Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Оценка действительности

Текст

12.12.2024
3885
0

Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Оценка действительности

План урока

  • Типы речи
  • Образцы анализа текстов разных типов речи
  • Оценка действительности

Цели урока

  • Знать типы речи: повествование, описание, рассуждение
  • Уметь отличать тексты и отрывки текстов разных типов речи, делать типологический анализ фрагментов текста

Тексты создаются с разными целями: иногда важно доказать свою мысль, иногда рассказать о событии, иногда описать что-либо подробно. По этой причине наша мысль может строиться по-разному. Наука о языке изучает особенности построения текста в зависимости от тех задач, которые стоят перед говорящим или пишущим.

Типы речи 

Содержание наших высказываний может быть разным: мы можем описывать предметы или лица, рассказывать о действиях и событиях, рассуждать о причинах событий, оценивать их и высказывать своё мнение. 

 

По содержанию все высказывания можно разделить на 3 типа речи: описание, повествование и рассуждение.

 

Главная цель описания как типа речи – перечислить признаки предмета: 


 

Там была единственная на весь пароход настоящая электрическая лампочка Эдисона. Она висела под жестяной тарелкой, в проволочном намордничке. В её почерневшей склянке слабо светилась докрасна раскалённая петелька


Это такие признаки, которые можно охватить одним взглядом, как будто создать фотографию.

 

Повествование рассказывает о последовательности действий, событий: 


 

Мы шли с Володей вечером у самой воды и распугали чаек, они загалдели и поднялись: сотни птиц с огромными, как у орлов, крыльями полетели вдоль берега. Но одна чайка вдруг отделилась от стаи. Летит к нам, опускается. Я отпрянул – птица села на плечо моему спутнику. Володя остановился; чайка сложила крылья и спокойно стала оглядываться, а мальчик не выражал удивления... 


Действия сменяют друг друга последовательно, как в кинофильме: можно сказать, что случилось сначала, что произошло потом и чем все закончилось.

 

В рассуждении говорится о причинах или следствиях событий, свойств или явлений:

 

В чём же было преимущество этой породы собак? Оказывается, хаски очень выносливы и могут бежать с огромной скоростью. Их не пугают северные заснеженные равнины, они способны быстро перевозить людей из одного пункта назначения в другой. 

 

Рассуждение доказывает или опровергает какую-либо точку зрения, передаёт течение мысли.

 

Обратите внимание!

 

Разные типы речи могут использоваться в одном тексте. Например, часть первого абзаца может быть описанием, затем может быть несколько предложений с рассуждениями. 

 

Кроме того, в тексте одного типа речи могут использоваться элементы другого: например, мы можем встретить повествование с элементом описания, описание с элементом рассуждения и т.д. Однако границы разных типов речи достаточно легко определить: 

 

 

Произошло это в Южной Америке лет пятьсот назад. Шёл отряд испанских завоевателей по густым лесам-джунглям и набрёл на индейскую деревушку. Стали незваные гости искать, чем бы поживиться, что бы такое поесть. Вдруг в одной хижине увидели какие-то клубни. (повествование) Очень вкусные и очень похожие на хорошо им знакомые грибы – тартуфоʹи. (описание) Испанцы так клубни эти и прозвали.

Образцы анализа текстов разных типов речи 

При анализе можно использовать речевые формулы: 

Я думаю, что...

Я считаю, что в этом отрывке...

Мне кажется...

На мой взгляд... 

По-моему... 

 

 

(1)Однажды Ваня принёс маленькую, выкопанную с корнем берёзу. (2)Корни он обложил сырым мхом и обернул рогожей.

(3)– Это вам, – сказал он и покраснел. – Подарок. Посадите её в деревянную кадку и поставьте в тёплой комнате – она всю зиму будет зелёная.

(4)В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми. (5)Горели тёмным пурпуром клёны, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. (6)Даже кое-где на берёзах в саду появились жёлтые пряди, как первая седина у ещё нестарого человека. (7)Но берёза в комнате, казалось, всё молодела. (8)Мы не замечали у неё никаких признаков увядания.

 

В тексте о берёзе предложения 1-3 представляют собой повествование. Они передают последовательность действий Вани: принёс, корни березы обложил, обернул, сказал... 

 

Предложения 4-8 описывают берёзы за окном и берёзу, здесь мы видим перечисление признаков предмета. Это описание

Оценка действительности 

В некоторых случаях мы высказываем оценку по отношению к предметам, людям, событиям или поступкам, пытаясь охарактеризовать то, что нам нравится или не нравится, близко или неблизко.

 

Поэтому выделяют особый тип речи — оценка действительности. 

 

Оценка может выражаться именами существительными, прилагательными с оценочным значением, словами на , особыми эмоциональными выражениями: красота, польза, прекрасный, яркий, прекрасно, хорошо, плохо, вредно, нельзя, можно, вот бы..., ну и...!, что за…, какая..., как…

 

(1)Помню, мать подвела меня к сосне. (2)«Смотри, это дерево, – сказала она со странной значительностью. – (3)Наше русское дерево. (4) Какое оно большое, доброе, надёжное. (5)И как чудно пахнет. (6)Сколько в нём доверчивой силы и как легко его ранить!» 

 

Предложения 3-6 выражают оценку говорящего по отношению к предмету речи.

 

Оценка действительности как тип речи напоминает рассуждение, однако здесь не используются аргументы (доказательства).

 

Основная мысль текста часто передаётся в предложениях с оценкой.

 


Контрольные вопросы

 

  1. Расскажите о повествовании как о типе речи.
  2. Чем отличается описание от повествования?
  3. Каковы особенности рассуждения как типа речи?
  4. Какими признаками обладает оценка действительности как тип речи?


Предыдущий урок
Этикетные слова
Культура речи
Следующий урок
Описание. Структура текста типа описания. Соединение типов речи в тексте
Текст
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий

    География

  • A short message. Короткая записка

    Английский язык

  • Have got. Has got

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке