Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Оценка действительности

Текст

25.04.2024
2895
0

Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Оценка действительности

План урока

  • Типы речи
  • Образцы анализа текстов разных типов речи
  • Оценка действительности

Цели урока

  • Знать типы речи: повествование, описание, рассуждение
  • Уметь отличать тексты и отрывки текстов разных типов речи, делать типологический анализ фрагментов текста

Тексты создаются с разными целями: иногда важно доказать свою мысль, иногда рассказать о событии, иногда описать что-либо подробно. По этой причине наша мысль может строиться по-разному. Наука о языке изучает особенности построения текста в зависимости от тех задач, которые стоят перед говорящим или пишущим.

Типы речи 

Содержание наших высказываний может быть разным: мы можем описывать предметы или лица, рассказывать о действиях и событиях, рассуждать о причинах событий, оценивать их и высказывать своё мнение. 

 

По содержанию все высказывания можно разделить на 3 типа речи: описание, повествование и рассуждение.

 

Главная цель описания как типа речи – перечислить признаки предмета: 


 

Там была единственная на весь пароход настоящая электрическая лампочка Эдисона. Она висела под жестяной тарелкой, в проволочном намордничке. В её почерневшей склянке слабо светилась докрасна раскалённая петелька


Это такие признаки, которые можно охватить одним взглядом, как будто создать фотографию.

 

Повествование рассказывает о последовательности действий, событий: 


 

Мы шли с Володей вечером у самой воды и распугали чаек, они загалдели и поднялись: сотни птиц с огромными, как у орлов, крыльями полетели вдоль берега. Но одна чайка вдруг отделилась от стаи. Летит к нам, опускается. Я отпрянул – птица села на плечо моему спутнику. Володя остановился; чайка сложила крылья и спокойно стала оглядываться, а мальчик не выражал удивления... 


Действия сменяют друг друга последовательно, как в кинофильме: можно сказать, что случилось сначала, что произошло потом и чем все закончилось.

 

В рассуждении говорится о причинах или следствиях событий, свойств или явлений:

 

В чём же было преимущество этой породы собак? Оказывается, хаски очень выносливы и могут бежать с огромной скоростью. Их не пугают северные заснеженные равнины, они способны быстро перевозить людей из одного пункта назначения в другой. 

 

Рассуждение доказывает или опровергает какую-либо точку зрения, передаёт течение мысли.

 

Обратите внимание!

 

Разные типы речи могут использоваться в одном тексте. Например, часть первого абзаца может быть описанием, затем может быть несколько предложений с рассуждениями. 

 

Кроме того, в тексте одного типа речи могут использоваться элементы другого: например, мы можем встретить повествование с элементом описания, описание с элементом рассуждения и т.д. Однако границы разных типов речи достаточно легко определить: 

 

 

Произошло это в Южной Америке лет пятьсот назад. Шёл отряд испанских завоевателей по густым лесам-джунглям и набрёл на индейскую деревушку. Стали незваные гости искать, чем бы поживиться, что бы такое поесть. Вдруг в одной хижине увидели какие-то клубни. (повествование) Очень вкусные и очень похожие на хорошо им знакомые грибы – тартуфоʹи. (описание) Испанцы так клубни эти и прозвали.

Образцы анализа текстов разных типов речи 

При анализе можно использовать речевые формулы: 

Я думаю, что...

Я считаю, что в этом отрывке...

Мне кажется...

На мой взгляд... 

По-моему... 

 

 

(1)Однажды Ваня принёс маленькую, выкопанную с корнем берёзу. (2)Корни он обложил сырым мхом и обернул рогожей.

(3)– Это вам, – сказал он и покраснел. – Подарок. Посадите её в деревянную кадку и поставьте в тёплой комнате – она всю зиму будет зелёная.

(4)В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми. (5)Горели тёмным пурпуром клёны, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. (6)Даже кое-где на берёзах в саду появились жёлтые пряди, как первая седина у ещё нестарого человека. (7)Но берёза в комнате, казалось, всё молодела. (8)Мы не замечали у неё никаких признаков увядания.

 

В тексте о берёзе предложения 1-3 представляют собой повествование. Они передают последовательность действий Вани: принёс, корни березы обложил, обернул, сказал... 

 

Предложения 4-8 описывают берёзы за окном и берёзу, здесь мы видим перечисление признаков предмета. Это описание

Оценка действительности 

В некоторых случаях мы высказываем оценку по отношению к предметам, людям, событиям или поступкам, пытаясь охарактеризовать то, что нам нравится или не нравится, близко или неблизко.

 

Поэтому выделяют особый тип речи — оценка действительности. 

 

Оценка может выражаться именами существительными, прилагательными с оценочным значением, словами на , особыми эмоциональными выражениями: красота, польза, прекрасный, яркий, прекрасно, хорошо, плохо, вредно, нельзя, можно, вот бы..., ну и...!, что за…, какая..., как…

 

(1)Помню, мать подвела меня к сосне. (2)«Смотри, это дерево, – сказала она со странной значительностью. – (3)Наше русское дерево. (4) Какое оно большое, доброе, надёжное. (5)И как чудно пахнет. (6)Сколько в нём доверчивой силы и как легко его ранить!» 

 

Предложения 3-6 выражают оценку говорящего по отношению к предмету речи.

 

Оценка действительности как тип речи напоминает рассуждение, однако здесь не используются аргументы (доказательства).

 

Основная мысль текста часто передаётся в предложениях с оценкой.

 


Контрольные вопросы

 

  1. Расскажите о повествовании как о типе речи.
  2. Чем отличается описание от повествования?
  3. Каковы особенности рассуждения как типа речи?
  4. Какими признаками обладает оценка действительности как тип речи?


Предыдущий урок
«Данное» и «новое» в тексте. Структура текста типа повествования
Текст
Следующий урок
Описание. Структура текста типа описания. Соединение типов речи в тексте
Текст
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии

    История

  • Формы слова

    Русский язык

  • Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке