Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Все предметы
  • 7 класс
  • Литература
  • Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. Древнерусская литература. Из похвалы князю Ярославу и книгам, «Поучение Владимира Мономаха»

Конспект урока: Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. Древнерусская литература. Из похвалы князю Ярославу и книгам, «Поучение Владимира Мономаха»

Устное народное творчество

23.04.2024
2672
0

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. Древнерусская литература. Из похвалы князю Ярославу и книгам, «Поучение Владимира Мономаха»

План урока

  • В мире пословиц и поговорок
  • История древнерусской литературы
  • Из похвалы князю Ярославу и книгам
  • «Поучение Владимира Мономаха»

Цели урока

  • Знать особенности народных пословиц и поговорок, выражение в них духа народного языка, особенности поучения как жанра литературы
  • Уметь определять прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, определять черты древнерусской литературы

Разминка

  • Что такое устное народное творчество?
  • Каким синонимом можно назвать устное народное творчество?
  • На какие роды делится литература?
  • Чем отличается фольклор от художественной литературы?

В мире пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Зародились они в глубокой древности. Поговорка ярко называет, рисует какое-то явление, например: «Гол как сокол», «Как сыр в масле катается», «Надулся, как мышь на крупу», «Мягко стелет, да жестко спать», «Нашла коса на камень».


Пословица  – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость.


Рис. 1. А. Ремнев. Рыжая. 2004.

Пословица, в связи с жизненной ситуацией, высказывает некое суждение, мораль: «Любишь кататься – люби и саночки возить», «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», «Нет дыма без огня», «Худой мир лучше доброй ссоры». Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI–XII веков: в «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет». Собирание пословиц началось в XVI веке, а может и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII–XVIII векам. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

 

«Кто ее сочинил – неведомо никому; но все ее знают и ей покоряются. Это сочинение и достояние общее, как и самая радость и горе, как выстраданная целым, поколением опытная мудрость, высказавшаяся таким приговором», – говорил русский писатель Владимир Иванович Даль.

 

Характерные черты пословиц:

  • обобщение
  • нравоучительный и назидательный характер

 

В пословицах и поговорках проявляется наблюдательность, воплощается мудрость не одного человека и даже не одного поколения. О ее ценности свидетельствуют, например, такие «пословицы о пословицах»: «Старинная пословица не мимо молвится», «Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз», «На рынке пословицу не купишь». 

 

О «подвижности», «живости» жанра свидетельствует хотя бы тот факт, что одно и то же действие или состояние может получать в пословицах совершенно разную оценку. Характерный пример: «Терпенье и труд все перетрут», с одной стороны, и «Работа не волк – в лес не убежит» – с другой.

 

Поговорка отличается от пословицы тем, что она – часть суждения; поговорка – это яркое, меткое народное выражение. Например, «Легок на помине», «Чужими руками жар загребать», «За словом в карман не лезет».


Поговорка  – словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер. В отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл и не является законченным предложением.


Поговорка – жанр устного народного творчества: вошедшее в речевой обиход меткое образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного явления. В отличие от пословицы не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла. Может быть частью пословицы («У бабы семь пятниц на неделе» – «семь пятниц на неделе»), самостоятельным словосочетанием, придающем речи выразительность («не робкого десятка»).

 

Некоторые пословицы и поговорки уже утратили свое конкретное значение. Например, «вынести сор из избы». Сор, действительно, не выносили из избы, ведь мифологический человек не разделял себя и свою часть, а выбрасывать себя за порог – подвергать опасности, отдавать «чужому» миру. Сор собирался и выбрасывался в печь. Реалии ушли в прошлое, а поговорка и сейчас достаточно распространена.

 

В отличие от мудрого изречения, созданного народом, существуют пословицы, авторство которых точно известно. Их называют афоризмами.


Афоризмы  – это авторские пословицы.

 

Платон мне друг, но истина дороже.   

  Аристотель

 

Глядя вниз, радугу никогда не увидишь.

Чарли Чаплин


Таблица 1. Общее и различное у пословиц и поговорок

Пословица

Поговорка

ОБЩЕЕ

Краткость рассуждения

Выражение народной мудрости, накопленной веками

Обладают рифмой и ритмом

РАЗЛИЧИЯ

Пословица является законченным суждением

Поговорка лишь его часть

Всегда несет четкий дидактический характер

Средство характеристики человека в устной форме

Одно слово обычно заменяется образом

 

В чем особенности языка пословиц?

  • краткость
  • поучение
  • иносказание
  • лексика, связанная с народным трудом и бытом
  • точность и выразительность
  • двухчастная композиция и противопоставление
  • ритм и рифма


Докажите, что пословицы и поговорки имеют не только прямой, но и переносный смысл. Приведите примеры таких пословиц и поговорок.

В чем особенности языка пословиц?


История древнерусской литературы

Письменная русская литература возникла давно. Она древнее французской, английской, немецкой. К концу Х – началу ХI веков устное народное творчество достигло своего совершенства. Четко различались его разножанровые формы: пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, обрядовая поэзия и другие. Все это послужило возникновению древнерусской литературы.

 

Её появление связано с возникновением славянской азбуки и крещением Руси (988 год). Потому что первая письменная литература связана с христианством и монастырями, которые были центрами знаний и образования. Древнерусской литература традиционно считается в период с XI по XVII век. Она традиционно связана с византийской (христианство) и болгарской (Кирилл и Мефодий, создатели славянской азбуки) литературными традициями.

 

С конца X века можно говорить о появлении определенной системы образования на Руси – «книжного учения». Христианство сыграло прогрессивную роль в становлении культуры Древней Руси. Киевская Русь выдвигается в число передовых государств Европы. В 30–40-е годы XI столетия в Киеве уже много искусных переводчиков, которые «перелагают» книги непосредственно с греческого языка на «словенский». Сын Ярослава Всеволод владеет пятью иностранными языками, его сестра Анна, став французской королевой, оставляет собственноручную подпись «Анна регина», в то время как ее царственный супруг вместо подписи ставит крестик.

Жанры древнерусской литературы

В древнерусской литературе определилась система жанров. Жанры в древнерусской литературе выделялись по иным признакам, чем в литературе нового времени. Главным в их определении было «употребление» жанра, «практическая цель», для которой предназначалось то или иное произведение. Так, об истории мира рассказывали хронографы, об истории отечества – летописи. Существовала обширная литература нравоучительных биографий – жития святых. Большое распространение имели сборники коротких рассказов о жизни монахов. Такие сборники назывались патериками.


Летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности.

 

Хронограф  – памятник древней письменности, содержащий историческую хронику страны.

 

Житие́ – (в переводе с церковно-славянского — «жизнь») жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.


Особое место среди образцов мирских жанров занимают «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» и «Слово Даниила Заточника». Они свидетельствуют о высоком уровне культурного развития, достигнутом Древней Русью в XI–первой половине XIII веков.

 

Из похвалы князю Ярославу и книгам

Рис. 3. Портрет из Царского титулярника. 1672.

В древнерусской литературе сохранилось много похвал книгам. Книги ценились высоко, потому что были редки и мало кому доступны. 

 

Авторство «Повести временных лет» приписывают некоему монаху Нестору. Она передала будущим поколениям легенды о том, как Олег, поставив корабли на колеса, подвел их с попутным ветром к Царьграду, как прибил щит над вратами Царьграда, как принял смерть от своего коня и т.д. Значение «Повести временных лет» было велико. Среди жанров «Повести...» есть сказания, предания, хождения, поучения, притчи и т.д.


Похвала  – это особый жанр древнерусской литературы. Произведения такого жанра создавались в честь выдающихся людей.


Ярослав Мудрый (около 978–1054 годов), сын Владимира I Крестителя, был великим князем киевским с 1019 года. Он победил Святополка Окаянного и изгнал его из Киева. Русские люди чтут память князя Ярослава: он победил печенегов и поляков и обезопасил южные и западные границы Руси, прекратил междоусобную вражду между сыновьями Владимира Святославича и собрал русские земли воедино.

Отрывок из «Повести временных лет»

Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, наполняющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей...


Как вы полагаете, прав ли безымянный автор текста: «Велика ведь бывает польза от учения книжного»? Докажите свою точку зрения примерами из книг, кинофильмов, реальной действительности.


«Поучение Владимира Мономаха»

 

Владимир Мономах, великий князь Киевский, был сыном Всеволода Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина Мономаха.

 

Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI–начале XII века и известны под названием «Поучение». Они входят в состав Лаврентьевской летописи.


Поучение  – жанр древнерусской литературы, церковная проповедь, правила жизни.


Рис. 4. Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672.

«Поучение» — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.

 

В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений:

  • не забывайте Бога;
  • гордости не имейте в сердце и уме;
  • старых людей уважайте;
  • «на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего...»;
  • «Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека»;
  • «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя»;
  • «Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите».

 

«Поучение» – это не только свод бытовых нравственных советов, но и политическое завещание князя. Оно выходит за узкие рамки семейного документа и приобретает большое общественное значение.

 

Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве. Междоусобные распри подрывают экономическое и политическое могущество государства, только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.

 

Автор «Поучения» выступает перед нами как высокообразованный книжный человек, эрудированный, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит. Автор предстает перед читателем как человек, в котором воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли.


  1. Когда возникла древнерусской литература?
  2. Какой город Руси стал книжным центром?
  3. Какие советы из «Поучения Владимира Мономаха» актуальны и для современного человека?
  4. Как называется жанр древнерусской литературы, который сообщает, описывает события, пого́дно фиксирует исторические события?


Долгие годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы и поговорки, песни и потешки, загадки и частушки, утешая, веселя.

 

Сохранить эту мудрость помогла письменность и возникновение древнерусской литературы. Книжные памятники не только запечатлели эту мудрость, но и сохранили культуру. Вот как писал об этом Д.С. Лихачев: «Повесть временных лет» явилась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, а цельной, литературно изложенной историей Руси… Можно смело утверждать, что никогда, ни прежде, ни позднее, вплоть до XVI века, русская историческая мысль не поднималась на такую высоту ученой пытливости и литературного умения».


Контрольные вопросы

 

1. Докажите на примере следующих пословиц и поговорок, что они имеют не только прямой, но и переносный смысл:

  • Мал золотник, да дорог.
  • Близок локоть, да не укусишь.
  • Молчанье – золото.
  • Слышал звон, да не знает, где он.

2. Согласны ли вы с тем, какую пользу видит древни летописец в книгах? Почему?


Предыдущий урок
Устное народное творчество. Фольклор в зарубежной литературе. «Калевала»
Устное народное творчество
Следующий урок
Устное народное творчество. Предания. «Воцарение Ивана Грозного». «Петр и плотник»
Устное народное творчество
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Разложение на множители суммы и разности кубов

    Алгебра

  • Представление информации

    Информатика

  • Возведение в степень произведения и степени

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке