Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая

История Древнего мира

31.03.2025
5089
0

Первый властелин единого Китая

Вступление

Однажды предсказатель предрёк: «Погубят Цинь хусцы, что на севере». Встревоженный государь отрядил тысячи людей на постройку оборонительного вала против «северных дикарей». Возводить этот вал послали и всех несправедливых судей. Так было положено начало строительству Вань ли чан чэн (стены длиной в 10 тыс. ли) — Великой Китайской стены. Спускаясь в долины и вползая на кручи, она растянулась с запада на восток. Многие поколения китайцев пристраивали и подставляли новые стены и башни.

 

Сегодня вы узнаете, для чего была построена Великая Китайская стена, а также об императоре Цинь Шихуане, которому удалось создать единую империю, его преобразованиях и достижениях.

План урока

  • Объединение Китая
  • Завоевательные войны
  • Великая Китайская стена
  • Возмущение народа

Цели урока

  • знать значение новых понятий: Цинь, Цинь Шихуан, Великая Китайская стена, бойницы, Великий шёлковый путь, Хань — и применять их для раскрытия исторических событий периода правления первого императора единого Древнего Китая
  • уметь составлять исторический портрет императора Цинь Шихуана
  • уметь характеризовать цели и результаты деятельности первого императора Цинь Шихуана
  • уметь составлять описание Великой Китайской стены и гробницы первого императора Цинь Шихуана


Задание 

 

По ходу изучения темы определите и назовите достижения первого императора и неоправданные ожидания китайского народа.


Рис. 1. Карта объединения Китая империи Цинь Рис. 1. Карта объединения Китая империи Цинь

Объединение Китая

 

Среди всех царств Китая особенно выделялось государство Цинь. Этому способствовала новая организация войска: в атакующих отрядах была только молодёжь, в обороняющих — пожилые воины. Кроме того, в этом государстве была сильная власть правителя. Поэтому постепенно многие страны сдавались под давлением циньских воинов.

 

В 230 году до н. э. было захвачено царство Хань. Через 2 года — царство Чжа́о. В 225 году до н. э. — царство Вэй, в 223 году до н. э. — царство Чу. Спустя год — царство Янь. Последним сдалось царство Ци (рис. 1).

 

В 221 году до н. э. правитель Ин Чжэн объявил себя хуанди (владыкой, императором), объединил все государства и стал основателем новой династии правителей. Он взял себе имя Цинь Шихуа́н и считал, что его потомки на протяжении тысячелетий будут править Китаем. Однако просуществовала его империя всего 14 лет. Каким же было правление Ци Шихуана? 


Вопрос 1

 

Предположите, что имел в виду Цинь Шихуан, объединивший страну, когда говорил: «Теперь мир будет длиться вечно».


Завоевательные войны

Укрепив государство изнутри, Цинь Шихуан принял решение расширить его территорию. С этой целью собрали большое войско и начались завоевательные походы. Выделилось два основных направления:

 

1.  Южное, на побережье Южно-Китайского моря, славившееся плодородной землёй. Там жили люди, которые выращивали много риса, торговали слоновой костью, рогом носорога, жемчугом. Против них и решил выступить Ци Шихуан. Территория эта была присоединена к Китаю почти бескровно — население, услышав о вторжении, ушло в горы, унося с собой всё нажитое имущество. На завоёванной территории император приказал создавать военные поселения, а землю отдавать в пользование воинам и их семьям.

 

 

2.  Северное, где проживали кочевые племена гуннов, совершавшие набеги на Китай, грабя и убивая мирное население. Гунны кочевали со своими стадами по степям. Они жили в лёгких войлочных шатрах и питались молоком и варёным мясом. Как и любой кочевой народ, гунны не создавали городов, которые нужно было бы защищать. Армия гуннов была конной, поэтому армии Цинь Шихуана, в основном состоящей из пехоты, было очень тяжело сражаться с ними. Однако поход на север завершился успехом: китайцам удалось отогнать гуннов на 400 километров на север.


Вопрос 2

 

Объясните, с какой целью император начал завоевательную политику.


Великая Китайская стена

Рис. 2. Великая Китайская стена. Современная фотография Рис. 2. Великая Китайская стена. Современная фотография

Чтобы набеги кочевников прекратились, Ци Шихуан приказал начать строительство оборонительной стены, получившей впоследствии название Великая Китайская стена (рис. 2). Её возведение заняло около 10 лет. В первые годы на строительстве было занято 300 тысяч человек, в основном воинов. Затем, когда император понял, что быстро построить стену не удастся, стали привлекать рабов, военнопленных, преступников, бедных жителей. Всего почти 2 миллиона человек. Условия работы были очень сложными. Не было дорог, чтобы подвозить материал, всем работникам не хватало воды и еды. Постоянно разгорались эпидемии, люди умирали от тяжёлого, непосильного труда. Ценой невероятных усилий стена была возведена.

Её высота — 10 метров. Ширина была разной. На большинстве участков могли разъехаться 5 всадников или 2 повозки с товарами. Часто стену использовали для безопасной перевозки торговых грузов по территории Китая. Через каждые 100–200 метров на стене располагались сторожевые башни. Это было расстояние полёта стрелы. Здесь постоянно дежурили воины, которые в случае опасности должны были предупредить всех. Сделать это можно было сигнальным костром. Его разжигали на специальной вышке. Воины в башнях поблизости видели огонь и разжигали свой костер. Таким образом, сообщения по всей империи передавали очень быстро.


Вопрос 3

 

Подумайте, почему стена названа Великой Китайской? 


Возмущение народа

 

Император Цинь Шихуан основал новую столицу Сянья́н. В городе было много улиц, парков, аллей. Построили около 270 дворцов для представителей знати. В Сяньяне жили торговцы и ремесленники. Поражал своей красотой императорский дворец Эфангу́н. Он состоял из 100 различных зданий, расположенных так, чтобы повторить звёздное небо. В Тронном зале дворца могло одновременно поместиться 10 тысяч человек. Империю Цинь Шихуан разделил на 40 областей, которые, в свою очередь, делились на округа. Так он облегчил управление столь большой территорией. Император приказал забрать у китайцев всё оружие. А если у кого-то обнаружат железное вооружение, этому человеку грозит смертная казнь. Во времена правления Цинь Шихуана ввели единые меры веса и длины, а также монету. Она была круглой с квадратным отверстием посередине. Появление денег, одинаковых во всём Китае, облегчило ведение торговли.

 

Цинь Шихуан правил более 10 лет и практически всё это время прошло в затяжных войнах. С каждым годом налоги на содержание армии увеличивались, что приводило к разорению земледельцев. Многие из них были вынуждены продавать или просто бросать земельные участки, нанимаясь на работу к более богатым соседям. Это приводило к недовольству простого народа и восстаниям. Чтобы обезопасить себя, правитель ввёл систему наказаний: за незначительные проступки людей били палками по пяткам или отрезали носы, за более серьёзные преступления казнили. Простых людей, как правило, заживо варили в больших котлах, а знатным вельможам предоставлялось почётное право совершить ритуальное самоубийство: император присылал провинившимся меч, с помощью которого им предлагалось лишить себя жизни. Кроме уличённых в преступлениях, наказывались также члены их семей и соседи все они направлялись на строительство Великой стены. По некоторым данным, таких подневольных работников было несколько миллионов человек (рис. 3).

 

Первыми возмутились ученики-последователи Конфуция. Они считали, что раньше жилось лучше и спокойней. Тогда Цинь Шихуан приказал живьём закопать 400 учёных. А книги, которые содержали философские тексты или были посвящены медицине и астрономии, сожгли. Закрыли все частные школы. Получить образование можно было только в государственной школе и только под наблюдением специальных чиновников. Император хотел, чтобы все забыли о том, как жили прежде, ведь его правление отличалось от того, каким видел его Конфуций.

Рис. 3. Мероприятия Цинь Шихуана Рис. 3. Мероприятия Цинь Шихуана

Рис. 4. Терракотовая армия Цинь Шихуана. Современная фотография Рис. 4. Терракотовая армия Цинь Шихуана. Современная фотография

Гробницу для императора построили задолго до этого, неподалёку от столицы. В ней были размещены около 8 тысяч глиняных воинов, колесницы и статуи лошадей, которые должны были сопровождать императора после смерти. Все воины отличались друг от друга, не было ни одного с повторяющимися чертами лица. Каждая фигура была раскрашена. Сейчас террако́товая армия занесена ЮНЕСКО в список всемирного наследия (рис. 4).

К моменту смерти Цинь Шихуана народное недовольство достигло предела. Новый император Эр Шихуа́н отличался большой жестокостью, казнил всех неугодных ему чиновников. Он не хотел даже слушать тех, кто предупреждал о назревающих восстаниях. А те, кто пытался дать совет молодому императору, немедленно подвергались казни. Эр Шихуан казнил всех талантливых военачальников и предусмотрительных чиновников.

 

Количество восстаний росло, и в результате в 207 году до н. э. столица Сяньян была захвачена восставшими во главе с Лю Ба́ном, который основал новую династию Хань. В это время Китай превратился в обширную, могущественную и многонаселённую державу. Великий шёлковый путь связал её с самыми отдалёнными странами Древнего мира.


Вопрос 4

 

Подумайте, почему империя Цинь Шихуана просуществовала неполных два десятка лет вместо обещанных тысячелетий.


Подведём итоги

 

  • К 221 году до н. э. царству Цинь удалось подчинить себе все остальные царства Древнего Китая.
  • Императором и основателем новой династии стал Цинь Шихуан.
  • Столицей империи стал город Сяньян.
  • По приказу Цинь Шихуана построили оборонительное сооружение — Великую Китайскую стену.
  • Во время правления Цинь Шихуана появилась единая круглая монета.
  • В гробнице императора были размещены 8 тысяч глиняных воинов, известных сейчас как терракотовая армия.
  • В 207 году до н. э. Сяньян был захвачен Лю Баном, основателем династии Хань.


Контрольные вопросы

 

1. В чём состояли трудности войны с кочевниками-гуннами? 

2. Как строили Великую Китайскую стену? 

3. Почему в Китае применялись жестокие наказания по отношению к провинившимся? 

4. Почему правление наследников Цинь Шихуана оказалось недолговечным?


Великие изобретения китайцев

 

Китайцы научились изготавливать шёлк. Они кормили шелковичных червей листьями тутового дерева (шелковицы). Черви выпускали тонкую нить, из которой свивали коконы. Искусные мастера эту нить разматывали и ткали тонкие и воздушные шёлковые ткани, слава о которых облетела весь мир. Караваны верблюдов с грузом драгоценного товара шли из Китая по Великому шёлковому пути до самого Средиземного моря. Чтобы не заблудиться в далёких путешествиях, китайцы изобрели компас. Он был похож на железную ложку, лежавшую на гладкой подставке. Намагниченная ручка ложки, как стрелка, всегда указывала на юг. На шёлке в Китае писали красивыми иероглифами, а свитки хранили в резных шкатулках. Такие книги стоили так же дорого, как изделия из золота. Но потом удалось изобрести дешёвый материал для письма. Его делали из размельчённой коры деревьев, бамбука и тряпок — эту массу варили, затем переливали в прямоугольный бассейн. Оттуда зачерпывали рамкой, на которую была натянута густая сетка. Вода стекала — на сетке оставался влажный лист бумаги.


Первый властелин единого Китая

Вступление

Однажды предсказатель предрёк: «Погубят Цинь хусцы, что на севере». Встревоженный государь отрядил тысячи людей на постройку оборонительного вала против «северных дикарей». Возводить этот вал послали и всех несправедливых судей. Так было положено начало строительству Вань ли чан чэн (стены длиной в 10 тыс. ли) — Великой Китайской стены. Спускаясь в долины и вползая на кручи, она растянулась с запада на восток. Многие поколения китайцев пристраивали и подставляли новые стены и башни.

 

Сегодня вы узнаете, для чего была построена Великая Китайская стена, а также об императоре Цинь Шихуане, которому удалось создать единую империю, его преобразованиях и достижениях.

План урока

  • Объединение Китая
  • Завоевательные войны
  • Великая Китайская стена
  • Возмущение народа

Цели урока

  • знать значение новых понятий: Цинь, Цинь Шихуан, Великая Китайская стена, бойницы, Великий шёлковый путь, Хань — и применять их для раскрытия исторических событий периода правления первого императора единого Древнего Китая
  • уметь составлять исторический портрет императора Цинь Шихуана
  • уметь характеризовать цели и результаты деятельности первого императора Цинь Шихуана
  • уметь составлять описание Великой Китайской стены и гробницы первого императора Цинь Шихуана


Задание 

 

По ходу изучения темы определите и назовите достижения первого императора и неоправданные ожидания китайского народа.


Рис. 1. Карта объединения Китая империи Цинь Рис. 1. Карта объединения Китая империи Цинь

Объединение Китая

 

Среди всех царств Китая особенно выделялось государство Цинь. Этому способствовала новая организация войска: в атакующих отрядах была только молодёжь, в обороняющих — пожилые воины. Кроме того, в этом государстве была сильная власть правителя. Поэтому постепенно многие страны сдавались под давлением циньских воинов.

 

В 230 году до н. э. было захвачено царство Хань. Через 2 года — царство Чжа́о. В 225 году до н. э. — царство Вэй, в 223 году до н. э. — царство Чу. Спустя год — царство Янь. Последним сдалось царство Ци (рис. 1).

 

В 221 году до н. э. правитель Ин Чжэн объявил себя хуанди (владыкой, императором), объединил все государства и стал основателем новой династии правителей. Он взял себе имя Цинь Шихуа́н и считал, что его потомки на протяжении тысячелетий будут править Китаем. Однако просуществовала его империя всего 14 лет. Каким же было правление Ци Шихуана? 


Вопрос 1

 

Предположите, что имел в виду Цинь Шихуан, объединивший страну, когда говорил: «Теперь мир будет длиться вечно».


Завоевательные войны

Укрепив государство изнутри, Цинь Шихуан принял решение расширить его территорию. С этой целью собрали большое войско и начались завоевательные походы. Выделилось два основных направления:

 

1.  Южное, на побережье Южно-Китайского моря, славившееся плодородной землёй. Там жили люди, которые выращивали много риса, торговали слоновой костью, рогом носорога, жемчугом. Против них и решил выступить Ци Шихуан. Территория эта была присоединена к Китаю почти бескровно — население, услышав о вторжении, ушло в горы, унося с собой всё нажитое имущество. На завоёванной территории император приказал создавать военные поселения, а землю отдавать в пользование воинам и их семьям.

 

 

2.  Северное, где проживали кочевые племена гуннов, совершавшие набеги на Китай, грабя и убивая мирное население. Гунны кочевали со своими стадами по степям. Они жили в лёгких войлочных шатрах и питались молоком и варёным мясом. Как и любой кочевой народ, гунны не создавали городов, которые нужно было бы защищать. Армия гуннов была конной, поэтому армии Цинь Шихуана, в основном состоящей из пехоты, было очень тяжело сражаться с ними. Однако поход на север завершился успехом: китайцам удалось отогнать гуннов на 400 километров на север.


Вопрос 2

 

Объясните, с какой целью император начал завоевательную политику.


Великая Китайская стена

Рис. 2. Великая Китайская стена. Современная фотография Рис. 2. Великая Китайская стена. Современная фотография

Чтобы набеги кочевников прекратились, Ци Шихуан приказал начать строительство оборонительной стены, получившей впоследствии название Великая Китайская стена (рис. 2). Её возведение заняло около 10 лет. В первые годы на строительстве было занято 300 тысяч человек, в основном воинов. Затем, когда император понял, что быстро построить стену не удастся, стали привлекать рабов, военнопленных, преступников, бедных жителей. Всего почти 2 миллиона человек. Условия работы были очень сложными. Не было дорог, чтобы подвозить материал, всем работникам не хватало воды и еды. Постоянно разгорались эпидемии, люди умирали от тяжёлого, непосильного труда. Ценой невероятных усилий стена была возведена.

Её высота — 10 метров. Ширина была разной. На большинстве участков могли разъехаться 5 всадников или 2 повозки с товарами. Часто стену использовали для безопасной перевозки торговых грузов по территории Китая. Через каждые 100–200 метров на стене располагались сторожевые башни. Это было расстояние полёта стрелы. Здесь постоянно дежурили воины, которые в случае опасности должны были предупредить всех. Сделать это можно было сигнальным костром. Его разжигали на специальной вышке. Воины в башнях поблизости видели огонь и разжигали свой костер. Таким образом, сообщения по всей империи передавали очень быстро.


Вопрос 3

 

Подумайте, почему стена названа Великой Китайской? 


Возмущение народа

 

Император Цинь Шихуан основал новую столицу Сянья́н. В городе было много улиц, парков, аллей. Построили около 270 дворцов для представителей знати. В Сяньяне жили торговцы и ремесленники. Поражал своей красотой императорский дворец Эфангу́н. Он состоял из 100 различных зданий, расположенных так, чтобы повторить звёздное небо. В Тронном зале дворца могло одновременно поместиться 10 тысяч человек. Империю Цинь Шихуан разделил на 40 областей, которые, в свою очередь, делились на округа. Так он облегчил управление столь большой территорией. Император приказал забрать у китайцев всё оружие. А если у кого-то обнаружат железное вооружение, этому человеку грозит смертная казнь. Во времена правления Цинь Шихуана ввели единые меры веса и длины, а также монету. Она была круглой с квадратным отверстием посередине. Появление денег, одинаковых во всём Китае, облегчило ведение торговли.

 

Цинь Шихуан правил более 10 лет и практически всё это время прошло в затяжных войнах. С каждым годом налоги на содержание армии увеличивались, что приводило к разорению земледельцев. Многие из них были вынуждены продавать или просто бросать земельные участки, нанимаясь на работу к более богатым соседям. Это приводило к недовольству простого народа и восстаниям. Чтобы обезопасить себя, правитель ввёл систему наказаний: за незначительные проступки людей били палками по пяткам или отрезали носы, за более серьёзные преступления казнили. Простых людей, как правило, заживо варили в больших котлах, а знатным вельможам предоставлялось почётное право совершить ритуальное самоубийство: император присылал провинившимся меч, с помощью которого им предлагалось лишить себя жизни. Кроме уличённых в преступлениях, наказывались также члены их семей и соседи все они направлялись на строительство Великой стены. По некоторым данным, таких подневольных работников было несколько миллионов человек (рис. 3).

 

Первыми возмутились ученики-последователи Конфуция. Они считали, что раньше жилось лучше и спокойней. Тогда Цинь Шихуан приказал живьём закопать 400 учёных. А книги, которые содержали философские тексты или были посвящены медицине и астрономии, сожгли. Закрыли все частные школы. Получить образование можно было только в государственной школе и только под наблюдением специальных чиновников. Император хотел, чтобы все забыли о том, как жили прежде, ведь его правление отличалось от того, каким видел его Конфуций.

Рис. 3. Мероприятия Цинь Шихуана Рис. 3. Мероприятия Цинь Шихуана

Рис. 4. Терракотовая армия Цинь Шихуана. Современная фотография Рис. 4. Терракотовая армия Цинь Шихуана. Современная фотография

Гробницу для императора построили задолго до этого, неподалёку от столицы. В ней были размещены около 8 тысяч глиняных воинов, колесницы и статуи лошадей, которые должны были сопровождать императора после смерти. Все воины отличались друг от друга, не было ни одного с повторяющимися чертами лица. Каждая фигура была раскрашена. Сейчас террако́товая армия занесена ЮНЕСКО в список всемирного наследия (рис. 4).

К моменту смерти Цинь Шихуана народное недовольство достигло предела. Новый император Эр Шихуа́н отличался большой жестокостью, казнил всех неугодных ему чиновников. Он не хотел даже слушать тех, кто предупреждал о назревающих восстаниях. А те, кто пытался дать совет молодому императору, немедленно подвергались казни. Эр Шихуан казнил всех талантливых военачальников и предусмотрительных чиновников.

 

Количество восстаний росло, и в результате в 207 году до н. э. столица Сяньян была захвачена восставшими во главе с Лю Ба́ном, который основал новую династию Хань. В это время Китай превратился в обширную, могущественную и многонаселённую державу. Великий шёлковый путь связал её с самыми отдалёнными странами Древнего мира.


Вопрос 4

 

Подумайте, почему империя Цинь Шихуана просуществовала неполных два десятка лет вместо обещанных тысячелетий.


Подведём итоги

 

  • К 221 году до н. э. царству Цинь удалось подчинить себе все остальные царства Древнего Китая.
  • Императором и основателем новой династии стал Цинь Шихуан.
  • Столицей империи стал город Сяньян.
  • По приказу Цинь Шихуана построили оборонительное сооружение — Великую Китайскую стену.
  • Во время правления Цинь Шихуана появилась единая круглая монета.
  • В гробнице императора были размещены 8 тысяч глиняных воинов, известных сейчас как терракотовая армия.
  • В 207 году до н. э. Сяньян был захвачен Лю Баном, основателем династии Хань.


Контрольные вопросы

 

1. В чём состояли трудности войны с кочевниками-гуннами? 

2. Как строили Великую Китайскую стену? 

3. Почему в Китае применялись жестокие наказания по отношению к провинившимся? 

4. Почему правление наследников Цинь Шихуана оказалось недолговечным?


Великие изобретения китайцев

 

Китайцы научились изготавливать шёлк. Они кормили шелковичных червей листьями тутового дерева (шелковицы). Черви выпускали тонкую нить, из которой свивали коконы. Искусные мастера эту нить разматывали и ткали тонкие и воздушные шёлковые ткани, слава о которых облетела весь мир. Караваны верблюдов с грузом драгоценного товара шли из Китая по Великому шёлковому пути до самого Средиземного моря. Чтобы не заблудиться в далёких путешествиях, китайцы изобрели компас. Он был похож на железную ложку, лежавшую на гладкой подставке. Намагниченная ручка ложки, как стрелка, всегда указывала на юг. На шёлке в Китае писали красивыми иероглифами, а свитки хранили в резных шкатулках. Такие книги стоили так же дорого, как изделия из золота. Но потом удалось изобрести дешёвый материал для письма. Его делали из размельчённой коры деревьев, бамбука и тряпок — эту массу варили, затем переливали в прямоугольный бассейн. Оттуда зачерпывали рамкой, на которую была натянута густая сетка. Вода стекала — на сетке оставался влажный лист бумаги.


Предыдущий урок
Военные походы фараонов. Религия Древних Египтян
История Древнего мира
Следующий урок
Рабство в Риме
История Древнего мира
Урок подготовил(а)
Олег Николаевич
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
  • Восточная Азия. Япония: «экономическое чудо»

    География

  • Поверхность нашего края

    Окружающий мир

  • Восточно-Европейская равнина. Волга

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке