Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины

История Древнего мира

24.04.2024
3360
0

В гаванях афинского порта Пирей

Разминка

Задание 1. Вспомните главные сражения греков с персами. Впишите недостающие буквы, слова и даты.

 

  1. На М _ _ _ _ _ _ _ _ _ й равнине в ________ году до н. э. греками командовал стратег М _ _ _ _ _ _ д. Битва завершилась (кто победил?) ____________________________.
  2. В Ф _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ м ущелье в ________ году до н. э. греками командовал спартанский царь Л _ _ _ _ д. После битвы полчища Ксеркса вторглись (в какую часть Греции?) в _____________________________.
  3. В С _ _ _ _ _ _ _ _ _ м проливе в ________году до н. э. афинским флотом командовал Ф _ _ _ _ _ _ л. После поражения в морской битве персидский царь Ксеркс был вынужден ________________________________.

 

Задание 2. Ответьте на вопросы.

 

Древнегреческий историк Геродот сообщает, что во время вторжения царя Ксеркса в Грецию персидские командиры гнали свои войска в бой кнутами. 

 

  1. Какие особенности персидской армии отражает этот факт? Чем его можно объяснить?
  2. Почему граждане полисов Греции добровольно шли на смертный бой?

План урока

  • В военных гаванях
  • В торговой гавани
  • Тяжёлая участь рабов

Цели урока

  • знать значение новых понятий: Афинский морской союз, Пирей, Длинные стены, граждане, верфь, гавань, пошлина, переселенцы, 
    вольноотпущенники — и применять их для раскрытия особенностей возвышения Афин V в. до н. э.
  • уметь определять причины и особенности складывания Афинского морского союза и его роль в возвышении Афин
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи между фактами создания Союза и превращением Афин в крупнейший центр ремесла и торговли


Проблемный вопрос 

 

По ходу изучения темы докажите, что Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли.


Греко-персидские войны, завершившиеся в 449 г. до н. э., привели к обогащению греческих городов, участвовавших в войне и, в первую очередь, Афин. Чтобы противостоять персам, афиняне создали Афинский морской союз , куда вошли многие греческие полисы. Союз запретил персам выводить свой флот в Эгейское море, а поскольку других соперников у греков не было, то морская торговля вновь стала развиваться.

 

Центром греческой морской торговли стала Аттика, куда свозились товары со всего Эгейского моря. Началось время возвышения Афинского государства на Балканском полуострове. В греческих полисах утвердилась демократия — власть демоса. 

 

На уроке вам предстоит познакомиться с тем, как был устроен порт Пирей, рассмотреть положение разных категорий населения Афин.

 

В военных гаванях

 

К середине V в. до н. э. главным морским портом Афинского полиса стал Пирей , расположенный на юго-западе Аттики. Пирей с Афинами соединяла дорога, протяжённостью 5–6 км, с обеих сторон обнесённая защитными сооружениями, называемыми «Длинные стены» , построенными на случай неожиданного нападения. Сам город имел выгодное географическое положение. Он располагался на небольшом полуострове, связанный с материком узким перешейком, который обороняли войска. Всё это обеспечивало Афинам защиту от неожиданного нападения как с суши, так и с моря.

Рис. 1. Афины и Пирей в V веке до н. э. План

В порту находилось три гавани: две военные и одна торговая. Военные гавани имели узкие входы, которые запирались натянутыми железными цепями или канатами. Со стороны суши военные гавани были обнесены стенами, препятствовавшими не только проникновению посторонних, но и защищавшими от вражеских соглядатаев. По законам Афинского полиса лишь граждане, то есть люди, чьи родители тоже являлись гражданами, имели право служить на военных кораблях. В порту располагалось 400 военных кораблей — греческие триеры. У каждой триеры было своё закреплённое место. В портовых складах хранились необходимые для починки кораблей материалы: паруса, канаты, вёсла, якорные цепи. 

 

В гаванях без устали трудились пришедшие сюда из разных областей Аттики бедняки. Они выполняли обязанности гребцов и матросов, трудились на верфях , участвуя в починке старых кораблей и постройке новых. Нередко в гаванях появлялись и богатые афиняне — земледельцы и торговцы, каждый из которых по законам Афинского полиса обязан был за собственный счёт построить и снарядить боевой корабль (рис. 1).


Вопрос 1

 

Подумайте, в чём преимущественное расположение порта Пирей?


В торговой гавани

Рис. 2. В торговой гавани Пирея. Современный рисунок

Самая большая гавань Пирея стала центром торговли. Сюда прибывали корабли из отдалённых колоний, из Египта и Карфагена, а также других областей Африки. Какие же товары привозили иностранные торговцы в порт?

 

Из Халки́дики поставляли корабельный лес. С острова Хи́ос — вкуснейшее вино. С Эвбе́и и Ро́доса — фрукты. С Северного Причерноморья — хлеб. Из Малой Азии — лучшие шерстяные ткани и ковры. Из Африки — слоновую кость. А также рыбу, зерно и, конечно, рабов (рис. 2 и 3). 

Рис. 3. Греческая остродонная амфора — сосуд для вина и масла

Пришедшее в порт торговое судно встречали афинские должностные лица, в чью обязанность входило получить с купца пошлину — денежный сбор, позволявший торговать в Афинах. Завершив удачную торговлю, купцы закупали в большом количестве местные товары: в первую очередь оливковое масло и вино, далее великолепные изделия ремесленников (глиняные сосуды, статуи, браслеты и серебряные кубки). Это даже привело к тому, что земледельцы меньше сеяли ячмень и пшеницу, зато в больших количествах выращивали виноград и оливки. Теперь разорение им не грозило.

Некоторые купцы, видя, как бойко идёт торговля, переселялись в Афины. Таких купцов называли метеками , что в переводе с греческого обозначает «переселенец» . В отличие от афинских граждан переселенцы платили в афинскую казну особый налог, предоставлявший им право проживать в городе.


Вопрос 2

 

Прокомментируйте, как общительность греков способствовала развитию торговых отношений с другими народами?


Тяжёлая участь рабов

 

В Афинах была нехватка рабочей силы. Тогда в Пирей устремились суда, на которых основным товаром были рабы , купленные на побережье Чёрного моря. Иногда торговцы обменивали различные товары, например вино или ткани, на людей (рис. 4). Представители знати разных государств продавали своих граждан только для того, чтобы приобщиться к цивилизованной жизни.

Рис. 4. Продажа рабов на рынке в Древней Греции. Современный рисунок

На рынке рабов выставляли на продажу словно скот или предметы. Покупатели ходили, приценивались, могли попросить выполнить какие-либо физические упражнения, чтобы лучше рассмотреть раба. Дороже стоили те, кто мог заниматься ремеслом. Раб, который ничего не умел, был очень дешёвым. Афиняне рассматривали их как говорящие орудия труда, называя «человеконогими».

 

Цены на рабов были разными. Они зависели от возраста, здоровья, а также государства, из которого люди были привезены. Так, например, сирийский раб стоил 240 драхм, скифский — 144 драхмы, а рабыня из Лидии всего 60 драхм.

В V веке до нашей эры количество рабов в Афинах равнялось примерно 100 тысячам, это была почти треть всего населения. Работали они на рудниках, в садах и огородах, порту, мастерских, на строительстве домов. Много рабов было занято в домашнем хозяйстве: они убирали, готовили, шили одежду, воспитывали детей. В среднем дома проживало от 10 до 20 рабов. В крупной мастерской, которая занималась изготовлением щитов, было занято 120 рабов. Трудились они и на государство, например, скифы охраняли общественный порядок в Афинах (рис. 5).

Рис. 5. Рабы собирают урожай. Роспись на амфоре

Несмотря на отсутствие прав у раба, убить его было нельзя, это было запрещено законом. Афиняне верили, что этим они вызовут гнев богов на всё общество и будут жестоко наказаны. В остальном рабы не имели никаких прав: не могли трудиться на кого захотят, не могли иметь семью или менять место жительства. Рабов не называли по именам, а давали им клички — обычно они были связаны с теми странами, откуда прибыл раб: Перс, Финикиец, Скиф.

В редких случаях хозяева рабов могли даровать им свободу. Тогда бывший раб звался вольноотпущенником . Вольноотпущенниками, как правило, становились талантливые ремесленники: сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду, — сумевшие заплатить выкуп за себя.

 

Таким образом, Афины в V веке до н. э. превращались в ремесленный и торговый центр. Именно здесь был сосредоточен самый крупный флот.


Вопрос 3

 

Почему в Греции применялся труд рабов?


Подведём итоги

 

  • После победы над персами возросло влияние Афин и был создан Афинский морской союз.
  • Главный порт Афин назывался Пирей.
  • В порту было две военных и одна торговая гавань.
  • Из-за нехватки рабочих рук в Афинах увеличивался спрос на рабов.


Контрольные вопросы

 

1. Сколько гаваней имел главный афинский порт? 

2. Какие стены афиняне называли Длинными? Почему их так называли? С какими целями Длинные стены были возведены? 

3. Кто считался афинским гражданином? Кто — переселенцем? Кто — рабом? Что вы узнали о положении афинских граждан, переселенцев, рабов?


Ответы

 

Задание 1. Вспомните главные сражения греков с персами. Впишите недостающие буквы, слова и даты.

 

  1. На Марафонской равнине в 490 году до н. э. греками командовал стратег Мильтиад. Битва завершилась (кто победил?) победой греков.
  2. В Фермопильском ущелье в 480 году до н. э. греками командовал спартанский царь Леонид. После битвы полчища Ксеркса вторглись (в какую часть Греции?) в Среднюю Грецию.
  3. В Саламинском проливе в 480 году до н. э. афинским флотом командовал Фемистокл. После поражения в морской битве персидский царь Ксеркс был вынужден покинуть Грецию.

 

Задание 2. Ответьте на вопросы.

 

  1. Персидская армия состояла из людей, захваченных в предыдущих походах и уже воевавших против греков, поэтому они с неохотой шли на смерть. Кроме того, персидская армия страдала от отсутствия крепкой дисциплины. Поэтому военачальникам приходилось подгонять воинов.
  2. Греки воевали добровольно, потому что они шли на защиту своего государства, своей семьи и имущества. Они не желали становиться рабами персов.


Предыдущий урок
Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии
История Древнего мира
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Мхи

    Биология

  • A lot of, much, many

    Английский язык

  • Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке