- Классификация оснований
- Химические свойства оснований
- обобщить и систематизировать знания о классификации оснований
- изучить химические свойства растворимых и нерастворимых оснований
- Какие вещества называются основаниями?
- Назовите общую формулу гидроксидов.
- Какие бывают основания?
Классификация оснований
Продолжаем наше знакомство с классом оснований (гидроксиды). Что, кроме названий и классификации, мы должны знать об этом классе веществ? Конечно же, свойства веществ, а также с какими классами веществ могут вступать в реакции основания.
Классификация гидроксидов по кислотности (по количеству гидроксогрупп)

Химические свойства оснований
I. Растворимые основания – щелочи (р. о.)
- Действие индикатора
Рис. 1. Фенолфталеин в щелочной среде
Фактически с индикатором взаимодействуют гидроксид-ионы, содержащиеся в растворе любой щёлочи. При этом протекает химическая реакция с образованием нового продукта, признаком протекания которой является изменение окраски вещества.
+ лакмус → синий
+ фенолфталеин → малиновый
+ метилоранж → жёлтый
- Р. о. + кислотный оксид = соль + вода
- Р. о. + кислота = соль + вода
Реакция нейтрализации — частный случай реакции обмена: при взаимодействии щелочи и кислоты образуются соль и вода.
4. Р. о. + соль = новый гидроксид + новая соль

Реакция обмена между основанием и солью возможна в том случае, если оба исходных вещества растворимы, а в результате образуется хотя бы одно нерастворимое вещество (выпадает осадок).
Выпадает бурый осадок гидроксида
железа (III).
II. Нерастворимые основания (н. о.)
- Н. о. + кислота = соль + вода
- Разложение нерастворимых оснований при нагревании
Пример 1
Среди указанных веществ выберите лишнее и обоснуйте свой выбор: КOH, NaOH, Ва(ОН)2, Fe(OH)2.
Решение:
Fe(OH)2 — лишнее в списке веществ, так как согласно таблице растворимости оно является нерастворимым основанием.
Пример 2
Допишите уравнение реакции: 2NaOH + CuSO4 →
Решение:
В результате взаимодействия щёлочи с растворимой солью протекает реакция обмена: сложные вещества обмениваются своими составными частями, в результате образуется новая соль и нерастворимое основание.
2NaOH + CuSO4 → Na2SO4 + Cu(OH)2
Упражнение 1
- Вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке: Fe(ОН)2, NaOH, Сu(ОН)2, Zn(ОН)2.
- Допишите уравнение реакции: K2CO3 + Ca(OH)2 →
Пример 3
Определите объём оксида серы (IV), который вступил в реакцию со 160 г 5%-го раствора гидроксида лития, если образовался сульфит лития?
Решение:
Оформляем условия задачи в виде «дано» и «найти»:
Дано:
m(LiOH)р-р = 160 г
ω(LiOH) = 5% = 0,05
Найти: V(SO2)
Составляем соответствующее уравнение реакции:
Вычисляем массу гидроксида лития в растворе:
p-paг г
Тогда количество вещества щёлочи:
моль
По уравнению реакции на 2 моль гидроксида приходится 1 моль сернистого газа, следовательно:
моль
Находим объём оксида серы (IV):
моль л/моль л
Ответ: 3,81 л
Упражнение 2
Определите объём хлороводорода, который пропустили через 280 г 10%-го раствора гидроксида калия для получения соли.
Контрольные вопросы
- Как по числу гидроксогрупп классифицируют основания?
- С какими соединениями могут реагировать щёлочи?
- С какими соединениями могут реагировать нерастворимые основания?
Упражнение 1
- — растворимое основание.
Упражнение 2
Ответ: 11,2 л
- Классификация оснований
- Химические свойства оснований
- обобщить и систематизировать знания о классификации оснований
- изучить химические свойства растворимых и нерастворимых оснований
- Какие вещества называются основаниями?
- Назовите общую формулу гидроксидов.
- Какие бывают основания?
Классификация оснований
Продолжаем наше знакомство с классом оснований (гидроксиды). Что, кроме названий и классификации, мы должны знать об этом классе веществ? Конечно же, свойства веществ, а также с какими классами веществ могут вступать в реакции основания.
Классификация гидроксидов по кислотности (по количеству гидроксогрупп)

Химические свойства оснований
I. Растворимые основания – щелочи (р. о.)
- Действие индикатора
Рис. 1. Фенолфталеин в щелочной среде
Фактически с индикатором взаимодействуют гидроксид-ионы, содержащиеся в растворе любой щёлочи. При этом протекает химическая реакция с образованием нового продукта, признаком протекания которой является изменение окраски вещества.
+ лакмус → синий
+ фенолфталеин → малиновый
+ метилоранж → жёлтый
- Р. о. + кислотный оксид = соль + вода
- Р. о. + кислота = соль + вода
Реакция нейтрализации — частный случай реакции обмена: при взаимодействии щелочи и кислоты образуются соль и вода.
4. Р. о. + соль = новый гидроксид + новая соль

Реакция обмена между основанием и солью возможна в том случае, если оба исходных вещества растворимы, а в результате образуется хотя бы одно нерастворимое вещество (выпадает осадок).
Выпадает бурый осадок гидроксида
железа (III).
II. Нерастворимые основания (н. о.)
- Н. о. + кислота = соль + вода
- Разложение нерастворимых оснований при нагревании
Пример 1
Среди указанных веществ выберите лишнее и обоснуйте свой выбор: КOH, NaOH, Ва(ОН)2, Fe(OH)2.
Решение:
Fe(OH)2 — лишнее в списке веществ, так как согласно таблице растворимости оно является нерастворимым основанием.
Пример 2
Допишите уравнение реакции: 2NaOH + CuSO4 →
Решение:
В результате взаимодействия щёлочи с растворимой солью протекает реакция обмена: сложные вещества обмениваются своими составными частями, в результате образуется новая соль и нерастворимое основание.
2NaOH + CuSO4 → Na2SO4 + Cu(OH)2
Упражнение 1
- Вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке: Fe(ОН)2, NaOH, Сu(ОН)2, Zn(ОН)2.
- Допишите уравнение реакции: K2CO3 + Ca(OH)2 →
Пример 3
Определите объём оксида серы (IV), который вступил в реакцию со 160 г 5%-го раствора гидроксида лития, если образовался сульфит лития?
Решение:
Оформляем условия задачи в виде «дано» и «найти»:
Дано:
m(LiOH)р-р = 160 г
ω(LiOH) = 5% = 0,05
Найти: V(SO2)
Составляем соответствующее уравнение реакции:
Вычисляем массу гидроксида лития в растворе:
p-paг г
Тогда количество вещества щёлочи:
моль
По уравнению реакции на 2 моль гидроксида приходится 1 моль сернистого газа, следовательно:
моль
Находим объём оксида серы (IV):
моль л/моль л
Ответ: 3,81 л
Упражнение 2
Определите объём хлороводорода, который пропустили через 280 г 10%-го раствора гидроксида калия для получения соли.
Контрольные вопросы
- Как по числу гидроксогрупп классифицируют основания?
- С какими соединениями могут реагировать щёлочи?
- С какими соединениями могут реагировать нерастворимые основания?
Упражнение 1
- — растворимое основание.
Упражнение 2
Ответ: 11,2 л