Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Былина «Садко»

Устное народное творчество

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа. Былина «Садко»

 

План урока

  • Что такое былины?
  • Основные циклы былин
  • Былина «Вольга и Микула Селянинович»
  • Былина «Садко»

Цели урока

  • Знать: художественные особенности былины, особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине

Вступление

Каждый из вас встречал репродукцию известной картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». На ней художник изобразил сильных духом и телом русских богатырей Добрыню, Илью и Алешу Поповича. Это главные герои русских былин. Былины – это особый вид устного народного творчества, в них отразилась национальная мысль наших предков о героических событий Древней Руси.

 

 

Что такое былины?


Былины – это стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа.


На русском севере ее называли «стариной». Современное название – «былина» – было введено еще в первой половине XIX века фольклористом И. П. Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего времени».

 

Время сложения былин определяется по-разному. Одни ученые считают, что это ранний жанр, сложившийся еще во времена Киевской Руси (X–XI века), другие – что жанр возник только в Средние века, во время создания и укрепления Московского централизованного государства. Наибольшего расцвета жанр былин достиг в XVII–XVIII веках.

 

Но все-таки стоит отметить, что первые былины были сложены еще до Крещения Руси и носили черты очень древнего языческого эпоса, хотя в последующем в достаточной мере «христианизировались». Они отличаются от более поздних былин слабым развитием исторического, достоверного содержания и хронологической неопределенностью времени действия. Из героев былин к дохристианскому циклу принадлежат Святогор, Микита Селянинович, Вольга. Многие их мотивы относятся к так называемым «бродячим сюжетам», которые берут начало в дохристианской Европе. Порой языческое влияние чувствуется и в былинах более позднего происхождения, а точнее говоря, там, где в дохристианские сюжеты народная фантазия внесла действия своих любимых героев позднего времени.

 

В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих. Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.


Говорить (или читать) речитативом  – говорить (читать) нараспев, воспроизводя в пении интонацию и ритмику речи.


 

Основные циклы былин

 

Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский – сложились во время расцвета Киева и Новгорода.

 

Киевский цикл имеет ряд особенностей: действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема – защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, а также князя Вольги, оратая Микулы и др.

 

К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.

 

Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает исключительный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо особенным умением (метко стрелять из лука, играть в шахматы) или талантом. Именно эта исключительность роднит их всех, весьма непохожих друг на друга, и ставит в центр повествования. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко – своим непревзойденным искусством играть на гуслях.

 

Былина «Вольга и Микула Селянинович»

 

Былина «Вольга и Микула Селянинович» относится к новгородскому циклу былин. В центре повествования находится образ крестьянина-пахаря Микулы Селяниновича, который явно противопоставлен образу князя Вольги Святославича, племянника киевского князя Владимира. Но бытует мнение, что воссозданы образы не просто крестьянина и князя, а двух языческих богов: бога земледелия – Микулы и бога охоты – Вольги. Такова трактовка известного ученого-мифолога XIX века Ореста Миллера, видевшего в Микуле Селяниновиче «покровителя земледелия на Руси».

 

В основе сюжета былины лежит повествование о встрече князя Вольги и его дружины с пахарем-крестьянином Микулой. Открывается былина рассказом о рождении Вольги, о его возмужании:

 

                                        Как стал тут Вольга растеть-матереть,

                                        Похотелося Вольге много мудрости:

                                        Щукой-рыбою ему ходить в глубоких морях,

                                        Птицей-соколом ему летать под оболока,

                                        Серым волком рыскать да по чистым полям.

 

Будничный труд крестьянина в былинах ценили выше воинского труда. Эта мысль подчеркнута и в былине «Вольга и Микула Селянинович» сравнением двух образов: пахаря Микулы и князя Вольги, мудрого правителя, умеющего превращаться в птицу-сокола, в щуку-рыбу, в серого волка, рыскающего по чистым полям. Но Микула сильнее, выносливее князя. Само заглавие «...Микула Селянинович» подчеркивает уважение к нему.

 

Микула является народным героем. Как герой-богатырь выражает лучшие качества простого человека. Былина утверждает уважение к тяжкому труду землепашца, в котором надо также проявить силу и геройство. Сила Микулы заключена в связи с землей и простым народом. Он носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, доброты, щедрости, физической силы.

 

Для былины характерны свои художественные особенности. Здесь есть и повторы, и эпитеты. При помощи эпитетов создается особый поэтический мир. Например, необыкновенная соха, которой пашет Микула:

 

                                        Сошка у оратая кленовая,

                                        Омешики на сошке булатные,

                                        Присошечек у сошки серебряный,

                                        А рогачик-то у сошки красно золото.

 

С помощью эпитетов создается портрет героя:

 

                                        А у оратая кудри качаются,

                                        Что не скатен ли жемчуг рассыпается;

                                        У оратая глаза да ясна сокола,

                                        А брови у него да черна соболя.

 

Иносказательно раскрывает Микула свои народные корни. Вольга спросил: «Как тебя по имени зовут, нарекают по отечеству?», Микула ответил: 

 

                                        Ай же ты Вольга Святославович!

                                        Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,

                                        Я во скирды сложу да домой выволочу,

                                        Домой выволочу да дома вымолочу,

                                        А я пива наварю да мужичков напою,

                                        А тут станут мужички меня похваливати:

                                        Молодой Микула Селянинович!

 

Художественные средства в былине направлены на то, чтобы наиболее ярко запечатлеть персонажей и их действия, обстановку, выразить к ним отношение.


  1. Что сообщает автор о диковинной силе Микулы?
  2. Каким описан Вольга Святославович? Каково авторское отношение к герою?
  3. *Какие особенности былины сближают ее с народными сказками?


 

Былина «Садко»

 

События в былине «Садко» тоже разворачиваются в городе Новгороде. Она распадается на две части (Садко получает богатство и Садко у Морского царя). Главный герой – гусляр Садко. В начале былины им пренебрегли новгородские бояре, перестали звать его на пиры. Обидевшись, Садко идет к Ильмень-озеру, садится на «бел-горюч камень» и начинает играть в «гуселки яровчаты». Его игра понравилась Морскому царю:

                                        Как тут-то в озере вода всколюбалася,

                                        Показался царь морской,

                                        Вышел со Ильменя со озера,

                                        Сам говорил таковы слова:

                                        «Ай же ты, Садке Новгородский!

                                        Не знаю, чем буде тебя пожаловать

                                        За твои за утехи за великия,

                                        За твою-то игру нежную».

 

Решил Морской царь помочь Садко, одарить его несметным богатством. Велел ему побиться об заклад с купцами новгородскими, что поймает в озере рыбу-золотое перо. Эту рыбу царь пошлет Садко в сети.

 

Гусляр так и сделал: он выиграл в споре с купцами три лавки красного товару, разбогател, воздвиг пышные палаты, украсив их дивной росписью:

 

                                        Устроил Садке все по-небесному:

                                        На небе солнце и в палатах солнце,

                                        На небе месяц – и в палатах месяц,

                                        На небе звезды – и в палатах звезды.

 

Былина о Садко похожа на сказку.  В ней есть место волшебным событиям, персонажам и предметам; ее герой противопоставлен богатым купцам, не способным оценить его высокое искусство, которым он пленяет морского царя. Садко – гусляр, и именно этим своим качеством он наиболее «ценен». Стихия «реагирует» на музыку и пение Садко, и важно, что эта стихия – водная (весьма значимая для Новгорода). Герой, как бы умерев, попадает в чужой мир. В былине наблюдается не просто смешение языческого и христианского, но даже их противопоставление: с одной стороны, морской царь, посягающий на свободу Садко, с другой – святой Никола, его защитник и покровитель. 

 

Танцующий морской царь – это скорее сказочный персонаж, чем существо, в которое верят.

 

Сюжет былины о Садко вдохновил композиторов, художников, а в ХХ веке и кинематографистов на создание замечательных произведений искусства, которые позволят нам расширить и дополнить представления о народном герое. В 1897 году русский композитор Николай Римский-Корсаков создал оперу «Садко».


  1. Какова история жизни и путешествий Садко?
  2. Какие черты характера Садко привлекательны?
  3. Каково отношение создателей былины к Садко?


В. Г. Белинский писал о новгородских былинах, что в них отражена вся остальная сказочная поэзия русская. Виден мир новый и особый, служивший источником форм и самого духа русской жизни, а, следовательно, и русской поэзии. О «Садко» он пишет: «Вся поэма проникнута необыкновенным одушевлением и полна поэзии. Это один из перлов русской народной поэзии».


  1. Прочитайте выразительно фрагмент былины с начала до слов «...а кафтанчик у него черна бархата».
  2. Найдите в былине зачин и объясните его смысл.
  3. Каким описан Вольга Святославович? Каково авторское отношение к герою?
    *От чьего имени дается описание внешности и работы оратая: автора или дружины Вольги? Обоснуйте свою позицию.


Составьте план устной сравнительной характеристики Вольги и Микулы

 

Составление плана устной сравнительной характеристики

Вольги и Микулы

Вопрос

Пункт плана

В чем сходство Вольги и Микулы?

Приведите цитатные примеры.

В чем различие Вольги и Микулы?

Каково авторское отношение к

героям?

В чем особенности стиля и языка

былины?

Устное народное творчество. Фольклор в зарубежной литературе. «Калевала»

Устное народное творчество

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика