Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на восток. В Александрии Египетской

История Древнего мира

Города Эллады подчиняются Македонии

Вступление

Деятельность афинского стратега Перикла, стремящегося объединить всю Грецию, завершилась продолжительной Пелопоннесской войной, во время которой Эллада была разделена на два лагеря. Одни полисы выступили на стороне Афин, образовав Афинский морской союз, другие поддержали Спарту, создав Пелопоннесский союз. В результате междоусобной войны между Афинами и Спартой, продолжавшейся 27 лет с 431 года до н. э., безоговорочную победу одержали спартанцы.

 

Война была очень жестокой. Погибло большое количество людей, греческие города были разграблены и уничтожены, в Афинах началась эпидемия чумы. Это сопровождалось переворотами и сменой правителей. Греция пришла в упадок.

 

Победители, захватив города, наложили на них тяжёлую дань, окончательно разорившую земледельцев и ремесленников. В сложившихся условиях греки не заметили, что на севере набирает силу новый враг — Македония.

 

Как возвысилось Македонское царство, каким был его правитель Филипп II и как македонской армии удалось подчинить себе греческие города, узнаем сегодня на уроке.

План урока

  • Македонский царь Филипп стремится покорить соседей
  • Потеря Грецией независимости
  • Приход к власти Александра

Цели урока

  • знать значение новых понятий: междоусобные войны, Македонское царство, Филипп, сарисса, Александр Македонский, башня на колёсах, Исократ, Демосфен, Херонея — и применять их для раскрытия особенностей процесса подчинения Эллады Македонии
  • уметь анализировать причины ослабления греческих полисов в конце V–IV веков до н. э., процесс противоборства Греции и Македонии
  • уметь определять последствия поражения греков в битве при Херонее, составлять исторический портрет Филиппа II


Проблемный вопрос 

 

По ходу изучения темы подумайте, каким образом разобщённость греческих полисов и самих греков сделала Грецию лёгкой добычей для Филиппа Македонского?


Македонский царь Филипп стремится покорить соседей

Рис. 1. Древняя Македония в IV в. до н. э. Рис. 1. Древняя Македония в IV в. до н. э.

Между Балканскими горами и северо-западным берегом Эгейского моря располагалась древняя страна — Македония (рис. 1). В середине IV в. до н. э. царём Македонии — государства, расположенного к северу от Греции, сделался Филипп II (рис. 2). Это был умный и энергичный правитель, очень жестокий и властный. Он твёрдо решил подчинить Грецию. Пользуясь слабостью и ссорами греков, Филипп II захватил богатые золотом владения афинян на северном побережье Эгейского моря. Затем пали важные для торговли с побережьем Чёрного моря и для переправы в Азию города у проливов. Противники македонского царя в Афинах надеялись поднять народ против Филиппа II и объединить для борьбы греческие города. Но Афины уже не имели прежнего влияния. В Греции у Филиппа II было немало сторонников, которые считали, что только он может силой прекратить бесконечные войны между греками. А помочь восстановлению Греции после Пелопоннесской войны может победоносная война против Персии. Они были готовы признать власть Филиппа II, чтобы тот возглавил греков в этой войне.

Рис. 2. Филипп II Македонский. Голова древнегреческой статуи Рис. 2. Филипп II Македонский. Голова древнегреческой статуи

Добиться таких побед Филиппу удалось благодаря его армии. Состояла она из конницы и пехоты. На конях в войске Филиппа можно было увидеть представителей знати. Во время битвы их защищал шлем и панцирь. В пехоту набирали простых крестьян и пастухов. Они были вооружены удлинёнными копьями — сари́ссами , длина которых достигала 6–7 метров.

 

Филипп был знаком с греческим построением войск — фала́нгой . В своей армии он решил её усовершенствовать. Воины в первых рядах держали копья обеими руками, направив их на противника. Остальные клали копья на плечи впереди стоящих. Количество рядов в македонской фаланге было увеличено с 9 до 16, чтобы обеспечить ещё большую ударную силу. Таким образом, она оказывалась неуязвимой, к тому же была очень быстрой и подвижной (рис. 3). 

Рис. 3. Македонская фаланга Филиппа II. Современный рисунок Рис. 3. Македонская фаланга Филиппа II. Современный рисунок

Плута́рх так писал: «Фаланга похожа на могучего зверя; она неуязвима, пока представляет собой единое тело, но, если её расчленить — лишается силы, потому что сильны они не каждый сам по себе, а взаимной поддержкой».

Вообще, воины Филиппа отличались прекрасной выучкой. У них был очень суровый режим. Ежедневные изнурительные упражнения и жёсткая дисциплина закаляли воинов. Иногда устраивались сложные переходы на далёкие расстояния, чтобы воины были более выносливыми. Ведь в военном походе они сами несли запас продуктов на 30 дней. Этим сокращалось количество слуг и продовольственных обозов, что уменьшало расходы.

Рис. 4. Македонская осадная башня. </p><p>Современный рисунок Рис. 4. Македонская осадная башня. 

Современный рисунок

Ещё одним новшеством стали осадные машины , или башни на колесах. Раньше, чтобы взобраться на городские стены, использовали лестницы. Но это было ненадёжно, ведь лестницу всегда можно было столкнуть. Тогда были созданы специальные осадные башни. Высота их достигала 50 метров, а ширина — 10 метров. Чтобы защитить от огня, башни покрывали специально обработанной кожей. Под нижним ярусом были колеса. Башню подкатывали к стене, перекидывали мостики, и воины попадали в город. В это время с её этажей лучники вели обстрел. Македонская армия использовала и метательные орудия.

 

Филипп, имевший столь могучее войско, решил захватить греческие города (рис. 4). Помимо военной мощи ему помогала ещё и хитрость. Он всегда мог договориться с противником или подкупить его. Филипп говорил: «Осёл, нагруженный золотом, возьмёт любую крепость».


Вопрос 1

 

Как вы думаете, почему греки отстояли независимость в борьбе с могущественной Персией, а спустя столетие оказались под властью Македонии?


Потеря Грецией независимости

 

Подготовив, таким образом, армию, Филипп приступил к завоевательным походам. Одной из первых была захвачена Фракия — страна, расположенная к востоку от Македонии, известная своими золотыми рудниками. Владение столь богатой территорией дало Филиппу возможность начать подготовку к войне с Грецией.

 

В это время в Греции продолжались междоусобные войны, которые не прекратились даже после известий об удачных действиях Филиппа. Пользуясь этой ситуацией, македонский царь начал добиваться влияния на Грецию.

Рис. 5. Демосфен. Древнегреческая статуя Рис. 5. Демосфен. Древнегреческая статуя

В результате активных действий Филиппа в Греции появились его сторонники и противники. Сторонников возглавлял известный оратор Исократ , полагавший, что лучше подчиниться македонянам, чем продолжать междоусобные войны. Противников возглавлял оратор Демосфен , который ездил по Греции, призывал её жителей к борьбе за свободу и независимость, произносил обличительные речи, называемые «филиппиками», направленными против македонского царя. И те, и другие имели множество сторонников по всей Греции, поэтому, когда в 339 г. до н. э. Филипп занял Фермопильское ущелье, сильное противодействие ему оказать не смогли (рис. 5). 

 

2 августа 338 года до н. э. объединённое войско афинян и фиванцев встретилось с македонским возле селения Хероне́я . Силы были примерно равны, оба войска насчитывали около 30 тысяч воинов.

Рис. 6. Македонская фаланга перед боем. Современный рисунок Рис. 6. Македонская фаланга перед боем. Современный рисунок

Левым флангом македонцев командовал молодой сын Филиппа Александр. На правом фланге был сам царь, который решился на военную хитрость. Филипп приказал воинам начать ложное отступление. Афиняне решили, что им удалось победить македонское войско и с криком «Погоним их до сердца Македонии!» устремились вслед. В этот момент по ним ударил отряд Александра. Видя это, Филипп бросил свои войска в атаку и быстро обратил врагов в бегство. Фиванцы, боясь попасть в окружение, бежали с поля боя. Македонские войска добились безоговорочной победы. Радуясь успеху, Филипп устроил пир прямо на поле битвы среди поверженных врагов.

Битвой при Херонее  завершилось завоевание Греции Македонией. Все греки, и в первую очередь, афиняне, ждали кровавой расправы и заранее оплакивали свои древние города. Но Филипп обошёлся с побеждёнными удивительно мягко. Царём всей Греции он себя не объявил, но пообещал не вмешиваться во внутренние дела греков. Он предложил им общегреческий союз, а сам стал его предводителем и главнокомандующим. Началась подготовка македонян и греков к походу на персов.


Вопрос 2

 

Объясните, каковы различия во взглядах Исократа и Демосфена? К чему призывал каждый из них?


Приход к власти Александра

Рис. 7. Александр Македонский. Древнегреческая статуя Рис. 7. Александр Македонский. Древнегреческая статуя

Возглавить поход на персов должен был Филипп Македонский. Однако сделать это ему не удалось. В 336 году до нашей эры в Македонии праздновали свадьбу дочери Филиппа. На праздник съехалось много гостей. Выступали актёры и музыканты. На последний день в театре были запланированы торжественные игры. Рано утром началось шествие, в котором принимали участие Филипп и его сын Александр . Их окружала многочисленная стража. Как только царь вошёл в ворота, толпа начала его приветствовать криками. И в этот самый момент один из воинов Филиппа бросился к нему и вонзил в царя меч. Филипп Македонский погиб, а его место занял новый правитель, которого ждала огромная слава. Им стал Александр Македонский, который решил продолжить дело своего отца и возглавить поход в Азию (рис. 7).


Вопрос 3

 

Предположите, кто был заинтересован в убийстве Филиппа?


Подведём итоги

 

  • В конце V — начале IV вв. до н. э. Греция находилась в состоянии междоусобной войны, приведшей к её упадку.
  • Новым врагом Греции стала Македония, которой правил царь Филипп II.
  • Благодаря военной реформе, направленной на усиление армии, а также обогащение Македонии, царю Филиппу удалось подчинить себе почти всю Грецию.


Контрольные вопросы

 

1. Какие войны называются междоусобными? Почему они ослабляли Грецию?

2. Что представляла собой армия Филиппа Македонского?

3. Какую роль в битве при Херонее сыграл юный сын Филиппа?

4. При каких обстоятельствах Александр стал царём Македонии?


Следующий урок
Афинское образование и театр
История Древнего мира
  • Способы словообразования. Словообразовательный разбор слова

    Русский язык

  • Правописание гласных в корне слова

    Русский язык

  • Н.В. Гоголь. «Заколдованное место»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке