- Структура рассуждения
- Тезис, доказательство, аргументы, вывод
- Знать особенности рассуждения как типа речи, структуру рассуждения-доказательства
- Уметь анализировать тексты типа рассуждения, находить элементы структуры рассуждения-доказательства
Рассуждение — это движение мыслей, которые мы фиксируем с помощью понятий и слов. Сначала мы учимся рассуждать и доказывать устно, а потом оформлять наше рассуждение в письменной речи. Сегодня мы узнаем, как анализировать и создавать тексты типа рассуждения-доказательства.
Структура рассуждения
Рассуждения содержат ход мысли, в текстах такого типа автор задает вопросы и ищет на них ответы.
(1)Человеческий глаз приспособлен для видения на свету. (2)Чем меньше света, тем труднее глазу видеть. (3)Но человеческий разум создал электрическое освещение, изобрёл приборы, позволяющие видеть в темноте. (4)А как же видят те животные, жизнь которых проходит в норах или на дне океана, куда не проникают солнечные лучи?
Структура рассуждения-доказательства
Не каждое рассуждение может стать доказательством, однако в школьной программе особое внимание уделяется именно этому виду рассуждения, т.к. именно он используется в сочинениях.
В рассуждении-доказательстве важны три части: тезис (утверждение, которое нужно доказать), само доказательство (обоснование прозвучавшего тезиса — аргумент и примеры), вывод.
Василису Премудрую назвали так неслучайно (тезис), ведь она все умела делать (аргумент): испекла каравай, соткала ковёр, превратила светлицу в озеро, она справилась со всеми испытаниями легко (примеры).
Словом, она была мастерица на все руки, поэтому её так и назвали (вывод).
Запомните термины!
Тезис — это утверждение, которое можно и нужно доказать.
Аргумент — это довод, доказательство. Тезис и аргумент связывается при помощи слов потому что или так как.
Примеры — это конкретные события или явления, подтверждающие аргумент.
Доказательство может состоять просто из аргумента или из аргумента и примера к нему.
Выводы — это подведение итогов, уточнение аргументов. Доказательства и выводы могут связываться словами поэтому, таким образом, итак, следовательно и т.п.
Рассмотрим еще один пример:
Собаки — лучшие друзья человека (тезис), потому что это преданные животные, которые сопровождают жизнь человека и помогают ему, защищают и искренне любят (аргумент). Например, многие собаки работают на службе у людей: ищут опасные вещества, находят пропавших людей, помогают слепым и немощным (примеры). Еще собаки, которые просто живут в наших квартирах, — это радость и хорошее настроение для всей семьи (аргумент). Словом, собаки делают жизнь людей проще, безопаснее, веселее (вывод).
В научной и деловой речи мы используем полные доказательства (тезис, аргумент, примеры, выводы), в разговорной — многое пропускаем, оставляя только основное — тезис и аргумент.
Лингвистические рассуждения создаются по такому же принципу – тезис, аргумент, примеры + вывод:
Тезис: В форме слова к мыши мы пишем букву И, а в форме слова к мышке — букву Е.
Аргументы и примеры: Эта разница связана с разными склонениями этих слов: слово мышь — 3-го склонения, а слово мышка — 1-го. В дательном падеже существительных 1-го склонения необходима буква Е (к воде, по реке), а в дательном падеже существительных 3-го склонения — И (по ржи, к печи).
Вывод: Следовательно, к мыши (Д.п., 3 скл.) и к мышке (Д.п., 1 скл.)
В сочинении-рассуждении части рассуждения-доказательства важно выделять в отдельные абзацы.
Контрольные вопросы
- Какие три части необходимы рассуждению-доказательству?
- Что такое тезис? Любое ли утверждение может быть тезисом?
- Как строится доказательство?
- Зачем нужны выводы?
- В каких ситуациях мы используем рассуждение-доказательство?