Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Конспект урока: Основания, их классификация и химические свойства

Состав и классификация химических соединений

26.07.2025
3372
0

Основания, их классификация и химические свойства

План урока

  • Классификация оснований
  • Химические свойства оснований

Цели урока

  • обобщить и систематизировать знания о классификации оснований
  • изучить химические свойства растворимых и нерастворимых оснований

Разминка

  • Какие вещества называются основаниями?
  • Назовите общую формулу гидроксидов.
  • Какие бывают основания?

Классификация оснований

Продолжаем наше знакомство с классом оснований (гидроксиды). Что, кроме названий и классификации, мы должны знать об этом классе веществ? Конечно же, свойства веществ, а также с какими классами веществ могут вступать в реакции основания.

 

Классификация гидроксидов по кислотности (по количеству гидроксогрупп)

Химические свойства оснований

 

I. Растворимые основания – щелочи (р. о.)

 

  1. Действие индикатора
    Рис. 1. Фенолфталеин в щелочной среде Рис. 1. Фенолфталеин в щелочной среде

    Фактически с индикатором взаимодействуют гидроксид-ионы, содержащиеся в растворе любой щёлочи. При этом протекает химическая реакция с образованием нового продукта, признаком протекания которой является изменение окраски вещества.

    NaOH + лакмус → синий
                   + фенолфталеин → малиновый 
                   + метилоранж → жёлтый 
  2. Р. о. + кислотный оксид = соль + вода

    CaOH2 + CO2 = CaCO3 + H2O
     
  3. Р. о. + кислота = соль + вода

    NaOH + HCl = NaCl + H2O


Реакция нейтрализации — частный случай реакции обмена: при взаимодействии щелочи и кислоты образуются соль и вода.


       4. Р. о. + соль = новый гидроксид + новая соль

Рис. 2. Образование бурого осадка гидроксида железа (III) Рис. 2. Образование бурого осадка гидроксида железа (III)

Реакция обмена между основанием и солью возможна в том случае, если оба исходных вещества растворимы, а в результате образуется хотя бы одно нерастворимое вещество (выпадает осадок).

 

FeCl3+3NaOH=FeOH3+3NaCl

 

Выпадает бурый осадок гидроксида 

железа (III).

 

II. Нерастворимые основания (н. о.)

 

  1. Н. о. + кислота = соль + вода

    CuOH2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
     
  2. Разложение нерастворимых оснований при нагревании

    CuOH2 = CuO + H2O


Пример 1

Среди указанных веществ выберите лишнее и обоснуйте свой выбор: КOH, NaOH, Ва(ОН)2, Fe(OH)2.

 

Решение:

Fe(OH)2 — лишнее в списке веществ, так как согласно таблице растворимости оно является нерастворимым основанием.

 


Пример 2

Допишите уравнение реакции: 2NaOH + CuSO4 →

 

Решение:

В результате взаимодействия щёлочи с растворимой солью протекает реакция обмена: сложные вещества обмениваются своими составными частями, в результате образуется новая соль и нерастворимое основание.

 

2NaOH + CuSO4 → Na2SO4 + Cu(OH)2


Упражнение 1

  1. Вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке: Fe(ОН)2, NaOH, Сu(ОН)2, Zn(ОН)2.
  2. Допишите уравнение реакции: K2CO3 + Ca(OH)2 →


Пример 3

 

Определите объём оксида серы (IV), который вступил в реакцию со 160 г 5%-го раствора гидроксида лития, если образовался сульфит лития? 

 

Решение:

 

Оформляем условия задачи в виде «дано» и «найти»:

 

Дано: 

 

m(LiOH)р-р = 160 г

ω(LiOH) = 5% = 0,05

 

Найти: V(SO2

 

Составляем соответствующее уравнение реакции:

 

2LiOH+SO2=Li2SO3+H2O 

 

Вычисляем массу гидроксида лития в растворе:

m(LiOH)=ω(LiOH)·m(p-pa)=0,05·160 г =8 г

 

Тогда количество вещества щёлочи:

 

nLiOH=mM=8 г24 г/моль=0,33 моль

 

По уравнению реакции на 2 моль гидроксида приходится 1 моль сернистого газа, следовательно:

 

nSO2=12 nLiOH=0,17 моль

 

Находим объём оксида серы (IV):

 

V(SO2)=n·Vm=0,17 моль · 22,4 л/моль =3,81 л

 

Ответ: 3,81 л


Упражнение 2

 

Определите объём хлороводорода, который пропустили через 280 г 10%-го раствора гидроксида калия для получения соли.


Контрольные вопросы

  1. Как по числу гидроксогрупп классифицируют основания?
  2. С какими соединениями могут реагировать щёлочи?
  3. С какими соединениями могут реагировать нерастворимые основания?


Ответы

Упражнение 1

  1. NaOH — растворимое основание.
  2. K2CO3 + CaOH2  CaCO3 + 2KOH

Упражнение 2

 

Ответ: 11,2 л

Основания, их классификация и химические свойства

План урока

  • Классификация оснований
  • Химические свойства оснований

Цели урока

  • обобщить и систематизировать знания о классификации оснований
  • изучить химические свойства растворимых и нерастворимых оснований

Разминка

  • Какие вещества называются основаниями?
  • Назовите общую формулу гидроксидов.
  • Какие бывают основания?

Классификация оснований

Продолжаем наше знакомство с классом оснований (гидроксиды). Что, кроме названий и классификации, мы должны знать об этом классе веществ? Конечно же, свойства веществ, а также с какими классами веществ могут вступать в реакции основания.

 

Классификация гидроксидов по кислотности (по количеству гидроксогрупп)

Химические свойства оснований

 

I. Растворимые основания – щелочи (р. о.)

 

  1. Действие индикатора
    Рис. 1. Фенолфталеин в щелочной среде Рис. 1. Фенолфталеин в щелочной среде

    Фактически с индикатором взаимодействуют гидроксид-ионы, содержащиеся в растворе любой щёлочи. При этом протекает химическая реакция с образованием нового продукта, признаком протекания которой является изменение окраски вещества.

    NaOH + лакмус → синий
                   + фенолфталеин → малиновый 
                   + метилоранж → жёлтый 
  2. Р. о. + кислотный оксид = соль + вода

    CaOH2 + CO2 = CaCO3 + H2O
     
  3. Р. о. + кислота = соль + вода

    NaOH + HCl = NaCl + H2O


Реакция нейтрализации — частный случай реакции обмена: при взаимодействии щелочи и кислоты образуются соль и вода.


       4. Р. о. + соль = новый гидроксид + новая соль

Рис. 2. Образование бурого осадка гидроксида железа (III) Рис. 2. Образование бурого осадка гидроксида железа (III)

Реакция обмена между основанием и солью возможна в том случае, если оба исходных вещества растворимы, а в результате образуется хотя бы одно нерастворимое вещество (выпадает осадок).

 

FeCl3+3NaOH=FeOH3+3NaCl

 

Выпадает бурый осадок гидроксида 

железа (III).

 

II. Нерастворимые основания (н. о.)

 

  1. Н. о. + кислота = соль + вода

    CuOH2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
     
  2. Разложение нерастворимых оснований при нагревании

    CuOH2 = CuO + H2O


Пример 1

Среди указанных веществ выберите лишнее и обоснуйте свой выбор: КOH, NaOH, Ва(ОН)2, Fe(OH)2.

 

Решение:

Fe(OH)2 — лишнее в списке веществ, так как согласно таблице растворимости оно является нерастворимым основанием.

 


Пример 2

Допишите уравнение реакции: 2NaOH + CuSO4 →

 

Решение:

В результате взаимодействия щёлочи с растворимой солью протекает реакция обмена: сложные вещества обмениваются своими составными частями, в результате образуется новая соль и нерастворимое основание.

 

2NaOH + CuSO4 → Na2SO4 + Cu(OH)2


Упражнение 1

  1. Вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке: Fe(ОН)2, NaOH, Сu(ОН)2, Zn(ОН)2.
  2. Допишите уравнение реакции: K2CO3 + Ca(OH)2 →


Пример 3

 

Определите объём оксида серы (IV), который вступил в реакцию со 160 г 5%-го раствора гидроксида лития, если образовался сульфит лития? 

 

Решение:

 

Оформляем условия задачи в виде «дано» и «найти»:

 

Дано: 

 

m(LiOH)р-р = 160 г

ω(LiOH) = 5% = 0,05

 

Найти: V(SO2

 

Составляем соответствующее уравнение реакции:

 

2LiOH+SO2=Li2SO3+H2O 

 

Вычисляем массу гидроксида лития в растворе:

m(LiOH)=ω(LiOH)·m(p-pa)=0,05·160 г =8 г

 

Тогда количество вещества щёлочи:

 

nLiOH=mM=8 г24 г/моль=0,33 моль

 

По уравнению реакции на 2 моль гидроксида приходится 1 моль сернистого газа, следовательно:

 

nSO2=12 nLiOH=0,17 моль

 

Находим объём оксида серы (IV):

 

V(SO2)=n·Vm=0,17 моль · 22,4 л/моль =3,81 л

 

Ответ: 3,81 л


Упражнение 2

 

Определите объём хлороводорода, который пропустили через 280 г 10%-го раствора гидроксида калия для получения соли.


Контрольные вопросы

  1. Как по числу гидроксогрупп классифицируют основания?
  2. С какими соединениями могут реагировать щёлочи?
  3. С какими соединениями могут реагировать нерастворимые основания?


Ответы

Упражнение 1

  1. NaOH — растворимое основание.
  2. K2CO3 + CaOH2  CaCO3 + 2KOH

Упражнение 2

 

Ответ: 11,2 л

Предыдущий урок
Вода. Основания
Состав и классификация химических соединений
Следующий урок
Генетическая связь между классами неорганических соединений
Состав и классификация химических соединений
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке