- Порядок предложений в тексте
- Значения предложений
- Тема текста и микротемы
- Абзац как часть текста. Строение абзаца
- Знать такие понятия, как зависимые и независимые предложения, абзац, тема, микротема (подтема)
- Уметь анализировать текст и роль каждого предложения, видеть основную тему текста и выделять микротемы, анализировать строение абзаца, создавать собственные тексты по образцу
Когда мы читаем текст, мы стараемся понять смысл сказанного в нём. Многое в тексте мы понимаем интуитивно, опираясь на свой читательский опыт, опыт общения. Лингвистика разрабатывает специальные инструменты, чтобы смысл текста становился более явным, чтобы мы не только опирались на интуицию, но и могли анализировать текст.
Порядок предложений в тексте
Текст — это несколько предложений, связанных единой темой и основной мыслью.
Не каждая группа предложений становится связным текстом. Рассмотрим примеры.
Пример 1
Жаворонок собирает зёрнышки трав, поедает вредных насекомых. Этой весной пышно цветут сирень, черемуха, яблони. Сильный ветер свистел стонал, ревел и пугал лесных животных.
Этот набор предложений нельзя назвать текстом, т.к. предложения не связаны по смыслу.
Пример 2
Вдруг собака уменьшила свои шаги и начала красться по направлению к птенцу. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Птенец упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему. Собака бежала впереди меня. Я глянул вперёд и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.
У данной группы предложений есть общая тема — собака и птенец в саду, но это тоже не текст. Почему?
Этот набор предложений мы не можем назвать текстом, т.к. здесь нарушен логический порядок предложений.
Итак, для создания текста важна не только общая для всех предложений тема, но и порядок предложений в тексте. Внутри текста между предложениями складываются особые смысловые отношения.
Предложения внутри текста могут быть зависимыми и независимыми.
Смысл независимых предложений понятен и вне текста. Например, первое предложение в тексте или абзаце почти всегда независимое.
Зависимые предложения устанавливают связь с предыдущим предложением с помощью специальных слов: местоимений (он, его, тот, это, такой и т.д.), союзов (и, а, но, однако и т.д.), частиц (именно, вот, же и т.д.), наречий (тут, здесь, теперь, потом, так и т.д.).
Зависимые предложения не могут менять свое расположение, их порядок строго закреплен.
Значения предложений
Зависимые предложения могут передавать различные смысловые отношения. Все их передать невозможно, но есть те, которые имеют смысловые приметы: слова, вопросы.
Существует такой вид расположения предложений, когда второе противопоставлено первому. Сигналом такого противопоставления выступает союз (а, но).
Другой вид расположения предложений - построение, при котором последующее предложение раскрывает, уточняет, дополняет смысл предыдущего. Показателем может выступить союз а именно.
Иногда группа предложений передает смысловые отношения причины, условия, следствия или цели. Для того чтобы уточнить, какие это смысловые отношения, можно задать вопросы: почему? при каком условии? что из этого следует? зачем? для чего?
Рассмотрим пример:
(1) Солнце весело и горделиво катило по небу на своей огненной колеснице и щедро разбрасывало во все стороны лучи. (2)И всем было весело. (3)Только туча злилась и ворчала на солнце. (4)И неудивительно – у неё было грозовое настроение.
Второе предложение — зависимое. Оно передает соединительные отношения. Третье зависит от второго и находится с ним в отношениях противопоставления. Четвертое зависит от третьего, уточняет его.
Тема и микротемы
Текст строится на основе перехода одной мысли к другой. Вы уже знаете, что такое тема текста. Это главный предмет речи.
Основная тема текста развивается с помощью микротем (подтем) — детали, уточнения, отступления и пояснения генеральной мысли. Можно сказать, что текст строится как будто лесенка — ступенька за ступенькой части текста ведут к вершине — основной мысли. Сигналом начала новой микротемы обычно является абзац.
Абзац как часть текста. Строение абзаца
Обычно абзац строится по традиционной схеме: зачин, развитие мысли, концовка. Так микротема получает свою законченность. Иногда абзац состоит из одного или двух предложений, это сигнализирует о том, что мысль передана однозначно и полно, т. е. не требует развития. Такой абзац - это тоже микротема текста.
Рассмотрим пример:
Тихи, задумчивы сентябрьские дни. Просторнее, светлее становится старый парк. В тёмных заводях пруда ржавеют и тонут листья кувшинок. Внезапно ночной морозец опалил клёны, и они сделались золотыми. А потом задули ветры, потек листопад.
По утрам дворник Архип подметает аллеи парка. Однажды за ним увязался пятилетний внук Митька. Сперва он бойко махал веником, но вскоре это ему надоело. Мальчик спрятал веник в кусты и огляделся по сторонам. У забора он приметил холмик листвы. Митька вообразил, будто это терем, в котором живёт серебряный ёж. И мальчик решил построить разноцветные дома. В одном он поселит оловянных солдатиков, в другом плюшевого мишку, в третьем будет ночевать самосвал.
Митька берёт охапку листьев и раскладывает их по цветам. Мальчик увлечён работой, творит, изобретает, строит.
Вокруг Митьки один за другим растут дома. Красные, оранжевые, фиолетовые.
Наконец сказочный город почти готов. Но тут налетел ветер, и дома поднялись в воздух, словно бабочки. Кружатся над головой, порхают и неприметно садятся на дорожки, на скамьи, на плечи Митьке. Но строитель не огорчается. Ему нравится, что дома в его городе летают. Он улыбается, ловит листья и принимается строить всё заново. А чтобы город не улетел снова, присыпает дома песком.
(По А. Баркову)
Тема текста — игра Митьки с листьями в пору листопада.
Микротемы:
Микротема первого абзаца — осень, начало листопада.
Второй абзац развивает микротему начала игры, и в нем можно увидеть зачин, развитие и концовку: здесь рассказывается о том, кто такой Митька и как он начал свою игру.
Третий абзац развивает микротему об увлечении делом и новом подходе — разных цветах.
В четвертом абзаце появляется микротема, посвященная описанию ветра, рассказывается о том, как он разрушает цветные домики. Митька радуется ветру, он с увлечением восстанавливает домики из листьев.
Таким образом, развитие мысли и смена микротем позволяет сформулировать основную мысль текста о том, что игра с листьями Митьку увлекла, ему искренне и по-детски интересно.
Обратите внимание!
Знание темы этого урока пригодится вам на изложении. Цель изложения - проверить умение понять основную мысль, тему и смену микротем.
Главное — не передать текст дословно, а сохранить течение мысли, показать переход от одной микротемы к другой.
Контрольные вопросы
- Когда группу предложений можно назвать связным текстом?
- Что значит зависимые и независимые предложения в тексте?
- Какие смысловые отношения могут складываться между предложениями в тексте?
- Что такое микротема? Как разбивается текст на абзацы?
- Из каких элементов состоит абзац?