Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Структура текста типа рассуждения-доказательства

Текст

26.04.2024
3707
0

Структура текста типа рассуждения-доказательства

План урока

  • Структура рассуждения
  • Тезис, доказательство, аргументы, вывод

Цели урока

  • Знать особенности рассуждения как типа речи, структуру рассуждения-доказательства
  • Уметь анализировать тексты типа рассуждения, находить элементы структуры рассуждения-доказательства

Рассуждение — это движение мыслей, которые мы фиксируем с помощью понятий и слов. Сначала мы учимся рассуждать и доказывать устно, а потом оформлять наше рассуждение в письменной речи. Сегодня мы узнаем, как анализировать и создавать тексты типа рассуждения-доказательства. 

Структура рассуждения


Рассуждения содержат ход мысли, в текстах такого типа  автор задает вопросы и ищет на них ответы.

(1)Человеческий глаз приспособлен для видения на свету. (2)Чем меньше света, тем труднее глазу видеть. (3)Но человеческий разум создал электрическое освещение, изобрёл приборы, позволяющие видеть в темноте. (4)А как же видят те животные, жизнь которых проходит в норах или на дне океана, куда не проникают солнечные лучи? 


Структура рассуждения-доказательства

Не каждое рассуждение может стать доказательством, однако в школьной программе особое внимание уделяется именно этому виду рассуждения, т.к. именно он используется в сочинениях. 

 

В рассуждении-доказательстве важны три части: тезис (утверждение, которое нужно доказать), само доказательство (обоснование прозвучавшего тезиса — аргумент и примеры), вывод

 

Василису Премудрую назвали так неслучайно (тезис), ведь она все умела делать (аргумент): испекла каравай, соткала ковёр, превратила светлицу в озеро, она справилась со всеми испытаниями легко (примеры). 

Словом, она была мастерица на все руки, поэтому её так и назвали (вывод).

 

Запомните термины!


Тезис  — это утверждение, которое можно и нужно доказать.

 

Аргумент  — это довод, доказательство. Тезис и аргумент связывается при помощи слов потому что или так как.

 

Примеры  — это конкретные события или явления, подтверждающие аргумент.

 

Доказательство может состоять просто из аргумента или из аргумента и примера к нему.

 

Выводы  — это подведение итогов, уточнение аргументов. Доказательства и выводы могут связываться словами поэтому, таким образом, итак, следовательно и т.п.


Рассмотрим еще один пример:

 

Собаки — лучшие друзья человека (тезис), потому что это преданные животные, которые сопровождают жизнь человека и помогают ему, защищают и искренне любят (аргумент). Например, многие собаки работают на службе у людей: ищут опасные вещества, находят пропавших людей, помогают слепым и немощным (примеры). Еще собаки, которые просто живут в наших квартирах, — это радость и хорошее настроение для всей семьи (аргумент). Словом, собаки делают жизнь людей проще, безопаснее, веселее (вывод).

 

 

В научной и деловой речи мы используем полные доказательства (тезис, аргумент, примеры, выводы), в разговорной — многое пропускаем, оставляя только основное — тезис и аргумент. 

 

Лингвистические рассуждения создаются по такому же принципу – тезис, аргумент, примеры + вывод: 

 

Тезис: В форме слова к мыши мы пишем букву И, а в форме слова к мышке — букву Е. 

 

Аргументы и примеры: Эта разница связана с разными склонениями этих слов: слово мышь — 3-го склонения, а слово мышка — 1-го. В дательном падеже существительных 1-го склонения необходима буква Е (к воде, по реке), а в дательном падеже существительных 3-го склонения — И (по ржи, к печи).

 

Вывод: Следовательно, к мыши (Д.п., 3 скл.) и к мышке (Д.п., 1 скл.) 

 

В сочинении-рассуждении части рассуждения-доказательства важно выделять в отдельные абзацы.

 


Контрольные вопросы

 

  1. Какие три части необходимы рассуждению-доказательству?
  2. Что такое тезис? Любое ли утверждение может быть тезисом?
  3. Как строится доказательство?
  4. Зачем нужны выводы?
  5. В каких ситуациях мы используем рассуждение-доказательство?


Предыдущий урок
Порядок предложений в тексте. Абзац как часть текста
Текст
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Биология – наука о живой природе

    Биология

  • Your face. Твое лицо

    Английский язык

  • An informal email. Неформальное электронное письмо

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке