Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: «Данное» и «новое» в тексте. Структура текста типа повествования

Текст

«Данное» и «новое» в тексте. Структура текста типа повествования

План урока

  • «Данное» и «новое» в тексте
  • Средства связи предложений в тексте
  • Структура текста типа повествование

Цели урока

  • Знать, что такое «данное» и «новое» в тексте, какова структура повествования, какие бывают средства связи предложений в тексте
  • Уметь анализировать повествовательные тексты с точки зрения «данного» и «нового», создавать тексты типа повествование

В течение года мы изучаем строение текстов, различные типы текстов, специальные инструменты, которые помогают их создавать. Сегодня речь пойдёт о повествовании. 

 

Данное и новое в тексте 

 

В основе текста — развитие мысли: течение истории или размышлений автора. Если сравнить текст и физическое движение, то можно найти важное сходство: при движении мы отталкиваемся от поверхности и начинаем перемещение, затем опять отталкиваемся и опять перемещаемся. 

 

Текст устроен примерно так же: мы опираемся на уже известное и добавляем новое, потом на основе этого нового развиваем нашу мысль дальше. 

                                 

Рассмотрим текст. «Данное» выделено зеленым цветом, а «новое» – синим.

 

Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели. 

 

«Новое» — это основное сообщение предложения. «Данное» — то, что было известно из предыдущего высказывания. Оно помогает связать мысли, это своеобразная точка опоры, от которой мы отталкиваемся, когда формулируем новую мысль.  

 

Как связываются предложения в тексте


Предложения в тексте связываются именно в такой цепочке: известная информация и новая информация. 


Иногда структура предложений отражает эту необходимость отталкиваться от «данного» и формулировать «новое», таким образов выстраивается строгая последовательность

данное в начале предложения — новое в конце продолжения («данное» выделено зеленым цветом, а «новое» – синим):

                              

По лесу бегала  белка . Белка была  смелой и быстрой . Быстрота и ловкость зверюшки позволяли ей  избегать опасности . 

 

На первом этапе важно научиться видеть это «данное» и «новое» в уже написанных текстах, а затем создавать эту последовательность самостоятельно.

 

«Данное» и «новое» учитываются при создании текстов любого типа: и в рассуждении, и в описании, но в повествовании такое строение заметно лучше всего. 

 

Структура текста типа повествование


Повествование — это тип речи, функция которого – рассказать о последовательности событий или действий.


В повествовательном тексте рассказывается о событиях: о том, как события следуют одно за другим. «Новое» в повествовании — это сменяющиеся события, ради которых и строится текст.

 

Главное средство передачи последовательности — это глагольные формы.

 

Глаголы в прошедшем времени — самое распространённое средство создания повествования. Тексты повествуют о чём-то, что оценивается как важное прошлое: видел, слышал, рассказывал, шёл, был, проходил и т.п.

 

Глаголы совершенного вида в прошедшем времени создают тексты с быстрой сменой событий, их называют динамичными: прыгнул, взмахнул крылом, ударил, затарахтел и т.п. 

 

Глаголы в форме настоящего времени обычно делают текст медленным, плавным, создается иллюзия того, что действие разворачивается на глазах читателя: прыгают, летают, медленно скользит, замирает и т.п.…

 

Формы глаголов совершенного вида будущего времени создают эффект стремительности, неожиданности: как прыгнет, стряхнёт, замрёт на мгновение и т.п.

 

Средством создания последовательности становятся также слова, обозначающие время: ещё, уже, потом, затем, наконец, пока, когда, тогда, после этого, немного погодя, вскоре, однажды, вдруг и т.п.


Контрольные вопросы

 

  1. Попробуйте объяснить, как связываются мысли внутри текста.
  2. Что считается главным средством создания повествования?
  3. Как вы думаете, что значит раскрыть тему в повествовательном тексте? Когда можно считать, что тема раскрыта?


Предыдущий урок
Порядок предложений в тексте. Абзац как часть текста
Текст
Следующий урок
Что такое текст. Тема и идея текста
Текст
  • Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство

    История

  • В.Г. Короленко. «В дурном обществе»

    Литература

  • А.П. Чехов. «Хирургия»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке