Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Греки и критяне. Микены и Троя

История Древнего мира

18.04.2024
3920
0

Греки и критяне

Разминка

Повторение и обобщение по темам «Индия и Китай древности»

 

Задание 1. Классификация понятий. Распределите термины и понятия в соответствующих столбцах таблицы.

 

Индия

Китай

 

Шахматы, каллиграфия, каменные головы, цифры, «Рамаяна», компас, приручение слона, иглоукалывание, водопровод и канализация, индуизм, Веды, шёлк, конфуцианство, хлопковая ткань, «Махабхарата», иероглифическая письменность, сахар, буддизм, бумага, санскрит.

 

Задание 2. Ответьте на вопросы.

 

  1. Как индийцы объясняли возникновение варн?
  2. Как вера в переселение душ вынуждала индийцев заботиться о своих поступках и поведении?
  3. Какой народ придумал шахматы и цифры, которые мы называем арабскими?
  4. В каких странах древности научились изготовлять шёлковые и хлопковые ткани? Где были изобретены бумага и компас?

Задание 3. Заполните сравнительную таблицу.

 

Вопросы для сравнения

Древняя Индия

Древний Китай

Местоположение

Известные правители

Религии 

Устройство общества

Письменность

Достижения

 

Вот и закончено знакомство с древнейшими цивилизациями Древнего Востока. Их история своеобразна и часто загадочна, а культурное наследие народов поистине бесценно. 

 

Сегодня вы приступаете к изучению истории Древней Греции. Её называют колыбелью западной цивилизации. Религия, культура и философия, созданные греками около 2,5 тысяч лет назад, стали примером для последующих цивилизаций. Архитектура и скульптура Древней Греции на протяжении многих столетий являются образцом искусства. Именно древние греки ввели понятие «демократия», придумали театр, провели первые в истории Олимпийские игры. И даже первый в мире туристический путеводитель появился здесь. Назывался он «Описание Эллады» и приглашал посетить самые интересные места. Давайте и мы отправимся в путешествие по увлекательной истории Древней Греции.

 

План урока

  • Природа и население Древней Греции
  • Миф о Тесее и Минотавре
  • На Древнем Крите
  • Гибель Критского царства

Цели урока

  • знать значение новых понятий: Балканский полуостров, Крит, Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Тесей, Минотавр, Эгей, Лабиринт, Минос, нить Ариадны, Дедал, Икар, Кносс, световые колодцы, критяне, Фера и применять их для раскрытия особенностей истории и культуры Древней Греции
  • уметь характеризовать особенности природных условий и местоположения острова Крит
  • уметь характеризовать особенности исторических событий и явлений на примере греческой мифологии


Вопрос 1

 

По ходу изучения темы подумайте, в чём состояли особенности культуры греков в этот период?


Природа Древней Греции

 

В силу природных условий Греция разделена на изолированные друг от друга области. Большая часть страны расположена на юге Балканского полуострова , но, кроме того, греческие племена проживали на близлежащих островах и западной части побережья Малой Азии.

Рис. 1. Карта Древней Греции

Греция омывается тремя морями: на западе Ионическим, на юге Средиземным, а на востоке Эгейским. Берега полуострова гористые, сильно изрезанные, с редкими островками плодородной почвы. Крупных рек на полуострове нет. Лето здесь жаркое и засушливое, плодородных земель мало. По берегам расположены удобные бухты. Вокруг них множество островов, и самый большой из них Крит . Ещё на заре истории в Греции стало развиваться морское дело: торговля и рыбная ловля (рис. 1).

 

На Балканском полуострове росли дубы, кипарисы, орехи, каштаны, лавр. Если быть неосторожным и уйти далеко от города, можно было встретить медведя, лису, кабана, волка. В горах встречались месторождения железа, меди, серебра, а также залежи мрамора, строительного камня и красной глины.

Рис. 2. Гора Олимп. Современный вид

Балканская Греция делилась на три части: Северную, Среднюю и Южную. Северная Греция отличалась суровым горным климатом. Здесь на вершине самой высокой горы Олимпа никогда не таял снег и, по легендам, обитали греческие боги (рис. 2). Из Северной Греции в Среднюю Грецию вёл узкий проход, пролегавший между горами и морем. Важнейшая область Средней Греции Аттика . Именно здесь находился самый знаменитый город Древней Греции Афины . В Южной Греции расположен полуостров Пелопоннес . На нём находилось греческое государство Спарта , прославившееся своими храбрыми воинами.

Строились и первые города. Самыми крупными из них были Мике́ны , Тири́нф , Пи́лос . События, о которых мы поговорим далее, происходили на острове Крит. Люди заселили его давно, однако точно неизвестно, откуда они пришли. Может быть, из Азии, может быть, из Греции, а может, даже из Египта. Одно мы знаем точно, что около 2000 года до н. э. здесь существовала развитая цивилизация. Жители Крита были хорошими мореплавателями, они вели торговлю с греческими городами. 

 

Правил всеми могущественный царь, который жил в большом городе Кносс . Здесь находился его дворец. Только представьте себе: во дворце было более чем полторы тысячи комнат. И в нём жил один из самых известных критских царей Ми́нос . Пришла пора заглянуть в мифы и узнать о нём больше. 


Вопрос 2

 

Используя карту на рис. 1, опишите местоположение Древней Греции. Объясните, какую роль играло море в жизни древних греков?


Миф о Тесее и Минотавре

 

У Царя Миноса был сын Андроге́й. И однажды он поехал в Афины, чтобы поучаствовать в спортивных соревнованиях. Он оказался победителем, но афинский царь Эге́й предложил ему побороться с диким быком. В этой неравной схватке Андрогей погиб. Опечаленный Минос хотел уничтожить город, но жители Афин уговорили его не делать этого. Тогда он наложил на афи́нян дань. Каждые 

9 лет они должны были присылать на Крит 7 юношей и 7 девушек. Минос их помещал в лабиринт с большим количеством запутанных ходов, где жил ужасный получеловек-полубык Минота́вр . Юноши и девушки не могли оттуда выбраться и становились жертвами Минотавра.

 

Когда в третий раз явились послы с Крита за данью, сын Эгея Тесе́й решил поехать вместе с жертвами и убить Минотавра. Этим он бы избавил афинян от ужасной дани. Старый царь Эгей не хотел отпускать своего сына, но Тесей был неумолим. В путь они отправились на корабле с чёрными парусами. Но взяли с собой и белые, которые должны были послужить знаком для Эгея, что всё завершилось благополучно. Тесей уплыл, а его отец остался ждать на берегу.

Рис. 3. Ариадна отдаёт Тесею клубок нитей. Древнегреческая роспись

Когда Тесей высадился на берегах Крита, его увидела дочь царя Миноса Ариа́дна и влюбилась с первого взгляда. Узнав, что Тесей хочет победить Минотавра, она решила помочь ему. Девушка обратилась за помощью к строителю Лабиринта знаменитому мастеру Дедалу, который сам был родом из Афин. По его совету Ариадна дала герою клубок ниток, которым он мог отмечать пройденный путь. Ещё она ему отдала меч для сражения с быком (рис. 3).

Рис. 4. Тесей убивает Минотавра в Лабиринте. Древнегреческая мозаика

Пройдя по запутанным ходам лабиринта, афиняне увидели Минотавра. Он был страшен, но Тесей не испугался и вступил с ним в схватку. С помощью волшебного меча герой одолел быка. Следуя по пути, отмеченному нитью, юноши и девушки вышли из лабиринта (рис. 4).

 

Выражение «нить Ариа́дны» мы употребляем до сих пор, чтобы сказать о том, что нам помогло найти выход из трудной ситуации. Ариадна решилась плыть в Афины вместе с Тесеем. По дороге домой греки так радовались своему спасению, что Тесей забыл поднять белый парус как знак того, что он жив и всё завершилось благополучно. Его отец, Эгей, увидел приближающийся корабль с чёрными парусами. Решив, что его сын пал, царь бросился со скалы в море и погиб. В память о нём море было названо Эгейским.


Вопрос 3

 

Объясните, почему Тесей образец, символ самоотверженности и мужества? Докажите или опровергните это.


На древнем Крите

Рис. 5. Кносский дворец. Современная фотография

Долгое время никто не верил, что могущественные Афины могли подчиниться Криту, пока в 1900 году широкомасштабные раскопки, предпринятые на острове английским археологом Артуром Эвансом, не подтвердили описанные в легенде события. Был найден город Кносс и огромный дворец, состоявший из массы помещений, окружавших обширный центральный двор. Соединённые множеством переходов, коридоров и лестниц, они поразительно напоминали лабиринт из древнегреческого мифа о Тесее. Окон во дворце почти не было: солнечный свет и воздух поступали через  световые колодцы  специальные отверстия в крыше. Это спасало от изнуряющей жары летом и холодных ветров зимой (рис. 5).

Археологами установлено, что в III–II тыс. до н. э. на острове построили большие города с богатыми каменными домами и хижинами бедняков. На острове были развиты ремёсла и земледелие, создана письменность. Культура Крита оказывала огромное влияние на культуру материковой Греции, формируя её неповторимый облик. 

Рис. 5. Соревнования с быками. Фреска Кносского дворца

Выяснилось также, что на Крите проводились необычные и популярные спортивные соревнования. Юноши и девушки перепрыгивали через рога быка (рис. 6). На острове существовал культ этого животного, ему приносили жертвы. 

А царь во время торжественных мероприятий надевал маску быка. Благодаря изображениям в Кно́сском дворце , стали известны растения и животные, которые обитали на Крите. Узнали о внешности критян: они были заметно выше и сильнее греков.

Дворцы существовали не только в Кноссе, ещё их строили в Гу́рнии, Ма́лии и других городах. Обратите внимание на тот факт, что города и поселения на Крите не имели укреплений. Дело в том, что жители не боялись нападения и чувствовали себя в безопасности, так как их охранял мощный флот. Между городами строились широкие и хорошие дороги, по которым ездили торговцы.


Вопрос 4

 

Что помогало царям Крита властвовать на всём Эгейском море? 


Гибель Критского царства

 

Критская цивилизация процветала и была очень могущественной. Однако 

в XV веке до н. э. случилось так, что она полностью исчезла. Произошло это после страшного землетрясения, вызванного извержением вулкана на острове Фера (другое название Санторин). Остров засыпало пеплом, затем появились огромные волны цунами, смывающие всё на своем пути. Здания были уничтожены. Большинство людей погибло, оставшиеся в живых спасались бегством в другие земли. От городов, дорог, флота не осталось и следа. А на Крит стали переселяться греки.


Вопрос 5

 

Какая природная катастрофа привела к гибели критскую цивилизацию? Какие последствия имело это событие? 


Подведём итоги

 

  • Балканский полуостров стал местом зарождения древнегреческой цивилизации.
  • Его жители называли себя эллинами, а государство Элладой.
  • Одно из первых государств возникло на острове Крит.
  • Самого известного критского царя звали Минос. О нём мы можем узнать из мифов и Тесее и Минотавре, а также Дедале и Икаре.
  • Критская цивилизация была очень развитой, но погибла после извержения вулкана на острове Фера.


Контрольные вопросы

 

1. Где возникли первые государства на территории Древней Греции?

2. Что представлял собой дворец в Кноссе?

3. Как вы думаете, можно ли считать мифы историческими источниками?


Миф о Дедале и Икаре

 

Царь Минос догадался, кто помог бежать Ариадне и Тесею: 

— Ты предал меня, Дедал, и будешь казнён! А тайком не уплывёшь: береговая стража надёжна! 

Дедал тотчас разыскал своего сына Икара:

— Царь угрожает расправой!

— Мы погибли, отец, путей к спасению нет: суша и море принадлежат Миносу!

— Ты забыл про воздух, сын мой! — ответил Дедал и сразу же приступил к работе. Из перьев, ниток и воска сделал он для себя и Икара огромные крылья. А когда всё было готово к полёту, старый мастер предостерёг сына:

— Мы полетим между морем и небом. Не спускайся к воде, Икар, солёные брызги намочат крылья. И к солнцу не приближайся: его лучи растопят воск, скрепляющий перья. 

Взлетели они, подобно птицам. И вот уже далеко позади царство жестокого Миноса. Увлечённый полётом, Икар забыл совет отца и взвился высоко к солнцу. Растаял воск, и разлетелись перья, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремительно стал он падать вниз... 

— Икар мой, где ты, Икар?! — кричал обезумевший отец. Но ответа не было. Только перья покачивались на волнах.


Предыдущий урок
Устройство Римской республики
История Древнего мира
Следующий урок
Военные походы фараонов. Религия Древних Египтян
История Древнего мира
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Греко-персидские войны

    История

  • An informal email - giving news. Неформальное электронное письмо - сообщаем новости

    Английский язык

  • Обстоятельство

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке