Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая

История Древнего мира

13.04.2024
3486
0

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Разминка

Впишите недостающие слова.

 

Индия расположена на юге материка _____________. Северной границей Индии служат самые высокие в мире горы. Их название __________________. Берега Индии с запада, востока и юга омывает ________________________. Самые многоводные реки Индии — это ______________ и ____________. 

Индийцы верят, что из разных частей тела бога Брахмы появились ____________. Всего их ________. Изо рта Брахмы вышли _______________, из рук появились _______________, из бедер — ___________________, а из ступней — _________________. 

Индийский мудрец ______________ учил, что главное — личные достоинства человека, а не его происхождение. 

План урока

  • Страна, где жили китайцы
  • Высшая добродетель — уважение к старшим
  • Мудрость — в знании старинных книг
  • Как должны вести себя учтивые китайцы

Цели урока

  • знать значение новых понятий: Восточная Азия, Великая Китайская равнина, Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, драконы, бамбук, китайские иероглифы — и применять их для раскрытия смысла учения Конфуция — китайского мудреца
  • уметь характеризовать природные и климатические условия рек Хуанхэ и Янцзы, высказывать суждения о возможностях хозяйственного освоения их территории
  • уметь раскрывать понятие «конфуцианство» как основу мировоззрения китайцев


Задание 

 

По ходу изучения темы докажите, что главные идеи и ценности Древнего Китая обеспечивали гибкость и приспособляемость общества к переменам.


Страна, где жили китайцы

Рис. 1. Река Хуанхэ. Современный вид

Китай расположен на востоке Азии . Ещё в глубокой древности люди заселили широкую Великую Китайскую равнину, по которой протекают большие реки —  Хуанхэ и Янцзы (рис. 1). На западе равнина переходит в плоскогорье,  а далее — в скалистые горные хребты. Столетиями река-труженица Хуанхэ, что означает «Жёлтая река», приносила в долину частички жёлтой почвы — лёсс . Внешне он похож на песок, но при этом очень плодороден. Плодородные почвы и обилие воды обусловили основное занятие древних обитателей долины Хуанхэ — земледелие. Осваивая новые земли, удалённые от воды, люди научились их орошать, прокладывать каналы (рис. 2).

Получать больший урожай стали тогда, когда орудия начали делать не из камня, как прежде, а из бронзы и железа. Это произошло примерно в I тысячелетии до н. э. Постепенно небольшие поселения превратились в отдельные царства, постоянно воюющие друг с другом за территорию, в каждой из которых был свой правитель. Однако, несмотря на вражду, культура, традиции и мышление всех жителей Китая были схожи. Об этом нам известно из учения китайского мудреца Конфуция , которого китайцы очень чтили и уважали. 

Рис. 2. Карта Древнего Китая


Вопрос 1

 

Объясните, почему население разных государств, находящихся на Великой Китайской равнине, считало себя единым народом?


Высшая добродетель — уважение к старшим

Рис. 3. Мудрец Конфуций. Деревянная скульптура

Конфуций — один из наиболее известных древнекитайских мыслителей — жил в 551–479 гг. 
до н. э. (рис. 3). Его воззрение оказало большое влияние на жизнь китайцев. Идеи Конфуция легли в основу жизни китайского общества. Его учение — конфуцианство — требовало, чтобы люди поклонялись богам, придерживались старых обычаев, почитали предков и старших. Каждая китайская семья имела посвящённый предкам храм. Почтительность к ним стала основой жизни китайского общества. Не допускалось пренебрежение по отношению к праотцам.

 

Конфуций учил: «Государство –—это большая семья, а семья — это маленькое государство». Необходимо почитать своих родителей и старших, это же почтение нужно выказывать императору, так как он глава большой семьи-государства.

«Правитель должен быть правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». Это формула идеальных отношений как в государстве, так и в семье. Покойных родителей китайцы почитали и уважали, приносили им жертвоприношения. Лучшей похвалой считалось сравнение с каким-нибудь древним героем.

Рис. 4. Дракон — символ Китая

Также китайцы, как и другие народы древности, верили в сверхъестественных существ. В Древнем Китае их было четыре: дракон, тигр, феникс и черепаха . Дракон считался повелителем воды. Китайцы верили, что он орошает поля крестьян и защищает их от разных бедствий. Изображение дракона можно было увидеть в Китае везде — во дворцах, в храмах, на стенах домов (рис. 4).

 

Тигр был символом подземного мира и тьмы. Чтобы испугать противника, изображение тигра рисовали на щитах воинов, которые надевали тигриные шкуры и рычали. Древние китайцы верили, что тигр отпугивает злых духов, поэтому его изображение вышивали на детской одежде.

Рис. 5. Китайская птица Феникс. Современная скульптура

Необычная и волшебная птица феникс была символом солнца и огня. Китайцы верили, что она дарит им тепло. Черепаха в Древнем Китае была символом долголетия, выносливости и силы. Её изображение украшало императорские дворцы. Самым могущественным существом китайцы считали Небо . Оно олицетворяло высший разум, справедливость и добродетель. Древние китайцы считали, что Небо состоит из душ предков, которые помогают тем, кто на земле. Императора считали сыном Неба, его власть не подвергалась сомнению. А свою страну китайцы называли Поднебесной (рис. 5).


Вопрос 2

 

Объясните, почему со времён Конфуция у древних китайцев подчинение государственному строю стало признаваться как наивысшая мудрость?


Мудрость — в знании старинных книг

Рис. 6. Древняя бамбуковая книга

Конфуций открыл специальную школу, где молодёжь приобретала знания и училась хорошему поведению. Своим ученикам мудрец излагал древние предания, легенды, изречения и песни. Книги в Древнем Китае писались на длинных планках, сделанных из дерева или бамбука (рис. 6). Между собой их скрепляли шнурками. Текст китайцы наносили столбиками сверху вниз. Делали это при помощи кисточки, которую обмакивали в тушь. Если что-то было написано неверно, то зачищали специальным ножом. А в начале нашей эры в Китае изобрели бумагу .

Рис. 7. Расшифровка китайского иероглифа

Вообще китайская письменность вызывает особый интерес. Её изобрели за полторы тысячи лет до н. э., и она продолжает существовать до сих пор. Во многих древних государствах была иероглифическая письменность, но с исчезновением цивилизации исчезала и она 

(рис. 7 и 8).

 

Существует легенда, что однажды один из правителей Китая прогуливался по берегу Хуанхэ. Вдруг он увидел Дракона, на спине которого были нарисованы знаки. Правитель их срисовал и обратил внимание, что они похожи на следы птичьих лап. Он понял, что всё окружающее его едино и может обозначаться этими знаками. Так появились иероглифы.

Рис. 8. Иероглиф «школа и семья»

Часто значение иероглифа складывается из двух слов. Так, например, «хорошо» состоит из слов «женщина» и «ребёнок». Некоторые иероглифы обозначают сразу два слова, например, как на рис. 7 — школа и семья. Это очень трудная система письма. Чтобы её освоить, надо было учиться много лет. Китайцы ценили людей, которые были грамотными и могли красиво писать иероглифы. Возникло целое искусство каллиграфии — написание иероглифов тушью с помощью кисточки.


Вопрос 3

 

Подумайте, откуда черпали опыт и знания древние китайцы.


Как должны вести себя учтивые китайцы

Рис. 9. Школа Конфуция в древности

Особое значение придавал Конфуций воспитанности людей. Он подчёркивал, что необходимо быть учтивым: перед входом в дом снимать туфли, одежда и причёска должны быть аккуратны. Воспитанный китаец вежлив, но не заискивает перед теми, кто выше его по положению 

(рис. 9).

 

Очень внимательно китайцы относились к визитам гостей. Хозяин дома должен был ждать и встречать их на улице. Все места за столом были распределены заранее. Никто не мог нарушить этот порядок. Особым знаком гостеприимства было то, что хозяин сам раскладывал еду по тарелкам. Во время обеда обязательно было поддерживать беседу, китайцы уделяли этому особое внимание. Уже в древности они овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай сохраняется и поныне.

Недопустимым считалось снимать в помещении головной убор. Вообще непристойным было оставить открытой какую-либо часть тела. Вы никогда не увидели бы жителя Древнего Китая, идущего по улице босиком. Снять обувь позволялось только дома. Ношение обуви и головного убора должно было отличать китайцев от варваров. Большинство жителей Древнего Китая носили длинные волосы, собирая их в пучок. Они верили, что волосы — это дар предков, поэтому редко их стригли.

Рис. 10. Чайная церемония. Современный рисунок

Чтобы добиться в жизни успеха, необходимо жить не только согласно правилам хорошего поведения, но также честно и верно исполнять свой долг. Конфуций говорил: «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде». Лишь благородному, считал Конфуций, можно доверять высокие государственные посты и место при царской особе.

 

Слава о Конфуции быстро распространилась по Китаю. Его авторитет был огромен, за советами к нему обращались как правители, так и простые люди. Но хватало и недоброжелателей. Отношение к Конфуцию можно проиллюстрировать притчей.

«Рассказывают, что один аристократ представил Конфуция министру. Когда Конфуций удалился, аристократ вошёл к нему узнать мнение о госте. «После того как я увидел Конфуция, — сказал министр, — вы уже кажетесь мне крошечным, как вошь или блоха. Я сегодня же представлю его государю». И тогда аристократ, опасаясь, что государь слишком возвысит Конфуция, сказал министру: «Когда государь увидит Конфуция, вы тоже покажетесь ему вошью или блохой!» И министр отказался от своего намерения.

 

Учение Конфуция основывалось на 5 принципах:

 

  • любовь к людям: именно Конфуций придумал правило «Не делай человеку того, чего не желаешь себе»;
  • справедливость;
  • исполнение ритуалов;
  • рассудительность;
  • искренность.

Каждый житель Китая должен был им следовать. 


Вопрос 4

 

Подумайте, почему учение Конфуция до сих пор популярно в Китае и за его пределами.


Подведём итоги

 

  • Древний Китай находился в Восточной Азии. Первые жители расселились на территории Великой Китайской равнины рядом с реками Хуанхэ и Янцзы.
  • Территория Древнего Китая была разделена на несколько царств, но их жители имели общие традиции и культуру.
  • Древним философом Конфуцием было создано учение, которое получило название конфуцианство.
  • Китайская письменность была изобретена за полторы тысячи лет до н. э. и продолжает существовать до сих пор.
  • В Китае было четыре главных священных существа: дракон, тигр, феникс и черепаха.
  • Верховным божеством было Небо. Именно поэтому Китай называли Поднебесной страной.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие религиозные верования были у китайцев? Каким было их отношение к предкам?
  2. Чем китайская письменность похожа на египетскую? Как выглядели китайские книги?
  3. Почему современные китайцы уважительно относятся к учению Конфуция?


Из высказываний Конфуция

 

Выберите себе работу по душе, и вам не придётся работать ни одного дня в своей жизни. 

 

Мудрый человек не желает другим того, чего он не желает, чтобы сделали ему. 

 

Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить.

 

Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим. 

 

Людей к послушанию можно принудить, но к знанию их принудить невозможно.

 

Благородный человек винит себя, а ничтожный — других.

 

Богатство — это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. 

 

Бедность — то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду её стыдиться.

 

Есть простую пищу и пить воду, спать, подложив локоть под голову, — в этом тоже заключается радость.


Ответы

Индия расположена на юге материка Азия. Северной границей Индии служат самые высокие в мире горы. Их название Гималайские. Берега Индии с запада, востока и юга омывает Индийский океан. Самые многоводные реки Индии — это Инд и Ганг

Индийцы верят, что из разных частей тела бога Брахмы появились варны. Всего их 4. Изо рта Брахмы вышли брахманы, из рук появились кшатрии, из бёдер — вайшьи, а из ступней — шудры.

 

Допускается другой вариант:

Изо рта Брахмы вышли жрецы, из рук появились воины, из бёдер — земледельцы, а из ступней — слуги.

 

Индийский мудрец Будда учил, что главное — личные достоинства человека, а не его происхождение.


Предыдущий урок
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Олимпийские игры в древности
История Древнего мира
Следующий урок
Искусство, письменность и знания Древнего Египта
История Древнего мира
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Морфологический разбор глагола

    Русский язык

  • Голосеменные растения. Особенности строения

    Биология

  • Басни И.А. Крылова

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке