Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Описание. Структура текста типа описания. Соединение типов речи в тексте

Текст

Описание. Структура текста типа описания. Соединение типов речи в тексте

План урока

  • Описание
  • Структура (строение) текста типа описание
  • Соединение типов речи в тексте

Цели урока

  • Знать, что такое «данное» и «новое» в описательном тексте, структура описания, средства выразительности описания, соединение типов речи
  • Уметь анализировать описание с точки зрения «данного» и «нового», анализировать структуру описания, создавать тексты типа описание

 

На протяжении года мы изучаем строение текстов, различные типы текстов, способы их создания. Сегодня речь пойдет об описании. 

 

Описание


Описание  — это тип речи, функция которого – охарактеризовать предмет, перечислить его основные признаки и свойства. 


Можно говорить о трёх основных описательных ситуациях: 

 

1) описание места:

 

Оглянись вокруг. Вот колышутся на ветру деревья, плавно течёт и блестит на солнце река. Строятся дома, проносятся машины. 


2) описание предмета:

 

Например, рыба скумбрия, царица Чёрного моря. Её тугое тело окрашено нежнейшими тонами, от светло-голубого до тёмно-синего. 


3) описание состояния человека, животного или природы: 

 
И чем больше она ела, тем сильнее чувствовался голод. Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды.

 

Структура (строение) текста типа описание 

 

Мы уже знаем, что предложения в тексте связываются именно в такой цепочке: известная информация («данное») и новая информация («новое»). В описании «данное» — это сам предмет и его части, а «новым» становится перечисление его качеств, свойств, особенностей. Главным средством создания описания и передачи «нового» становятся имена прилагательные.

 

В научном тексте описания встречаются чаще всего. Они отличаются полнотой, подробностью, огромным количеством деталей. Признаки предмета в научном тексте передаются с помощью прилагательных, при этом описания кажутся отвлечёнными и общими:

 

Окрас оперенья у самки и самцов сильно различаются. Так, грудка у самки окрашена в розовато-серый цвет, а у самцов – в красный. Кстати, по такому яркому оперению на груди их можно отличить от других птиц. Окрас интересен и тем, что голова их словно покрыта чёрной шапочкой, а затем она плавно переходит в одно маленькое чёрное пятно, которое заканчивается на подбородке. Спина и крылья у этой птицы очень яркие. Так, спина имеет голубовато-серый окрас, а крылья сочетают полоски чёрного и белого цвета. 

 

В художественном тексте описания тоже используются часто, но они более эмоциональны, предмет описывается не обязательно полно и детально, но яркими мазками и выразительно:

 

Валдай очень красив. У него ласковые, умные глаза, белая шелковистая шерсть. Особенно хорош Валдай в беге, в движении. Валдай молчалив. Услышать его басистый лай можно только тогда, когда он хочет играть. 

 

В художественной описательной речи используются оценочные слова и предложения, повторы, прилагательные, наречия, глаголы, часто — в переносном значении, что создаёт образный текст (с эпитетами, сравнениями, олицетворениями, метафорами...):

 

Например, жаворонок: там, где он, сам воздух поёт! Каждая струйка ветра пропитана его звонкой песней. Кружит жаворонок над чистым полем, кружит — и всё поёт да поёт. Если поёт — значит, он весел, значит, существует.

 

Соединение типов речи в тексте

 

В тексте редко используется только один тип речи. В одном тексте соединяются разные типы, но подобное соединение должно быть оправдано замыслом и темой. 

 

Например, автор создаёт повествование, но один предмет речи становится автору очень важен, тогда он может отвлечься от основного повествования и использовать описание, как бы приближая взор к конкретной детали: 

 

 Смотрю и глазам своим не верю: на кончике еловой лапы весь на виду, трепеща крылышками и задрав хохластую головёнку, сидит рябчик. Вот и второй с таким же писком, забыв про меня, бежит по ветке другого дерева — туда, откуда лебеди виднее. 

 

В других случаях достаточно использовать детали описания (определения, эпитеты) внутри повествовательных предложений: 

 

Случилось это весной на Таймыре. Взяв ружьё, я отправился в горы. До моей излюбленной скалы можно было уже рукой подать, как вдруг на чистом белом снегу я увидел свежий заячий след. Вскоре я увидел и зайца. Я бежал за ним как одержимый, а шустрый беляк успел уже перебраться через горный ручей и быстро удалялся в сторону большой белой поляны. 

 

В повествовании также возможны элементы рассуждения. И наоборот, в рассуждении описательные и повествовательные части текста нередко помогают передать основную мысль.


Контрольные вопросы

 

  1. Дайте определение понятию описания.
  2. Что считается главным средством создания описания?
  3. Возможно ли соединение разных типов речи в одном тексте?


Предыдущий урок
И, Ы после Ц
Орфография
Следующий урок
Структура текста типа рассуждения-доказательства
Текст
  • Present Simple и Present Continuous

    Английский язык

  • Что такое текст. Тема и идея текста

    Русский язык

  • Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке