая сумма денег

2) символ предательства, измены

3) символ верности, неподкупности

 

Ответ: 

 

План урока

  • Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве
  • Правление Траяна (98–117 годы н. э.)
  • Римляне строили на века

Цели урока

  • знать значение новых понятий: колоны, рабы с хижинами, Траян, даки, Дунай, водопровод, арка, бетон, колонны, Триумфальная арка, Форум Траяна — 
    и применять их для характеристики расцвета Римской империи во II веке нашей эры
  • уметь характеризовать явления и процессы, отражающие расцвет Римской империи во II веке н. э.
  • уметь делать умозаключения о причинах расцвета Римской империи, 
    о деятельности императора Траяна
  • уметь описывать архитектурные постройки Римской империи, появившиеся во времена её расцвета


Проблемный вопрос 

 

По ходу изучения темы подумайте и перечислите условия, которые обеспечили расцвет Римской империи во II веке нашей эры. 


Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве

Рис. 1. Уборка зерновых с помощью галльской жатки, I век н. э. Реконструкция

Захватив огромные территории Средиземноморья, Римская империя достигла пика своего могущества. Римские граждане становились всё богаче. Основой их благополучия были налоги, поступавшие с завоёванных территорий, а также труд миллионов рабов. Рабовладельцы постоянно нуждались в новых работниках. Поэтому войны не прекращались, но они не всегда приносили достаточное количество рабов. Труд невольников стал малоэффективным. Они часто ломали инструменты, чтобы не работать. За рабами постоянно следили надсмотрщики и заставляли их трудиться.

Римский писатель Колумелла считал, что «рабы приносят полям величайший вред. Они пасут скот плохо, дурно пашут землю. Они не заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай. Они и сами крадут зерно и от других воров плохо его сберегают».


Вопрос 1

 

Как вы думаете, почему рабы не были заинтересованы трудиться добросовестно?


Рис. 2. Колоны в Древнем Риме. Современный рисунок

На содержание рабов (охрану, питание и прочее) приходилось тратить много денег. Всё это привело к тому, что в крупных имениях урожайность виноградников, оливковых рощ и полей падала, поголовье скота уменьшалось.

 

Тогда самые дальновидные землевладельцы поступили так. Свои обширные земли они разделили на небольшие участки. Их раздали свободным беднякам. За эту землю бедняки постоянно отдавали хозяину земли часть урожая, чаще всего одну треть. Свободные бедняки, бравшие землю для обработки, получили название «коло́ны» . Это слово произошло от латинского «ко̀лонус», что значит земледелец (рис. 2).

Главное отличие колона от раба в том, что он был заинтересован вырастить хороший урожай. Трудились они намного лучше рабов. Со временем многие владельцы имений начали давать участки земли и своим рабам. Также раб получал рабочий скот и орудия труда. Такие рабы строили себе на участке хижину, им разрешалось заводить семью. «Рабы с хижинами» платили господину, как и колоны, лишь часть урожая. Всё остальное они оставляли себе. Их нельзя было продавать без тех участков земли, на которых они работали.


Вопрос 2

 

Как вы думаете, почему в период империи появилось больше крупных землевладений?


Правление Траяна (98–117 годы н. э.)

Рис. 3. Император Траян. Скульптура

В 98 году римским императором стал Трая́н . Он правил до 117 года. О его правлении историк Тацит писал следующее: «Наступили годы счастья… каждый мог думать, что хочет, и говорить, что думает». Даже через века римляне называли Траяна «лучшим из императоров» (рис. 3).

 

Чтобы понять почему, давайте вернёмся немного назад. После гибели Нерона и жестокой борьбы за власть, в Риме воцарилась новая династия Фла́виев. Из её представителей более всего известен Веспасиа́н, который мудро правил государством до 79 года. Но ни он, ни его преемники не стали (или не захотели) бороться с доносительством. Дело в том, что по закону граждане должны были сообщать в сенат или правителю о заговорах или иных угрозах государству. Но со временем эта на первый взгляд правильная норма стала средством обогащения и способом получить власть. Доходило до того, что достаточно было намекнуть императору, что любимый солдатами полководец может поднять мятеж, и того лишали жизни.

Рис. 4. Колона Траяна. Гравюра XVIII век

Или вспомните Нерона, который обвинил своих противников в том, что они его оскорбили, и приказал всех казнить. Также доносчикам доставалась часть имущества казнённого. Деньги помогали им быстро продвинуться по службе, занять высокую должность и стать сенаторами. А такие люди были опасны уже для самих императоров.

 

Поэтому Траян приказал тщательно проверять информацию о заговорах. 

 

При нём прекратились казни по ложным доносам. В назидание остальным Траян приказал схватить известных всему Риму доносчиков и посадить их на наскоро сколоченные корабли. Эти суда вывели в открытое море и предоставили волнам 

и ветру. Дальнейшая их судьба неизвестна. 

Подданные любили Траяна. В отличие от своих предшественников, предпочитавших передвигаться по Риму на носилках, Траян всегда ходил пешком (рис. 4).

 

Траян был выдающимся полководцем. При нём были сделаны последние в истории Рима завоевания. Траян подчинил племена да́ков , живших по левому берегу реки Дунай . В 106 году богатая золотом и серебром Дакия стала римской провинцией. В это же время римляне подчинили часть Ара́вии (рис. 5).

Рис. 5. Римская империя при императоре Траяне

Затем Траян двинул войска на восток против Парфянского царства. Римлянам удалось подчинить всё Междуречье вплоть до Персидского залива, Армении.

 

По легенде, стоя на берегу моря, Траян увидел плывущий на восток корабль и сказал: «Если бы я был молодым, я отправился бы в Индию». 

 

Но вскоре в тылу римских войск восстали покорённые народы. Траян был вынужден повернуть назад. На обратном пути он заболел и умер.

 

Правившие после его смерти императоры отказались от дальнейших завоеваний. Римская империя перешла к обороне своих границ. Тем не менее к 117 году Римская империя включала в себя большую часть известных в то время стран.


Вопрос 3

 

Используя карту на рис. 5, докажите, что Траяну удалось ненадолго вернуть Риму часть прежних владений, а также былое могущество.


Римляне строили на века

Рис. 6. Римский акведук, сохранившийся до наших дней. 

Современная фотография

В провинциях римляне устанавливали свою власть не только силой оружия. 

Они основали множество городов. Некоторые из них выросли в столицы современных европейских стран. Например, Париж — это прежний римский город Люте́ция. Вена — Виндобо́на. Лондон — Лонди́ниум.

 

Римляне прославились как искусные инженеры и строители. Для снабжения Рима и других городов водой они строили многочисленные акведу́ки — водопроводы (рис. 6). Делалось это так. На возвышенностях (в горах, на высоких холмах) разыскивали источники воды. 

Рис. 7. Триумфальная арка Траяна, сохранившаяся до наших дней. Современная фотография

От них укладывали трубы, по которым вода текла под небольшим уклоном. Для перевода труб через низины и реки возводили мосты с множеством полукруглых арок. Римляне заботились о чистоте своей столицы. Ещё в царском Риме была построена первая канализация. 

 

При Траяне в Остии (главном порту Древнего Рима) была построена новая гавань, у пирса которой мог бы пришвартоваться такой корабль, как «Титаник».

Римляне изобрели смесь, похожую на современный бетон . При строительстве здания они выкладывали на небольшом расстоянии друг от друга две тонкие стенки из кирпича или камня. Пространство между ними заполняли бетоном: смесью мелких камешков и песка с раствором извести. Через некоторое время бетон затвердевал, получалась прочная стена. Применение бетона позволяло строить быстро и дёшево.

 

Поэтому в городах империи возводились многочисленные общественные здания,

такие как храмы, амфитеатры, театры, бани (те́рмы), по́ртики . В память об одержанных победах воздвигали колонны и триумфальные арки (hис. 7).

Рис. 8. Форум Траяна. План

Масштабное строительство велось и в самом Риме. По приказу Траяна перестроили одну из площадей города.

 

Она получила название Форум Траяна . На этой площади находилась памятная колонна , поставленная в честь побед императора над даками. Вся она была покрыта рельефами, изображающими эпизоды Дакийских войн. Колонна Траяна до сих пор украшает город Рим (рис. 8).

Рим времён Траяна производил неизгладимое впечатление на путешественников. Один из них писал: «Чужестранцы, побывавшие в этой столице мира, с восторгом рассказывали землякам о великолепных зданиях, поражавших их своим величием и красотой, о величавых форумах, о триумфальных арках, которые повествовали 

о победах и завоеваниях Рима».


Вопрос 4

 

Поясните, как открытие бетона повлияло на архитектуру, бытовую сторону жизни римлян.


Подведём итоги

 

  • Во II веке в сельском хозяйстве Римской империи почти перестали использовать рабский труд. Теперь богачи отдавали свою землю 
    в пользование колонам.
  • Римский император Траян правил с 98 по 117 годы. Сами римляне называли его «лучшим императором».
  • Траян прославился как справедливый правитель и успешный завоеватель.
  • Римляне были искусными инженерами и строителями. Они строили на века. Их сооружения до сих пор восхищают своим масштабом и величием.


Контрольные вопросы

 

1. Почему в I–II веках н. э. сократились доходы от имений в Италии и провинциях?

2. Как владельцы имений создавали у работников заинтересованность в результатах труда?

3. Кто и почему лучше работал: закованный в кандалы раб или «раб с хижиной»?

4. Почему доносчиков ненавидели? Как в Риме было покончено с ними?

5. Какие постройки римлян вы запомнили? Каково было их назначение?

6. При каком императоре и где были сделаны последние в истории Рима завоевания?


Ответы

1. Ответ:

 

А

Б

В

3

2

1

 

2. Ответ: 2.

 

3. Ответ: 

 

А

Б

В

3

2

1

 

4. Ответ: 2.


Предыдущий урок
Государство на берегах Нила
История Древнего мира
Следующий урок
Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований
История Древнего мира
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • В.А. Жуковский. Баллада. «Кубок»

    Литература

  • Could - глагол can в прошедшем времени

    Английский язык

  • Стороны горизонта. Ориентирование

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке