- Что такое былины?
- Основные циклы былин
- Былина «Вольга и Микула Селянинович»
- Былина «Садко»
- Знать: художественные особенности былины, особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине

Каждый из вас встречал репродукцию известной картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». На ней художник изобразил сильных духом и телом русских богатырей Добрыню, Илью и Алешу Поповича. Это главные герои русских былин. Былины – это особый вид устного народного творчества, в них отразилась национальная мысль наших предков о героических событий Древней Руси.
Что такое былины?
Былины – это стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа.

На русском севере ее называли «стариной». Современное название – «былина» – было введено еще в первой половине XIX века фольклористом И. П. Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего времени».
Время сложения былин определяется по-разному. Одни ученые считают, что это ранний жанр, сложившийся еще во времена Киевской Руси (X–XI века), другие – что жанр возник только в Средние века, во время создания и укрепления Московского централизованного государства. Наибольшего расцвета жанр былин достиг в XVII–XVIII веках.
Но все-таки стоит отметить, что первые былины были сложены еще до Крещения Руси и носили черты очень древнего языческого эпоса, хотя в последующем в достаточной мере «христианизировались». Они отличаются от более поздних былин слабым развитием исторического, достоверного содержания и хронологической неопределенностью времени действия. Из героев былин к дохристианскому циклу принадлежат Святогор, Микита Селянинович, Вольга. Многие их мотивы относятся к так называемым «бродячим сюжетам», которые берут начало в дохристианской Европе. Порой языческое влияние чувствуется и в былинах более позднего происхождения, а точнее говоря, там, где в дохристианские сюжеты народная фантазия внесла действия своих любимых героев позднего времени.
В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих. Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.
Говорить (или читать) речитативом – говорить (читать) нараспев, воспроизводя в пении интонацию и ритмику речи.
Основные циклы былин

Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский – сложились во время расцвета Киева и Новгорода.
Киевский цикл имеет ряд особенностей: действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема – защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, а также князя Вольги, оратая Микулы и др.
К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.
Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает исключительный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо особенным умением (метко стрелять из лука, играть в шахматы) или талантом. Именно эта исключительность роднит их всех, весьма непохожих друг на друга, и ставит в центр повествования. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко – своим непревзойденным искусством играть на гуслях.
Былина «Вольга и Микула Селянинович»
Былина «Вольга и Микула Селянинович» относится к новгородскому циклу былин. В центре повествования находится образ крестьянина-пахаря Микулы Селяниновича, который явно противопоставлен образу князя Вольги Святославича, племянника киевского князя Владимира. Но бытует мнение, что воссозданы образы не просто крестьянина и князя, а двух языческих богов: бога земледелия – Микулы и бога охоты – Вольги. Такова трактовка известного ученого-мифолога XIX века Ореста Миллера, видевшего в Микуле Селяниновиче «покровителя земледелия на Руси».
В основе сюжета былины лежит повествование о встрече князя Вольги и его дружины с пахарем-крестьянином Микулой. Открывается былина рассказом о рождении Вольги, о его возмужании:
Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ему ходить в глубоких морях,
Птицей-соколом ему летать под оболока,
Серым волком рыскать да по чистым полям.
Будничный труд крестьянина в былинах ценили выше воинского труда. Эта мысль подчеркнута и в былине «Вольга и Микула Селянинович» сравнением двух образов: пахаря Микулы и князя Вольги, мудрого правителя, умеющего превращаться в птицу-сокола, в щуку-рыбу, в серого волка, рыскающего по чистым полям. Но Микула сильнее, выносливее князя. Само заглавие «...Микула Селянинович» подчеркивает уважение к нему.
Микула является народным героем. Как герой-богатырь выражает лучшие качества простого человека. Былина утверждает уважение к тяжкому труду землепашца, в котором надо также проявить силу и геройство. Сила Микулы заключена в связи с землей и простым народом. Он носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, доброты, щедрости, физической силы.
Для былины характерны свои художественные особенности. Здесь есть и повторы, и эпитеты. При помощи эпитетов создается особый поэтический мир. Например, необыкновенная соха, которой пашет Микула:
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красно золото.
С помощью эпитетов создается портрет героя:
А у оратая кудри качаются,
Что не скатен ли жемчуг рассыпается;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
Иносказательно раскрывает Микула свои народные корни. Вольга спросил: «Как тебя по имени зовут, нарекают по отечеству?», Микула ответил:
Ай же ты Вольга Святославович!
Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу,
А я пива наварю да мужичков напою,
А тут станут мужички меня похваливати:
Молодой Микула Селянинович!
Художественные средства в былине направлены на то, чтобы наиболее ярко запечатлеть персонажей и их действия, обстановку, выразить к ним отношение.
- Что сообщает автор о диковинной силе Микулы?
- Каким описан Вольга Святославович? Каково авторское отношение к герою?
- *Какие особенности былины сближают ее с народными сказками?
Былина «Садко»

События в былине «Садко» тоже разворачиваются в городе Новгороде. Она распадается на две части (Садко получает богатство и Садко у Морского царя). Главный герой – гусляр Садко. В начале былины им пренебрегли новгородские бояре, перестали звать его на пиры. Обидевшись, Садко идет к Ильмень-озеру, садится на «бел-горюч камень» и начинает играть в «гуселки яровчаты». Его игра понравилась Морскому царю:
Как тут-то в озере вода всколюбалася,
Показался царь морской,
Вышел со Ильменя со озера,
Сам говорил таковы слова:
«Ай же ты, Садке Новгородский!
Не знаю, чем буде тебя пожаловать
За твои за утехи за великия,
За твою-то игру нежную».
Решил Морской царь помочь Садко, одарить его несметным богатством. Велел ему побиться об заклад с купцами новгородскими, что поймает в озере рыбу-золотое перо. Эту рыбу царь пошлет Садко в сети.
Гусляр так и сделал: он выиграл в споре с купцами три лавки красного товару, разбогател, воздвиг пышные палаты, украсив их дивной росписью:
Устроил Садке все по-небесному:
На небе солнце и в палатах солнце,
На небе месяц – и в палатах месяц,
На небе звезды – и в палатах звезды.

Былина о Садко похожа на сказку. В ней есть место волшебным событиям, персонажам и предметам; ее герой противопоставлен богатым купцам, не способным оценить его высокое искусство, которым он пленяет морского царя. Садко – гусляр, и именно этим своим качеством он наиболее «ценен». Стихия «реагирует» на музыку и пение Садко, и важно, что эта стихия – водная (весьма значимая для Новгорода). Герой, как бы умерев, попадает в чужой мир. В былине наблюдается не просто смешение языческого и христианского, но даже их противопоставление: с одной стороны, морской царь, посягающий на свободу Садко, с другой – святой Никола, его защитник и покровитель.
Танцующий морской царь – это скорее сказочный персонаж, чем существо, в которое верят.

Сюжет былины о Садко вдохновил композиторов, художников, а в ХХ веке и кинематографистов на создание замечательных произведений искусства, которые позволят нам расширить и дополнить представления о народном герое. В 1897 году русский композитор Николай Римский-Корсаков создал оперу «Садко».
- Какова история жизни и путешествий Садко?
- Какие черты характера Садко привлекательны?
- Каково отношение создателей былины к Садко?
В. Г. Белинский писал о новгородских былинах, что в них отражена вся остальная сказочная поэзия русская. Виден мир новый и особый, служивший источником форм и самого духа русской жизни, а, следовательно, и русской поэзии. О «Садко» он пишет: «Вся поэма проникнута необыкновенным одушевлением и полна поэзии. Это один из перлов русской народной поэзии».
- Прочитайте выразительно фрагмент былины с начала до слов «...а кафтанчик у него черна бархата».
- Найдите в былине зачин и объясните его смысл.
- Каким описан Вольга Святославович? Каково авторское отношение к герою?
*От чьего имени дается описание внешности и работы оратая: автора или дружины Вольги? Обоснуйте свою позицию.
Составьте план устной сравнительной характеристики Вольги и Микулы
Составление плана устной сравнительной характеристики Вольги и Микулы
|
|
Вопрос
|
Пункт плана
|
В чем сходство Вольги и Микулы? Приведите цитатные примеры.
|
|
В чем различие Вольги и Микулы?
|
|
Каково авторское отношение к героям?
|
|
В чем особенности стиля и языка былины?
|
|