- Типы речи
- Образцы анализа текстов разных типов речи
- Оценка действительности
- Знать типы речи: повествование, описание, рассуждение
- Уметь отличать тексты и отрывки текстов разных типов речи, делать типологический анализ фрагментов текста
Тексты создаются с разными целями: иногда важно доказать свою мысль, иногда рассказать о событии, иногда описать что-либо подробно. По этой причине наша мысль может строиться по-разному. Наука о языке изучает особенности построения текста в зависимости от тех задач, которые стоят перед говорящим или пишущим.
Типы речи
Содержание наших высказываний может быть разным: мы можем описывать предметы или лица, рассказывать о действиях и событиях, рассуждать о причинах событий, оценивать их и высказывать своё мнение.
По содержанию все высказывания можно разделить на 3 типа речи: описание, повествование и рассуждение.
Главная цель описания как типа речи – перечислить признаки предмета:
Там была единственная на весь пароход настоящая электрическая лампочка Эдисона. Она висела под жестяной тарелкой, в проволочном намордничке. В её почерневшей склянке слабо светилась докрасна раскалённая петелька.
Это такие признаки, которые можно охватить одним взглядом, как будто создать фотографию.
Повествование рассказывает о последовательности действий, событий:
Мы шли с Володей вечером у самой воды и распугали чаек, они загалдели и поднялись: сотни птиц с огромными, как у орлов, крыльями полетели вдоль берега. Но одна чайка вдруг отделилась от стаи. Летит к нам, опускается. Я отпрянул – птица села на плечо моему спутнику. Володя остановился; чайка сложила крылья и спокойно стала оглядываться, а мальчик не выражал удивления...
Действия сменяют друг друга последовательно, как в кинофильме: можно сказать, что случилось сначала, что произошло потом и чем все закончилось.
В рассуждении говорится о причинах или следствиях событий, свойств или явлений:
В чём же было преимущество этой породы собак? Оказывается, хаски очень выносливы и могут бежать с огромной скоростью. Их не пугают северные заснеженные равнины, они способны быстро перевозить людей из одного пункта назначения в другой.
Рассуждение доказывает или опровергает какую-либо точку зрения, передаёт течение мысли.
Обратите внимание!
Разные типы речи могут использоваться в одном тексте. Например, часть первого абзаца может быть описанием, затем может быть несколько предложений с рассуждениями.
Кроме того, в тексте одного типа речи могут использоваться элементы другого: например, мы можем встретить повествование с элементом описания, описание с элементом рассуждения и т.д. Однако границы разных типов речи достаточно легко определить:
Произошло это в Южной Америке лет пятьсот назад. Шёл отряд испанских завоевателей по густым лесам-джунглям и набрёл на индейскую деревушку. Стали незваные гости искать, чем бы поживиться, что бы такое поесть. Вдруг в одной хижине увидели какие-то клубни. (повествование) Очень вкусные и очень похожие на хорошо им знакомые грибы – тартуфоʹи. (описание) Испанцы так клубни эти и прозвали.
Образцы анализа текстов разных типов речи
При анализе можно использовать речевые формулы:
Я думаю, что...
Я считаю, что в этом отрывке...
Мне кажется...
На мой взгляд...
По-моему...
(1)Однажды Ваня принёс маленькую, выкопанную с корнем берёзу. (2)Корни он обложил сырым мхом и обернул рогожей.
(3)– Это вам, – сказал он и покраснел. – Подарок. Посадите её в деревянную кадку и поставьте в тёплой комнате – она всю зиму будет зелёная.
(4)В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми. (5)Горели тёмным пурпуром клёны, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. (6)Даже кое-где на берёзах в саду появились жёлтые пряди, как первая седина у ещё нестарого человека. (7)Но берёза в комнате, казалось, всё молодела. (8)Мы не замечали у неё никаких признаков увядания.
В тексте о берёзе предложения 1-3 представляют собой повествование. Они передают последовательность действий Вани: принёс, корни березы обложил, обернул, сказал...
Предложения 4-8 описывают берёзы за окном и берёзу, здесь мы видим перечисление признаков предмета. Это описание.
Оценка действительности
В некоторых случаях мы высказываем оценку по отношению к предметам, людям, событиям или поступкам, пытаясь охарактеризовать то, что нам нравится или не нравится, близко или неблизко.
Поэтому выделяют особый тип речи — оценка действительности.
Оценка может выражаться именами существительными, прилагательными с оценочным значением, словами на -о, особыми эмоциональными выражениями: красота, польза, прекрасный, яркий, прекрасно, хорошо, плохо, вредно, нельзя, можно, вот бы..., ну и...!, что за…, какая..., как…
(1)Помню, мать подвела меня к сосне. (2)«Смотри, это дерево, – сказала она со странной значительностью. – (3)Наше русское дерево. (4) Какое оно большое, доброе, надёжное. (5)И как чудно пахнет. (6)Сколько в нём доверчивой силы и как легко его ранить!»
Предложения 3-6 выражают оценку говорящего по отношению к предмету речи.
Оценка действительности как тип речи напоминает рассуждение, однако здесь не используются аргументы (доказательства).
Основная мысль текста часто передаётся в предложениях с оценкой.
Контрольные вопросы
- Расскажите о повествовании как о типе речи.
- Чем отличается описание от повествования?
- Каковы особенности рассуждения как типа речи?
- Какими признаками обладает оценка действительности как тип речи?